Указ Президента РФ от 27.10.93 N 1765

"Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа"
Редакция от 06.11.1993 — Документ утратил силу, см. «Указ Президента РФ от 17.06.2000 N 1110»

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ
от 27 октября 1993 г. N 1765

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ВЫБОРАХ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАЯ, ОБЛАСТИ, ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(в ред.- Указа Президента РФ от 06.11.93 N 1844)

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая замечания и предложения, поступившие от ряда субъектов Федерации, и итоги обсуждения Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, постановляю:

1. Утвердить Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (прилагаются).

2. Рекомендовать органам государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов разработать и принять соответствующие положения с учетом Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, утвержденных настоящим Указом.

3. Считать полномочия депутатов, избранных в Советы народных депутатов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, прекращенными со дня выборов в соответствующие представительные органы государственной власти.

В случае, если полномочия Совета народных депутатов прекращены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября в 1993 г. N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", одновременно прекращаются полномочия депутатов соответствующего Совета народных депутатов.

4. Настоящий Указ вступает в силу с момента опубликования.

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Утверждены
Указом Президента Российской Федерации
от 27 октября 1993 г. N 1765

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫБОРАХ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАЯ, ОБЛАСТИ, ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(в ред.- Указа Президента РФ от 06.11.93 N 1844)

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы выборов

Выборы депутатов (представителей) в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 2. Избирательное право

1. Право избирать в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста и постоянно проживающему на соответствующей территории.

2. Депутатом (представителем) представительного органа государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста, имеющий постоянное место жительства на территории соответствующих края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Статья 3. Выборы в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа

1. Выборы в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляются на основе положений о выборах, разработанных в соответствии с настоящими Основными положениями и принятых представительными органами государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также в соответствии с Временными положениями об основах организации и деятельности органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

В случае, если деятельность краевого, областного, окружного, городского (в городах федерального значения) Совета народных депутатов прекращена, то положение о выборах в представительные органы власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа издает глава соответствующей администрации.

2. Выборы в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один представитель) избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства.

3. По согласованию с Центральной избирательной комиссией орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа вправе принять решение о проведении, в порядке эксперимента, в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе выборов по смешанной системе, если такая возможность предусмотрена в положении о выборах в соответствующий представительный орган государственной власти. В этом случае организация и проведение выборов, подведение их итогов осуществляются применительно к Положению о выборах в Государственную думу.

4. Выборы в представительные органы государственной власти краев, областей, в состав которых входят автономные округа, проводятся на всей территории края, области, включая территорию соответствующих автономных округов.

Статья 4. Право выдвижения кандидатов

1. Кандидаты в депутаты (представители) в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (далее именуются кандидаты) выдвигаются региональными избирательными объединениями и группами избирателей.

2. Региональными избирательными объединениями являются:

краевые, областные, городские (в городах федерального значения), окружные отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;

региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах;

блок указанных общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.

3. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного регионального избирательного объединения. Партия, политическое движение и общественная организация в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

4. Представление в избирательную комиссию края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа документов для регистрации кандидатов производится по решению уполномоченного на то в соответствии с уставом органа партии, политического движения, иного общественного объединения, а в случае создания избирательного блока - по совместному решению уполномоченных органов, входящих в блок общественных объединений.

5. Численность группы избирателей, которая может быть инициатором выдвижения кандидатов, определяется избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, но не может быть менее 30 и более 50 граждан.

Статья 5. Финансирование выборов

1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.

Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями

1. Организация выборов в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации возлагаются на избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от других государственных органов.

2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно.

ГЛАВА 2 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 7. Образование избирательных округов по выборам в представительные органы государственной власти края, области, городов федерального значения, автономной области, автономного округа

1. Одномандатные избирательные округа охватывают в совокупности всю территорию края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а в краях, областях, в состав которых входят автономные округа, также и территорию соответствующих автономных округов. Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:

а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допускаемым взаимным отклонением в 5 - 10 процентов;

б) территориальное единство: не допускается создание избирательного округа, состоящего из не граничащих между собой территорий.

(в ред.- Указа Президента РФ от 06.11.93 N 1844)

2. Число избирательных округов по выборам в представительный орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа на основании данных учета избирателей к референдуму 25 апреля 1993 года.

3. Схема избирательных округов утверждается и публикуется избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее 60 дней до дня выборов.

Статья 8. Образование избирательных участков

1. Избирательные участки образуются не позднее 55 дней до дня выборов решением избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа из расчета от 100 до 3000 избирателей на один избирательный участок. В районах Крайнего Севера, в горных и иных малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.

2. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий и приложением графической схемы публикуется избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в течение пяти дней после принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 9. Списки избирателей

1. Местная администрация в районе, городе, районе в городе, поселке, сельской общине обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, имеющих постоянное место жительства на соответствующих территориях.

2. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 2 настоящих Основных положений (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.

3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.

4. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.

5. Соответствующая администрация (а в период проведения избирательной кампании - участковая избирательная комиссия) обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.

ГЛАВА 3 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 10. Виды избирательных комиссий

Для организации и проведения выборов в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа образуются следующие избирательные комиссии:

а) избирательная комиссия края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа по выборам в соответствующие представительные органы государственной власти. В областях, автономной области, автономных округах, где в соответствии с Положением о выборах в Государственную думу создан один избирательный округ по выборам в Государственную думу, полномочия избирательной комиссии по выборам в представительные органы государственной власти областей, автономной области, автономных округов исполняет окружная избирательная комиссия по выборам в Государственную думу;

б) окружные избирательные комиссии по выборам в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

в) участковые избирательные комиссии.

Статья 11. Порядок формирования избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа

1. Избирательная комиссия края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа формируется в составе председателя, его заместителей, секретаря и 10-15 членов избирательной комиссии не позднее 70 дней до выборов.

2. Персональный состав избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа утверждается Центральной избирательной комиссией по представлению органа государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

3. Председатель и секретарь избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

Статья 12. Порядок формирования окружных избирательных комиссий

1. Окружная избирательная комиссия по выборам в представительный орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа образуется в каждом округе соответственно избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее 55 дней со дня выборов в составе председателя, его заместителя (заместителей), секретаря и 5 - 10 членов избирательной комиссии.

2. Председатель и секретарь окружной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

3. Каждое региональное избирательное объединение, выдвинувшее своего кандидата по данному избирательному округу, а также каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначить одного члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 13. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

1. Участковые избирательные комиссии формируются окружной избирательной комиссией не позднее 40 дней до дня выборов в составе председателя, секретаря и 5 - 10 членов избирательной комиссии.

2. Каждое региональное избирательное объединение и каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначить одного члена соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 14. Статус члена избирательной комиссии

1. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий вышестоящими избирательными комиссиями, имеют право решающего голоса при принятии решений избирательными комиссиями и обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий.

2. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий кандидатами и региональными избирательными объединениями, имеют статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

3. Лица, назначенные в состав избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной комиссии и присутствуют на них;

вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.

Статья 15. Полномочия Центральной избирательной комиссии

1. Центральная избирательная комиссия вправе давать в соответствии с настоящими Основными положениями разъяснения и методические рекомендации по проведению выборов в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

2. Центральная избирательная комиссия распределяет выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует целевое использование этих средств.

3. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Основными положениями.

Статья 16. Полномочия избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа

1. Избирательная комиссия края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа:

а) дает разъяснения на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии и обеспечивает единообразную реализацию настоящих Основных положений и положений о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти;

б) руководит работой окружных избирательных комиссий;

в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;

г) в случаях, предусмотренных настоящими Основными положениями, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;

е) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;

ж) утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление;

з) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

и) устанавливает результаты голосования в целом по территории края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;

к) устанавливает лиц, избранных в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, выдает им удостоверения об избрании;

л) организует повторные выборы в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

м) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Основными положениями, а также положением о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

2. Решения избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы документы и информацию.

3. Срок полномочий избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется представительным органом государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

4. Положение об избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается соответствующим представительным органом государственной власти, а если его полномочия досрочно прекращены, то главой соответствующей администрации.

Статья 17. Полномочия окружной избирательной комиссии

1. Окружная избирательная комиссия:

а) осуществляет контроль за исполнением настоящих Основных положений, а также положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа на соответствующей территории;

б) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним решения;

в) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;

г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;

д) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;

е) устанавливает результаты выборов по избирательному округу, передает их соответственно в избирательную комиссию края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;

ж) утверждает текст избирательных бюллетеней для голосования, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;

з) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящими Основными положениями, а также положением о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия:

а) организует составление дополнительного списка избирателей по избирательному участку;

б) знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящими Основными положениями;

д) обеспечивает подготовку помещения и оборудования для голосования;

е) организует голосование на избирательном участке в день выборов;

ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;

з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Основными положениями, а также положением о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации.

Статья 19. Организация работы избирательных комиссий

1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей лиц, входящих в ее состав и имеющих решающий голос при принятии решений избирательными комиссиями.

2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, либо по требованию не менее половины всех лиц, входящих в ее состав.

3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании лиц, входящих в ее состав с правом решающего голоса.

4. Инструкции и иные решения избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, и подлежат опубликованию.

5. Председатель избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, его заместители и секретарь избирательной комиссии работают в избирательной комиссии на постоянной основе. Члены избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа с правом решающего голоса могут работать постоянно или временно с отрывом от основной работы.

6. По решениям окружных избирательных комиссий председатель (его заместитель), секретарь и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.

