Постановление Правительства РФ от 28.08.97 N 1090

"О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы"
Редакция от 28.08.1997 — Действует

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 1997 г. N 1090

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 1997-1999 ГОДЫ

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3004) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Старшее поколение" на 1997-1999 годы (далее именуется - Программа).

2. Утвердить Министерство труда и социального развития Российской Федерации государственным заказчиком Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в 1998 и 1999 годах. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета.

4. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, являющимся исполнителями соответствующих мероприятий Программы, обеспечить их реализацию в пределах выделенных на эти цели средств.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах средств их бюджетов: принять участие в реализации мероприятий Программы; предусматривать в региональных программах социально-экономического развития комплексные меры социальной поддержки граждан старшего поколения.

6. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 844 "О разработке федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3771).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 1997 г.
N 1090

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"
на 1997-1999 годы

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 1997-1999 ГОДЫ

Наименование Программы -   федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997-1999 годы
     
Наименование, номер и дата - принятия решения о разработке Программы   Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы"
     
Государственный заказчик и - основной разработчик Программы   Министерство труда и социального развития Российской Федерации
     
Цель Программы, важнейшие - целевые показатели   формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и повышению степени их социальной защищенности; смягчение социально-экономических последствий переходного периода экономики для граждан старшего поколения; улучшение "социального самочувствия" граждан старшего поколения; активизация участия граждан в добровольной деятельности по решению социальных проблем пожилых людей
     
Сроки реализации Программы -   1997-1999 годы
     
Основные мероприятия - Программы   мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности граждан старшего поколения (обеспечение правовой защиты; совершенствование охраны здоровья; поддержание жизнеспособности и активности; повышение материальной обеспеченности; оптимизация среды жизнедеятельности; предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья; создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных, культурных потребностей и личностного потенциала в пожилом возрасте); мероприятия по улучшению условий функционирования государственных систем и служб, осуществляющих деятельность в интересах пожилых людей (научно-методологическое обеспечение, проведение научных исследований, совершенствование статистической базы, информатизация проблем старения населения, кадровое обеспечение и информационная деятельность)
     
Основные исполнители - Программы   Министерство труда и социального развития Российской Федерации Министерство экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Минибтерство внутренних дел Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации Государственный комитет Российской Федерации по статистике Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму Федеральная миграционная служба России Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии Инспекция негосударственных пенсионных фондов Российская академия медицинских наук открытое акционерное общество "Росгосстрах"
     
Объемы и источники - финансирования   848,465 млрд. рублей на 1998-1999 годы из средств федерального бюджета (в ценах 1996 года). Средства, выделяемые из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти на текущее финансирование. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию)
     
Ожидаемые конечные - результаты реализации Программы   дальнейшее продвижение к более полному обеспечению конституционных гарантий и удовлетворению жизненно важных потребностей граждан старшего поколения; улучшение положения граждан старшего поколения с учетом современной демографической и социально-экономической ситуации; развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление помощи и услуг гражданам старшего поколения; укрепление механизма межотраслевого взаимодействия по разрешению социальных проблем старшего поколения; осуществление подготовки к проведению в Российской Федерации Международного года пожилых людей (1999 год)
     
Организация контроля за - исполнением Программы   контроль за реализацией Программы осуществляют Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ

ВВЕДЕНИЕ

Старение населения - объективный общемировой процесс. Это побудило мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на данное социальное, экономическое и культурное явление. Принципы ООН в отношении пожилых лиц "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" (1991 год) предусматривают обеспечение им независимости, возможности участвовать в социальном развитии, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства. Принято решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей под девизом "По пути к обществу для людей всех возрастов".

Россия, активно участвуя в развитии международного сотрудничества в социальной области, в частности по разрешению проблем пожилых людей, поддержала указанные Принципы ООН и решение о провозглашении 1999 года Международным годом пожилых людей.

Свыше 30 млн. россиян, достигнув установленного пенсионного возраста по старости, принадлежат к старшему поколению. Переход России к рыночным отношениям сопровождается ухудшением "социального самочувствия" большинства пожилых людей, оказавшихся среди малообеспеченных. Ограничения, обусловленные возрастом, не позволяют им утвердиться в качестве полноправных участников преобразований. Так как пожилые люди и в перспективе останутся одним из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения России, возрастает ответственность государства перед ними.

Федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997-1999 годы (далее именуется - Программа) подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы".

Программа разработана Министерством труда и социального развития Российской Федерации при участии ряда заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Учтены предложения субъектов Российской Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В Российской Федерации наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет): 1959 год - 11,8 процента, 1970 год - 15,3, 1979 год - 16,3, 1989 год - 18,5, 1996 год - 20,5 процента. В городах этот показатель достигает 19,4 процента, а на селе - 23,3 процента.

В настоящее время по сравнению с 1959 годом число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза при незначительной доле очень старых людей в составе населения. Более чем в 6 раз увеличилось число людей в возрасте старше 85 лет в городских поселениях.

В 1995 году отмечена высокая демографическая нагрузка: на 100 человек трудоспособного возраста приходится 75 нетрудоспособных по возрасту, в том числе лиц старше трудоспособного возраста - 35,9. В 1959 году в демографической нагрузке (71,3) люди пенсионного возраста составляли 20,2.

Доля граждан старшего поколения колеблется в широком диапазоне по регионам России. Факторы, способствовавшие старению населения, особенно проявились в европейской части страны (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы). В меньшей степени этими процессами были затронуты Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Ряд регионов России, отнесенных к неблагополучным по социально-экономическому положению, входит в состав экономических районов с наиболее высокой численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой.

В 36 регионах России доля пожилых людей превышает среднероссийский показатель. Наиболее сложная ситуация наблюдается в тех регионах, где этот показатель составляет от 25 до 27,1 процента (Ивановская, Рязанская, Тамбовская, Курская, Псковская, Тверская, Тульская, Воронежская области).

Выше средней величины доля пожилых людей в составе сельского населения отмечается в 32 регионах страны. В ряде территорий показатель численности сельского населения в возрасте старше трудоспособного достигает максимальных значений - от 294 до 357 на 1000 человек (Смоленская, Тульская, Нижегородская, Белгородская, Липецкая, Ярославская, Орловская, Тамбовская, Новгородская, Калужская, Воронежская, Тверская, Брянская, Псковская, Курская, Рязанская области, Республика Мордовия).

Обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время российские женщины в городах живут дольше мужчин на 13,3 года, а сельские - на 13,8 года. В некоторых областях Центрального района (Владимирская, Рязанская, Тульская, Ярославская области) разница превышает 16 лет. Доля одиноких женщин в возрасте от 70 лет составляет более 80 процентов от общего числа женщин этого возраста.

У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют четыре-пять хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное. Нарушения здоровья пожилых людей не в полном объеме компенсируются социальными мерами.

