Указ Президента РФ от 01.10.93 N 1557

"Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период"
Редакция от 04.02.1994 — Документ утратил силу, см. «Указ Президента РФ от 10.01.2003 N 19»

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ
от 1 октября 1993 г. N 1557

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УТОЧНЕННОЙ РЕДАКЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В 1993 ГОДУ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ НА ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

(в ред. Указов Президента РФ от 06.11.93 N 1846, от 04.02.94 N 238)

Основываясь на итогах референдума 25 апреля 1993 г., руководствуясь статьями 1, 2 и 121-5 Конституции Российской Федерации, пунктами 3 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", учитывая замечания и предложения, поступившие от ряда субъектов Федерации, и итоги обсуждения Положения о федеральных органах власти на переходный период и Положения о выборах депутатов Государственной думы на заседании Общественной палаты Конституционного совещания, постановляю:

1. В части третьей статьи 2 Положения о федеральных органах власти на переходный период число депутатов Государственной думы "400" заменить числом "450".

2. Утвердить Положение о федеральных органах власти на переходный период с внесенными в него изменениями и дополнениями.

3. Утвердить Положение о выборах депутатов Государственной думы в 1993 году в уточненной редакции. (Прилагается).

4. Ввести в действие Положение о выборах депутатов Государственной думы в 1993 году с момента его опубликования.

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 1 октября 1993 г. N 1557

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В 1993 ГОДУ

(в ред. Указов Президента РФ от 06.11.93 N 1846, от 04.02.94 N 238)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы выборов

Выборы депутатов Государственной думы осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 2. Избирательное право

1. Право избирать в Государственную думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.

2. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста.

3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Статья 3. Выборы в Государственную думу

1. Государственная дума состоит из 450 депутатов.

2. 225 депутатов Государственной думы избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федерации, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного Центральной избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной думы (далее именуется Центральная избирательная комиссия) для одномандатного избирательного округа.

3. Остальные 225 депутатов Государственной думы избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

Статья 4. Дата выборов

Выборы депутатов Государственной думы проводятся 12 декабря 1993 г.

Статья 5. Право выдвижения кандидатов

1. Списки кандидатов в состав Государственной думы, избираемых по общефедеральному избирательному округу, выдвигаются избирательными объединениями. Кандидаты в состав Государственной думы, избираемые по одномандатным избирательным округам, выдвигаются группами избирателей и избирательными объединениями.

2. Избирательными объединениями являются общефедеральные партии, общефедеральные политические движения, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации, или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. В состав блока могут входить и другие общефедеральные общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, если участие в выборах в федеральный законодательный орган предусмотрено в этих уставах. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия, политическое движение в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

3. Представление в Центральную избирательную комиссию документов для регистрации списка кандидатов или отдельных кандидатов производится по решению уполномоченного на то, в соответствии с уставом, органа партии, политического движения, а в случае создания блока партий, политических движений, иных общественных объединений - по совместному решению уполномоченных органов, составляющих блок организаций.

Статья 6. Финансирование выборов

1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в Государственную думу, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

2. Для финансирования предвыборной кампании кандидаты в депутаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.

Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями

1. Организация выборов в Государственную думу возлагается на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, Центральная избирательная комиссия и нижестоящие комиссии в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, независимы от других государственных органов.

2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно.

Глава 2. Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей

Статья 8. Образование избирательных округов по выборам в Государственную думу

1. Одномандатные избирательные округа охватывают в своей совокупности всю территорию Российской Федерации и должны отвечать следующим требованиям:

а) наличие не менее одного избирательного округа не территории субъекта Федерации;

б) равенство избирательных округов по числу избирателей в пределах одного субъекта Российской Федерации с допускаемым взаимным отклонением до 15 процентов;

в) территориальное единство: не допускается наличие или создание избирательного округа, состоящего из неграничащих между собой территорий;

2. Число избирательных округов по выборам в Государственную думу, приходящихся на каждый субъект Российской Федерации, устанавливается Центральной избирательной комиссией пропорционально численности избирателей в нем в соответствии с данными учета избирателей к референдуму 25 апреля 1993 года.

3. Схема избирательных округов утверждается и публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее 60 дней со дня выборов.

Статья 9. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную думу

1. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную думу включает в себя всю территорию Российской Федерации.

2. К общефедеральному избирательному округу принадлежат также избирательные участки, образуемые в соответствии с пунктом 4 статьи 10 настоящего Положения.

Статья 10. Образование избирательных участков

1. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов решениями глав администраций районов, городов, районов в городах из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок. В районах Крайнего Севера, в горных и иных малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.

2. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий и приложением графической схемы публикуется главой администрации в местной печати в течение трех дней и в виде плакатов в течение 10 дней после принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

4. Избирательными участками для граждан Российской Федерации, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, являются консульские округа на территории страны проживания, а при отсутствии на ее территории консульских учреждений Российской Федерации - консульские округа на территории сопредельной или близко расположенной страны. Избирательный участок, расположенный за пределами Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия включает в состав избирательного округа по выборам в Государственную думу, население которого меньше средней нормы представительства. Число добавленных таким образом избирателей в избирательном округе не должно превышать 10 процентов общего их числа.

