Постановление Правительства РФ от 06.01.93 N 19

"Об утверждении Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации"
Редакция от 28.02.1996 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 18.07.96 N 848»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 января 1993 г. N 19

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред.- Постановления Правительства РФ от 25.05.94 N 540)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1992 г. N 203 "Об утверждении Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации".

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 января 1993 г. N 19

ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.96 N 202)

Раздел I. Общие положения

1. Министерство путей сообщения Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство железнодорожным транспортом Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт), а также обеспечивает в соответствии с действующим законодательством хозяйственное регулирование в области перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

Министерство путей сообщения Российской Федерации выполняет функции и несет ответственность за решение задач, возложенных действующим законодательством и настоящим Положением.

2. Министерство путей сообщения Российской Федерации в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, другими актами, принятыми Съездом народных депутатов Российской Федерации, Верховным Советом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. В систему Министерства путей сообщения Российской Федерации входят: железные дороги, отделения железной дороги, их линейные предприятия, промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, проектно-изыскательские, другие организации, предприятия и учреждения (далее - предприятия), обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта.

Разделение полномочий между Министерством путей сообщения Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области железнодорожного транспорта определяется законодательными актами Российской Федерации.

Министерство путей сообщения Российской Федерации координирует свою деятельность в вопросах, затрагивающих интересы других видов транспорта, с Министерством транспорта Российской Федерации.

Руководство железными дорогами, объединениями, предприятиями и организациями железнодорожного транспорта в области перевозочного процесса является исключительной компетенцией Министерства путей сообщения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.96 N 202)

4. Министерство путей сообщения Российской Федерации является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Раздел II. Основные задачи и функции

5. Основными задачами Министерства путей сообщения Российской Федерации являются:

обеспечение устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта с целью своевременного и полного удовлетворения потребности в перевозках железнодорожным транспортом, в том числе во взаимодействии с другими видами транспорта, при высоком уровне обслуживания, оптимальных сроках доставки и обеспечении сохранности грузов;

создание совместно с железными дорогами многопрофильной сферы услуг, предоставляемых предприятиями железнодорожного транспорта, формирование банка данных об этих услугах и доведение их до потребителей с целью обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг;

участие в разработке проектов законодательных и нормативных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования железнодорожного транспорта, а также экономического и правового механизма реализации этих актов;

разработка предложений по проведению на железнодорожном транспорте научно-технической и инвестиционной политики, согласование ее с железными дорогами, организация разработки и внедрения новой техники и технологии, комплексного развития железнодорожного транспорта;

разработка по согласованию с железными дорогами принципов экономических взаимоотношений железных дорог, других предприятий железнодорожного транспорта и хозяйственного механизма их деятельности.

6. Министерство путей сообщения Российской Федерации обеспечивает выполнение следующих основных функций:

в области организации управления перевозочным процессом

организация оперативного управления перевозочным процессом;

организация разработки и утверждение графика движения по сети железных дорог, плана формирования поездов;

разработка месячных нормативов использования грузовых вагонов и контейнеров, анализ их исполнения и корректировка, контроль за использованием грузовых вагонов и контейнеров;

координация эксплуатационной работы железных дорог в целях предупреждения затруднений с пропуском поездов;

разработка и утверждение единых нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок;

регулирование погрузки и организации движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций;

разработка единых принципов организации диспетчерской службы, автоматизации процессов управления перевозками, общего информационного обеспечения эксплуатационной работы;

в области экономики и финансов

организация маркетинговых исследований в области перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, разработка совместно с железными дорогами предложений по годовым и перспективным прогнозам развития железнодорожного транспорта, схемам развития и размещения объектов железнодорожного транспорта на перспективу, комплексным мероприятиям по увеличению пропускной и провозной способности сети железных дорог;

разработка проектов федеральных и межгосударственных программ развития железнодорожного транспорта;

определение потребности железнодорожного транспорта в объемах ремонта и модернизации подвижного состава и контейнеров, производстве запасных частей и другой важнейшей продукции, необходимой для нужд железнодорожного транспорта, и организация размещения их на предприятиях;

определение совместно с железными дорогами потребности железнодорожного транспорта в подвижном составе, контейнерах и средствах на их приобретение, а также объемов капитальных вложений и строительно-монтажных работ по стройкам, финансируемым за счет бюджетных ассигнований, выполнение функций заказчика по этим стройкам, организация природоохранной работы на железнодорожном транспорте;

организация разработки и экспертиза проектов на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий и объектов железнодорожного транспорта, сооружаемых за счет бюджетных средств и инвестиционного фонда Министерства, координация деятельности подрядных строительных организаций и предприятий строительной индустрии;

