Постановление Госкомстата РФ от 05.02.97 N 8

"Об утверждении Положения о проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследования рабочей силы)"
Редакция от 05.02.1997 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 1997 г. N 8

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ (ОБСЛЕДОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ)

Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследования рабочей силы).

2. С введением данного Положения отменить ранее действующие Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25 мая 1993 г. N 67.

Председатель
Госкомстата России
Ю.А.ЮРКОВ

Утверждено
Постановлением Госкомстата
России
от 5 февраля 1997 г. N 8

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ (ОБСЛЕДОВАНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ)

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Цель обследований

1.1. Выборочные обследования населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы) проводятся во всех республиках, краях, областях, автономной области и округах Российской Федерации с целью получения данных о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, уровне экономической активности и безработицы, изменении состояния рынка рабочей силы.

2. Отчетный период

2.1. Обследование проводится по состоянию на критическую (обследуемую) неделю.

2.2. Критической (обследуемой) неделей устанавливается третья неделя месяца, намеченного для проведения обследования. Критическая (обследуемая) неделя длится с понедельника по воскресенье.

3. Единицы наблюдения

3.1. Единицами наблюдения являются частные домашние хозяйства, отдельные лица, проживающие в этих домашних хозяйствах.

3.2. Частное домашнее хозяйство составляют лица, которые проживают совместно и обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.

Частное домохозяйство может состоять из одного человека, т.е. лица, проживающего в отдельном жилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающего себя всем необходимым для жизни и не объединяющего средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении.

Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными частными домохозяйствами.

3.3. При проведении обследования в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие в нем, включая и тех лиц, которые в отчетный период и период обследования временно отсутствовали, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства) и лица без гражданства.

Постоянным местом жительства, как правило, считается тот населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проводит большую часть своего времени постоянно (обычно). Это место может совпадать или не совпадать с его юридическим постоянным местом жительства (где человек прописан или зарегистрирован).

3.4. Обследованию не подлежат:

военнослужащие, проживающие в казармах и военных зонах;

лица, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, проживающие в учреждениях уголовно - исполнительной системы;

моряки и рыбаки, находящиеся в море.

3.5. Минимальный возраст для измерения экономической активности населения 15 лет, максимальный - 72 года.

3.6. При формировании региональных итогов экономически активное население учитывается по месту проживания.

Раздел 2. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

1. Представительность выборки

1.1. В целях создания надежной основы для сравнительного анализа как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным субъектам Российской Федерации устанавливается размер выборки, равный в целом по России 0,15% от численности населения в возрасте 15 - 72 лет. По отдельным субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора.

1.2. Сформированная выборка гарантирует получение представительных итогов в пределах заданной степени точности и разрезов разработки по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации.

2. Основная (база) выборки

2.1. Информационной базой (основой) для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств служат материалы Всероссийской переписи населения.

2.2. Если между Всероссийскими переписями населения проводится 5% микроперепись, то основа выборки обновляется, и выборка домашних хозяйств для проведения обследования населения по проблемам занятости формируется на базе материалов микропереписи населения.

3. Отбор единиц наблюдения

3.1. Выборка домашних хозяйств для обследования производится на федеральном уровне математическими методами в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Госкомстатом России.

3.2. Процедура отбора основана на вероятностной схеме включения единиц в выборку из типизированной основы выборки, составленной по 8 показателям: численность населения, пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения. Наряду с методом типизации используется метод комбинаторного анализа.

Для формирования выборочной совокупности применяется двухступенчатая выборка.

На первой ступени из типизированной основы выборки со случайным расположением единиц отбора основы выборки систематически отбираются портфели (счетные участки переписи). Сформированная на первой ступени выборка представлена по структурным соотношениям 8 показателей (51 группа) и наибольшему числу их сочетаний. Одновременно (в автоматическом режиме) производится уравновешивание возможных отклонений (выше допустимых) от известной вероятности попадания единиц в выборку как из образованных структурных соотношений 8 показателей, так и их сочетаний.

На второй ступени в отобранных счетных участках случайно отбираются семьи (единицей отбора являются переписные листы, составленные на семью). Отбор семей (домашних хозяйств) производится на основе двух сбалансированных комбинационных таблиц, каждая из которых представляет типизированную основу выборки (совокупность номеров переписных листов), составленную по сочетанию структурных соотношений указанных выше 8 показателей.

3.3. Дополнительный слой для выборки составляют лица, вселившиеся в течение года в новые жилые помещения. Доля отбора для этого слоя населения составляет 0,15% численности лиц в возрасте 15 - 72 лет.