Главным источником дохода большинства пожилых россиян остается пенсия. В 1996 году в целом по России средний размер ежемесячной пенсии составлял около 37 процентов средней заработной платы, поэтому по уровню материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории "традиционно бедных".

Соотношение среднедушевых доходов домохозяйств пенсионеров и величины прожиточного минимума в 1996 году составило 169,6 процента (1990 год - 272 процента, 1994 год - 146 процентов). Заметно возрос среднедушевой денежный расход домохозяйств пенсионеров (IV квартал 1995 г. - 262,9 тыс. рублей в месяц, IV квартал 1996 г. - 422,6 тыс. рублей в месяц).

Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61-65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71-75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых. Сокращается численность работающих пенсионеров.

Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета реально ограничивается возрастными нарушениями здоровья, отсутствием у большинства пенсионеров собственности, позволяющей получать доходы. Лишь незначительная часть пенсионеров имеет прибыль от дивидендов, сдачи в аренду жилья, автомобиля и другой собственности.

Восприятие пожилыми людьми экологических, социально-экономических факторов как угрозы здоровью и благополучию приводит их в число мигрантов. Численность пенсионеров по старости среди беженцев и вынужденных переселенцев достигает 15 процентов их общего числа. Около половины из них - одинокие пожилые люди, которые не в состоянии

самостоятельно обустроиться на новом месте жительства и вследствие этого нуждаются в социальном патронаже.

Новые реальности требуют пристального внимания к лицам без определенного места жительства и занятий, среди которых 15-20 процентов составляют пожилые люди. Лишенные жилья, постоянного дохода и прочных социальных связей, они пополняют беднейшие слои населения, оказываются носителями повышенной санитарно-эпидемиологической опасности и в своем большинстве криминогенно активны.

Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан России: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.

1996-2006 годы будут характеризоваться дальнейшими изменениями возрастной структуры населения. Доля лиц пожилого возраста предполагается стабильно высокой (на уровне 20 процентов общей численности населения страны; в городах она увеличится до 19,8 процента, в сельской местности уменьшится до 20,2 процента). В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения страны, имеют долгосрочный характер.

Высокая численность пенсионеров России приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.

Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан России, можно отметить положения федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О погребении и похоронном деле", указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по жизненно важным для пожилых людей вопросам, мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения.

Дальнейшее решение проблем пожилых людей находит отражение в ряде федеральных целевых программ (федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы, Федеральная миграционная программа на 1996-1997 годы и другие). Субъекты Российской

Федерации с учетом экономических возможностей осуществляют мероприятия по решению проблем граждан старшего поколения главным образом в рамках региональных программ социально-экономического развития, социальной поддержки населения, целевых программ "Ветеран", "Забота" и других.

Однако острота проблем пожилых людей, особенно на стыках различных отраслей социальной сферы, сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках федеральной целевой программы с применением комплексного подхода.

В основу этой деятельности должны быть положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе; содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития; учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике.

Необходимость обозначить на федеральном уровне приоритеты работы государственных структур, направленной на решение проблем граждан старшего поколения, создание им благоприятных условий для реализации прав и законных интересов, полноценного участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни, находит отражение в данной Программе.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основной целью Программы является формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом современной социально-демографической и социально-экономической ситуации и прогнозируемой долговременности процесса старения населения России.

Указанная цель складывается из отраслевых целей федерального и регионального значения, достижение которых будет способствовать повышению уровня и качества жизни пожилых людей, реализации личностного потенциала, созданию им возможности осознавать себя полноправными участниками проводимых преобразований.

Предусматривается решение на программно-целевой основе следующих приоритетных задач федерального уровня:

формирование основ общероссийской стратегии в отношении старения населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу и подготовка к проведению в Российской Федерации Международного года пожилых людей (1999 год);

повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, посильной занятости и социального обеспечения пожилых людей, предоставления им разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм их дискриминации;

обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;

оптимизация действующей системы профилактики заболеваний, увеличение объемов и повышение качества оказания квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи, улучшение специализированной гериатрической помощи и облегчение пожилым людям доступа к получению услуг в сфере здравоохранения, в том числе в специализированных медицинских учреждениях геронтологического профиля;

создание предпосылок для осуществления системы мер, направленных на формирование оптимальной среды жизнедеятельности пожилых людей;

развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг, внедрение экономически эффективных моделей социального обслуживания;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в обеспечении всем гражданам старшего поколения как особой группе населения равных условий и возможностей в процессе социально-экономического развития регионов;

укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных систем и служб, призванных способствовать решению социальных проблем старшего поколения;

развитие научных исследований по вопросам старения населения и внедрение достижений современной отечественной и зарубежной науки в практическую деятельность;

улучшение подготовки специалистов, занятых предоставлением помощи и услуг гражданам старших возрастных групп.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1997-1999 годы и состоит из двух этапов.

Первый этап (1997 год) включает выполнение первоочередных мероприятий в интересах граждан старшего поколения. Производится также уточнение перечня программных мероприятий и объемов финансирования на последующие годы.

На втором этапе (1998-1999 годы) предусматривается реализация основных мероприятий Программы, в том числе подготовка к проведению в Российской Федерации по специальному плану Международного года пожилых людей (1999 год).

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программа определяет порядок организации и реализации мер комплексного решения вопросов укрепления социальной защищенности граждан старшего поколения и учитывает интересы всех категорий и групп пожилых людей. Вместе с тем ряд мероприятий Программы направлен на решение в приоритетном порядке проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больных ветеранов, пожилых людей, проживающих в отдаленных сельских районах, пожилых людей без определенного места жительства.

Перечень мероприятий Программы прилагается (приложение N 1).

Программа состоит из следующих разделов:

Раздел первый.

Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения. Предусматривается проведение мероприятий, направленных на реализацию основных положений современной государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

В целях усиления правовых гарантий социальной защищенности граждан старшего поколения планируется проведение системного анализа законодательства Российской Федерации, что позволит создать базис для актуализации действующих правовых норм в части обеспечения конституционных прав и свобод граждан, по возрасту относящихся к старшему поколению.

Проведение сравнительного анализа законодательства Российской Федерации, международных правовых актов и актов законодательства зарубежных стран будет способствовать введению в правовое пространство дополнительных норм правовой защиты пожилых людей в период социально-экономических преобразований.

В раздел включены отдельные вопросы совершенствования правового механизма пенсионного обеспечения пенсионеров по старости, а также лиц пенсионного возраста без определенного места жительства, приоритетной поддержки вынужденных переселенцев старших возрастных групп.

В соответствии с федеральными законами "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривается разработка государственных стандартов социального обслуживания населения, устанавливающих основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В целях улучшения социально-экономического положения граждан старшего поколения в разделе представлены отдельные мероприятия по содействию посильной занятости желающих трудиться граждан пенсионного возраста.

Раздел второй.

Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения. Выраженные особенности диагностики, течения, лекарственного и немедикаментозного лечения и реабилитации заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста обусловливают необходимость проведения специализированной профилактической работы, увеличения объемов и повышения качества оказания медицинской помощи.

В этих целях намечено приобретение медицинской техники и санитарного автотранспорта для 47 субъектов Российской Федерации.

Оснащение медицинским оборудованием Института геронтологии Министерства здравоохранения Российской Федерации позволит создать материальную базу для дальнейшего развития геронтологии как науки, развернуть изучение закономерностей старения целостного организма, вопросов профилактики преждевременного старения, разработку практических рекомендаций по клиническим аспектам ведения больных пожилого и престарелого возраста.

В отдельном подразделе представлены вопросы рационализации питания лиц старших возрастных групп, в том числе разработка новых видов поливитаминно-минеральных комплексов и других биологически активных добавок к пище.

Предлагается разработать и внедрить систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, создать экспериментальные центры по апробации современных оздоровительных технологий и организационно-управленческие модели физкультурно-оздоровительной и профилактической работы среди лиц старших возрастов, что послужит снижению стрессовых нагрузок, поддержанию активности и способности к самообслуживанию.

Раздел третий.

Меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения. Оптимизация среды жизнедеятельности граждан старшего поколения связана с необходимостью дооборудования и дооснащения обычной среды с учетом ограничений, обусловленных возрастными изменениями, поддержания особых условий для проживания и осуществления специальных форм обслуживания.

Предполагается разработка новых и корректировка действующих нормативов, методик и рекомендаций на строительство, реконструкцию и обновление жилой среды, зданий и помещений по основным типологическим направлениям (проживание, быт, здравоохранение, отдых, культура).

Намечено экспериментальное проектирование зданий и комплексов жилищно-гражданского назначения с учетом потребностей пожилых людей, новых форм их обслуживания, проведение отдельных видов работ по реновации существующего фонда зданий и помещений для постоянного проживания и временного пребывания пожилых людей.

Предполагается развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения (строительство и реконструкция учреждений социального обслуживания различных типов для пожилых людей).

Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно, а годовые объемы финансирования по данному мероприятию уточняются государственным заказчиком Программы совместно с Министерством экономики Российской Федерации с учетом утвержденных расходов федерального бюджета на соответствующий год и по согласованию с субъектами Российской Федерации.

Учтена также необходимость осуществления мер по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания, оснащению их техническими средствами, облегчающими уход, технологическим оборудованием и инвентарем, автотранспортом (приложение N 3), что в свою очередь явится стимулом для развития российской индустрии технических средств обслуживания и реабилитации лиц старших возрастных групп.

Раздел четвертый.

Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения. Эффективная социализация граждан старшего поколения предусматривает активное включение в социокультурную деятельность, обеспечение выбора досуговых занятий, участия в "клубной жизни", любительском движении, самодеятельном творчестве при постоянном учете особенностей культурных запросов пожилых людей.

Намечено улучшить организационно-материальную базу, позволяющую удовлетворять стремление пожилых людей к активному участию в культурной жизни и адекватно учитывающую динамику социально-психологических изменений этой категории населения.

Предусмотрено создание специальных региональных центров-клубов, многопрофильных культурно-информационных центров на базе местного телевидения - учреждений культуры нового типа, отвечающих современным условиям.

В раздел включены мероприятия государственной поддержки деятельности общественных объединений, осуществляемой в интересах пожилых людей.

Раздел пятый.

Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения. В раздел Программы включены мероприятия по:

проведению на конкурсной основе научных исследований по проблеме старения населения, проблемам пожилых людей и по научно-методологическому и организационному обеспечению деятельности в интересах граждан старшего поколения, в том числе с использованием возможностей отраслевых научных учреждений, проблемных лабораторий и временных научных коллективов;

совершенствованию статистической базы, информатизации проблем старения населения, включая разработку различных автоматизированных справочных систем;

организации и обеспечению подготовки и последипломного обучения специалистов социальной сферы, занятых обслуживанием пожилых граждан. Примерный перечень тем для научной разработки прилагается (приложение N 4).

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Общий объем ассигнований из федерального бюджета на финансирование Программы на 1998-1999 годы составляет 848,465 млрд. рублей.

По разделам Программы указанные средства распределяются следующим образом:

основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения - 1,25 млрд. рублей;

меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения - 156,4 млрд. рублей;

меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения - 487,995 млрд. рублей;

меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения - 104,22 млрд. рублей;

обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения - 98,6 млрд. рублей.

Распределение расходов из федерального бюджета представлено в бюджетной заявке (приложение N 2).

Ассигнования на 1998-1999 годы могут быть уточнены на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также исходя из сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1998 и 1999 годы. Объем государственных инвестиций, выделяемых на реализацию мероприятий Программы из средств федерального бюджета, уточняется с учетом возможности долевого участия субъектов Российской Федерации и привлечения внебюджетных средств.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется также за счет средств, выделяемых из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти на текущее финансирование, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию).

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ответственным за реализацию Программы является государственный заказчик Программы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Основными исполнителями Программы являются Министерство экономики Российской Федерации (по вопросам методологического и ресурсного обеспечения Программы), Министерство финансов Российской Федерации (по вопросам финансового обеспечения Программы), Министерство труда и социального развития Российской Федерации, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации (по вопросам, отнесенным к их компетенции) с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством труда и социального развития Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий.

Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы, и ежегодно представляет ее в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство науки и технологий Российской Федерации для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета; принимает возможные меры по полному финансированию Программы.

Основные исполнители Программы с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ; ежеквартально представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации мероприятий Программы; подготавливают и направляют государственному заказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.

Исполнители отдельных мероприятий Программы - предприятия, учреждения, организации, общественные объединения определяются на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".

При Министерстве труда и социального развития Российской Федерации создается специализированный экспертный совет по обеспечению научно-методического руководства работами по реализации Программы с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций.

Вопросы взаимодействия в рамках Программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются при участии заинтересованных сторон на ежегодных совещаниях в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Министерство труда и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик Программы совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляет контроль за ее выполнением.

Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства труда и социального развития Российской Федерации рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.

Информация и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального бюджета представляются в установленном порядке.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа будет способствовать созданию единого геронтологического пространства для граждан пожилого возраста, дополнительных условий для обеспечения уклада, качества и уровня жизни пожилых людей как многочисленного социально-демографического слоя населения.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

способствовать выполнению Россией как участником общемирового процесса социального развития обязательств в отношении граждан старшего поколения в соответствии с международными принципами и нормами, в том числе вытекающими из Европейской социальной хартии (1961 год) и Дополнительного протокола к ней (1988 год), Декларации и Программы действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (1995 год), других международных актов;

способствовать установлению приоритетов социальной политики с учетом потребностей граждан старшего поколения, традиционно нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства;

обеспечить системный подход к решению проблем пожилых людей и способствовать достижению позитивных результатов в развитии государственных систем, направленных на социальную защищенность граждан старшего поколения;

смягчить социально-экономические последствия переходного периода экономики для самих пожилых людей и для семей, имеющих в своем составе пожилых людей, в первую очередь за счет совершенствования предоставления помощи и услуг учреждениями социальной сферы;

привлечь внимание всего общества к проблеме старения населения и способствовать преодолению стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов;

внести достойный вклад в подготовку к проведению в Российской Федерации Международного года пожилых людей (1999 год).

