Письмо Госналогслужбы РФ от 27.01.93

"Изменения и дополнения N 4 Инструкции государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"
Редакция от 27.01.1993 — Документ утратил силу, см. «Инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 февраля 1993 года N 145


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 января 1993 года

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ N 4 ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 МАРТА 1992 Г. N 4 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" (*)

В соответствии с Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4191-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства" в указанную Инструкцию вносятся следующие изменения и дополнения.

1. Пункт 6 после абзаца первого дополняется абзацем следующего содержания:

"Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключают экспортные тарифы.".

2. Пункт 9 после абзаца первого дополняется абзацем следующего содержания:

"В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством).".

3. Пункт 10 дополняется абзацем следующего содержания:

"По предприятиям, осуществляющим экспортно-импортные товарообменные операции (в т.ч. осуществляемые на бартерной основе), выручка в валюте для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов.".

4. Пункт 11 излагается в следующей редакции:

"11. Предприятия (в том числе получившие убыток), имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов.

Предприятия, полностью освобожденные от уплаты в бюджет налога на прибыль, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, не уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов.

Предприятия, для которых применяются пониженные ставки налога на прибыль, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной с учетом данных понижений ставок налога на прибыль.

При этом сумма превышения расходов на оплату труда, исчисленная как разница между удвоенной нормируемой величиной этих расходов, определяемой в установленном порядке, и нормируемой величиной, облагается по основным ставкам налога на прибыль.

Предприятия, имеющие виды деятельности, по которым установлены разные ставки налога на прибыль, при отсутствии раздельного учета расходов на оплату труда по видам деятельности, исчисление налога с сумм превышения расходов на оплату труда в пределах удвоенной нормируемой величины производят по ставке 45 процентов.

С суммы превышения фактических расходов на оплату труда против удвоенной нормируемой величины этих расходов налог исчисляется по всем предприятиям по ставке 50 процентов.

В соответствии с законодательством порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, ежегодно устанавливается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В 1993 году нормируемая величина расходов на оплату труда определяется исходя из фактической среднемесячной оплаты труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в части, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг) (но не выше четырехкратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации, установленного законом), и фактической среднесписочной численности этой категории работников (в том числе работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате предприятия (выполняющих работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правого характера), за соответствующий период 1993 года.

Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 г. N 17-10-0370.

В случаях, когда предприятие работает неполный год, то для определения нормируемой величины расходов на оплату труда среднесписочная численность работников определяется за все месяцы работы предприятия в году путем суммирования среднесписочной численности за указанный период и деления полученной суммы на соответствующее отработанное число месяцев.

Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы.

Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.

Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. N 81/604-К-3/6-84 (письмо Минфина СССР от 7 апреля 1989 г. N 48 "Об условиях работы по совместительству"), определено, что продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день или полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующих категорий работников.

При превышении указанного предела среднемесячной оплаты труда, обусловленном предусмотренными действующим законодательством выплатами, связанными с районным регулированием заработной платы, оплатой стоимости рациона коллективного питания, бесплатно предоставляемого членам экипажей морских, речных судов, диспетчерам и членам экипажей авиаотрядов, плавсоставу рыбопромыслового флота, оплатой стоимости выдаваемых бесплатно форменной одежды и обмундирования (только для предприятий и ведомств, в которых форменная одежда и обмундирование введены в соответствии с законодательством), соответственно увеличивается предельный среднемесячный размер оплаты труда, исчисленный в указанном выше порядке. Нормируемая величина расходов на оплату труда увеличивается также на суммы выплат матерям (или другим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ним), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и находящимся в соответствии с действующим законодательством в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

При определении нормируемой величины расходов на оплату труда выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы, включая надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляемые по решениям Правительства, принимаются в начисленных суммах от всей суммы, начисленной на оплату труда работникам основной деятельности, включаемую в себестоимость продукции (работ, услуг). Нормируемая величина расходов на оплату труда (не выше четырехкратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации, установленного законом) увеличивается на сумму указанных выше выплат для предприятий любых организационно-правовых форм, на которых производятся выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы.

Социальные пособия и компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящих в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, определяются в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 мая 1992 г. N 515 "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат в 1992 году" и от 14 ноября 1992 г. N 1365 "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат семье с детьми и другим категориям граждан" с учетом последующих изменений законодательства.

При исчислении среднемесячной заработной платы работников, занятых в основной деятельности, состав затрат на оплату труда определяется в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

Порядок нормирования расходов на оплату труда, предусмотренный настоящим пунктом, не распространяется на предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (за исключением предприятий и инвесторов государств - членов СНГ).