Отбор домашних хозяйств в новых домах производится работниками территориальных органов государственной статистики по специальной схеме, разработанной Госкомстатом России.

3.4. В процессе подготовительной работы перед проведением обследования работниками территориальных органов государственной статистики проводится выверка адресов сформированной выборки на предмет их существования и факта проживания по ним граждан.

Адреса, выпадающие из обследования в связи с тем, что к моменту выверки дом разрушен, поставлен на капитальный ремонт с выселением жильцов, сдан под офис и т.д., заменяются новыми по специальной методике, разработанной Госкомстатом России.

4. Ротация выборки домашних хозяйств

4.1. Выборка домашних хозяйств строится таким образом, что для каждого последующего обследования четвертая часть единиц наблюдения из отобранной совокупности предыдущего обследования исключается и заменяется новыми. Отобранные адреса участвуют в обследовании не более 4 раз подряд.

4.2. Замена выбывающих единиц наблюдения новыми (ротация выборки) производится в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Госкомстатом России.

Раздел 3. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Бланки форм обследования

1.1. Обследование проводится путем опроса населения и записи сведений в карточку на помещение и анкету.

1.2. Карточка на помещение ведется в территориальных органах государственной статистики и представляет собой список всех лиц (независимо от возраста, включая лиц моложе 15 и старше 72 лет), постоянно (обычно) проживающих в помещении, отобранном для проведения обследования. Список лиц актуализируется в ходе каждого обследования (каждой волны обследования), проводимого по отобранному адресу.

1.3. В карточке на помещение по каждому лицу указываются следующие сведения:

номер домохозяйства;

порядковый номер лица в карточке;

фамилия, имя, отчество;

дата рождения;

пол;

образование;

состояние в браке;

порядковый номер проводимого по данному адресу обследования (волны обследования);

информация об участии в обследовании.

1.4. Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости содержит вопросы по учетным признакам обследования, которые задаются в логической последовательности. Анкета обследования утверждается постановлением Госкомстата России.

1.5. В отдельный бланк анкеты вносятся записи по всем опрошенным членам домашнего хозяйства в возрасте 15 - 72 лет (до 5 человек), проживающим по отобранному адресу.

1.6. В анкету не вносятся записи на лиц:

- находящихся в командировках за рубежом и в других населенных пунктах более 6 месяцев;

- живущих по месту учебы студентов (учащихся);

- находящихся на срочной службе в Вооруженных Силах;

- находящихся на лечении в больницах (6 месяцев и более);

- отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно - исполнительной системы или находящихся на принудительном лечении по решению суда;

- моряков и рыбаков, находящихся в период обследования в море.

1.7. После завершения опроса населения по всем отобранным адресам составляется сводная ведомость работы интервьюера (счетчика) по каждому счетному участку, в которой содержатся следующие сводные данные:

- количество помещений, на которые заполнены карточки для проведения обследования;

- количество фактически обследованных помещений;

- количество необследованных помещений по причинам:

никого нет дома, жильцы отсутствуют,

отказ всех проживающих отвечать,

выбыло семей, т.к. все лица моложе 15 лет и старше 72 лет, другое;

- число лиц, внесенных в карточки,

в том числе:

подлежат обследованию в возрасте 15 - 72 лет

не подлежат обследованию:

по возрасту,

находятся на срочной службе в Вооруженных Силах:

- число лиц, фактически опрошенных;

- число лиц, не опрошенных по причинам:

умерло, выбыло на новое место,

отказ отвечать,

отсутствуют длительно,

отсутствуют на момент обследования.

2. Признаки обследования

2.1. В анкете обследования содержатся следующие основные учетные признаки, по которым разрабатывается информация:

а) демографический фон: общее число членов домохозяйства, пол, возраст, семейное положение, родственные отношения в домохозяйстве, гражданство, уровень образования;

б) занятость: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась; поиск или готовность к дополнительной работе;

в) признаки, характеризующие основную работу: вид экономической деятельности, занятие (профессия, должность), классификация по статусу занятых, количество привлекаемых наемных работников для работодателей, нормальная и фактическая продолжительность рабочей недели, причины работы меньше нормальной продолжительности рабочей недели, постоянная, временная занятость;

г) сведения о второй работе: наличие более одной работы, классификация по статусу, вид экономической деятельности, постоянная, временная работа, количество фактически отработанного времени на дополнительных работах;

д) поиск работы: поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю, способы поиска работы, готовность приступить к работе в течение ближайших двух недель, характер работы, к которой незанятый готов приступить, продолжительность поиска работы, регистрация в службе занятости в качестве безработного, получение пособия по безработице;

е) прошлый опыт работы: наличие когда-либо ранее работы у незанятых, профессия или должность по последнему месту работы, продолжительность периода незанятости, причины, по которым незанятые оставили последнее место работы, наличие специальности (профессии) у незанятых, не имеющих опыта работы;

ж) сведения об экономически неактивных лицах: причины отказа от поиска работы, причины неготовности приступить к работе, социальный статус.

