Постановление Правительства РФ от 17.08.92 N 594

"Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель"
Редакция от 17.08.1992 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 23.12.93 N 1362»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 1992 г. N 594

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

2. Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации разработать с участием заинтересованных министерств и ведомств и до 1 декабря 1992 года утвердить методику определения размера ущерба, причиненного в результате деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их порчи и уничтожения.

3. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации и Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации в месячный срок представить для утверждения Государственному комитету Российской Федерации по статистике форму статистической отчетности о контроле за использованием и охраной земель.

Е.ГАЙДАР

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 1992 г. N 594

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, разработанный в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и являющийся обязательным для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от подчиненности и форм собственности, а также гражданами на территории Российской Федерации.

Настоящее Положение регулирует отношения впредь до принятия и введения в действие Основ земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Федеративным договором.

2. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется соответствующими Советами народных депутатов и администрациями, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами, иностранными юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

3. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, являются:

Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации и его органы на местах;

Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации и его органы на местах;

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора и его органы на местах;

Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и местные органы архитектурностроительного надзора.

Эти органы осуществляют контроль за использованием и охраной земель во взаимодействии с Советами народных депутатов, администрацией, между собой.

II. Функции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель

4. В соответствии с задачами государственного контроля за использованием и охраной земель органы Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора и Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии со своей компетенцией;

организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель;

принимают меры по устранению нарушений земельного законодательства;

вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции;

информируют население о состоянии земельного фонда и принимаемых мерах по охране земель;

участвуют в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.

5. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:

соблюдением предприятиями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;

пресечением самовольного занятия земельных участков;

предоставлением достоверных сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также информации о наличии свободного земельного фонда;

своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель;

своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации эрозии, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;

соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;

установлением и сохранностью межевых знаков;

своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование.

6. Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:

выполнением природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности;

соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий и материалов для обработки почв, а также при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов;

предотвращением захламления земель, а также загрязнения почв сточными водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами;

соблюдением установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;

осуществлением мероприятий, предусмотренных проектами землеустройства и другими проектами в части охраны почв и рационального использования земель;

достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, мониторинге земель и землеустройстве;

соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;

пресечением самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;

выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;

выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.

7. Государственных комитет санитарно-эпидемиологического надзора и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:

соблюдением санитарного законодательства и санитарных правил при использовании земельных участков, установлении охранных, санитарных, защитных, оздоровительных и рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации промышленных предприятий и объектов по использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных, бытовых материалов и отходов;

предотвращением заражения земель бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами и загрязнения химическими и радиоактивными веществами.

8. Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и местные органы архитектурно-строительного надзора осуществляют контроль за:

предотвращением самовольного строительства;

соблюдением градостроительных требований при использовании земель для строительства объектов.

III. Права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель

9. Должностные лица органов Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерстве экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель и в пределах своей компетенции имеют право:

направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

предъявлять иски в суде и арбитражном суде о взыскивании ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства;

вносить в местную администрацию предложения о приостановлении разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, проведения геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию;

вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии земель в случаях: использования земель не по целевому назначению, нерационального использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки; неиспользования земельных участков в сроки, предусмотренные земельным законодательством;

составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства;

приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, эксплуатацию объектов, агротехнические и лесомелиоративные работы, ведущиеся с нарушением требований земельного законодательства, а также работы, которые проводятся с нарушением установленного режима использования земель природоохранного, природнозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения;

давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения указания и предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;

получать от министерств и ведомств утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;

привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель.

10. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации совместно с другими органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, составляет ежегодный отчет о контроле за использованием и охраной земель.

IV. Порядок наложения штрафов за нарушения земельного законодательства

11. Местные органы Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерстве экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, архитектурностроительного надзора в соответствии со своей компетенцией в административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного законодательства.

12. Местные органы Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве Российской Федерации налагают штрафы за:

самовольное занятие земельных участков;

захламление земель;

порчу и уничтожение плодородного слоя почвы;

нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

проектирование, размещение и строительство объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;

искажение сведений о состоянии и об использовании земель;

нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда;

уничтожение межевых знаков.

13. Местные органы Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации налагают штрафы за:

самовольное занятие земель природоохранного и природно-заповедного назначения;

захламление земель;

загрязнение земель токсичными и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;

порчу и уничтожение плодородного слоя почвы;

невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

проектирование, размещение и строительство объектов, отрицательно влияющих на экологическое состояние земель.

14. Местные органы архитектурно-строительного надзора налагают штрафы за:

самовольное строительство;

проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.

15. Местные органы Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора налагают штрафы за:

самовольное строительство при нарушениях санитарно-гигиенических правил и норм по охране почв;

загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, заражение бактериальными, паразитическими и карантинными вредными организмами.

16. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих государственных контроль за охраной и использованием земель, в соответствии с законодательством об административных нарушениях.

17. Суммы штрафов, налагаемых органами государственного контроля за использованием и охраной земель, вносятся за самовольное занятие земельных участков, самовольное строительство, нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда - на счета внебюджетных фондов местных Советов;

за другие нарушения, предусмотренные статьей 125 Земельного кодекса РСФСР, - на счета республиканских, краевых, областных и местных внебюджетных экологических фондов.

18. Комитет по земельной реформе и земельных ресурсам при правительстве Российской Федерации, Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Государственных комитет санитарноэпидемиологического надзора, Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно издают разъяснения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель и утверждают формы документов, необходимых для его осуществления.