Распоряжение Правления ПФ РФ от 19.02.2014 N 63Р

"Об обработке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, представленных плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, и расчетов по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемых при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение"
Редакция от 19.02.2014 — Действует с 19.02.2014

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. N 63р

ОБ ОБРАБОТКЕ РАСЧЕТОВ ПО НАЧИСЛЕННЫМ И УПЛАЧЕННЫМ СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ПРОИЗВОДЯЩИМИ ВЫПЛАТЫ И ИНЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ГЛАВАМИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ, И РАСЧЕТОВ ПО НАЧИСЛЕННЫМ И УПЛАЧЕННЫМ ВЗНОСАМ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА УПЛАТОЙ ВЗНОСОВ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, УПЛАЧИВАЮЩИХ ВЗНОСЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В целях обеспечения системной работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по организации обработки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленных плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, и расчетов по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемых при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации обработки территориальными органами ПФР расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, представленных плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, и расчетов по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемых при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (далее - Методические рекомендации).

2. Постановление Правления ПФР от 22 января 2010 г. N 11п "Об утверждении Порядков проверки специалистами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации правильности заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов и расчета по начисленным и уплаченным взносам по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" признать утратившим силу.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Петрову Н.В.

Председатель
А.ДРОЗДОВ

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правления ПФР
от 19 февраля 2014 г. N 63р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАБОТКЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПФР РАСЧЕТОВ ПО НАЧИСЛЕННЫМ И УПЛАЧЕННЫМ СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ПРОИЗВОДЯЩИМИ ВЫПЛАТЫ И ИНЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ГЛАВАМИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ, И РАСЧЕТОВ ПО НАЧИСЛЕННЫМ И УПЛАЧЕННЫМ ВЗНОСАМ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА УПЛАТОЙ ВЗНОСОВ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, УПЛАЧИВАЮЩИХ ВЗНОСЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях организации работы территориальных органов ПФР по обработке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, представленных плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - РСВ-1), главами крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - РСВ-2), и расчетов по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемых при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (далее - РВ-3).

1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами: от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ), от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ), от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее - Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ), от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ), Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Минтруда России от 22 октября 2012 г. N 329н, и иными нормативными актами.

2. Прием и регистрация поступивших отчетов

2.1. Отчеты РСВ-1, РСВ-2 и РВ-3 поступают в территориальные органы ПФР:

в бумажном виде, в том числе в сопровождении машиночитаемого носителя;

в форме электронных документов, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), при наличии гарантий его достоверности и защиты от несанкционированного доступа.

В случае если РСВ-1 содержит сведения о корректировке данных за предыдущие отчетные периоды, РСВ-1 сопровождается документами для ведения индивидуального (персонифицированного) учета с типом "корректирующие"/"отменяющие" по форме раздела 6 РСВ-1 и (или) формам, утвержденным постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (далее - СЗВ-6).

Прием и регистрация поступивших РСВ-1, (включая СЗВ-6), осуществляются специалистами территориальных органов ПФР, ответственными за прием.

2.1.1. При поступлении РСВ-1 по почте или через многофункциональный центр (далее - МФЦ) специалист территориального органа ПФР, ответственный за прием, осуществляет:

- проверку наличия документов РСВ-1 (включая СЗВ-6), полноту заполнения их реквизитов, в том числе наличие печати и подписи, количество приложенных к РСВ-1 документов;

- с помощью программы подготовки отчетности перевод РСВ-1 (включая СЗВ-6) в электронный вид.

2.1.2. При поступлении РСВ-1 (включая СЗВ-6), представленного на бумажном носителе непосредственно на приеме, специалист территориального органа ПФР, ответственный за прием, осуществляет:

- проверку полномочий заявителя или его представителя, представившего РСВ-1 (включая СЗВ-6) документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление РСВ-1 (включая СЗВ-6), а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;

- проверку наличия документов РСВ-1 (включая СЗВ-6), полноту заполнения их реквизитов, в том числе наличие печати и подписи, количество приложенных к РСВ-1 документов;

- с помощью программы подготовки отчетности перевод РСВ-1 (включая СЗВ-6) в электронный вид.

2.1.3. При поступлении РСВ-1 (включая СЗВ-6), представленного на бумажном носителе в сопровождении магнитного носителя непосредственно на приеме, специалист территориального органа ПФР, ответственный за прием, осуществляет:

- проверки, указанные в пункте 2.1.2;

- проверку магнитного носителя на отсутствие вредоносных программ ("вирусов") и наличия файлов РСВ-1 (включая СЗВ-6);

- проверку соответствия данных на магнитном носителе данным документа на бумажном носителе.

2.1.4. При поступлении РСВ-1 (включая СЗВ-6) в форме электронного документа, представленного лично, специалист территориального органа ПФР, ответственный за прием, осуществляет:

- проверки, указанные в пункте 2.1.2;

- проверку магнитного носителя на отсутствие вредоносных программ ("вирусов") и наличия файлов РСВ-1 (включая СЗВ-6);

- проверку подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя, полученной в аккредитованном удостоверяющем центре.