организация финансово-экономической работы на железнодорожном транспорте, учет и распределение между железными дорогами доходов от перевозок;

формирование по согласованию с железными дорогами и другими предприятиями железнодорожного транспорта централизованных фондов и резервов для финансирования капитальных вложений, научных исследований и выполнения других работ, имеющих общеотраслевое значение;

осуществление по поручению железных дорог финансовых взаиморасчетов между ними и другими предприятиями и пользователями услуг железнодорожного транспорта;

проведение тарифной политики в области перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством;

производство расчетов с иностранными железными дорогами, организация бухгалтерского и статистического учета и отчетности, осуществление в установленном порядке контрольно-ревизионной деятельности на предприятиях, в организациях и учреждениях, входящих в систему Министерства;

в области технической политики

определение совместно с предприятиями железнодорожного транспорта приоритетных направлений научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте, координация технической политики в области транспортно-дорожного комплекса с Министерством транспорта Российской Федерации, организация выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и использованию принципиально новых технических средств, технологий и материалов, осуществление финансирования этих работ;

проведение единой технической политики в области содержания, ремонта и модернизации технических средств железнодорожного транспорта;

определение структуры и типоразмерного ряда подвижного состава и других технических средств, участие в установленном порядке в сертификации образцов новой техники и подготовка предложений по постановке продукции на серийное производство;

разработка общеотраслевых нормативно-технических документов, регламентирующих эксплуатацию, содержание и ремонт технических средств, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда;

организация работы в области стандартизации, метрологии и унификации продукции, научно-технической информации и распространения передового опыта, методическое руководство изобретательской и патентно-лицензионной деятельностью;

в области материально-технического снабжения

определение потребности железнодорожного транспорта в материально-технических и топливно-энергетических ресурсах по продукции, заказываемой предприятиями железнодорожного транспорта, в том числе для поставки в составе продукции для государственных нужд, обеспечения их продукцией по централизованно регулируемой номенклатуре;

координация деятельности предприятий системы материально-технического снабжения железнодорожного транспорта и организация работы по заключению договоров и поставкам ресурсов;

обеспечение поставок железнодорожному транспорту материалов, оборудования и запасных частей, приобретаемых по импорту;

создание резервов основных видов материально-технических ресурсов для ликвидации последствий стихийных бедствий, непредвиденных работ;

организация работы по ресурсосбережению;

в области внешнеэкономической деятельности

представление интересов железнодорожного транспорта Российской Федерации от имени Правительства Российской Федерации в международных организациях, разработка и заключение в установленном порядке с иностранными железными дорогами (ведомствами), организациями и фирмами соглашений или договоров по вопросам перевозок грузов и пассажиров, развития международных транспортных связей. Министерство путей сообщения Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности представляет российские железные дороги (РЖД). Для решения вопросов, связанных с перевозками пассажиров и внешнеторговых грузов, Министерство может иметь на иностранных железных дорогах свои представительства или уполномоченных представителей;

заключение с соответствующими органами управления железнодорожным транспортом других государств соглашений по вопросам функционирования железнодорожного транспорта;

содействие предприятиям железнодорожного транспорта в организации работы по развитию их внешнеэкономической деятельности, установлении ими прямых производственных и научно-технических связей с зарубежными предприятиями и фирмами;

оформление в установленном порядке паспортно-визовой документации для выезда за рубеж работников железнодорожного транспорта;

в области кадров, труда и социальных вопросов

организация системы профессионального и экономического обучения кадров исходя из потребности предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта, обеспечение содержания и развития материальной базы этой системы;

управление подготовкой специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров массовых профессий в учебных заведениях и на производстве, осуществление общего руководства общеобразовательными школами, дошкольными и внешкольными учреждениями на железнодорожном транспорте;

проведение на железнодорожном транспорте эффективной кадровой политики, контроль за квалификационным составом и профессиональным уровнем руководящих работников предприятий и организаций железнодорожного транспорта;

разработка рекомендаций по формам организации и стимулирования труда, совершенствованию его нормирования и условий оплаты, организации рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;

установление в соответствии с действующим законодательством особых условий труда, режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов;

осуществление в пределах своей компетенции мер по обеспечению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.05.94 N 540)

7. Министерство путей сообщения Российской Федерации наряду с выполнением перечисленных функций:

осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, а также объектов железнодорожного транспорта, проводит анализ причин нарушений правил безопасности движения и осуществляет с участием железных дорог меры по предупреждению крушений, аварий и экологических бедствий, устанавливает правила нахождения в зонах повышенной опасности и проведения в них работ;

