Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2014 г. N 35502
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 декабря 2014 г. N 1559
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. N 1047
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный N 30213).
2. Установить, что в 2015 году в Министерство образования и науки Российской Федерации в установленные Научно-методическим советом по учебникам сроки правообладателем, лицом, обладающим правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права), представляются электронная форма учебника, включенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с приложением положительных экспертных заключений к нему по общественной и педагогической экспертизам в части электронной формы учебника, а также положительные экспертные заключения по результатам научной историко- культурной экспертизы для учебников истории России.
Исполняющая обязанности Министра
Н.В. ТРЕТЬЯК
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 декабря 2014 г. N 1559
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. N 1047
1. В пункте 3:
в абзаце первом после слова "научной" дополнить словами "(научной историко-культурной для учебников истории России)";
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.";
дополнить подпунктом "г" следующего содержания:
"г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.".
2. Пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Заказчик научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.
Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.".
3. В пункте 7 после слова "научная" дополнить словами "(научная историко- культурная для учебников истории России)".
4. В пункте 8 после слова "научной" дополнить словами "(научной историко- культурной для учебников истории России)".
5. Пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.
В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования <1>.".
6. В пункте 14 после слова "научной" дополнить словами "(научной историко- культурной для учебников истории России)".
7. Пункт 15 дополнить абзацами следующего содержания:
"При педагогической и общественных экспертизах электронной формы учебника дополнительно привлекаются эксперты, имеющие опыт разработки учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, учебно-обучающих программ или других электронных образовательных ресурсов.
Экспертная организация должна обладать кадровыми и материально- техническими ресурсами для проведения экспертиз.".
8. В пункте 16 цифру "4" заменить цифрой "5".
9. В пункте 17:
а) в подпункте 17.1:
в абзаце первом после слова "научной" дополнить словами "(научной историко-культурной для учебников истории России)";
в абзаце четвертом после слова "ключевые" дополнить словами "и актуальные";
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;";
дополнить абзацами следующего содержания:
"При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:
учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;
изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;
содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.";
б) подпункт 17.2 дополнить абзацами следующего содержания:
"структура и содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу;
электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме;
электронная форма учебника содержит:
педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);
средства контроля и самоконтроля.".
в) в подпункте 17.3:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;"; дополнить абзацами следующего содержания:
"электронная форма учебника:
представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса;
может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;
должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);
функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок) и "Интранет";
реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.".
10. Дополнить пунктом 18.1 следующего содержания:
"18.1 Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о включении учебников (в том числе по отдельным учебным предметам (предметным областям) в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.".
11. В пункте 19:
абзацы пятый и шестой изложить в следующей редакции:
"инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;
положительные экспертные заключения по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;";
сноску <2> к абзацу шестому исключить.
12. Пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников.
Совет в период действия федерального перечня учебников принимает решение:
о включении учебников по учебному предмету (предметной области) в соответствии с настоящим Порядком в федеральный перечень учебников в случае отсутствия завершенной предметной линии учебников в федеральном перечне учебников по отдельным учебным предметам (предметным областям) (в том числе, по которым организовано углубленное изучение (профильное обучение)), предусмотренным ФГОС,;
о проведении дополнительных или повторных экспертиз по учебникам, включенным в указанный перечень.
Заказчик представляет запрашиваемое(ые) положительное(ые) экспертное(ые) заключение(я) в Минобрнауки России в сроки, определенные Советом, но не ранее чем через один месяц.".
13. Пункт 25 дополнить абзацами следующего содержания:
"при обнаружении фактов не соответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;
при обнаружении в экспертном заключении выводов не соответствующих содержанию учебника;
при не предоставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 24.1 Порядка.".
14. В пункте 26 слово "Обращение" заменить словом "Вопрос".
15. Пункт 28 изложить в следующей редакции
"28. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.
В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.
Указанные изменения вносятся в течение 1 месяца с момента предоставления заявления и документов, без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка и без проведения заседания Совета.".
