Письмо Госналогслужбы РФ N НИ-6-04/11 и Минфина РФ N 1СГ от 10.01.93

"Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с учетом внесенных в него изменений и дополнений Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России"
Редакция от 10.01.1993 — Документ утратил силу, см. «Письмо Госналогслужбы РФ N ЮБ-4-04/33Н, Минфина РФ N 69 от 11.07.95»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N НИ-6-04/11

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 1сг

ПИСЬМО
от 10 января 1993 года

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ДЕКАБРЯ 1991 Г. N 2030-1 "О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ" С УЧЕТОМ ВНЕСЕННЫХ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 ИЮЛЯ 1992 Г. N 3317-1 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ РОССИИ"

1. Уплачивают ли налог на имущество общественные объединения, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из остающейся в их распоряжении прибыли на содержание указанных объединений, в случае получения ими дохода от хранения своих средств на депозитных счетах в банках?

Да, уплачивают. Деятельность, направленная на получение доходов от хранения средств на депозитных счетах в банках, является предпринимательской, т. к. согласно Закону Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" с изменениями и дополнениями, внесенными в него Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", имущество указанных общественных объединений (кроме общественных организаций инвалидов), осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагается данным налогом в общеустановленном порядке.

2. Следует ли облагать налогом у строительных организаций остатки незавершенного строительства?

Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", Инструкцией Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. N 7 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" установлен перечень статей баланса, используемых при подсчете налогооблагаемой базы, включающий и статью, отражающую стоимость незавершенного строительства. В связи с этим остатки незавершенного строительства подлежат налогообложению.

3. Чем следует руководствоваться при применении подпункта "н" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"?

Данным подпунктом установлено, что налогом не облагается имущество научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования; государственных научных центров, а также научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, ежегодно утверждаемому Правительством Российской Федерации.

При определении научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций указанных академий в целях предоставления налоговой льготы следует руководствоваться их учредительными документами.

Что касается государственных научных центров, научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации, от они освобождаются от уплаты налога на имущество согласно перечню, ежегодно утверждаемому Правительством Российской Федерации. Перечень указанных учреждений, освобождаемых от налога на имущество в 1992 году, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 2399-р.

4. Облагается ли налогом имущество муниципальных кинотеатров?

В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" имущество юридических лиц, используемое исключительно для нужд образования и культуры, освобождается от налогообложения. Поэтому кинотеатры, в том числе муниципальные, являющиеся объектами культуры, исчисление и уплату налога на имущество не производят.

5. Исключаются ли при расчете налога на имущество убытки, а также расходы, не перекрытые средствами фондов и целевого финансирования, отражаемые в квартальной отчетности 1992 года по строке 080 и строке 350 баланса формы N 1?

В приложении N 1 к инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 16 марта 1992 г. N 7 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" в перечне статей актива баланса, используемых при подсчете налогооблагаемой базы, указанные статьи не отражены. Данные по названным статьям в налогооблагаемую базу включать не следует.

6. Инструкцией Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. N 7 установлено, что в связи с изменением методологии бухгалтерского учета использования прибыли и заемных средств по новому Плану счетов бухгалтерского учета, вводимому в 1992 году на территории Российской Федерации, предприятия, перешедшие на этот план счетов, при расчете среднегодовой стоимости имущества корректировку на счета 81 и 82 не производят.

Следует ли при определении среднегодовой стоимости имущества на 1-е число каждого месяца исключать активный остаток по счету 81 "Использование прибыли"?

При исчислении фактической среднегодовой стоимости имущества для расчета налога остатки по счету 81 "Использование прибыли" на 1-е число месяца необходимо из стоимости имущества предприятий исключать. Вместе с тем, поскольку в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета по окончании отчетного года названный счет закрывается, то определяемая стоимость имущества на начало и конец года на данные этого счета не корректируется.

7. В связи с установлением с 1 июля 1992 г. новой ставки налога на имущество предприятий как следует составлять его расчет за 1 и 2 полугодия с.г.?

При пересчете налога на фактическую среднегодовую стоимость имущества предприятия, в условиях введения с 1 июля 1992 г. новой ставки налога, его расчеты за 1 и 2 полугодия следует составлять раздельно.

Сумма налога за 1 полугодие определяется как произведение ставки налога в размере 0.5 процента на частное от деления на 12 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января и 1 июля, а также стоимости имущества предприятия на каждое первое число остальных месяцев 1 полугодия (по основным средствам без учета переоценки на 1 июля).

В аналогичном порядке следует производить расчет налога за 2 полугодие, исходя из вновь установленной ставки. При составлении расчета за 2 полугодие 1992 г. основные средства учитываются по восстановительной стоимости, начиная с расчетов стоимости имущества на 1 июля.

8. Правомерны ли действия предприятий, переводящих в средства в обороте основные средства, приобретенные до 1992 года со стоимостью в пределах 3000 руб.?

Нет, неправомерны, т.к. согласно Указаниям по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности предприятий, приведенным в приложении к письму Министерства финансов Российской Федерации от 16 марта 1992 г. N 6 "О порядке составления квартальной бухгалтерской отчетности предприятий в 1992 году", в состав средств в обороте могут переводиться только основные средства, приобретенные после 1 января 1992 г. со стоимостью в пределах 3000 руб.

9. По какой строке раздела 1 формы N 2 "Отчета о финансовых результатах и их использовании" следует отражать начисленную во втором полугодии за счет финансовых результатов сумму налога на имущество предприятий?

По строке 070 "Доходы и расходы от внереализационных операций" формы N 2 "Отчета о финансовых результатах и их использовании".

10. Следует ли применять штрафные санкции за занижение плательщиком предполагаемой среднегодовой стоимости имущества?

За сокрытие или занижение фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитываемой по окончании отчетного года, плательщик несет ответственность в виде взыскания в бюджет суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двукратном размере этой суммы.

Для применения указанной санкции за занижение предполагаемой среднегодовой стоимости имущества (планового показателя) оснований не имеется.

Государственная налоговая служба и Министерство финансов Российской Федерации просят довести настоящие разъяснения до налоговых и финансовых органов для практического их использования.

Заместитель руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
Н.В.ИВАНОВ

Согласовано
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
С.В.ГОРБАЧЕВ