2.1.5. При поступлении РСВ-1 (включая СЗВ-6) в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи проверки, указанные в пунктах 2.1.2 и 2.1.4, производятся автоматически соответствующим программным обеспечением, осуществляющим прием.

2.2. Документы РСВ-1 (включая СЗВ-6) в электронном виде проверяются с использованием соответствующих программ и программных комплексов (в том числе CheckPfr и ПК Perso).

2.3. По результатам проверок автоматически формируются протоколы проверок.

2.4. При выявлении причин, препятствующих приему РСВ-1 (включая СЗВ-6), специалистом, ответственным за прием, формируется и направляется (вручается) уведомление об отказе в приеме РСВ-1 (включая СЗВ-6) с приложением протоколов проверки.

Причинами, препятствующими приему РСВ-1, могут быть:

- отсутствие печати на РСВ-1, представленном плательщиком страховых взносов - юридическим лицом;

- отсутствие подписи на документах (в т.ч. усиленной квалифицированной электронной подписи на РСВ-1 в форме электронного документа);

- несоответствие РСВ-1 (включая СЗВ-6), представленных заявителем, утвержденным формам и (или) противоречие между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем;

- отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия заявителя;

- наличие ошибок на магнитном носителе информации (например, если документ в электронном виде не прошел проверки с использованием соответствующих программ и программных комплексов);

- отсутствие файла РСВ-1 на магнитном носителе информации.

2.5. По тем РСВ-1, в которых присутствует подраздел 2.1 с кодом тарифа "03" и при этом отсутствуют заполненные подразделы 3.1 и 3.2, на этапе проверки в ПК "Perso" на основании данных раздела 6 РСВ-1 формируется список застрахованных лиц, имеющих инвалидность (категории застрахованного лица "ООИ", "ВЖОИ", "ВПОИ").

В автоматическом режиме происходит сравнение данных сформированного списка застрахованных лиц, имеющих инвалидность, с данными базы ПФР застрахованных лиц, получающих социальную помощь.

Результаты сравнения предназначены для использования специалистами территориальных управлений при проверке правомерности применения пониженного тарифа в рамках обработки РСВ-1.

2.6. РСВ-1, успешно прошедшие контроль в программном комплексе, реализующем функции по организации процесса администрирования страховых взносов - ПТК АСВ, регистрируются в следующем порядке:

- РСВ-1, представленные в территориальный орган ПФР на личном приеме,

- в день его поступления в территориальный орган ПФР;

- РСВ-1, поступившие с использованием средств почтовой связи или через МФЦ, - не позднее первого рабочего дня, следующего за днем поступления в территориальный орган ПФР;

- РСВ-1, поступившие по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения РСВ-1 сервером приема.

2.7. Результатом приема и регистрации РСВ-1 (включая СЗВ-6), поступившего на бумажном носителе, является проставление отметки о приеме специалистом, ответственным за прием.

2.8. Результатами приема и регистрации РСВ-1 (включая СЗВ-6), представленного в форме электронного документа, являются формирование и направление уведомления о подтверждении приема РСВ-1 (включая СЗВ-6) в форме электронного документа.

2.9. Действия специалиста при приеме и регистрации РСВ-2 и РВ-3 осуществляются в порядке, аналогичном порядку, установленному для РСВ-1 пунктами 2.1 - 2.4 и 2.6 - 2.8 настоящих Методических рекомендаций.

2.10. Прием уточненных РСВ-1, РСВ-2 и РВ-3 с указанием соответствующего номера корректировки, для РСВ-1 и типа корректировки, осуществляется специалистом территориального органа ПФР в порядке, установленном настоящим разделом Методических рекомендаций.

3. Обработка форм РСВ-1 (включая СЗВ-6)

3.1. Обработка разделов 1 - 5 РСВ-1 и раздела 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6) проводится последовательно специалистами соответствующих подразделений территориального органа ПФР в соответствии с их служебными обязанностями.

В процессе обработки производится контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, об обязательном пенсионном и социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, проверка полноты и достоверности сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

3.2. После успешного завершения проверки разделов 1 - 5 РСВ-1:

- в случае выявления задолженности специалистом, ответственным за проведение проверки разделов 1 - 5 РСВ-1, формируется справка о выявлении недоимки (инициируется процесс взыскания задолженности);

- до реализации автоматического процесса, выгрузка в ПТК СПУ раздела 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6) и загрузка документов в ПТК СПУ производятся специалистом, ответственным за проведение обработки раздела 6.

3.3. Проверка раздела 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6) проводится в автоматическом режиме.

Специалист, ответственный за обработку сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляет контроль за обработкой в ПТК СПУ раздела 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6).

При успешном завершении проверки указанные сведения учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Информация о результатах проверки раздела 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6) из ПТК СПУ выгружается в ПТК АСВ.