2.2. В анкете обследования содержатся следующие вспомогательные признаки, которые не используются при обработке материалов обследования:

а) фамилия, имя, отчество респондента;

б) название региона, населенного пункта, улицы, номер дома, номер квартиры;

в) номер телефона.

2.3. Основные учетные признаки обследования могут дополняться единовременным и периодическим сбором информации по блоку вопросов, характеризующих наиболее актуальные проблемы рынка рабочей силы.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Методологическое и организационное обеспечение обследования

1.1. Методологическое сопровождение проведения обследования обеспечивается Госкомстатом России.

1.2. Госкомстат России с участием подведомственных предприятий и организаций разрабатывает:

- инструментарий обследования;

- методологические и организационные положения по проведению обследования;

- методологию взвешивания и распространения результатов обследования;

- методологию формирования производных признаков обследования и построения базы индивидуальных данных;

- методические рекомендации для работников территориальных органов государственной статистики по подбору и обучению интервьюеров (счетчиков);

- методическое пособие для интервьюеров (счетчиков) по проведению опроса населения;

- технологию компьютерной обработки материалов обследования;

- производит формирование выборки домашних хозяйств и ее плановое обновление перед проведением очередного обследования.

1.3. Организация проведения обследования на региональном уровне осуществляется территориальными органами государственной статистики в соответствии с методологическими рекомендациями, разработанными Госкомстатом России.

1.4. Территориальные органы государственной статистики:

- систематически проводят актуализацию основы выборки;

- на основании сформированной выборки номеров переписных листов устанавливают адреса домохозяйств, отобранных для обследования;

- организуют выверку отобранных для обследования адресов на предмет их существования и факта проживания по ним граждан;

- производят замену адресов, выпадающих из обследования в процессе выверки;

- проводят дополнительный отбор домашних хозяйств, вселившихся в течение года в новые дома;

- с учетом территориального расположения выборки и определенной нагрузки на одного интервьюера (счетчика) формируют счетные участки для каждого интервьюера (счетчика) и составляют для них списки лиц, подлежащих обследованию;

- ведут в динамике картотеку домашних хозяйств, участвующих в обследовании, с необходимой идентификационной информацией;

- организуют оповещение населения о предстоящем обследовании;

- проводят подбор и обучение интервьюеров (счетчиков);

- назначают инструкторов - контролеров из числа работников органов государственной статистики для руководства работой интервьюеров (счетчиков);

- обеспечивают интервьюеров (счетчиков) пособиями по организации работы и проведению опроса, бланками анкет и инструкцией по их заполнению, а также сводных ведомостей работы интервьюера (счетчика), списками лиц, подлежащих обследованию, удостоверениями установленного образца;

- организуют обход населения интервьюерами (счетчиками);

- осуществляют выборочную проверку работы интервьюеров (счетчиков) путем установления повторного контакта с опрошенными лицами;

- проводят первичный контроль и кодирование анкет обследования, ввод данных в компьютер.

1.5. Работа по организации проведения обследования населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы) на региональном уровне проводится во взаимодействии с органами правопорядка и службы занятости.

2. Опрос населения

2.1. Опрос населения начинается в первый понедельник после критической (обследуемой) недели и проводится интервьюерами путем непосредственного посещения домашних хозяйств.

2.2. При непосредственном посещении домашнего хозяйства ответы на вопросы анкеты могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домашнего хозяйства в случае отсутствия респондента в момент опроса.

2.3. Респонденты, принимавшие участие в предыдущих обследованиях, могут быть опрошены по телефону. При проведении опроса по телефону ответы на вопросы анкеты должны быть получены только от самого респондента.

3. Требования к интервьюерам (счетчикам)

3.1. Подбор и обучение интервьюеров (счетчиков) осуществляют территориальные органы государственной статистики в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Госкомстатом России.

3.2. К работе в качестве интервьюеров (счетчиков) не должны привлекаться лица, которые в связи со своей профессиональной деятельностью или по другим причинам могут использовать полученные сведения в ущерб опрашиваемым гражданам.

3.3. Интервьюеры (счетчики) дают письменные обязательства о сохранении конфиденциальности статистических данных, а также других сведений об опрошенных лицах, которые они получили при посещении домашних хозяйств. Обязательство остается в силе и после окончания работы интервьюером (счетчиком).