Статья 11. Списки избирателей

1. Окружная администрация (в автономных округах, не имеющих районного деления), местная администрация в районе, городе, районе в городе, поселке, сельском населенном пункте обеспечивает учет избирателей и передает окружным и участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории.

2. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.

3. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего Положения (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.

4. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.

5. Соответствующая администрация, а в период проведения избирательной кампании - участковая избирательная комиссия, обеспечивают гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.

6. Списки избирателей, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, составляются консульскими учреждениями Российской Федерации, действующими на территориях соответствующих стран. Избиратели, имеющие постоянное место жительства в странах, где нет консульских учреждений Российской Федерации, могут обратиться в консульское учреждение Российской Федерации на территории сопредельной или близко расположенной страны с просьбой о включении в список избирателей.

Глава 3. Избирательные комиссии

Статья 12. Виды избирательных комиссий

Для организации и проведения выборов в Государственную думу образуются следующие избирательные комиссии:

а) Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной думы;

б) окружные избирательные комиссии по выборам в Государственную думу;

в) участковые избирательные комиссии.

Статья 13. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии

1. Центральная избирательная комиссия формируется в составе председателя и двадцати членов комиссии не позднее чем за 70 дней до выборов депутатов Государственной думы.

2. Председатель Центральной избирательной комиссии назначается Президентом Российской Федерации.

3. Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии и члены комиссии назначаются Президентом Российской Федерации по представлению председателя Центральной избирательной комиссии.

4. Десять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом Российской Федерации из числа кандидатов, представленных субъектами Российской Федерации в лице их законодательных (представительных) органов власти.

5. Десять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом Российской Федерации из числа кандидатов, представленных главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. Председатель и члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

7. Секретарь - руководитель аппарата Центральной избирательной комиссии назначается председателем Центральной избирательной комиссии.

8. Каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее свой список по общефедеральному избирательному округу, вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

9. Контроль за соблюдением процедуры формирования Центральной избирательной комиссии и ее деятельностью осуществляет Верховный Суд Российской Федерации.

Статья 14. Порядок формирования окружных избирательных комиссий

1.Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов в Государственную думу образуется в каждом округе по выборам депутатов в Государственную думу.

2. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в Государственную думу формируются не позднее чем за 50 дней до проведения выборов депутатов Государственной думы Центральной избирательной комиссией в составе председателя и 12 - 18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом половина членов избирательных комиссий назначается из числа лиц, предложенных главами исполнительной власти субъектов Федерации, а другая половина - из числа лиц, предложенных соответствующими органами представительной власти. Представители комиссий назначаются Центральной избирательной комиссией.

3. В случае, если представительные и исполнительные органы субъекта Российской Федерации не выдвинули кандидатуры в состав окружной избирательной комиссии в установленный срок, назначение членов комиссии производится Центральной избирательной комиссией по предложению политических партий и иных общественных политических движений данного избирательного округа в течение 5 дней.

4. Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

5. Каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее свой список по общефедеральному избирательному округу, и каждый кандидат в депутаты по соответствующему одномандатному округу вправе назначить одного члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

1. Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 40 дней до выборов Государственной думы и Совета Федерации нового созыва в составе председателя комиссии и 6 - 18 членов комиссии. Численность комиссии определяется окружными (автономных округов, не имеющих районного деления) органами представительной власти и представительными органами местного самоуправления в районах, городах, районах в городе. При этом половина членов избирательных комиссий избирается указанными органами представительной власти или местного самоуправления, а другая половина назначается главами соответствующей администрации. Председатель комиссии избирается соответствующим органом представительной власти или местного самоуправления по предложению главы администрации. В случае если избрание председателя в требуемые сроки не состоялось, он назначается соответствующей окружной комиссией по выборам в Государственную думу.

2. В случае если представительные и исполнительные органы соответствующего уровня не выдвинули кандидатуры в состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, назначение членов комиссии производится окружной избирательной комиссией по предложению политических партий и иных общественных политических движений данного избирательного округа в течение 5 дней.

3. Каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее свой список по общефедеральному избирательному округу, и каждый кандидат в депутаты по соответствующему одномандатному округу вправе назначить одного члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

4. Помимо этого, в дни голосования избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе направить в соответствующую участковую избирательную комиссию до 5 наблюдателей от каждого объединения или кандидата; указанные наблюдатели вправе присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии.

Статья 16. Статус члена избирательной комиссии

1. Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий, назначенные органами государственной власти, имеют право решающего голоса при принятии решений избирательной комиссией, обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий.

2. Представители кандидатов в депутаты и избирательных объединений имеют статус члена комиссии с правом совещательного голоса.

3. Члены комиссии, имеющие право как решающего, так и совещательного голоса:

заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии и присутствуют на них;

вправе выступать на заседании соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.