16. В пункте 30 слова "приказы Минобрнауки России" дополнить словами "о федеральном перечне учебников".
17. Приложения N 1 - 4 к Порядку, изложить в следующей редакции:
"Приложение N 1
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение по результатам проведения научной экспертизы учебника
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация) |
1. Сведения об экспертной организации: |
1.1. Наименование: |
1.2. Местонахождения: |
2.Сведения об экспертах: |
N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная информация |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
3. На научную экспертизу представлены: | | |
3.1. Учебник | Наименование и авторский коллектив: |
3.2. Методическое пособие | Наименование и авторский коллектив: |
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию, и авторские коллективы: |
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | Наименование и авторский коллектив: |
N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание |
"да" | "нет" |
4. Общая краткая характеристика представленного материала |
4.1 | Состав и полнота представленных материалов: | | | |
| представлена печатная форма учебника | | | |
| представлена электронная форма учебника | | | |
| представлено методическое пособие для учителя | | | |
| представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | | | |
| представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | | | |
4.2 | Представленное издание является учебником | | | |
4.3 | Наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования | | | |
4.4 | Содержание учебника представлено на базовом уровне | | | |
4.5 | Содержание учебника представлено на углубленном уровне | | | |
5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебника современным научным представлениям |
5.1. | В содержании представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области ФГОС соответствующего уровня общего образования | | | |
5.2. | В содержании отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне общего образования | | | |
5.3. | В содержании отсутствуют недостоверные факты | | | |
5.4. | Учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий | | | |
5.5. | Иллюстративный материал учебника соответствует тексту и дополняет его | | | |
6. Наличие фактических ошибок и несоответствия современным научным представлениям |
6.1. | Количество ошибок, опечаток | | | |
7. Общий вывод |
7.1. | Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника. |
| | | | | |
Руководитель экспертной организации | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
| | | | | |
| | | "__" __________________ 20__ г. | | |
Место печати экспертной организации | | | | |
Приложение N 2
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение по результатам проведения педагогической экспертизы учебника
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация) |
1. Сведения об экспертной организации: |
1.1. Наименование: |
1.2. Местонахождения: |
2.Сведения об экспертах: |
N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная информация |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
3. На педагогическую экспертизу представлены: |
3.1. Учебник | Наименование и авторский коллектив: |
3.2. Методическое пособие | Наименование и авторский коллектив: |
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию, и авторские коллективы: |
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | Наименование и авторский коллектив: |
N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание |
"да" | "нет" |
4. Общая краткая характеристика представленного материала |
4.1 | Состав и полнота представленных материалов: | | | |
| представлена печатная форма учебника | | | |
| представлена электронная форма учебника | | | |
| представлено методическое пособие для учителя | | | |
| представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | | | |
4.2 | Представленное издание является учебником | | | |
4.3 | Наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования | | | |
4.4. | Представленное методическое пособие является методическим пособием к экспертируемому учебнику | | | |
5. Педагогическая экспертиза содержания печатной и электронной формы учебника |
5.1. | Учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников | | | |
5.2. | В содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству | | | |
5.3. | Содержание учебника обеспечивает достижение требований ФГОС по формированию: | | | |
| личностных результатов | | | |
| предметных результатов | | | |
5.4. | Содержание учебника обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся | | | |
5.5. | Содержание учебника способствует развитию мотивации к учению | | | |
5.6. | Содержание учебника способствует интеллектуальной и творческой деятельности учащихся | | | |
5.7. | Содержание учебника способствует реализации системного подхода в обучении | | | |
5.8. | Содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю | | | |
5.9. | Содержание учебника способствует толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу | | | |
5.10. | Содержание доступно и понятно учащимся не зависимо от пола, национальности и места жительства, учитывает особенности данной возрастной группы | | | |
5.11. | Язык изложения учитывает особенности данной возрастной группы | | | |
5.12. | Методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему | | | |
5.13. | Методический аппарат учебника обеспечивает наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала | | | |
5.14. | Методический аппарат учебника обеспечивает и формирует навыки смыслового чтения | | | |
5.15. | Методический аппарат учебника обеспечивает навыки самостоятельной учебной деятельности | | | |
5.16. | Методический аппарат учебника обеспечивает умение использовать профессиональную терминологию | | | |
5.17. | Методический аппарат учебника развивает критическое мышление | | | |
5.18. | Методический аппарат учебника развивает способность аргументированно высказывать свою точку зрения | | | |
5.19. | Методический аппарат учебника предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса | | | |
5.20. | Методический аппарат учебника обеспечивает применение полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения | | | |
5.21. | Учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся | | | |
5.22. | Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик Российской Федерации, языков народов Российской Федерации | | | |
5.23. | Текст предоставляет возможность "расширения" информационного поля | | | |
5.24. | Изложение учебного материала характеризуется структурированностью | | | |
5.25. | Изложение учебного материала характеризуется систематичностью | | | |
5.26. | Изложение учебного материала характеризуется последовательностью | | | |
5.27. | Изложение учебного материала характеризуется разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов | | | |
5.28. | Структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника | | | |
5.29. | Завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников | | | |
6. Педагогическая экспертиза электронной формы учебника |
6.1. | Содержание, структура и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу | | | |
6.2. | Электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме | | | |
6.3. | Электронная форма учебника содержит педагогически целесообразное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное) | | | |
6.4. | Электронная форма учебника содержит средства контроля и самоконтроля | | | |
7. Общий вывод |
7.1. | Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника. |
| | | | | |
Руководитель экспертной организации | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
| | | | | |
| | | "__" __________________ 20__ г. | | |
Место печати экспертной организации | | | | |
Приложение N 3
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение по результатам проведения общественной экспертизы учебника
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация) |
1. Сведения об экспертной организации: |
1.1. Наименование: |
1.2. Местонахождения: |
2.Сведения об экспертах: |
N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная информация |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
3. На общественную экспертизу представлены: |
3.1. Учебник | Наименование и авторский коллектив: |
3.2. Методическое пособие | Наименование и авторский коллектив: |
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию, и авторские коллективы: |
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | Наименование и авторский коллектив: |
N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание |
"да" | "нет" |
4. Общая краткая характеристика представленного материала |
4.1 | Состав и полнота представленных материалов: | | | |
| представлена печатная форма учебника | | | |
| представлена электронная форма учебника | | | |
| представлено методическое пособие для учителя | | | |
| представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | | | |
N п/п | Предмет экспертной оценки | Экспертная оценка |
5.Этнокультурная и региональная экспертиза учебника |
5.1 | Отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей | |
5.2 | Отражение в учебнике региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации | |
5.3 | Отражение в учебнике многообразия, единство национальных культур и народов России | |
5.4 | Отражение поликультурного характера российского общества | |
5.5 | В учебник включен материал из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации | |
5.6 | Учебник обеспечивает права на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке | |
5.7 | Соответствие языковой составляющей учебника современным нормам | |
6. Общественная экспертиза электронной формы учебника |
6.1. | Электронная форма учебника представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса | |
6.2. | Электронная форма учебника может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств | |
6.3. | Электронная форма учебника должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное) | |
6.4. | Электронная форма учебника функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети Интернет (за исключением внешних ссылок) и Интранет | |
6.5. | Электронная форма учебника реализует возможность создания пользователям заметки, закладки, а также возможность оперативного перехода к ним | |
6.6. | Электронная форма учебника поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы электронной формы учебника | |
7. Общий вывод |
7.1 | Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника. |
| | | | | |
Руководитель экспертной организации | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
| | | | | |
| | | "__" __________________ 20__ г. | | |
Место печати экспертной организации | | | | |
Приложение N 4