3.4. При выполнении работы по опросу населения интервьюеры (счетчики) обязаны удостоверять свою личность предъявлением документа. На время работы интервьюерам (счетчикам) выдается удостоверение установленного образца, которое подписывается руководителями администрации региона и территориального органа государственной статистики.

4. Организация работы интервьюеров (счетчиков)

4.1. Интервьюеры (счетчики) работают под руководством инструкторов - контролеров.

4.2. Интервьюеры (счетчики):

- в период обследуемой недели (в отчетный период) проводят предварительный обход населения по отобранным для обследования адресам с целью оповещения о проводимом обследовании, уточнения списков лиц, постоянно (обычно) проживающих в этих помещениях, и согласования даты и времени проведения непосредственного интервью;

- делают дополнительные записи и актуализируют сведения в карточках на помещения;

- проводят опрос лиц в возрасте 15 - 72 лет по вопросам анкеты и отмечают ответы на бланке анкеты;

- проверяют логическую взаимосвязь ответов на отдельные вопросы анкеты в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения анкеты;

- после завершения опроса граждан по всем отобранным для обследования адресам составляют сводную ведомость работы интервьюера (счетчика);

- передают инструктору - контролеру заполненную сводную ведомость работы интервьюера (счетчика), заполненные бланки анкет, карточки на помещение, возвращают удостоверения интервьюера (счетчика), пособия по проведению обследования и другие инструктивные материалы.

4.3. При проведении опроса интервьюеры (счетчики), руководствуясь приведенными в анкете подсказами, последовательно зачитывают вопросы, сформулированные в анкете. Изменение формулировки вопросов анкеты на допускается. При необходимости интервьюеры (счетчики) могут дать пояснения к вопросам анкеты, руководствуясь Инструкцией о порядке ее заполнения и методологическими понятиями и определениями.

4.4. Интервьюерам (счетчикам) не разрешается опрашивать население по адресам, не представленным в выборке.

4.5. В своей работе интервьюеры (счетчики) руководствуются методическим пособием по проведению опроса населения, которое разрабатывается Госкомстатом России.

Раздел 5. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Кодирование данных обследования

1.1. В целях обеспечения увязки единиц наблюдения в последующих опросах используется идентификационный код по каждому опрошенному лицу.

1.2. Кодирование сферы экономической деятельности занятых лиц производится с применением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, принятого и введенного в действие с 1 января 1994 г. Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17.

Базовой статистической единицей для классификации сферы экономической деятельности опрошенных лиц принимается подразделение предприятия, в котором работает респондент, осуществляющее исключительно или главным образом один вид деятельности.

1.3. Кодирование видов экономической деятельности непосредственно в анкетах производится четырехразрядным кодом классификационных группировок для видов экономической деятельности.

1.4. Для разработки сводных итогов виды экономической деятельности агрегируются до уровня следующих группировок:

A. Сельское хозяйство, охота и лесоводство

B. Рыболовство

C. Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

D. Обрабатывающая промышленность

E. Электроэнергия, газ и водоснабжение

F. Строительство

G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования

H. Гостиницы и рестораны

I. Транспорт, складское хозяйство и связь

J. Финансовое посредничество

K. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой; деятельность исследовательская и коммерческая

L. Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование

M. Образование

N. Здравоохранение и социальные услуги

O. Деятельность по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг прочих

P. Деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием

Q. Деятельность экстерриториальных организаций и органов.

1.5. Кодирование занятий в анкете производится четырехразрядным кодом ОКЗ с применением непосредственно Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-93, принятого и введенного в действие с 1 января 1995 г. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 298, и пояснений к группировкам ОКЗ или Общероссийского классификатора профессий рабочих и должностей служащих (ОКПДТР) ОК 016-94, (адаптированного с ОКЗ), принятого и введенного в действие с 1 января 1996 г. Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367.

1.6. При разработке сводных итогов занятия агрегируются до уровня укрупненных групп:

1. Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий.

2. Специалисты высшего уровня квалификации.

3. Специалисты среднего уровня квалификации.

4. Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием.

5. Работники сферы обслуживания, жилищно - коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности.

6. Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства.

7. Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр.

8. Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин, слесари - сборщики.

9. Неквалифицированные рабочие.

2. Схема компьютерной обработки данных

2.1. В территориальных органах государственной статистики:

- производится запись идентификационного кода и основных учетных признаков с бланков анкет на ПЭВМ с использованием программы ввода и контроля данных, подготовленной Госкомстатом России;

- в процессе ввода осуществляется логический контроль информации;

- после завершения записи с анкет производится вторичный контроль введенной информации;

- создается база индивидуальных данных обследованных лиц, в которую записывается идентификационный код и основные учетные признаки.