В случае сокращения численности работающих на предприятиях при определении фактической среднемесячной заработной платы работников, занятых в основной деятельности, за соответствующий отчетный период 1993 года, учитываемой для нормирования расходов на оплату труда, из суммы начисленных расходов на оплату труда этой категории работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), исключается сумма начисленной заработной платы работникам за два месяца после их сокращения.

Форма расчета и примеры определения в 1993 году порядка расчета и уплаты в бюджет налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной приведены в приложении 1 и 2 настоящих изменений и дополнений.".

5. В пункте 12:

в абзаце первом исключаются слова "и 11"

абзац шестой исключается.

6. В пункте 13:

в абзаце втором исключаются слова "(кроме массовых концертно-зрелищных мероприятий, порядок определения прибыли, полученной от проведения этих мероприятий, предусмотрен в VI разделе настоящей Инструкции)"

абзац третий исключается.

7. Абзац шестой пункта 16 заменяется абзацем следующего содержания:

"Прибыль, полученная в результате совместной деятельности нескольких предприятий без создания юридического лица, а также полученная полным товариществом, распределяется между участниками совместной деятельности или членами полного товарищества до налогообложения на основании заключенного ими договора. Прибыль, полученная каждым участником совместной деятельности или членом полного товарищества, являющимся юридическим лицом, после распределения включается во внереализационные доходы (в доходы) и облагается налогом в составе валовой прибыли (дохода) по установленным ставкам налога на прибыль (доход).".

8. Пункт 18 дополняется абзацем следующего содержания:

"В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 4408-1 "О финансировании государственных расходов из бюджетов Российской Федерации в I квартале 1993 года", впредь до принятия Закона Российской Федерации о бюджетной системе Российской Федерации на 1993 год норматив отчислений в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований для предприятий на I квартал 1993 года по налогу на прибыль установлен, исходя из ставки 22 процента.".

9. В пункте 19:

подпункт "а" излагается в следующей редакции:

"а) направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения.

Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственной базы, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.

При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям следует руководствоваться письмом Минфина СССР и ЦСУ СССР от 12 декабря 1986 г. N 219/6-2-14 "Основные положения по учету капитальных вложений" и Инструкцией Госкомстата СССР от 26 июля 1991 г. N 133 "Основные положения о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству".

На средства, направленные предприятием на погашение ссуд банка, полученных на эти цели, а также при долевом участии в финансировании капитальных вложений сторонних предприятий, данная льгота не распространяется."

в подпункте "г":

в абзаце первом слова "оздоровительные фонды" заменяются словами "оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия", а слова "культуры и спорта, но не более двух процентов облагаемой налогом прибыли" заменяются словами "культуры и кинематографии, архивной службы и спорта, ассоциациям, творческим союзам, гильдиям и иным объединениям творческих работников, но не более трех процентов облагаемой налогом прибыли, а в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более пяти процентов облагаемой налогом прибыли"

подпункт после абзаца первого дополняется абзацем следующего содержания:

"При этом общая сумма указанных выше взносов не может превышать пяти процентов облагаемой налогом прибыли."

подпункт "е" излагается в следующей редакции:

"е) направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении;"

подпункт "з" после слов "социальной сферы личного состава пенитенциарной системы России" дополняется словами "и спецконтингента,".

10. Абзац шестой подпункта "б" пункта 22 излагается в следующей редакции:

"Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предусмотрено обязательное установление статуса уже существующих на территории Российской Федерации государственных и муниципальных предприятий и объединений всех видов, в том числе научно-производственных объединений, концернов, ассоциаций и прочее в соответствии названным Законом. Предприятиям, являющимся участниками межотраслевых государственных объединений, концернов, ассоциаций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" предписано установить до 1 октября 1992 г. организационно-правовую форму объединений в соответствии с действующим законодательством, преобразовав их в товарищества или акционерные общества с одновременным определением размеров вкладов предприятий-учредителей в их уставный капитал.".

11. В пункте 24:

в абзаце первом слова "(на основании бухгалтерского баланса)" заменяются словами "(по данным годового бухгалтерского отчета)"

пункт дополняется абзацем следующего содержания:

"При исчислении данной льготы в расчет принимается полученный предприятием за год убыток от основной деятельности (реализации продукции, работ, услуг, получения финансового результата от иной деятельности, предусмотренной в учредительных документах). Не учитывается при расчете убыток, возникший по причине включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, повлекших к сокрытию или занижению прибыли, а также превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной.

Сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождается от налогообложения, распределяется равными долями на последующие пять лет.".

12. В пункте 25 слова "установленные пунктами 19 (кроме подпункта "и"), 22 (подпункт "а") и 24" заменяются словами "установленные пунктами 19 (кроме подпунктов "е" и "и"), 22 (подпункт "а") и 24".