7. Оплата работы производится в пределах бюджетных средств, выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий.

8. Смета расходов, связанных с деятельностью избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, включается в республиканский бюджет Российской Федерации отдельной строкой.

9. На заседаниях избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и окружных избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при них. На заседаниях участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации.

10. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.

11. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач.

Статья 20. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

1. Решения и действия избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа могут быть обжалованы в краевой, областной, городской, окружной суд в порядке, установленном законом.

2. Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

ГЛАВА 4 ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ

Статья 21. Выдвижение кандидатов в представительный орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа

1. Для выдвижения кандидата в избирательном округе по выборам в представительный орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей данного округа в количестве 3 - 5 процентов общего числа избирателей округа. Количество подписей избирателей, необходимое для поддержки инициативы выдвижения кандидата, устанавливается органом государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятие и постоянное место жительства кандидата.

2. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности, и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.

3. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы либо представление зарегистрированного в избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа регионального избирательного объединения и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящих Основных положений, а также положения о выборах в представительный орган государственной власти и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов либо представления избирательного объединения регистрирует его, публикует данные о нем, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, в печати и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются также средствам массовой информации.

4. Если в период между завершением регистрации кандидатов и днем выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящих Основных положениях.

Статья 22. Права и обязанности кандидатов

1. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем семикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

2. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется (кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии.

3. Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси).

4. Кандидат, постоянно проживающий вне пределов территории избирательного округа, в котором он баллотируется, имеет право совершить в общей сложности три поездки в избирательный округ и обратно на любом виде транспорта (кроме такси), оплачиваемые из средств соответствующей избирательной комиссии.

5. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

6. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может входить в состав ни одной избирательной комиссии.

7. Кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению соответственно краевого, областного, окружного, городского (города федерального значения) суда. При этом информация об этом должна быть представлена в избирательную комиссию края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в течение 24 часов.

8. Кандидат не может быть призван на военную службу до дня опубликования результатов выборов включительно.

9. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящих Основных положений. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты и региональные избирательные объединения вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

10. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.

ГЛАВА 5 ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 23. Право на участие в предвыборной агитации

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов.

2. Участие должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, командования воинских частей в предвыборной агитации "за" или "против" кандидатов не допускается.

Статья 24. Порядок проведения предвыборных мероприятий

1. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 5-дневный срок в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.

2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.

Статья 25. Предвыборная агитация через средства массовой информации

1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.

2. Средства массовой информации, одним из учредителей или совладельцев которых являются органы государственной власти и местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджета края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа или местного бюджета, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов.

3. Кандидат имеет право выступать в средствах массовой информации, в том числе на государственном телевидении и радио. Порядок указанных выступлений кандидатов устанавливается избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).

Статья 26. Выпуск агитационных печатных материалов

1. Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

3. Избирательные комиссии края, области, автономной области, автономных округов, города федерального значения, а также окружные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности.

4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также с согласия собственника или владельца в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков.

Статья 27. Сроки проведения агитационной кампании

1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов.

2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

ГЛАВА 6 ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 28. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

1. Средства, выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии и распределяются ею между избирательными комиссиями по выборам в представительные органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Окружные избирательные комиссии представляют избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа отчет о

расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

3. Избирательная комиссия края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отчет о расходовании выделенных ей Центральной избирательной комиссией Российской Федерации средств не позднее 3 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в изданиях, в которых подлежат опубликованию нормативные акты, принятые представительным органом государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также сообщен иным средствам массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Статья 29. Избирательные фонды и порядок их создания

1. Региональные избирательные объединения и кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:

а) средств, выделенных региональному избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию избирательными комиссиями;

б) собственных средств регионального избирательного объединения или кандидата;

в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его региональным избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;

г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

2. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более чем в 100 раз, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - более чем в 10000 раз.

3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации, а также со стороны международных организаций и международных общественных объединений.

4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды региональным избирательным объединениям либо кандидатам.

5. Региональные избирательные объединения и кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в срок, указанный в пункте 3 статьи 31 настоящих Основных положений, представить избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа одновременно с представлением данной избирательной комиссией отчета о расходовании средств в соответствии с пунктом 3 статьи 29 настоящих Основных положений.

Статья 30. Порядок расходования средств избирательных фондов

1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд регионального избирательного объединения или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа после регистрации соответствующего кандидата.

2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

3. Не позднее 60 дней после определения результатов выборов по округу региональные избирательные объединения или кандидат обязаны представить в избирательную комиссию края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

ГЛАВА 7 ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 31. Помещение для голосования

1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий окружной (в автономном округе без районного деления), районной, городской, районной в городе администрацией.