3.4. В случае выявления ошибок и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, в том числе при проверке раздела 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6), либо в случае выявления несоответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в документах (сведениях), имеющихся у территориального органа ПФР, и полученным им в ходе контроля, специалист территориального органа ПФР, ответственный за проведение проверки разделов 1 - 5 РСВ-1, направляет (вручает) требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в РСВ-1 (включая СЗВ-6).

Указанное требование с приложением информации об ошибках (протокол ошибок) и контактных данных специалиста направляется в порядке, установленном статьей 34 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.

3.5. Контроль сроков исполнения требования и представления пояснений или внесения соответствующих исправлений осуществляется специалистом, направившим (вручившим) требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений.

Исправление выявленных ошибок по разделу 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6) контролируется специалистом, ответственным за проведение обработки раздела 6 РСВ-1.

При необходимости осуществляется личный прием и разъяснение ошибок.

Разъяснение ошибок по разделу 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6) осуществляет специалист, ответственный за проведение обработки раздела 6.

3.6. Прием и обработка РСВ-1 (включая СЗВ-6), в приеме которого отказано ранее, поступивший после устранения выявленных ошибок и противоречий, принимается в порядке, указанном в разделе 2 и пунктах 3.1 - 3.5 настоящих Методических рекомендаций.

3.7. Обработка уточненного расчета:

- в случае представления уточненного РСВ-1 на этапе проведения проверки 1 - 5 разделов текущего РСВ-1 (до выгрузки сведений в ПТК СПУ) проверка завершается в упрощенном режиме со статусом "Отмена. Новый РСВ", и начинается проведение обработки вновь представленного РСВ-1;

- в случае представления уточненного РСВ-1 за текущий отчетный период после завершения обработки 1 - 5 разделов РСВ-1 и выгрузки раздела 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6) и документа для расчета сумм страховых взносов по застрахованным лицам и до завершения их обработки в ПТК СПУ обработка вновь представленного РСВ-1 проводится только после завершения обработки ранее представленного РСВ-1 за этот же период.

В случае представления уточненного(ых) расчета(ов) до 1 числа четвертого месяца, следующего за отчетным периодом:

обработка, начиная с первого и заканчивая предпоследним РСВ-1, проводится в упрощенном режиме;

по последнему уточненному РСВ производится обработка 1 - 5 разделов РСВ-1 и выгрузка раздела 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6) и документа для расчета сумм страховых взносов по застрахованным лицам. Обработка завершается учетом данных РСВ-1 на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. По итогам обработки плательщику страховых взносов формируется уведомление о завершении камеральной проверки уточненного РСВ-1 и учета его данных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

В случае представления уточненного(ых) расчета(ов) после 1 числа четвертого месяца, следующего за отчетным периодом, их обработка проводится в следующем порядке.

Обработке подлежат 1 - 5 разделы РСВ-1, обработка раздела 6 РСВ-1 (включая СЗВ-6) не производится, документ для расчета сумм страховых взносов по застрахованным лицам не формируется.

По итогам обработки РСВ-1 плательщику страховых взносов формируется уведомление о завершении камеральной проверки уточненного РСВ-1 с сообщением о том, что уточненные сведения по застрахованным лицам с типом "исходные" на индивидуальные лицевые счета внесены быть не могут в связи с истечением срока актуализации индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц данными отчетности за отчетный период, а также с предложением представить в составе отчетности за текущий отчетный период сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, по форме раздела 6 РСВ с типом "корректирующие" на тех застрахованных лиц, по которым необходимо внести изменения.

3.8. Специалистом, ответственным за проверку разделов 1 - 5 РСВ-1, составляется акт проверки и готовится проект решения о привлечении к ответственности плательщика страховых взносов в случае выявления фактов правонарушений, предусмотренных:

статьей 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ:

- непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в том числе в приеме которого ранее отказано;

- несоблюдение порядка представления расчета в форме электронных документов;

статьей 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ:

- неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия);

статьей 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ:

- отказ или непредставление в установленный срок документов (копий документов), предусмотренных указанным Законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов;

статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ:

- представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

3.9. Проведение обработки принятых исходных и уточненных форм РСВ-1, РСВ-2 и РВ-3, оформление результатов обработки, в том числе акта проверки, и рассмотрение материалов проверки осуществляются в соответствии со статьями 34, 37, 38 и 39 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.

4. Контроль своевременности представления РСВ-1, РСВ-2, РВ-3

4.1. По истечении 10 дней со срока, установленного законодательством Российской Федерации о страховых взносах для представления РСВ-1, РСВ-2, РВ-3, специалисты территориального органа ПФР, ответственные за прием, осуществляют сверку состоящих на учете плательщиков страховых взносов с данными о фактическом представлении отчетов и формируют списки плательщиков, не представивших соответствующую форму отчетности.

4.2. В случае выявления факта непредставления в установленный срок соответствующей формы отчетности и поступления сумм страховых взносов специалисты территориальных органов ПФР, ответственные за прием, информируют плательщика о непредставлении РСВ-1 или РСВ-2, или РВ-3, соответственно в установленный законодательством срок и предпринимают меры по обеспечению представления отчетности.