Оценка эффективности программных мероприятий производится через наблюдение за изменениями социально-экономического положения пожилых людей, проведение ежегодных обследований бюджетов домохозяйств, социологических опросов в регионах, изучение писем и обращений пожилых граждан, а также путем подготовки и распространения государственного доклада о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации.

Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 1997-1999 годы
 

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"
на 1997-1999 годы

Мероприятия Исполнители Сроки Стоимость (млрд. рублей) Источники финансирования
всего в том числе 1997 год

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Концептуальные подходы и организационные основы решения проблем,
обусловленных старением населения, и проблем граждан старшего поколения

государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения с учетом Принципов ООН "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" и предложения по улучшению положения пожилых людей на период до 2005 года Минтруд России, Минэкономики России, Минфин России, МИД России, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19971998 годы в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти    
2. Разработать концепцию и национальный план действий по проведению в Российской Федерации в 1999 году Международного года пожилых людей        
3. Внести в Правительство Российской Федерации предложения о создании Межведомственной комиссии по делам граждан старшего поколения при Правительстве Российской Федерации в целях укрепления организационных основ межведомственного взаимодействия и координации деятельности по проблемам граждан старшего поколения Минтруд России 1997 год в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти  
4. Обеспечить ежегодно подготовку и распространение государственного доклада о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации Минтруд России, Госкомстат России, федеральные органы исполнительной власти, РАМН, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы 0,45 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию)  
Нормтивно-правовое обеспечение социальной защиты граждан старшего поколения
5. Подготовить проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по актуализации законодательства Российской Федерации в части гарантий прав и интересов граждан, по возрасту относящихся к старшему поколению, на основе анализа законодательства Российской Федерации и с учетом международных правовых норм Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1999 год в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти  
6. Разработать систему дополнительных правовых гарантий гражданам пожилого, старческого и престарелого возраста при совершении ими гражданских сделок с недвижимостью: внести предложения по установлению особого порядка регистрации и контроля сделок с жильем, заключаемых гражданами старших возрастных групп; обеспечить создание и внедрение модели социальной службы, предоставляющей помощь и услуги гражданам старшего поколения в обмен на жилье, земельный пай и другое имущество Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19971998 годы в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти  
7. Подготовить проекты нормативных правовых актов, предусматривающих дополнительные меры правовой защиты пожилых людей, особо нуждающихся в социальной помощи: о порядке патронирования одиноких, одиноко проживающих и проживающих в семье пожилых людей; о государственной поддержке попечительской семьи для одиноких, одиноко проживающих пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и особо нуждающихся в социальной защите; о правовом и экономическом механизме приоритетной поддержки вынужденных переселенцев старших возрастных групп на период до обустройства на постоянном месте жительства; о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих обязательное включение в трудовой договор (контракт) положения о предоставлении лицам, проработавшим определенный срок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при уходе на пенсию жилой площади на территории Российской Федерации и единовременной безвозмездной ссуды на обустройство на новом месте жительства Минтруд России, Минэкономики России, Минфин России, Минздрав России, ФМС России, Госкомсевер России, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19971999 годы в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти  
8. Провести согласованные мероприятия по подготовке к заключению с государствами-участниками СНГ межправительственных соглашений, предусматривающих улучшение положения пожилых людей в странах СНГ: о выравнивании в странах СНГ условий предоставления льгот и компенсаций лицам старшего поколения; об установлении в странах СНГ идентичных условий создания и деятельности предприятий ветеранских организаций Минсотрудничество России, Минтруд России, Минфин России, МИД России с участием общественных объединений ветеранов 19971998 годы в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти  
9. Разработать и представить в Правительство Российской Федерации для утверждения государственные стандарты социального обслуживания населения, устанавливающие основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания Минтруд России, Госстандарт России, Минздрав России, федеральные органы исполнительной власти, РАМН 19971998 годы 0,8 в пределах федеральный средств, пре- бюджет дусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти  

Меры по улучшению социально-экономического положения
граждан старшего поколения

10. Продолжить работу по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, имея в виду: создать новое пенсионное законодательство Российской Федерации, обеспечить стабилизацию финансового положения пенсионной системы, оптимизацию условий назначения и выплаты пенсий по старости, общее повышение размеров пенсий по старости; разработать и осуществить первоочередные меры по созданию системы дополнительного (негосударственного) пенсионного обеспечения (профессиональные пенсионные системы, частные пенсионные фонды); Минтруд России, Минфин России, федеральные органы исполнительной власти Минтруд России, Инспекция негосударственных пенсионных фондов, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19971999 годы 19971999 годы в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти
разработать механизм назначения и выплаты пенсий и социальных пособий лицам пенсионного возраста без определенного места жительства, в том числе после освобождения из мест лишения свободы Минтруд России, МВД России, Минфин России 19981999 годы в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти
11. Подготовить предложения по актуализации рекомендаций по расчетам прожиточного минимума пенсионера с учетом изменения структуры потребительских расходов населения и введению расчетов величины прожиточного минимума для пенсионеров различных возрастных групп Минтруд России, Госкомстат России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1998 год в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти
12. Обеспечить улучшение организационно-практической работы по содействию занятости граждан пенсионного возраста в целях поддержания активности, реализации остаточного трудового потенциала, положения желающих трудиться граждан пенсионного возраста: провести анализ потребности в трудоустройстве граждан пенсионного возраста с учетом квалификации, возрастных особенностей, возможностей трудоустройства на современном рынке труда; обеспечить организацию специализированной территориальных центрах занятости по трудоустройству для граждан пожилого возраста; проводить анализ мер по трудоустройству лиц пенсионного возраста,обобщать и распространять опыт работы территориальных органов занятости по организации трудоустройства граждан старшего поколения Минтруд России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование Министерства
13. Разработать нормативную базу внедрения нового вида страхования пенсий для улучшения самообеспечения пожилых людей, повышения индивидуальной подготовленности граждан к наступлению старости за счет индивидуального страхования ОАО "Росгосстрах", Минтруд России 1998 год в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование ОАО и Министерства
Итого 1.25    

