Решение ФАС РФ от 31.03.2014 N К-527/14

"О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Редакция от 31.03.2014 — Действует с 31.03.2014

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. по делу N К-527/14

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Р" (далее - Заявитель) на действия Управления Судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта "на строительство корпуса, пристраиваемого к зданию Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга по адресу: <...> (номер извещения 0172100008114000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки" установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствующий пункту 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), поскольку не определено минимальное количество руководителей и ключевых специалистов, исходя из которого будет оцениваться критерий "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ", не определено минимальное количество производственного персонала, исходя из которого будет оцениваться критерий "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 04.03.2014;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 342 042 655,01 рублей;

3) на участие в Конкурсе подано 2 (две) заявки от участников закупки;

4) к участию в Конкурсе допущено 2 (два) участника закупки;

5) победителем Конкурса признано ООО "Северо-Западная строительная компания" с предложением о цене контракта - 335 201 800 рублей.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки" установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствующий пункту 28 Правил, поскольку не определено минимальное количество руководителей и ключевых специалистов, исходя из которого будет оцениваться критерий "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ", не определено минимальное количество производственного персонала, исходя из которого будет оцениваться критерий "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В пункте 21 "Критерии и порядок оценки заявок" Конкурсной документации Заказчиком установлено, в том числе следующее: "Оценка заявок будет осуществляться с учетом следующих показателей (критериев): "Стоимостные критерии оценки: "цена контракта" (значимость критерия - 60%, коэффициент значимости - 0,6); Нестоимостные критерии оценки: "квалификация участников закупки" (значимость критерия - 40%), в том числе: "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" (значимость критерия - 10%, коэффициент значимости - 0,1), "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (значимость критерия - 5%, коэффициент значимости - 0,05), "деловая репутация участника закупки" (значимость критерия - 25%, коэффициент значимости - 0,25).

Оценка по показателю "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" будет осуществляться в следующем порядке - в случае, если участник закупки имеет количество руководителей и ключевых специалистов со стажем работы по специальности менее 5 лет, или менее количества, установленного в Разделе Проекта 2009-ПР-6-ПОС (далее ПОС) или их уровень образования ниже, чем установлено в ПОС, данному участнику присуждается = 0. В случае, если участник закупки имеет количество руководителей и ключевых специалистов со стажем работы по специальности не менее 5 лет в количестве, установленном в ПОС и их уровень образования соответствует, установленному в ПОС, данному участнику присуждается = 25. При этом, за каждого дополнительного сотрудника с высшим профильным образованием и со стажем работы по специальности не менее 5 лет, будет начисляться дополнительно по 5 баллов, но не более 35 баллов, а за каждый дополнительный год стажа работы по специальности свыше 5 лет будет начислять по 1 дополнительному баллу за каждый дополнительный год стажа свыше 5 лет, но не более 40 баллов. Предельное значение по данному показателю устанавливается = 100.

Оценка по показателю "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" будет осуществляться в следующем порядке - в случае, если участник закупки имеет количество производственного персонала в количестве меньшем, чем установлено в ПОС, или их стаж работы по указанной специальности менее 3-х лет, или их уровень квалификации ниже, чем установлено в ПОС данному участнику присуждается = 0. В случае, если участник закупки имеет количество производственного персонала со стажем работы по специальности не менее 3-х лет в количестве, установленном ПОС и их уровень квалификации соответствует уровню, установленному ПОС данному участнику присуждается = 50. При этом за каждого дополнительного сотрудника строительных специальностей и со стажем работы по специальности не менее 3-х лет, будет начисляться дополнительно по 2 балла, но не более 20 баллов, а за каждый дополнительный год стажа работы по специальности свыше 3-х лет будет начислять по 1 дополнительному баллу за каждый дополнительный год стажа свыше 3-х лет, но не более 30 баллов. Предельное значение по данному показателю устанавливается = 100".

В соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.

Согласно пункту 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.

При этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в главе 12 "Обоснование численности работающих и потребности во временных зданиях и сооружениях" ПОС (проекта организации строительства) (2009-ПР-6-ПОС), размещенного на Официальном сайте в составе Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Численность работающих на строительстве рассчитана на основании данных о выработке на одного работающего, достигнутой в строительно-монтажных организациях. Необходимое количество работающих составляет - 130 человек. На основании "МДС 12-46.2008 Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ" соотношение числа рабочих, инженерно-технических работников (далее - ИТР), служащих, младшего обслуживающего персонала (далее - МОП) принимается соответственно 84,5%, 11%, 3,2%, и 1,3%. Максимальное количество работников составляет:

N Категория работников Норматив, % Максимальное количество
1. Рабочие 84,5 110
2. ИТР 11 14
3. Служащие 3,2 4
4. МОП 1,3 2
5. Итого   130

Представители Заказчика на заседании Комиссии также пояснили, что ПОС устанавливает только общую нормативную численность руководителей и ключевых специалистов и не устанавливает их конкретную разбивку по специальностям, т.е. Подрядчик самостоятельно решает вопрос о привлечении тех или иных специалистов к работам по данному контракту. При оценке заявок по показателю "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" учитывается фактический опыт работ по специальности и соответствие образования занимаемой должности. При этом профильным образованием считается "высшее образование по профилю занимаемой должности при исполнении контракта". Предметом оценки по показателю "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" не является сравнение обеспеченности трудовыми ресурсами по каждой специальности отдельно, так как ПОС устанавливает только общую нормативную численность рабочих и общий перечень рабочих специальностей, необходимых для выполнения данных работ. Сколько рабочих по каждой из необходимых специальностей будет задействовано на данном объекте решается подрядчиком самостоятельно. Указанная информация 24.03.2014 Заказчиком также размещена на Официальном сайте в составе разъяснений положений Конкурсной документации.

Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок, установленный в Конкурсной документации не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.

Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который включает, в том числе: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Согласно Конкурсной документации предметом Конкурса является "строительство корпуса, пристраиваемого к зданию Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга по адресу: <...>.

Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов.

Вместе с тем, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что работы по строительству объекта: корпус, пристраиваемый к зданию Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга по адресу: <...>, относятся к работам по строительству особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме Конкурса с ограниченным участием, нарушают часть 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 6.1.10 проекта контракта Конкурсной документации "Подрядчик обязуется привлекать к выполнению работ по Контракту субподрядные организации только по согласованию Заказчика".

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, неправомерно установлено излишнее требование к участнику закупки об обязательном согласовании с Заказчиком привлекаемых субподрядных организаций к выполнению работ.

4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Вместе с тем, согласно пункту 3.3.1 проекта контракта Конкурсной документации "Государственный заказчик вправе предоставить Подрядчику авансирование работ в размере не более 30% от планируемой стоимости работ на соответствующий финансовый год согласно пункту 3.1 Контракта".

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в проекте контракта Конкурсной документации в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлен порядок оплаты надлежащим образом.

Действия Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Р" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 13 статьи 34, части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание от 31.03.2014 по делу N К-526/14 об аннулировании Конкурса, по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по делу от 31.03.2014 N К-526/14 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях материалы по настоящему делу не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.