13. В пункте 26:

абзац седьмой дополняется текстом следующего содержания:

"К социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, относятся: оказание медицинской помощи; обеспечение лекарственными препаратами; санаторно-курортное лечение; обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и иных сфер жизни; социально-бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание; общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание новых рабочих мест; создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно-бытового и отдельных зданий производственного назначения)."

абзац девятый дополняется текстом следующего содержания:

"При этом не подлежит налогообложению только та прибыль, которая получена от реализации продукции средств массовой информации, а не от других видов деятельности."

пункт дополняется абзацами следующего содержания:

"от производства продуктов детского питания;

музеев, библиотек, филармонических коллективов, государственных театров;

до 1 января 1994 г. получаемая от реализации военного имущества и оказания услуг Министерства обороны Российской Федерации - в случае ее направления на улучшение социально-экономических и жилищных условий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.".

14. В пункте 31:

в абзаце втором исключаются слова "В 1992 году"

абзац третий после слов "по месту своего нахождения" дополняется словами "до первого числа текущего квартала"

пункт дополняется абзацами следующего содержания:

"При изменении в течение квартала предполагаемой прибыли плательщик по согласованию с финансовым органом может пересмотреть сумму авансовых взносов налога на прибыль.

Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Центральным банком Российской Федерации.

Для исчисления данной суммы следует применять годовую учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшую на 15 число второго месяца истекшего квартала отчетного периода, деленную на четыре.

Например, исходя из предлагаемой прибыли на I квартал 1993 г. в сумме 1000 тыс. руб. сумма фактически внесенных авансовых взносов налога на прибыль при ставке 32% составила 320,0 тыс. рублей. Фактически получено прибыли за I квартал 1993 г. 1200 тыс. руб., от которой налог исчислен в сумме 384,0 тыс. рублей, т. е. авансовые взносы были занижены на 64,0 тыс. рублей. Следовательно, доплата налога на прибыль за I квартал 1993 г. при процентной ставке Центрального банка Российской Федерации за пользование кредитом в размере 80% годовых, а на квартал 1/4 от этой ставки, т.е. 20%, составит 12,8 тыс.руб. (64,0 тыс.руб.х 20%). Общая сумма доплаты составит 76,8 тыс.руб. (64,0 тыс.руб.+ 12,8 тыс.руб.).

Если фактическая сумма прибыли за I квартал 1993 г. составит 900,0 тыс.руб., то причитающаяся сумма налога с этой прибыли будет равна 288,0 тыс.руб. или меньше на 32,0 тыс.руб. по сравнению с авансовыми платежами. Возврату из бюджета подлежат не 32,0 тыс. руб., а больше на 6,4 тыс.руб. (32,0 тыс.руб.х 20%). Общая сумма возврата из бюджета составит 38,4 тыс.руб. (32,0 тыс.руб.+ 6,4 тыс.руб.). При этом следует иметь в виду, что возврат из бюджета не может быть более сумм авансовых взносов, внесенных в бюджет в отчетном квартале данным предприятием.".

15. В пункте 39 в абзаце третьем слово "Непредставление" заменяется словами "Непредставление в течение следующего за отчетным года", а слова "(договора об оказания аудиторских услуг)" исключаются.

16. В пункте 40 подпункт "г" исключается.

17. В пункте 41:

абзац первый после слов "с доходов" дополняется словом "предприятий", а после слов "по ставке 15 процентов" дополняется словами "а с указанных доходов банков - по ставке 18 процентов"

абзац четвертый исключается.

18. В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" настоящие изменения и дополнения, а также приложения к ним вводятся в действие начиная с итогов деятельности за I квартал 1993 г., за исключением отдельных пунктов, которые вводятся в действие в следующем порядке:

абзацы четвертый и пятый пункта 13 - с 8 февраля 1992 года;

абзац второй пункта 17 - с 1 января 1992 года.

Приложения 1, 2 и 4 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" с учетом изменений и дополнений N 2 к указанной Инструкции заменяются приложениями 1, 2 и 3 настоящих изменений и дополнений.

Приложение 6 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" заменяется приложением 6 в новой редакции.

(*) Ранее в указанную Инструкцию соответствующие изменения и дополнения были внесены 25 июня 1992 г. N ВГ-4-01/37 за N 2 (государственный регистрационный номер 59 от 15 сентября 1992 г.), 20 января 1993 г. N ВГ-4-01/5н за N 3.

Руководитель Государственной
налоговой службы
Российской Федерации
И.Н.ЛАЗАРЕВ

Согласовано:
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
С.В.ГОРБАЧЕВ