2.2. Отконтролированная запись индивидуальных данных в сроки, предусмотренные Федеральной программой статистических работ, передается по каналам электронной связи на федеральный уровень для дальнейшей обработки.

2.3. На федеральном уровне производится:

- дополнительный контроль поступившей от территориальных статистических органов информации и слияние региональных данных в единый информационный массив;

- формирование производных признаков для каждого обследованного лица;

- взвешивание и распространение данных;

- расчет индивидуальных весов;

- создание по итогам текущего обследования базы индивидуальных данных, содержащей идентификационный код персоны, основные учетные признаки, производные признаки, индивидуальный вес;

- формирование основных агрегированных таблиц в целом по Российской Федерации и по каждому региону по итогам текущего обследования;

- доведение до территориальных органов государственной статистики фрагментов региональных баз индивидуальных данных текущего обследования, содержащих идентификационные коды, производные признаки и индивидуальные веса, а также основных итоговых таблиц с агрегированными данными.

3. Распространение данных

3.1. Методология взвешивания и распространения результатов обследования основана на присвоении соответствующего веса каждой отдельной единице наблюдения - персоне.

3.2. Применяется метод итеративного взвешивания с использованием в качестве генеральной совокупности текущих данных о численности населения в периоде, наиболее приближенном к отчетному периоду обследования (обследуемой неделе).

3.3. В одной итерации взвешивание и распространение производится последовательно в три этапа.

Процедура заключается в сопоставлении выборочной совокупности (численности обследуемых граждан), стратифицированной с учетом половозрастной и региональной характеристик, с генеральной совокупностью населения по данным текущих расчетов, стратифицированной по этим же характеристикам.

Первый этап - взвешивание или расчет множителя распространения по республике, краю, области, автономной области и округам.

Второй этап - перевзвешивание или расчет корректирующего множителя для каждой группы элементов выборочной совокупности, стратифицированной по полу (мужчины и женщины), возрасту (11 возрастных групп: 15 лет, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 - 72 года).

Третий этап - расчет корректирующего множителя для каждой группы элементов выборочной совокупности, стратифицированной по субъектам Российской Федерации, полу (мужчины и женщины), возрасту (12 пятилетних возрастных групп: 15 - 19 лет, 20 - 24, 25 - 29, 30 - 34, 35 - 39, 40 - 44, 45 - 49, 50 - 54, 55 - 59, 60 - 64, 65 - 69, 70 - 72 года).

3.4. Индивидуальный вес представляет собой произведение множителя распространения, рассчитанного на первом этапе взвешивания в первой итерации, и всех корректирующих множителей, полученных в первой и последующей итерациях.

3.5. Индивидуальный вес присваивается каждой обследованной персоне и в качестве производного признака записывается в базу индивидуальных данных.

3.6. Индивидуальный вес как множитель распространения используется при формировании агрегированных данных на федеральном и региональном уровнях.

4. Создание и ведение баз данных

4.1. В процессе компьютерной обработки материалов обследования создаются следующие базы данных:

на региональном уровне

- база индивидуальных данных обследованных лиц;

- база данных домашних хозяйств, участвующих в обследовании;

- база агрегированных данных по основным учетным признакам обследования;

на федеральном уровне

- база индивидуальных данных обследованных лиц;

- база агрегированных данных по основным учетным признакам обследования;

- база стандартизированных таблиц публикационных бюллетеней.

4.2. База индивидуальных данных обследованных лиц представляет собой записи по каждому опрошенному лицу идентификационного кода, основных учетных признаков, производных признаков и индивидуального веса.

4.3. База данных домашних хозяйств, участвующих в обследовании, создается на основе карточек на помещение и актуализируется в процессе каждого обследования.

5. Хранение информации

5.1. После завершения обработки информации и получения сводных итогов текущего обследования от заполненного бланка анкеты на бумажном носителе отделяется часть со вспомогательными признаками, указанными в пункте 2.2, и уничтожается.

5.2. Бланки анкет с основными учетными признаками обследования на бумажном носителе сохраняются до момента выбытия домашнего хозяйства из выборки и затем уничтожаются.

Раздел 6. ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Приведенные в настоящем разделе понятия и определения используются в целях проведения статистических обследований и обобщения их результатов. Разработаны с учетом рекомендаций Международной Организации Труда (МОТ), резолюции, относящейся к международной классификации статуса занятых, принятой 15-й Международной конференцией статистиков труда (1993 г.).