Статья 17. Полномочия Центральной избирательной комиссии

1. Центральная избирательная комиссия:

1) дает разъяснения о порядке применения настоящего Положения и обеспечивает его единообразное исполнение;

2) руководит работой окружных избирательных комиссий;

3) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;

4) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

5) регистрирует списки кандидатов в состав Государственной думы, выдвинутых избирательными объединениями по общефедеральному избирательному округу, доверенных лиц этих избирательных объединений, выдает вышеуказанным кандидатам и доверенным лицам удостоверения установленного образца;

6) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех избирательных объединений, зарегистрировавших общефедеральные списки кандидатов;

7) осуществляет контроль за законностью проведения выборов в Государственную думу;

8) на основании данных, представленных Министерством иностранных дел Российской Федерации, решает вопросы о приписке избирателей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам на территории Российской Федерации;

9) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает текст бюллетеня для голосования по общефедеральному избирательному округу по выборам в Государственную думу и образцы печатей избирательных комиссий;

10) распределяет выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование;

11) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

12) устанавливает результаты голосования в целом по Российской Федерации и публикует их в печати, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

13) устанавливает лиц, избранных депутатами Государственной думы по общефедеральному избирательному округу, и выдает им удостоверения об избрании;

14) составляет списки лиц, избранных депутатами Государственной думы и передает их и документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, Мандатной комиссии Государственной думы;

15) организует новые и дополнительные выборы депутатов Государственной думы;

16) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

2. Решения Центральной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы.

3. Центральная избирательная комиссия действует до образования Центральной избирательной комиссии в новом составе в соответствии с законом о выборах в Федеральное собрание.

4. Положение о Центральной избирательной комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 18. Полномочия окружной избирательной комиссии

1. Окружные избирательные комиссии по выборам в Государственную думу:

1) осуществляют контроль за исполнением настоящего Положения на территории своего избирательного округа;

2) руководят работой участковых избирательных комиссий, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимают по ним решения;

3) регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;

4) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;

5) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными Центральной избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;

6) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в Центральную избирательную комиссию, обеспечивают передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

7) утверждают текст бюллетеней для голосования по одномандатным избирательным округам, обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;

8) контролируют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально - технического обеспечения выборов;

9) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Центральной избирательной комиссии.

Статья 19. Полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия:

1) организует составление дополнительного списка избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

3) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

4) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Положением;

5) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

6) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов;

7) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации.

Статья 20. Организация работы избирательных комиссий

1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии с решающим голосом, а также председатель комиссии либо его заместитель.

2. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.

3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.

4. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии, обладающих правом решающего голоса.

5. Инструкции и иные решения Центральной избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Нормативные решения Центральной избирательной комиссии подлежат опубликованию.

6. Председатель, заместитель председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии работают в комиссии на постоянной основе. Иные члены Центральной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать постоянно или временно с отрывом от основной работы.

7. По решениям окружных избирательных комиссий, утверждаемых Центральной избирательной комиссией, председатель и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.

8. Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий.

9. Смета расходов, связанных с деятельностью Центральной избирательной комиссии, включается в республиканский бюджет Российской Федерации отдельной строкой.

10. На заседаниях Центральной и окружных избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при них. На заседаниях участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации.

11. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

12. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.

13. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.

Статья 21. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

1. Решения и действия Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, установленном законом.

2. Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Положения, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и окружные избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в 5-дневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.

Глава 4. Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной думы

Статья 22. Несовместимость статуса депутата с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах

1. Лица, у которых должность, мандат или занятия несовместимы, в соответствии со статьей 4 Положения о федеральных органах власти на переходный период с мандатом депутата Государственной думы, дают письменное обязательство о прекращении в случае избрания соответствующей деятельности.

2. Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей, влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным.

Статья 23. Общефедеральные списки кандидатов в депутаты Государственной думы

1. Общефедеральный список кандидатов в депутаты Государственной думы выдвигается избирательным объединением. Избирательное объединении может выдвинуть не более одного общефедерального списка кандидатов. Число кандидатов в общефедеральном списке может превышать число депутатов, избираемых в Государственную думу по общефедеральному избирательному округу, не более чем на 20 процентов. Кандидаты размещаются в подаваемом на регистрацию в списке в порядке, определяемом избирательным объединением.

2. Избирательное объединение, определяя порядок размещения кандидатов в списке, вправе разбить его, полностью или частично, на региональные группы кандидатов. При этом оно обязано указать, каким субъектам или группам субъектов Российской Федерации соответствует каждая из указанных региональных групп кандидатов.

3. Избирательное объединение может выдвигать кандидатов, не состоящих членами входящих в него политических партий и общественных объединений.

4. В общефедеральном списке кандидатов указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятия и постоянное место жительства каждого кандидата.

5. Для регистрации общефедерального списка кандидатов требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 100 тысяч избирателей. Из 100 тысяч подписей не более 15 процентов должны приходиться на один субъект Российской Федерации. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Положению. Каждый подписной лист содержит указанные в пункте 4 настоящей статьи данные о первых трех кандидатах, а если список разбит на региональные составляющие, - также и данные о первых трех кандидатах в том субъекте (субъектах) Российской Федерации, в котором производится сбор подписей. По требованию избирателя лицо, собирающее подписи, обязано предъявить ему полный общефедеральный список кандидатов, в котором состав и порядок размещения кандидатов удостоверены уполномоченными представителями избирательного объединения.

6. До начала сбора подписей указанный список кандидатов должен быть представлен в Центральную избирательную комиссию. Центральная избирательная комиссия обязана по получении списка выдать представителю избирательного объединения, представившего список, его заверенную копию.