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение по результатам проведения этнокультурной и региональной экспертизы учебника
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация) |
1. Сведения об экспертной организации: |
1.1. Наименование: |
1.2. Местонахождения: |
2.Сведения об экспертах: |
N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная информация |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
3. На этнокультурную и региональную экспертизу представлены: |
3.1. Учебник | Наименование и авторский коллектив: |
3.2. Методическое пособие | Наименование и авторский коллектив: |
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию, и авторские коллективы: |
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | Наименование и авторский коллектив: |
N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание |
"да" | "нет" |
4. Общая краткая характеристика представленного материала |
4.1 | Состав и полнота представленных материалов: | | | |
| представлена печатная форма учебника | | | |
| представлена электронная форма учебника | | | |
| представлено методическое пособие для учителя | | | |
| представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | | | |
N п/п | Предмет экспертной оценки | Экспертная оценка |
5.Этнокультурная и региональная экспертиза учебника |
5.1 | Отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей | |
5.2 | Отражение в учебнике региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации | |
5.3 | Отражение в учебнике многообразия, единство национальных культур и народов России | |
5.4 | Отражение поликультурного характера российского общества | |
5.5 | В учебник включен материал из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации | |
5.6 | Учебник обеспечивает права на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке | |
5.7 | Соответствие языковой составляющей учебника современным нормам | |
6. Общий вывод |
6.1 | Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника. |
| | | | | |
Руководитель экспертной организации | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
| | | | | |
| | | "__" __________________ 20__ г. | | |
Место печати экспертной организации" | | | | |
18. Дополнить Порядок приложением N 5 следующего содержания:
Приложение N 5
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение по результатам проведения научной историко-культурной экспертизы учебника
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация) |
1. Сведения об экспертной организации: |
1.1. Наименование: |
1.2. Местонахождения: |
2.Сведения об экспертах: |
N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная информация |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
3. На научно историко-культурную экспертизу представлены: |
3.1. Учебник | Наименование и авторский коллектив: |
3.2. Методическое пособие | Наименование и авторский коллектив: |
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию, и авторские коллективы: |
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | Наименование и авторский коллектив: |
N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание |
"да" | "нет" |
4. Общая краткая характеристика представленного материала |
4.1 | Состав и полнота представленных материалов: | | | |
| представлена печатная форма учебника | | | |
| представлена электронная форма учебника | | | |
| представлено методическое пособие для учителя | | | |
| представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | | | |
| представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | | | |
4.2 | Представленное издание является учебником | | | |
4.3 | Наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования | | | |
4.4 | Содержание учебника представлено на базовом уровне | | | |
4.5 | Содержание учебника представлено на углубленном уровне | | | |
5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебника современным научным представлениям |
5.1 | В содержании представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня общего образования | | | |
5.2 | В содержании отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне общего образования | | | |
5.3 | В содержании отсутствуют недостоверные факты | | | |
5.4 | Учебник содержит сведения о передовых достижениях современной науки и техники, технологий в соответствующей предметной области | | | |
5.5 | Содержание учебника способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета | | | |
5.6 | Иллюстративный материал учебника соответствует тексту и дополняет его | | | |
5.7 | В учебнике отсутствуют ошибки, опечатки. | | | |
6. Историко-культурная экспертиза. Соответствие содержания учебника историко-культурному стандарту Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории |
6.1 | Изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов | | | |
6.2 | Содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности. | | | |
6.3 | Учебник соответствует Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и обеспечивает выполнение требований Историко- культурного стандарта | | | |
7. Общий вывод |
7.1 | Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
Эксперт | | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
"__" __________ 20__ г. | | | | | |
| | | | | |
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника. |
| | | | | |
Руководитель экспертной организации | / | | / | |
| | | (подпись) | | |
| | | | | |
| | | "__" __________________ 20__ г. | | |
Место печати экспертной организации" | | | | |