1. Экономически активное население

1.1. Экономически активное население - часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (раздел 1, п. 3.5), обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

В численность экономически активного населения включаются лица, занятые экономической деятельностью, и безработные.

1.2. Различают "население, активное в данный период (рабочая сила)" и "обычно активное население".

1.3. Население, активное в данный период (рабочая сила), включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые удовлетворяют требованиям отнесения к занятым и безработным в течение краткого периода времени, например, недели (текущая активность).

1.4. К занятым экономической деятельностью относятся лица, которые в рассматриваемый период:

- выполняли работу (хотя бы один час в неделю) по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода независимо от сроков получения вознаграждения или дохода за свою деятельность;

- временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни, работы по специальному графику, нахождения в резерве (такое имеет место на работе на транспорте), установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки, других подобных причин;

- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Лица, владеющие собственным предприятием или собственным делом и работающие на нем, но в рассматриваемом периоде на работе отсутствовавшие по любой причине считаются занятыми, если в период их отсутствия предприятие (дело) продолжало функционировать.

Лица, участвующие по направлениям центров занятости в оплачиваемых общественных работах, считаются занятыми.

Неоплачиваемые работающие члены семьи, участвующие в деятельности семейного предприятия, но в рассматриваемый период не выполнявшие на предприятии никакой работы, не считаются "временно отсутствовавшими" и не учитываются в числе занятых.

Не считаются занятыми экономической деятельностью лица, обучающиеся в дневных учебных заведениях, включая военное училище и военную академию, в аспирантуре, докторантуре дневной формы обучения.

1.5. К безработным относятся лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период удовлетворяли следующим критериям:

- не имели работы (доходного занятия);

- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени.

При отнесении к безработным должны быть одновременно соблюдены все три критерия, перечисленные выше.

При проведении обследования населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы) и измерении безработицы критерий отсутствия работы относится к обследуемой неделе, критерий поиска работы распространяется на четыре недели, предшествующие обследуемой неделе, критерий готовности приступить к работе - на две недели после обследуемой недели. Несмотря на то, что каждый критерий имеет собственные временные пределы, показатель безработицы относится к обследуемой неделе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:

- не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после рассматриваемого периода) и не продолжали дальнейшего ее поиска;

- не имели работы, были готовы приступить к работе, но не искали работу, так как ожидали начало сезона;

- не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение.

1.6. Для лиц, организующих собственное дело, периодом поиска работы считается деятельность до регистрации предприятия. Деятельность после регистрации предприятия считается занятостью на собственном предприятии.

В случаях, когда коммерческая деятельность организуется без формальной регистрации, моментом перехода от поиска работы к самой работе является готовность получить и выполнить первый заказ, или момент поступления финансовых ресурсов, или момент окончания подготовки производственной среды.

1.7. При измерении текущей активности населения отнесение лиц к занятым, безработным и экономически неактивным в данном периоде (обследуемой неделе) производится с применением правил приоритетности: занятости отдается предпочтение перед безработицей, а безработице - перед отсутствием экономической активности.

1.8. Показатель "обычно активное население" относится к преобладающему статусу лиц в течение более длительного периода времени, например, года.

Обычно активное население включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, у которых в течение отчетного года суммарная продолжительность занятости и безработицы была 26 недель и более. При этом определение вида активности лица в каждую конкретную неделю производится в рамках концепции измерения текущей активности и неделей занятости считается работа хотя бы один час в неделю.

Обычно активных лиц можно отнести или к занятому населению, или к безработным в зависимости от того, были ли они преимущественно занятыми или преимущественно безработными в течение периода, когда считались активными.

К числу лиц, основным видом активности которых в течение года была занятость, относятся все обычно активные лица, которые в течение года были больше недель заняты, чем без работы.

К числу лиц, основным видом активности которых в течение года была безработица, относятся все обычно активные лица, которые в течение года были больше недель без работы, чем заняты.

В случаях, когда в течение года периоды занятости и безработицы равны, следуя правилу приоритетности, предпочтение отдается занятости.

1.9. Уровень экономической активности - удельный вес численности экономически активного населения в общей численности населения, измеренный в процентах.

1.10. Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения, измеренный в процентах.

1.11. Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) - промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы.

Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает время с момента начала поиска работы до момента трудоустройства, и продолжительность незавершенной безработицы - время с момента начала поиска работы до момента фиксации безработицы.

2. Экономически неактивное население

2.1. Экономически активное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми или безработными в течение рассматриваемого периода.