7. Состав списка, порядок размещения кандидатов в списке, а также деление списка на региональные группы определяются выдвигающим список избирательным объединением и не могут изменяться после предъявления списка в Центральную избирательную комиссию, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидатов. В последнем случае не допускается добавление новых кандидатов, изменения, меняющие взаимный порядок кандидатов в списке, а также их отнесение к региональным группам. При регистрации списка кандидатов, разбитого на региональные группы, ни один кандидат не может быть отнесен более чем к одной группе.

8. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

9. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и номера его удостоверения личности или паспорта и уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвигающего общефедеральный список кандидатов.

10. Общефедеральный список кандидатов с подписными листами и заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться по данному списку вносится уполномоченными представителями избирательного объединения на регистрацию в Центральную избирательную комиссию не позднее 35 дней до дня выборов. Центральная избирательная комиссия проверяет соответствие внесенного общефедерального списка кандидатов требованиям настоящего Положения и в течение 5 дней регистрирует и официально опубликовывает его с указанием по каждому кандидату данных, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, в изданиях, в которых публикуются федеральные законы, либо отказывает в регистрации. Каждому кандидату зарегистрированного списка выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Зарегистрированные общефедеральные списки кандидатов в течение двух суток после регистрации сообщаются также центральным средствам массовой информации.

11. В случае, если до дня выборов политическая партия или иное общественное объединение, выдвинувшее отдельно или в составе блока общефедеральный список избирателей, признано неконституционным или аннулирована регистрация его устава, регистрация списка или соответствующей части его аннулируется.

12. Если в срок, указанный в пункте 10 настоящей статьи, не будет зарегистрирован ни один общефедеральный список кандидатов либо будет зарегистрирован лишь один такой список, выборы по общефедеральному округу по решению Центральной избирательной комиссии откладываются на 12 недель для дополнительного выдвижения списков общефедеральных кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Положении.

Статья 24. Выдвижение кандидатов в одномандатном избирательном округе по выборам в Государственную думу

1. Избирательное объединение, выдвинувшее общефедеральный список кандидатов, может из числа кандидатов своего общефедерального списка выдвигать кандидатов в одномандатных избирательных округах по выборам в Государственную думу. При этом оно вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом из данных округов. Регистрация производится в соответствии с положениями части 5 настоящей статьи с обязательным указанием наименования избирательного объединения, выдвинувшего кандидата в депутаты.

2. Для выдвижения в одномандатном избирательном округе по выборам в Государственную думу иного кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 1 процента общего числа избирателей округа. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Положению. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий и постоянное место жительства кандидата.

3. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер удостоверения личности гражданина Российской Федерации или паспорта. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его удостоверения личности или паспорта и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.

4. Граждане Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, могут присылать подписные листы в окружную комиссию своего избирательного округа через консульские учреждения Российской Федерации.

5. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию по выборам в Государственную думу не позднее 27 дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и в течение 5 дней регистрирует его, публикует данные о нем, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, в изданиях, в которых публикуются федеральные законы, и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются также центральным и местным средствам массовой информации.

6. Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в одномандатном избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этих избирательных округах откладываются по решению Центральной избирательной комиссии для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Положении. (в ред. Указов Президента РФ от 06.11.93 N 1846, от 04.02.94 N 238)

Статья 25. Права и обязанности кандидатов в депутаты

1. Работодатель обязан предоставить кандидату в депутаты по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но в размере, не превышающем 7-кратный размер минимальной заработной платы, ежемесячно выплачивается кандидату в депутаты зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

2. Кандидаты в депутаты Государственной думы по одномандатным избирательным округам со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право на территории округа, где они баллотируются, пользоваться любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. Если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов избирательного округа, в котором баллотируется, то он имеет право в течение указанного периода на три поездки общественным железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) или на одну поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским и пригородным общественным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) на территории всего города. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

3. Кандидат в депутаты Государственной думы по общефедеральному избирательному округу пользуется на условиях пункта 2 настоящей статьи транспортом в пределах того субъекта Российской Федерации, где он постоянно проживает, либо того субъекта Российской Федерации, где он внесен в региональные группы кандидатов, если соответствующий список разделен на таковые группы. Кроме того, кандидат в депутаты Государственной думы по общефедеральному избирательному округу имеет право совершить одну поездку туда и обратно в пределах территории Российской Федерации на любом виде общественного транспорта (кроме такси и заказных рейсов). Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

4. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе, за исключением, указанным в части 5 настоящей статьи. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.

5. Для кандидата, баллотирующегося по общефедеральному списку кандидатов, допускается баллотировка и в одномандатном избирательном округе.

6. Кандидат в депутаты не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Меры пресечения и иные уголовно - процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению Верховного Суда Российской Федерации.

7. Кандидат в депутаты Государственной думы, баллотирующийся в одномандатном избирательном округе, может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Избирательное объединение, зарегистрировавшее общефедеральный список кандидатов, может назначить доверенных лиц, число которых не более чем вдвое может превышать число одномандатных избирательных округов по выборам в Государственную думу и которые регистрируются Центральной избирательной комиссией. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Положения. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в пункте 1 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты и избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию.

8. Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов отозвать любого зарегистрированного им кандидата, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу и, если не истек установленный настоящим Положением срок регистрации, внести на регистрацию в Центральную избирательную комиссию новую кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на счет данного избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную агитацию. Избирательное объединение в любое время до дня выборов вправе исключить из зарегистрированного им общефедерального списка любого кандидата, но замена в этом случае не допускается. Информация о выбытии и (или) замене кандидатов в депутаты Государственной думы не позднее трех дней публикуется соответствующей избирательной комиссией в специальном информационном бюллетене Центральной избирательной комиссии и сообщается в иные средства массовой информации.

9. Кандидат в депутаты не может быть призван на воинскую службу до дня опубликования итогов выборов включительно.

Глава 5. Предвыборная агитация

Статья 26. Право на участие в предвыборной агитации

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в депутаты.

2. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в предвыборной агитации за или против кандидатов не допускается.

Статья 27. Порядок проведения предвыборных мероприятий

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в 5-дневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.

2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.

4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам и общефедеральным спискам кандидатов.

Статья 28. Предвыборная агитация через средства массовой информации.

1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.

2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты Государственной думы.

3. Кандидат в депутаты имеет право на одно выступление по государственному телевидению и одно выступление по государственному радио. Порядок выступлений кандидатов в депутаты по телевидению и радио устанавливается Центральной избирательной комиссией и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях ( по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).

4. Общефедеральные государственные телевизионные и радиокомпании обязаны в течение трех недель до дня выборов ежедневно по рабочим дням предоставлять не менее одного часа эфирного времени между 7 и 9 часами и 19 и 23 часами (с учетом поясного вещания на различные регионы Российской Федерации) избирательным объединениям, зарегистрировавшим общефедеральные списки кандидатов, с тем чтобы каждое избирательное объединение получило равное по продолжительности эфирное время при равных условиях.

Статья 29. Выпуск агитационных печатных материалов

1. Политические партии и иные общественные объединения, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты Государственной думы вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

3. Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.

4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и материалов окружные избирательные комиссии действуют в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов.

Статья 30. Сроки проведения агитационной кампании

1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата или общефедерального списка кандидатов и прекращается в день выборов.

2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. В течение семи дней со дня выборов запрещается распространение материалов, наносящих ущерб чести и достоинству кандидатов в депутаты.

Глава 6. Финансирование выборов

Статья 31. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

1. Средства, выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии немедленно по ее сформировании и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.

2. Избирательные комиссии представляют Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им Центральной избирательной комиссией средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

3. Центральная избирательная комиссия представляет Государственной думе отчет о расходовании средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее трех месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован Центральной избирательной комиссией в изданиях, в которых подлежат опубликованию федеральные законы, и сообщен в иные средства массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Государственную думу.

Статья 32. Избирательные фонды кандидатов в депутаты и порядок их создания

1. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты Государственной думы вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:

а) средств, выделенных избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию центральной или соответственно окружной избирательной комиссией;

б) собственных средств избирательного объединения или кандидата;

в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;

г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

2. Сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать 20 - кратного минимального размера оплаты труда, а в фонд избирательного объединения - 30 - кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать минимального размера оплаты труда соответственно более чем в 200 и 20 000 раз.

3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, а также международных организаций и международных общественных объединений.

4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям либо кандидатам.

5. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в срок, указанный в пункте 3 статьи 33 настоящего Положения, представить Центральной и окружным избирательным комиссиям соответственно отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы Центральной и окружными избирательными комиссиями в средства массовой информации одновременно с представлением Центральной избирательной комиссией в Государственную думу отчета о расходовании средств в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Положения.

Статья 33. Порядок расходования средств избирательных фондов

1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения или кандидата в депутаты Государственной думы, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата в депутаты.

2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается Центральной избирательной комиссией.

3. Не позднее 60 дней после определения результатов выборов по округу избирательное объединение или кандидат в депутаты обязаны представить в Центральную или соответственно окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

4. Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, которые были выделены Центральной или окружной избирательной комиссией избирательному объединению или кандидату, после завершения выборов направляются в республиканский бюджет Российской Федерации.

Глава 7. Голосование и определение результатов выборов

Статья 34. Помещение для голосования

1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий окружной (в автономном округе без районного деления), районной, городской, районной в городе администрациями. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходящие здания у частных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Статья 35. Избирательные бюллетени

1. Для выборов в Государственную думу каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы, устанавливаемой Центральной избирательной комиссией.

2. Избирательный бюллетень для голосования по общефедеральному избирательному округу содержит в алфавитном порядке названия избирательных объединений, которыми выдвинуты зарегистрированные общефедеральные списки кандидатов в депутаты Государственной думы, с указанием названий общественных объединений, входящих в каждое из этих избирательных объединений. Под каждым названием избирательного объединения помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из выдвинутого им общефедерального списка кандидатов. Если избирательное объединение разделило при регистрации свой общефедеральный список на региональные группы, в бюллетень вносятся также фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов, которые отнесены в указанном списке в соответствующую региональную группу кандидатов. При этом если в списке, разделенном при регистрации на региональные группы, отсутствуют фамилии кандидатов, не отнесенных ни к одной из региональных групп, то в избирательном бюллетене указываются только фамилии кандидатов из соответствующей региональной группы. Справа от каждого названия избирательного объединения помещается пустой квадрат. В конце списка избирательных объединений помещается строка "Против всех списков" с расположенным справа от него пустым квадратом.

3. Избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу по выборам в Государственную думу содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные, указанные в пункте 2 статьи 24 настоящего Положения. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом.

4. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

5. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке, а в республиках в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округах - также на соответствующих языках. Если для избирательного участка изготавливаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на всех этих языках помещается в каждом бюллетене.

6. Избирательные бюллетени для выборов по общефедеральному избирательному округу печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Избирательные бюллетени для выборов по одномандатным избирательным округам печатаются по распоряжению соответствующих окружных избирательных комиссий. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную думу избирательные бюллетени не позднее чем за три дня до дня выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.

7. В случае выбытия отдельных кандидатов или общефедеральных списков кандидатов отдельных избирательных объединений до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах или выбывших общефедеральных списках соответствующих избирательных объединений либо изготовляют новые бюллетени.

Статья 36. Порядок голосования

1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.

2. Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня выборов, уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 15 - 4 дня до выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии по выборам в Государственную думу передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей.

3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.

4. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав избирательной комиссии, фамилия которого указывается в списке.

5. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

6. В каждом избирательном бюллетене по выборам в Государственную думу, содержащем перечень общефедеральных списков кандидатов, избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив названия того избирательного объединения, за общефедеральный список кандидатов которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех списков". В избирательных бюллетенях для выборов по одномандатному (двухмандатному) избирательному округу в Государственную думу избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".

7. Заполненные бюллетени избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.

9. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более двух на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче.

Статья 37. Подсчет голосов на избирательном участке

1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам.

3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности: такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.

4. Участковая избирательная комиссия составляет протоколы по итогам голосования по каждому избирательному округу, по которым оно производилось на данном участке. В протоколах указываются:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;

б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;

в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;

г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

д) число недействительных избирательных бюллетеней;

е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

ж) по одномандатному избирательному округу:

- фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

- число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;

- число голосов, поданных против всех кандидатов;

з) по общефедеральному избирательному округу:

- название избирательных объединений, выдвинувших общефедеральные списки кандидатов;

- число действительных голосов, поданных за каждый список;

- число голосов, поданных против каждого списка;

- и число голосов, поданных против всех списков;

и) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение.

6. По одному экземпляру протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующие окружные избирательные комиссии, один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы. Протокол с результатами голосования по общефедеральному избирательному округу направляется в Центральную избирательную комиссию через соответствующую окружную избирательную комиссию по выборам в Государственную думу.

7. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов. (в ред. Указа Президента РФ от 06.11.93 N 1846)

Статья 38. Определение результатов выборов в общефедеральном избирательном округе по выборам в Государственную думу

1. Центральная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу по выборам в Государственную думу, путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий.

2. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения, общефедеральные списки кандидатов которых получили менее 5 процентов действительных голосов.

3. Если 5 процентов действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов, выборы по общефедеральному округу считаются несостоявшимися.

4. Каждое избирательное объединение, за список кандидатов которого подано более 5 процентов действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов действительных голосов и определяемое по методике, содержащейся в приложении N 3 к настоящему Положению. Если список избирательного объединения был разделен при регистрации на региональные группы, то полученные избирательным объединением депутатские мандаты в первую очередь переходят к кандидатам, не включенным ни в одну из этих групп, оставшиеся мандаты переходят к кандидатам из региональных групп, причем каждая из этих групп получает из общего числа оставшихся депутатских мандатов число депутатских мандатов, пропорциональное доле голосов, полученных списком в соответствующем субъекте Федерации или группе субъектов Федерации, в общем числе голосов, поданных за список. Это число мандатов также определяется по методике, содержащейся в указанном приложении. При распределении депутатских мандатов последние передаются депутатам в соответствии с их порядком в списках. До начала распределения мандатов из списков исключаются кандидаты, избранные в Государственную думу по одномандатным округам.

5. Центральная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по общефедеральному избирательному округу;

б) число выданных по округу избирательных бюллетеней;

в) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

г) число недействительных бюллетеней;

д) названия избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные общефедеральные списки кандидатов, число голосов, поданных за каждый список, число голосов, поданных против каждого списка, а также число голосов, поданных против всех списков;

е) фамилии и инициалы избранных кандидатов из каждого федерального списка;

ж) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

6. Центральная избирательная комиссия признает выборы по общефедеральному избирательному округу несостоявшимися, если число действительных бюллетеней составляет менее 25 процентов от числа зарегистрированных избирателей. Центральная избирательная комиссия признает выборы по общефедеральному избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. (в ред. Указа Президента РФ от 06.11.93 N 1846)

Статья 39. Определение результатов выборов в одномандатном избирательном округе по выборам в Государственную думу

1. Окружная избирательная комиссия по выборам в Государственную думу по получении протоколов участковых избирательных комиссий избирательного округа производит не позднее трех дней после выборов подсчет голосов, поданных по одномандатному избирательному округу по выборам в Государственную думу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

2. Окружная избирательная комиссия по выборам в Государственную думу составляет протокол, в котором указывает:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;