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения

14. Обеспечить приобретение санитарного автотранспорта и медицинской техники для отделений больниц, обслуживающих ветеранов войн, в 47 субъектах Российской Федерации, не имеющих госпиталей для ветеранов войн (кардиомониторов, передвижных рентгеновских установок с электронно-оптическим преобразователем, переносных ультразвуковых сканеров) Минздрав России, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы 55 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию)
15. Обеспечить оснащение медицинским оборудованием Института геронтологии Минздрава России в целях создания материальной базы для проведения научных исследований по геронтологии и гериатрии, разработки методик лечения и профилактики заболеваний у лиц старших возрастов Минздрав России, федеральные органы исполнительной власти 19981999 годы 36 - федеральный бюджет
16. Организовать массовое производство профилактической (малосложной ортопедической) обуви для лиц пожилого, старческого и престарелого возраста, страдающих деформациями стоп, по доступным ценам в количестве 450-500 тыс. пар в год Минтруд России 19981999 годы 51 - федеральный бюджет
Рациоализация питания лиц старших возрастных групп
17. Разработать рекомендации по рационализации питания, оптимальные рационы питания и лечебно-профилактических продуктов для лиц пожилого, старческого и престарелого возраста РАМН, Минздрав России 1998 год 0,7 - федеральный бюджет
18. Разработать новые виды специализированных поливитаминно-минеральных комплексов и других биологически активных добавок к пище для лиц пожилого возраста и рекомендации по их применению РАМН, Минздрав России 19981999 годы 1 - федеральный бюджет
Поддержание жизнеспособности и активности граждан старшего поколения
19. Создать сеть экспериментальных центров по апробации оздоровительных технологий и организационно-управленческих моделей физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с лицами старшего возраста на базе: Иркутского областного врачебно-физкультурного диспансера (физкультурно-спортивный комплекс "Байкал", г. Иркутск); оздоровительного центра Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, г. Москва; центра социального обслуживания "Басманное", г. Москва; городской поликлиники N 124, г. Москва; физкультурно-оздоровительного центра "Прометей", г. Москва ГКФТ России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы 6 - федеральный бюджет 1 - 2 - 1 - 1 - 1 -
20. Осуществить первоочередные мероприятия по формированию современной системы физкультурно-оздоровительной работы среди лиц старшего возраста, в том числе: разработать тесты для проведения обследований физического состояния, программы мониторинга, методики занятий; ГКФТ России, РАМН 1998 год 6,7 - федеральный бюджет 0,8 -
подготовить программы занятий для трансляции по телевидению;   19981999 годы 1 -
организовать подготовку и издание методической литературы;   19981999 годы 3 -
создать центр по производству видеокассет методических материалов для индивидуальных и групповых физкультурно-оздоровительных занятий;   1999 год 1,2 -
разработать типовые комплекты оборудования и оснащения для экспериментальных центров в субъектах Российской Федерации   19981999 годы 0,7 -
Итого     156.4

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. МЕРЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Меры по обеспечению среды жизнедеятельности пожилых людей средствами архитектуры и градостроительства

21. Разработать концепцию среды жизнедеятельности пожилых людей с учетом их возрастных потребностей, включая: социальные модели жизнедеятельности для различных категорий людей старшего возраста и соответствующие медико-социальные и технологические требования к архитектурно-пространственной среде; предложения по корректировке действующей нормативно-методической документации, в том числе новые нормативные требования по вопросам жизнеобеспечения внутренней среды помещений, с учетом прогрессивных форм обслуживания пожилых людей Госстрой России, Минздрав России, Минтруд России 19981999 годы 2 - федеральный бюджет 0,8 - 1,2 -
22. Создать принципиальные схемы социально-функциональной и архитектурно-градостроительной организации среды обитания для разных социальных моделей жизнедеятельности пожилых людей и разработать нормативно-расчетные показатели размещения и формирования сети объектов социального обслуживания различной типологической принадлежности Госстрой России, Минздрав России, Минтруд России 19981999 годы 3,1 - федеральный бюджет
23. Разработать специальные типы жилых и общественных зданий и комплексов, предназначенных для жизнедеятельности пожилых людей (номенклатура типов, нормали, экспериментальное проектирование): социальные типы жилища, в том числе специальные (дома ночного пребывания, приюты и др.); специализированные типы зданий и помещений общественного обслуживания Госстрой России, Минздрав России, Минтруд России 19981999 годы 11 - федеральный бюджет
24. Разработать основы модернизации жилых, общественных зданий и элементов городской среды с учетом потребностей пожилых людей и рекомендации по реновации существующего фонда зданий социального обслуживания населения (дома-интернаты, центры социального обслуживания и др.) Госстрой России, Минздрав России, Минтруд России 19981999 годы 1,8 - федеральный бюджет
25. Подготовить программу поэтапной реализации предложений по строительству и реновации зданий и сооружений различной типологической принадлежности с учетом потребностей пожилых людей и особенностей регионального строительства Госстрой России, Минтруд России, Минздрав России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы 1,5 - федеральный бюджет
26. Разработать предложения по оборудованию зданий и помещений различной типологической принадлежности с учетом потребностей пожилых людей Госстрой России, Минтруд России, Минздрав России 19981999 годы 1 - федеральный бюджет
Развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения
27. Обеспечить строительство и реконструкцию учреждений социального обслуживания различных типов для лиц пожилого возраста органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минтруд России 19981999 годы - - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию)
28. Оказать содействие в осуществлении мероприятий по материально-техническому обеспечению действующих и вновь создаваемых учреждений социального обслуживания для граждан старшего поколения с учетом необходимости повышения качества социального обслуживания, обеспечения своевременной медицинской помощи, осуществления мероприятий по социальной адаптации этой категории граждан, организации социокультурной работы, создания оптимальных условий деятельности всех служб и условий труда персонала этих учреждений, в том числе по оснащению учреждений: техническими средствами, облегчающими уход за престарелыми и инвалидами, медицинским оборудованием, технологическим оборудованием, автотранспортом Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы 337,595 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию)
29. Обеспечить создание на базе отечественных серийных моделей автомобильной техники модификации специализированного транспортного средства для сельской местности в целях формирования социальной службы нового типа (мобильной) по оказанию медико-социальных и социально-бытовых услуг пожилым людям, особенно в отдаленных и труднодоступных районах (установление исходных функциональных и технологических требований, разработка технической документации, изготовление макетных образцов, изготовление и испытание опытных образцов, предложения по организации серийного производства) Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти 19981999 годы 130 - федеральный бюджет
Итого     487,995 -

Примечание.

Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции (пункт 27), определяется ежегодно по мере разработки и утверждения проектно-сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий и сооружений по предложениям Минтруда России, а годовые объемы государственных инвестиций по данному мероприятию ежегодно уточняются при разработке проектов федерального бюджета и федеральной инвестиционной программы.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Оптимизация социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения

30. Осуществить меры по улучшению деятельности, направленной на обеспечение доступности социокультурной информации для пожилых людей и удовлетворение культурных запросов граждан старших возрастных групп, в том числе: организовать и провести общероссийские творческие конкурсы музыкальных произведений, кино- и телефильмов для пожилых людей и тиражирование произведений-победителей; внедрить в практику работы в социокультурной сфере проведение фестивалей ностальгического кино Минкультуры России, Госкино России с участием творческих союзов 19981999 годы 30,66 - федеральный бюджет 2,2 - 28,46 -
31. Осуществить мероприятия по созданию и укреплению материально-технической базы учреждений культуры, занимающихся работой с пожилыми людьми: создать сеть культурно-информационных центров на базе местного телевидения в субъектах Российской Федерации; создать и обеспечить работу центров-клубов для пожилых людей на базе учреждений культуры; способствовать созданию в парках сезонных (летних) клубов отдыха для пожилых людей Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы 46,56 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации 9 - (по согласованию) 23,14 - 14,42 -
Поддержка инициатив общественности, направленны социальной защищенности граждан старшего на обеспечение поколения
32. Осуществить меры по оказанию государственной поддержки социальной деятельности, осуществляемой общественными объединениями, и расширению сферы взаимодействия государственных структур и общественных объединений по удовлетворению запросов и потребностей пожилых людей путем проведения ежегодных конкурсов социальных проектов Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы 6 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию)
33. Организовать периодический выпуск научно-информационных сборников "Старшее поколение" (название условное), имея в виду повышение информированности специалистов социальной сферы, улучшение межведомственного взаимодействия, распространение опыта работы, привлечение внимания общественности к проблемам пожилых людей и публикацию выполненных по Программе научно-исследовательских работ Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти 19981999 годы 21 - федеральный бюджет
Итого     104,22

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Проведение научных исследований и опытно-экспериментальной работы

34. Организовать проведение на конкурсной основе научных исследований по актуальным вопросам согласно примерному перечню тем для научной разработки: теоретические, методологические и организационные основы обеспечения социальной защищенности граждан старшего поколения, повышения их роли в социальном развитии; проблемы охраны здоровья лиц старшего поколения и предупреждения преждевременного старения; научно-методическое обеспечение психологической реабилитации пожилых людей; научно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми; актуальные проблемы теории и методики социального обслуживания граждан старшего поколения; научно-методическое обеспечение социокультурной работы с пожилыми людьми; научно-методическое обеспечение деятельности по оказанию помощи вынужденным переселенцам старших возрастных групп Минтруд России Минздрав России, Госкомстат России, Минтруд России, Госкомсевер России, РАМН Минтруд России, Минздрав России, ГКФТ России, РАМН Минтруд России Минкультуры России ФМС России, Минтруд России 19981999 годы 9,25 - федеральный бюджет 2,23 - 2,15 - 0,47 - 1,44 - 1,86 - 0,4 - 0,7 -
35. Обеспечить организацию и проведение опытно-экспериментальной работы по созданию оптимальной системы социального обслуживания граждан старшего поколения в 6 пилотных территориях с учетом особенностей демографической ситуации и социально-экономического положения субъектов Российской Федерации Минтруд России 19981999 годы 23 - федеральный бюджет
36. Обеспечить проведение исследований и научно-методической работы по проблемам, связанным со старением населения, осуществление научных обменов на базе: межотраслевого научно-методического и информационного центра по проблемам социальной геронтологии, создаваемого в Московском государственном социальном университете; межрегиональных научно-методических и информационных центров по проблемам пожилых людей, образуемых в действующих научных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального образования в экономических районах, в наибольшей степени затронутых процессом старения населения Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы 26 - федеральный бюджет
Совершенствование статистической базы
37. Провести мероприятия по совершенствованию статистической базы деятельности государственных систем по обеспечению социальной защиты пожилых людей: специальное социо-экономико-демографическое обследование положения пожилых людей в целях получения информации о социально-демографических характеристиках, уровне и условиях жизни, проблемах и потребностях различных категорий пожилых людей на макроуровне, по экономическим районам и субъектам Российской Федерации; разработку и внедрение системы статистических показателей, характеризующих старшее поколение в целом как социально-демографический слой населения Минтруд России, Госкомстат России, федеральные органы исполнительной власти, РАМН, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минтруд России, Госкомстат России, РАМН, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы 5,9 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации 4,5 - (по согласованию) 1,4 -
Информатизация проблем старения населения и проблем граждан старшего поколения
38. Разработать пакет программных средств, обеспечивающих автоматизированное создание и использование базы данных в интересах решения проблем организации посильной занятости граждан старшего возраста с учетом их профессиональных возможностей и потребности регионов в специалистах Минтруд России 19981999 годы 3,2 - федеральный бюджет
39. Разработать автоматизированную справочную систему по проблемам пожилых людей Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти 19981999 годы 3,5 - федеральный бюджет
40. Разработать сетевое программное обеспечение комплекса задач подсистемы "социальная помощь пожилым людям" в информационной автоматизированной системе медико-социальной экспертизы Минтруд России 1999 год 0,7 - федеральный бюджет
Кадровое и учебно-методическое обесп чение
41. Провести работу по определению потребности в специалистах социальной сферы, обеспечивающих предоставление помощи и услуг гражданам старшего поколения Минтруд России, Минэкономики России, Минобразование России, Минкультуры России, ГКФТ России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1998 год в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти
42. Организовать подготовку в образовательных учреждениях высшего профессионального образования специалистов для отраслей социальной сферы по работе с пожилыми людьми (по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), в том числе: по социальной геронтологии в рамках специальности "Социальная работа" в 20 учреждениях; по специализации "Социальные проблемы граждан старшего поколения" в рамках специальности "Социальная педагогика" в 24 учреждениях; по специализации "Реализация интеллектуальных и культурных возможностей граждан старшего поколения" в рамках специальности "Андрогогика" в 5 учреждениях; специалистов для работы с пожилыми людьми в образовательных учреждениях высшего профессионального образования культуры Минобразование России, Минтруд России, Минздрав России, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19981999 годы 19,95 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию) 6,1 - 4,9 - 3,7 - 5,25 -
43. Организовать последипломное обучение (усовершенствование) врачей-специалистов различного профиля и среднего медицинского персонала по геронтологии и гериатрии Минздрав России, Минобразование России 19971999 годы в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти
44. Подготовить: методические рекомендации по геронтологии и гериатрии для врачей общей лечебной сети; усовершенствованные программы базовой подготовки врачей лечебного профиля и среднего медицинского персонала по геронтологии и гериатрии Минздрав России 19971999 годы 2,1 в пределах федеральный средств, пре- бюджет дусмотренных на текущее финансирование Министерства
45. Организовать и провести международные и национальные (общероссийские, межрегиональные) научно-практические конференции, симпозиумы, семинары по проблемам старения населения, обеспечения социальной защищенности пожилых людей в целях расширения научных обменов, распространения опыта, развития взаимодействия с общественностью Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти 19981999 годы 5 - федеральный бюджет
Итого     98,6 -
Всего     848,465

Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 1997-1999 годы

БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА
НА АССИГНОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 1997-1999 ГОДАХ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"

(млрд. рублей)
1997-1999 годы 1997 год*
Всего 848,465  
в том числе:    
капитальные вложения**    
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки 39,65  
прочие нужды 808,815  

* Финансирование мероприятий Программы в 1997 году осуществляется за счет источников и средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций-исполнителей.