2.2. Различают "население, не активное в данный период" - применительно к краткому периоду времени (неделе), и "население, обычно неактивное" - применительно к более длительному периоду, например, году.

2.3. Население, не активное в данный период, включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в данный период (обследуемую неделю) не включены в состав рабочей силы.

2.4. Население, не активное в данный период (обследуемую неделю) и не входящее в состав рабочей силы, в зависимости от соответствия критериям поиска работы и готовности приступить к работе группируется следующим образом:

лица, которые хотят работать, готовы приступить к работе, но в рассматриваемый период не ищут работу;

лица, которые хотят работать, ищут работу в рассматриваемый период, но не готовы приступить к работе;

лица, которые хотят работать, но в рассматриваемый период работу не ищут и не готовы приступить к работе;

лица, которые не хотят работать.

2.5. Выделяются следующие причины экономической неактивности:

посещение дневных отделений учебных заведений;

выход на пенсию, в отставку;

по состоянию здоровья;

выполнение домашних обязанностей, уход за детьми и другими членами семьи;

отчаялись найти работу после длительных поисков;

не знают, как и где искать работу;

другие причины.

2.6. Экономически неактивное население, исходя из социального статуса, делится на следующие категории:

студенты и учащиеся дневной формы обучения;

пенсионеры по возрасту и на льготных условиях;

пенсионеры по инвалидности;

получатели дохода от собственности;

домашние хозяева и другие родственники, отвечающие за уход за домом и детьми;

прочие (все остальные лица, не попадающие ни под одну из перечисленных выше категорий).

2.7. Население, обычно неактивное, включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, основным статусом которых в течение отчетного года не была ни занятость, ни безработица, т.е. лиц, у которых количество недель неактивности в отчетном году превышало 26 недель.

3. Классификация статуса занятых

3.1. Объектом при классификации статуса занятых является работа, выполняемая лицами в рассматриваемый период времени. Работы классифицируются с учетом явного или подразумеваемого трудового договора лица с другими лицами или организациями.

Основными критериями при определении классификационных групп служат характер экономического риска, элементом которого является прочность связей лица с его работой, характер власти над предприятием и другими работниками, которую лица имеют или будут иметь.

3.2. Классификация статуса занятых предусматривает следующие группы:

работающие по найму;

работающие не по найму;

из них:

работодатели;

самостоятельно занятые;

члены производственных кооперативов;

неоплачиваемые семейные работники.

3.3. Классификационные группы определены исходя из различия между "работой по найму" и "работой на собственном предприятии" с учетом одного или нескольких аспектов экономического риска или характера власти, которую явный или подразумеваемый трудовой договор дает лицам, или которой договор обязывает подчиняться.

3.4. Работа по найму - это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает. Основные фонды, некоторые или все инструменты, помещение, которые использует лицо в процессе труда, могут принадлежать другим лицам. Деятельность работника может осуществляться под непосредственным контролем владельца или лиц, определенных владельцем и работающих у него по найму.

3.5. Лица, работающие по найму, или наемные работники - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа по найму".

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками.

К наемным работникам также относятся лица, проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел.

3.6. Наемные работники распределяются на подгруппы:

гражданское население;

военнослужащие.

3.7. К военнослужащим относятся лица, имеющие воинское звание и находящиеся на действительной военной службе по контракту или призыву.

К военнослужащим не относятся лица, состоящие на службе в органах внутренних дел в качестве рядового или начальствующего состава, которым присвоены специальные звания "милиции", "внутренней службы", "юстиции". Военнослужащие, проходящие обучение в военных учебных заведениях дневной формы обучения, не считаются занятыми.

3.8. В зависимости от характера договора наемные работники делятся на следующие группы:

постоянные работники;

временные работники или работники, нанятые на сезонные работы;

работники, выполняющие работу по контракту на определенный период времени;

работники, выполняющие работу по договору на определенный объем работ.

3.9. Работающие не по найму - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа на собственном предприятии". Эта группа объединяет работодателей, самостоятельно занятых лиц, членов производственных кооперативов, неоплачиваемых семейных работников.

3.10. Работа на собственном предприятии (собственном деле) - это работа, при которой вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лицо принимает производственные решения, относящиеся к деятельности предприятия (собственному делу), или делегирует эти полномочия, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия (собственного дела).

3.11. Работодатели - это лица, которые работали самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами на собственном предприятии (в собственном деле) и в этом качестве нанимали на постоянной основе для работы на своем предприятии наемных работников. Все деловые партнеры в этом случае являются работодателями. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.