2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех региональных избирательных объединениях и всех выдвинутых ими кандидатах, а также обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, требуемых пунктом 1 статьи 22 настоящих Основных положений.

Статья 32. Избирательные бюллетени

1. Для выборов в представительный орган государственной власти, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня устанавливается избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в пункте 1 статьи 22 настоящих Основных положений. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом.

3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке, а в автономной области и автономных округах могут быть напечатаны также на иных языках по решению избирательной комиссии автономной области, автономного округа. Если для избирательного участка изготавливаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на всех языках помещается в каждом бюллетене.

5. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на два процента. На обороте полученных избирательных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.

6. В случае выбытия отдельных кандидатов региональных избирательных объединений до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней окружные или участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые избирательные бюллетени.

Статья 33. Порядок голосования

1. Голосование производится в день выборов с 8 часов до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, окружные избирательные комиссии могут по согласованию с избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа изменять время голосования при сохранении его продолжительности.

2. Избиратель, который в период начиная с 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей.

3. В 8 часов утра дня выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.

4. При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается.

5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

6. В избирательном бюллетене для выборов в представительный орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".

7. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.

9. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменной или устной просьбе избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более двух на участке. Указанная просьба должна быть подтверждена избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член избирательной комиссии - в его выдаче.

Статья 34. Подсчет голосов на избирательном участке

1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков избирательные бюллетени распределяются по избирательным округам.

3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, и в частности такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.

4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколах указываются:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;

б) число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней;

в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;

г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

д) число недействительных избирательных бюллетеней;

е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;

и) число голосов, поданных против каждого из кандидатов;

к) число голосов, поданных против всех кандидатов;

л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом избирательной комиссии. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.

6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря избирательной комиссии до окончания ее работы.

7. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов.

Статья 35. Определение результатов выборов в избирательном округе

1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по данному избирательному округу по выборам в представительный орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;

б) число выданных избирательных бюллетеней;

в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

д) число недействительных бюллетеней;

е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них; если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные;

ж) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;

з) число голосов, поданных против каждого из кандидатов;

и) число голосов, поданных против всех кандидатов;

к) одно из следующих решений:

признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей;

признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящих Основных положений, а также положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 35 процентов зарегистрированных избирателей;

л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а другой хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий.

Статья 36. Установление общих итогов выборов

1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий избирательная комиссия края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в течение пяти дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. В течение одного месяца со дня выборов избирательная комиссия края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа публикует итоги голосования по всем избирательным округам и избирательным участкам в средствах массовой информации.

2. Избирательная комиссия края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа признает недействительными выборы по отдельным одномандатным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящих Основных положений либо положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись из за того, что в них большинство избирателей проголосовало против всех кандидатов либо в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей, или признаны недействительными по причине нарушений настоящих Основных положений либо положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, избирательная комиссия края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа назначает новые выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Избирательная комиссия края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.

Статья 37. Регистрация избранных представителей

1. Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного в представительный орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

2. Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее чем через пять дней после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов, производит регистрацию избранного депутата (представителя) в представительный орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и выдачу ему удостоверения об избрании.

ГЛАВА 8 РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ

Статья 38. Оспаривание неправильностей в списках избирателей

1. Любой гражданин Российской Федерации, отвечающий требованию пункта 1 статьи 2 и не подпадающий под действие пункта 3 статьи 2 настоящих Основных положений, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Статья 39. Оспаривание отказа в регистрации кандидата

1. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана выдать ему или его представителю справку с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований настоящих Основных положений.

2. Отказ в регистрации кандидата, мотивация отказа, а также невыдача справки могут быть обжалованы кандидатом в суд в установленном законом порядке.

Статья 40. Оспаривание границ избирательных округов

1. В течение пяти дней после опубликования списка одномандатных избирательных округов границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящими Основными положениями, а также соответствующими положениями о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, могут быть оспорены. Жалоба подается главой администрации либо органом местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы, входящей в соответствующие край, область, город федерального значения, автономную область, автономный округ, в избирательную комиссию края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, которая в течение пяти дней производит проверку жалобы и либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Отклонение жалобы избирательной комиссией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

ГЛАВА 9 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 41. Замещение вакантных мандатов

В случае досрочного выбытия представителя органа государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа избирательная комиссия края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа назначает в течение трех последующих дней в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии с настоящими Основными положениями, а также положением о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Если до окончания срока полномочий представительного органа государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся.

Статья 42. Последствия фальсификации подписных листов

В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает три процента собранных подписей либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям настоящих Основных положений, а также положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, регистрация отдельного кандидата аннулируется соответствующей избирательной комиссией. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, соответствующие мандаты аннулируются решением представительного органа государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа по представлению мандатной комиссии.

Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о выборах наступает в соответствии с законами Российской Федерации.