б) число выданных избирательных бюллетеней;

в) число бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования;

г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

д) число недействительных бюллетеней;

е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них; число голосов, поданных против каждого из них;

ж) число голосов, поданных против всех кандидатов;

з) одно из следующих решений:

- признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше;

- признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если общее число действительных бюллетеней менее 25 процентов числа зарегистрированных избирателей;

и) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается после получения из Центральной избирательной комиссии информации о том, признаны ли выборы по общефедеральному избирательному округу состоявшимися и действительными. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы и формирования окружной избирательной комиссии в новом составе. (в ред. Указа Президента РФ от 06.11.93 N 1846)

Статья 40. Установление общих итогов выборов

1. На основании протокола Центральной избирательной комиссии о результатах выборов по общефедеральному избирательному округу, протоколов окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную думу Центральная избирательная комиссия в течение 10 дней по их получении, но не позднее чем через месяц после проведения выборов, определяет и публикует общие итоги выборов.

2. Центральная избирательная комиссия признает недействительными выборы по отдельным одномандантным избирательным округам по выборам в Государственную думу, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает новые выборы. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. Центральная избирательная комиссия может распорядиться о сформировании в этих случаях новых окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.

Статья 41. Регистрация избранных депутатов

1. Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом Государственной думы. В соответствии с требованиями настоящего Положения кандидат, избранный депутатом Государственной думы, в 3-дневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Государственной думы.

2. Соответствующая избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов в Государственную думу не позднее, чем через 5 дней после выборов опубликовывает итоги выборов по избирательному округу и после опубликования общих итогов выборов Центральной избирательной комиссией производит регистрацию избранного депутата Государственной думы и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований пункта 1 настоящей статьи.

Глава 8. Разрешение жалоб и споров

Статья 42. Оспаривание списков избирателей

1. Любой гражданин Российской Федерации, отвечающий требованию пункта 1 и не подпадающий под действие пункта 3 статьи 2 настоящего Положения, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Статья 43. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов

1. В случае отказа зарегистрировать общефедеральный список кандидатов или отдельных кандидатов в депутаты Государственной думы избирательная комиссия обязана выдать уполномоченному представителю избирательного объединения либо кандидату или уполномоченному доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивами может служить только невыполнение требований настоящего Положения.

2. Отказ в регистрации общефедерального списка кандидатов либо отдельного кандидата в депутаты Государственной думы или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, избирательное объединение либо кандидат могут обжаловать в суд в установленном законом порядке.

Статья 44. Оспаривание границ избирательных округов

1. В течение 10 дней после опубликования общего списка одномандатных избирательных округов по выборам в Государственную думу границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим Положением, могут быть оспорены. Жалоба подается представительным органом или высшим должностным лицом (главой администрации) либо органом местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы, входящей в соответствующий субъект Российской Федерации, в Центральную избирательную комиссию, которая в течение пяти дней производит проверку жалобы и либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Отклонение жалобы Центральной избирательной комиссией или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 45. Замещение вакантных депутатских мандатов

1. В случае досрочного выбытия депутата Государственной думы, избранного по общефедеральному избирательному округу, его мандат постановлением Государственной думы передается следующему за избранными кандидату из того же общефедерального списка. Если список избирательного объединения был разделен на региональные составляющие, мандат передается следующему кандидату из числа кандидатов, не входящих ни в какую из региональных групп (если такой имеется), либо принадлежащему к той же региональной группе этого списка, в которую входил выбывший депутат. Если в соответствующей региональной группе кандидатов не осталось, мандат передается региональной группе, включенной в тот же список, получившей наибольшее число голосов и имеющей кандидатов, не получивших статус депутата. Если в списке кандидатов не осталось, мандат остается вакантным до следующих общих выборов.

2. В случае аннулирования мандатов депутатов Государственной думы, избранных по общефедеральному избирательному округу от избирательного объединения, вакантные депутатские мандаты распределяются Центральной избирательной комиссией в течение 7 последующих дней между остальными общефедеральными списками кандидатов пропорционально их представительству в Государственной думе от общефедерального избирательного округа. Соответственно применяется методика, содержащаяся в приложении N 3 к настоящему Положению. Если таких списков осталось не более одного, мандаты выбывших депутатов остаются вакантными до следующих выборов.

3. В случае досрочного выбытия депутата Государственной думы, избранного по одномандатному избирательному округу, Центральная избирательная комиссия назначает в течение трех последующих дней в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся согласно настоящему Положению. Если до окончания срока полномочий Государственной думы остается менее девяти месяцев, дополнительные выборы не проводятся.

Статья 46. Последствия фальсификации подписных листов

В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает 3 процента собранных подписей либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям настоящего Положения, регистрация общефедерального списка или отдельного кандидата аннулируются Государственной думой по представлению ее Мандатной комиссии.

Статья 47. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным депутатом Государственной думы, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, общественных организаций, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства Российской Федерации, несут установленную законом ответственность.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Подписной лист

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение общефедерального списка кандидатов в депутаты Государственной думы от избирательного объединения "Справедливость", во главе которого находятся:

1. Иванов Иван Иванович, 1950 г.рожд., член Партии справедливости, коммерсант, г.Москва;

2. Петров Петр Петрович, 1965 г.рожд., член Союза борцов за справедливость, инженер, г.Тверь;

3. Темюркаев Василий Иванович, 1958 г.рожд., научный сотрудник, г.Чистополь.