разрабатывает совместно с Министерством транспорта Российской Федерации предложения по развитию перевозок в прямом смешанном сообщении, а также взаимодействию в работе с другими видами транспорта;

устанавливает порядок выпуска и курсирования по железнодорожным путям общего пользования подвижного состава предприятий и организаций, независимо от их подведомственности и форм собственности;

утверждает отраслевые стандарты и технические условия на продукцию, производимую предприятиями и организациями отрасли для нужд железнодорожного транспорта;

организует в установленном порядке на предприятиях промышленности приемку (техническую инспекцию) железнодорожной техники и другой продукции, поставляемой для железнодорожного транспорта;

определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации о земле порядок использования земель в пределах полосы отвода железных дорог, строительства на них зданий и сооружений, согласовывает соответствующие строительные нормы и правила, определяет условия пересечения железнодорожных путей трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими коммуникациями, а также минимальные расстояния от объектов, связанных с производством, хранением, погрузкой, транспортировкой и выгрузкой взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных, ядовитых и отравляющих веществ, до железнодорожных путей общего пользования и сооружений;

устанавливает порядок проведения испытаний, а также проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог, Устава железных дорог, технических условий погрузки и крепления грузов и других нормативных актов у работников железнодорожного транспорта, порядок проведения испытаний и выдачи свидетельств на право управления локомотивом на путях общего пользования, порядок присвоения класса машинистам локомотивов железных дорог и других предприятий независимо от их подведомственности и форм собственности;

организует надзор за соблюдением правил эксплуатации электрических, тепловых и теплоэнергетических установок на железнодорожном транспорте;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке обязательные для всех предприятий (объединений), организаций, учреждений и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте;

осуществляет медико-санитарное и лекарственное обеспечение работников железнодорожного транспорта и членов их семей, устанавливает порядок медицинского освидетельствования и осмотра персонала, связанного с движением поездов, а также подвергающегося воздействию вредных и неблагоприятных условий труда;

организует торговое и бытовое обслуживание работников железнодорожного транспорта и членов их семей;

совершенствует организационную структуру управления железнодорожным транспортом, вносит в Правительство Российской Федерации предложения по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог;

устанавливает границы железных дорог и отделений железных дорог;

организует в установленном порядке третейское разбирательство хозяйственных (экономических) споров между железными дорогами, другими предприятиями железнодорожного транспорта, возникающих из взаимоотношений между ними;

организует проведение работ по мобилизационной подготовке и гражданской обороне железнодорожного транспорта, осуществляет разработку единой концепции мобилизационной подготовки отрасли, обеспечивает взаимодействие с заинтересованными организациями по вопросам выполнения перевозок в особый период, содержания технических средств и материальных ценностей в мобилизационном резерве и специальном запасе;

обеспечивает проведение необходимых мероприятий по защите государственных секретов Российской Федерации на железнодорожном транспорте.

Раздел III. Организация деятельности Министерства

8. Министерство путей сообщения Российской Федерации в пределах своей компетенции издает приказы, указания, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения всеми железными дорогами и другими предприятиями железнодорожного транспорта.

9. Министерство путей сообщения Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в организациях и учреждениях железнодорожного транспорта, разрабатывает предложения по совершенствованию этих актов.

10. Министерство путей сообщения Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый Президентом Российской Федерации.

Министр путей сообщения Российской Федерации:

входит по должности в состав Правительства Российской Федерации, осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций;

распределяет обязанности между заместителями Министра, назначаемыми Правительством Российской Федерации, устанавливает степень ответственности их и руководителей структурных подразделений Министерства;

награждает в установленном порядке передовых работников системы Министерства нагрудными знаками, почетными грамотами и применяет иные виды поощрения;

вводит в установленном порядке форму одежды и знаки различия для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта;

утверждает в пределах установленных численности работников и фонда оплаты труда структуру центрального аппарата, штатное расписание и положения о подразделениях Министерства, а также смету расходов на содержание центрального аппарата в пределах выделенных бюджетных средств на соответствующий период;

назначает и освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата Министерства, заместителей начальников железных дорог, начальников отделений железных дорог.

11. Министр путей сообщения Российской Федерации может образовывать научно-технический совет.

12. В Министерстве путей сообщения Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, руководящих работников Министерства путей сообщения Российской Федерации.

В состав коллегии могут входить руководители подведомственных и других предприятий, организаций и учреждений.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности железнодорожного транспорта. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами или указаниями Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.