К работодателям также относятся лица, занятые коммерческой деятельностью без образования юридического лица, профессиональной деятельностью или ремеслом на индивидуальной основе и постоянно использующие труд наемных работников.

К работодателям могут быть отнесены лица, работающие в акционерном обществе, где они самостоятельно или совместно с другими членами семьи, либо с одним или несколькими работающими в этом акционерном обществе партнерами располагают решающей долей собственности, и имеющие право от имени организации заключать договоры с другими организациями, нанимать или увольнять лиц, работающих по найму в этой организации.

3.12. Самостоятельно занятые - это лица, самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход и не нанимающие наемных работников на постоянной основе. Все деловые партнеры в этом случае являются лицами, самостоятельно занятыми. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.

3.13. Члены производственных кооперативов - лица, работающие на собственном предприятии - кооперативе, производящем товары и услуги, где каждый имеет равные с другими членами права при решении вопросов организации производства, инвестирования и распределения дохода между членами организации.

В соответствии со статьей 107 Гражданского кодекса Российской Федерации "производственным кооперативом (артелью)" признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов".

3.14. Неоплачиваемый семейный работник (неоплачиваемый работник семейного предприятия) - это лицо, работающее в качестве помогающего без оплаты на предприятии, принадлежащем родственнику, как проживающему, так и не проживающему в одном с ним домашнем хозяйстве. Эти работники не могут считаться партнерами, так как степень их участия в работе предприятия незначительна по сравнению с участием главы предприятия.

3.15. Лица, выполняющие работы по договорам подряда и другим гражданско - правовым договорам, которые они заключили с юридическим или физическим лицом, могут быть отнесены к наемным работникам, если выполняемая ими работа может быть классифицирована как "работа по найму", к самостоятельно занятым при работодателях - если, исходя из характера и условий выполнения, работа в большей степени соответствует "работе на собственном предприятии (в собственном деле)".

3.16. Классификацию статуса занятых можно условно применять к безработным. В данном случае критерием для классификации является характер прежней выполняемой работы, если она имелась, или характер работы, которую безработный ищет, если он ранее не работал.

4. Основная и дополнительная работа

4.1. Для лиц, занятых экономической деятельностью и имеющих в рассматриваемый период более одной работы (доходного занятия), определяется основная работа и дополнительная работа.

4.2. Основная работа (доходное занятие) - это та работа, которую лицо само считает для себя основной, или та, на которой отработано большее количество часов, или та, которая приносит наибольший доход.

Другая работа, которую данное лицо имело в рассматриваемом периоде, считается дополнительной работой.

4.3. Второй, или дополнительной работой не считается работа на другом предприятии в случаях, предусмотренных родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировки, выполнение сельскохозяйственных работ по направлению предприятия и т.п., а также работа на приусадебном участке для удовлетворения собственных нужд, а не для продажи на сторону, производство ремонтных работ, производство одежды, обуви, мебели и т.п. для удовлетворения нужд своего домашнего хозяйства, а не для продажи на сторону.

4.4. Если респондент работал по основному месту работы больше часов, чем установленная нормальная продолжительность для данного вида работ (т.е. полторы ставки), в этом случае основной считается работа в пределах нормальной продолжительности для данного вида работ. Работа, выполняемая сверх нормальной продолжительности рабочего дня, считается дополнительной.

5. Неполная видимая занятость

5.1. Неполная видимая занятость отражает недостаточный объем занятости. Измеряется двумя показателями: количество неполностью занятых лиц и масштабы видимой неполной занятости.

5.2. К неполностью занятым относятся лица наемного труда или занятые на собственных предприятиях, как работающие, так и отсутствующие на работе, которые были вынуждены работать в данный период меньше часов в неделю, чем установлено распорядком, графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников, или меньше, чем обычно, в связи со снижением спроса на продукцию или услуги, отсутствием клиентов, заказов и т.д., искали дополнительную работу или были готовы работать больше в течение отчетного периода.

5.3. Количество неполностью занятых лиц объединяет следующие категории работников:

лица, работающие "с неполной рабочей неделей" или "с неполным рабочим днем" по условиям трудового договора, в связи с тем, что не смогли найти работу на большее количество времени;

лица, переведенные на неполную рабочую неделю по инициативе администрации (работодателя) или вынужденные перейти на неполную рабочую неделю по причине спада экономической активности;

лица, находящиеся в отпусках по инициативе администрации.

5.4. Масштабы (объемы) видимой неполной занятости - это суммарное время, имеющееся для дополнительной занятости в рассматриваемом периоде применительно к каждому неполностью занятому и исчисленное в часах, днях или в условных лицах, приведенных к полному рабочему времени.