От группы регионов "Средне-северные" в списке баллотируется отдельная группа кандидатов, во главе которой находятся:

1. Сергеева Зоя Ивановна, 1948 г.рожд., член Партии равенства и свободы, бухгалтер, г.Северногорск;

2. Моденов Василий Семенович, 1968 г.рожд., член Ассоциации свободных активистов, шофер, пос.Равнинный;

3. Вотякова Рената Ибрагимовна, 1932 г.рожд., член Партии действия, врач, пос.Овражный.

NN Фамилия, имя, отчество Дата рождения Адрес Паспорт (Удост.личности) Подпись
1      
2      
    Подписной лист удостоверяю:___________________________________
__________________________________________________________________
        (ф.и.о., удостоверение личности и подпись)
 Уполномоченный представитель избирательного объединения:
__________________________________________________________________
        (ф.и.о., удостоверение личности и подпись)
(Дата и место)
 

Приложение 2

Подписной лист

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом Государственной думы по 17 Центральному избирательному округу Иванова Ивана Ивановича, родившегося 13 марта 1940 г., фермера, проживающего в Конаковском районе Тверской области.

NN Фамилия, имя, отчество Дата рождения Адрес Паспорт (Удост.личности) Подпись
1      
2      
    Подписной лист удостоверяю:___________________________________
__________________________________________________________________
           (ф.и.о., данные паспорта и подпись)
Кандидат:____________________________  (Иванов И.И.)
(Дата и место)
 

Приложение 3

Методика распределения депутатских мандатов между
общефедеральными списками кандидатов (в ред. Указа Президента РФ от 06.11.93 N 1846)

По результатам голосования депутатские мандаты распределяются между общефедеральными списками кандидатов по следующим правилам:

а) сначала подсчитывается сумма голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу за общефедеральные списки кандидатов тех избирательных объединений, которые в соответствии со статьей 38 настоящего Положения оказались допущенными к распределению мандатов. Эта сумма делится на 225 - число депутатских мандатов, распределяемых по этому округу. Полученный результат есть первое избирательное частное; (в ред. Указа Президента РФ от 06.11.93 N 1846)

б) число действительных голосов, полученное каждым общефедеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий общефедеральный список кандидатов;

в) если после действий, произведенных в соответствии с пунктом "б", остаются не распределенные мандаты, производится их распределение (вторичное распределение). Нераспределенные мандаты передаются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления в пункте "б". При их равенстве преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, за которое подано больше голосов. При равенстве голосов преимущество отдается общефедеральному списку кандидатов, зарегистрированному раньше.

Если общефедеральный список был при регистрации разбит на региональные группы, то затем производится распределение мандатов внутри списка - этими группами и кандидатами, не включенными ни в одну из групп (если таковые имеются). На первом этапе этого распределения определяется число кандидатов, не вошедших ни в одну из региональных групп и не избранных по одномандатным округам. Указанным кандидатам полученные списком мандаты переходят в первую очередь.

Оставшиеся нераспределенными внутри списка мандаты распределяются внутри списка между региональными группами. Расчет производится в точности по изложенной методике, но теперь в п. а) делится общее число голосов, полученных списком, на число оставшихся нераспределенными внутри этого списка мандатов; в п.б) на избирательное частное делится число голосов, поданных за каждую региональную группу в соответствующем субъекте Федерации или группе субъектов Федерации, дальнейшее полностью аналогично. Если при этом в одной или более региональных группах не оказалось должного числа кандидатов, оставшиеся нераспределенными мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.

При распределении мандатов внутри списка избирательное частное может не совпадать с первым избирательным частным. (в ред. Указа Президента РФ от 06.11.93 N 1846)

Пример. В результате голосования общефедеральный список кандидатов избирательного объединения (либо региональные группы внутри списка) А получил 85 тыс. действительных голосов, список избирательного объединения Б - 190 тыс., список В - 310 тыс., список Г - 105 тыс., список Д - 215 тыс., список Е - 65 тыс., список Ж - 45 тыс. Распределить между ними нужно 15 мандатов. (Числа условные).

В соответствии с пунктом "а" определяется избирательное частное. Оно составляет (указание на тыс. для удобства опускается):

(85+190+310+105+215+65+45):15=67,6

В соответствии с пунктом "б" число голосов, полученное каждым списком (региональной группой), делится на избирательное частное:

А - 85:67,6=1,26

Б - 190:67,6=2,81

В - 310:67,6=4,58

Г - 105:67,6=1,55

Д - 215:67,6=3,18

Е - 65:67,6=0,96

Ж - 45:67,6=0,66

В результате список А получает один депутатский мандат, список Б - два, список В - четыре, список Г - один, список Д - три мандата, списки Е и Ж - ни одного. Распределены 11 мандатов из пятнадцати.

Оставшиеся нераспределенными 4 мандата передаются по одному спискам (региональным группам) в следующем порядке: списку Е (дробная часть результата деления - 0,96), списку Б (дробная часть - 0,81), списку Ж (0,66) и списку В (0,58).