** Объекты капитальных вложений ежегодно уточняются при разработке проектов федерального бюджета и федеральной инвестиционной программы.

Приложение N 3
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 1997-1999 годы

 

ПЕРЕЧЕНЬ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В 1998-1999 ГОДАХ

Сроки Количество Исполнители Стоимость (млрд. рублей)
1. "УАЗ-3962" Санитарный автотранспорт 38,5
1998-1999 годы 700 шт. АО "АвтоУАЗ", г. Ульяновск
2. "УАЗ-31512" (санитарный) 1998-1999 годы 300 шт. АО "АвтоУАЗ", г. Ульяновск 3,5
3. "ГАЗ-31021" (санитарный) 1998-1999 годы 100 шт. АО "ГАЗ", г. Нижний Новгород 6
Автобусы и микроавтобусы
4. "ПАЗ-3205" 1998-1999 годы 300 шт. АО "Павловский автобус", г. Павловона Нижегородской области 34,5 ке
5. "УАЗ-2206" 1998-1999 годы 150 шт. АО "АвтоУАЗ", г. Ульяновск 6,75
Итого 89,25

Приложение N 4
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 1997-1999 годы

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ТЕМ ДЛЯ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 1997-1999 ГОДЫ

Тема Сроки Результат Стоимость (млрд. рублей)
всего в том числе 1997 год

Теоретические, методологические и организационные основы обеспечения социальной защищенности граждан старшего поколения, повышения их роли в социальном развитии

1. Моделирование процессов старения населения в Российской Федерации и прогноз социально-демографического положения пожилых людей 1998 год прогноз динамики процессов старения населения и изменений социально-демографического положения пожилых людей на период до 2050 года 0,2  
2. Социальное развитие Российской Федерации и роль граждан старшего поколения в социальном развитии страны 1998 год оценка влияния фактора старения населения на социальное развитие страны, особенностей роли пожилых людей в контексте социального развития 0,15  
3. Взаимодействие государственных и общественных систем и служб при решении социальных проблем пожилых людей 1998 год анализ состояния и перспектив развития взаимодействия 0,1  
4. Изучение качества и образа жизни пожилых людей на этапе экономических реформ в Российской Федерации 19981999 годы установление взаимосвязи и взаимовлияния качества и образа жизни пожилых людей и разработка предложений по улучшению качества и образа жизни граждан старшего поколения 0,2  
5. Средства массовой информации и старшее поколение 1998 год выявление роли средств массовой информации как фактора формирования благоприятного образа старости 0,1  
6. Проведение системного анализа законодательства Российской Федерации в части обеспечения конституционных прав и интересов граждан Российской Федерации, по возрасту относящихся к старшему поколению 19981999 годы предложения по актуализации законодательства Российской Федерации в интересах пожилых людей 0,25  
7. Проведение сравнительного анализа социального законодательства Российской Федерации, международных правовых актов и законодательных актов зарубежных стран в отношении пожилых людей 19981999 годы предложения по учету международных правовых норм и зарубежного опыта правотворчества в законодательстве Российской Федерации в отношении пожилых людей 0,25  
8. Разработка модельной типологии по нормативному разграничению предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в части обеспечения социальной защищенности граждан старшего поколения 1998 год рекомендации по учету прав и интересов пожилых людей при подготовке нормативных правовых актов 0,1  
9. Проведение актуарных исследований в области затрат на пенсионное и другие виды социального обеспечения граждан старшего поколения 19981999 годы прогноз динамики затрат на пенсионное и иные виды социального обеспечения пожилых людей на период до 2015 года 0,31  
10. Социальное страхование как мера обеспечения социальной защищенности пожилых людей 1999 год анализ и теоретическое обоснование использования страховых механизмов в социальной защите пожилых людей 0,15  
11. Изучение потребности лиц старшего поколения в различных видах защиты и помощи 1998 год определение потребности лиц старшего поколения в зависимости от возраста, состояния здоровья, семейного, имущественного положения, места жительства и других факторов 0,15  
12. Организационные основы социальной защиты лиц старшего поколения 1998 год теоретическое обоснование и моделирование организационных основ социальной защиты граждан старшего поколения 0,15  
13. Социально-психологические основы социальной работы с пожилыми людьми 1998 год рекомендации по учету особенностей социальной работы с пожилыми людьми 0,12  
Итого     2,23  

Проблемы охраны здоровья лиц старшего поколения и предупреждения преждевременного старения

14. Концепция здорового старения населения 1998 год предложения о мероприятиях по укреплению здоровья населения Российской Федерации в целях обеспечения здорового старения 0,13  
15. Ретроспективный анализ заболеваемости граждан старших возрастных групп и прогноз состояния их здоровья в среднесрочной и долгосрочной перспективе 1998
1999 годы
предложения о мерах по организации медико-социальной помощи пожилым людям 0,3  
16. Медико-социальные проблемы различных категорий пожилых людей в современных условиях 1998
1999 годы
социально-гигиеническая оценка современных проблем и состояния оказания медицинской помощи различным категориям пожилых людей; выявление особенностей заболеваемости в различных социальных группах; оценка распространенности сочетанной и множественной патологии для определения адекватных объемов медицинских услуг; определение потребности в различных видах медицинской и социальной помощи 0,22  
17. Медико-социальные особенности старения в различных социальных группах населения 1998
1999 годы
выявление социально-гигиенических особенностей возрастных изменений смертности, заболеваемости, субъективных оценок здоровья, некоторых функциональных и морфологических характеристик; определение категорий пожилых людей, отличающихся особенностями социальных и социально-психологических характеристик; характеристика особенностей темпов возрастных изменений (ускоренное старение, замедленное старение) в связи с условиями и качеством жизни 0,18  
18. Научное обоснование и действующая модель специализированного гериатрического кабинета для территориальных амбулаторно-поликлинических учреждений и центров профилактики 1998
1999 годы
создание демонстрационно-обучающего модуля оказания специализированной гериатрической помощи с учетом современных данных о физиологии лиц старшего возраста и особенностей патогенеза характерных заболеваний 0,1  
19. Разработка научно-методических подходов к определению ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности лиц старшего поколения 1998
1999 годы
методические указания о подходах к определению ограничений жизнедеятельности лиц старшего возраста; критерии оценки ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности лиц старшего поколения 0,22  
20. Разработка критериев разграничения категорий лиц старшего поколения для дифференциации мер по обеспечению социальной защищенности 1998 год рекомендации по определению критериев разграничения категорий лиц старшего поколения и показаний по применению различных видов социальной помощи и защиты лиц старшего поколения 0,1  
21. Социально-гигиеническая характеристика лиц старшего поколения 1998 год рекомендации по учету особенностей контингента лиц старшего поколения по категориям и группам 0,12  
22. Особенности организации медико-социальной экспертизы лиц старшего поколения 1998 год предложения по улучшению организации медико-социальной экспертизы и определения инвалидности лиц старшего поколения 0,2  
23. Изучение уровня и структуры инвалидности лиц старшего поколения 1998 год предложения о новых концептуальных подходах к определению инвалидности лиц старшего поколения 0,15  
24. Разработка основных принципов и организационных форм медико-социальной реабилитации инвалидов пожилого возраста 1998 год проект положения о медико-социальной реабилитации лиц старшего поколения 0,1  
25. Принципы и формы деятельности по организации социально-трудовой реабилитации лиц пожилого возраста, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним 1998
1999 годы
предложения и рекомендации по созданию системы социально-трудовой реабилитации пожилых граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним 0,33  
Итого     2,15  

Научно-методическое обеспечение психологической реабилитации пожилых людей

26. Проведение комплексного исследования по психологии старения. (Изучение динамики и психологии развития в позднем возрасте. Сравнительный анализ психики на ранних и поздних ступенях онтогенеза. Изучение особенностей социализации и социальной адаптации, изменения социальных стереотипов, образа самоидентификации в пожилом возрасте) 1998
1999 годы
выявление основных факторов, влияющих на социализацию пожилых людей, создание психокоррекционных программ по работе с пожилыми людьми для психогеронтологов и социальных работников; подготовка специальной литературы (учебные пособия, словари-справочники) 0,35  
27. Разработка рекомендаций по формированию программ социально-психологической реабилитации лиц старшего поколения 1998 год рекомендации по организации социально-психологической реабилитации лиц старшего возраста, внедрению программы социально-психологической реабилитации лиц старшего поколения 0,12  
Итого     0,47  

Научно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми

28. Физические особенности пожилых людей, их психофизическое состояние в современном обществе 1998 1999 годы предложения по учету особенностей адаптации организма к нагрузкам различного характера 0,24  
29. Изучение резервных возможностей организма людей среднего и пожилого возраста (на примере ветеранов спорта) 1998 1999
годы
предложения по нормированию физических нагрузок на основе экспериментальных данных 0,25  
30. Разработка средств и методов закаливания и повышения сопротивляемости организма пожилых людей к неблагоприятным условиям внешней среды 1998 год создание современных методик закаливания и повышения сопротивляемости организма пожилых людей 0,2  
31. Проведение системного анализа здорового образа жизни и его специфических компонентов у граждан старшего поколения 1998 1999
годы
формирование методологической базы для разработки индивидуализированных программ оздоровления граждан старшего поколения 0,15  
32. Обоснование рационального двигательного режима людей пожилого возраста 1998 год рекомендации по объему и структуре двигательной активности людей пожилого возраста 0,2  
33. Теоретическое и экспериментальное обоснование комплексной системы целенаправленных физкультурно-оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста 1998 1999 годы разработка технологии рационального построения комплексных физкультурно-оздоровительных программ для занятий с людьми пожилого возраста 0,4  
Итого     1,44  

Актуальные проблемы теории и методики социального обслуживания граждан старшего поколения

34. Разработка новых социальных технологий обслуживания лиц старшего поколения в учреждениях социального обслуживания различных типов 19981999 годы рекомендации по применению новых технологий обслуживания лиц старшего поколения 0,21  
35. Разработка типологии и номенклатуры учреждений социального обслуживания для лиц старшего поколения 1998 год методические рекомендации по организации деятельности различных типов учреждений социального обслуживания для лиц старшего поколения 0,18  
36. Разработка нормативов потребности в развитии сети реабилитационных учреждений для лиц старшего поколения 1998 год предложения по введению нормативов потребности в развитии сети реабилитационных учреждений, рекомендации по определению нормативов потребности в развитии сети реабилитационных учреждений для лиц старшего поколения на региональном уровне 0,15  
37. Создание организационно-функциональных моделей реалибитационных учреждений для лиц пожилого возраста 19981999 годы предложения по внедрению моделей реабилитационных учреждений для лиц пожилого возраста и разработка проекта положения о реабилитационном учреждении указанного типа 0,23  
38. Разработка единых требований обеспечения учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста техническими средствами и оборудованием 1998 год типовой табель оснащения техническими средствами и оборудованием учреждений социального обслуживания для пожилых граждан (в том числе при отсутствии возможности самостоятельного передвижения) 0,12  
39. Разработка социальных технологий по профилактике бродяжничества и нищенства пожилых людей 19981999 годы рекомендации по модернизации социальных технологий по профилактике бродяжничества и нищенства для применения в специальных домах-интернатах, пенитенциарных учреждениях, в семьях 0,2  
40. Разработка показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей 1998 год система показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей и подготовка предложений по ее внедрению 0,13  
41. Организационные основы развития социальных учреждений социального обслуживания геронтологического профиля 1998 год структурно-функциональная модель геронтологического центра и рекомендации по ее внедрению 0,15  
42. Разработка специальной системы управления и функционирования учреждений, занимающихся распределением предметов первой необходимости и материальной помощи для малообеспеченных и социально уязвимых пожилых людей 1998 год рекомендации по улучшению работы учреждений в целях обеспечения адресности, своевременности и доступности оказания социальной помощи малообеспеченным и социально уязвимым пожилым людям 0,16  
43. Разработка методик определения потребности граждан старшего поколения в услугах стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания 19981999 годы рекомендации по созданию оптимальной сети учреждений социального обслуживания с учетом особенностей их размещения в инфраструктуре крупных, средних и малых городов, сельских районов 0,33  
Итого     1,86  

Научно-методическое обеспечение социокультурной работы с пожилыми людьми

44. Концепция социокультурной и образовательной работы с пожилыми людьми на период до 2005 года 1999 год предложения по установлению принципов, целей и подходов к обеспечению социокультурной и образовательной работы с пожилыми людьми в контексте социального развития 0,25  
45. Изучение современных проблем пожилых людей в сфере культуры и пути их преодоления 1998 год предложения и рекомендации по совершенствованию социокультурного обслуживания пожилых людей 0,15  
Итого     0,4  
Разработка научных основ деятельности по оказанию помощи вынужденным переселенцам старших возрастных групп
46. Оценка эффективности мер государственной помощи лицам старших возрастных групп, относящимся к категории вынужденных переселенцев, при обустройстве на территории Российской Федерации 1998 год предложения по усилению мер государственной помощи вынужденным переселенцам старших возрастных групп 0,25    
47. Изучение положения и миграционных намерений русскоязычного населения старших возрастных групп в Казахстане, государствах Средней Азии, Балтии и Закавказья 19981999 годы прогноз миграционных намерений на среднесрочный период и предложения по развитию социальных служб, обеспечивающих предоставление помощи вынужденным переселенцам старших возрастных групп 0,45  
Итого     0,7  
Всего     9,25