Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 N 928

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 240123.08 оператор в производстве резиновых технических изделий и обуви"
Редакция от 25.03.2015 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минпросвещения РФ от 03.12.2019 N 656»
Показать изменения

Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29593


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 928

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 240123.08 ОПЕРАТОР В ПРОИЗВОДСТВЕ РЕЗИНОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОБУВИ

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 240123.08 Оператор в производстве резиновых технических изделий и обуви.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2009 г. N 440 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240123.08 Оператор в производстве резиновых технических изделий и обуви" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2009 г., регистрационный N 15456).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 928

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 240123.08 ОПЕРАТОР В ПРОИЗВОДСТВЕ РЕЗИНОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОБУВИ

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 240123.08 Оператор в производстве резиновых технических изделий и обуви для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 240123.08 Оператор в производстве резиновых технических изделий и обуви имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.

<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N19, ст. 2326).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения СПО по профессии 240123.08 Оператор в производстве резиновых технических изделий и обуви в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <2> Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <3>
среднее общее образование Вулканизаторщик
Вырубщик заготовок изделий
Заготовщик резиновых изделий и деталей
Закройщик резиновых изделий и деталей
Клейщик резиновых, полимерных деталей и изделий
10 мес.
основное общее образование Машинист агрегата по изготовлению навивочных рукавов
Машинист клеевого агрегата
Машинист оплеточной машины
Машинист расплеточной машины
Прессовщик- вулканизаторщик
Сборщик резиновых технических изделий
Штамповщик резиновой обуви
2 года 10 мес. <4>
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)

<2> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<3> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<4> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:

вулканизаторщик - прессовщик-вулканизаторщик;

вырубщик заготовок изделий - закройщик резиновых изделий и деталей;

заготовщик резиновых изделий и деталей - закройщик резиновых изделий и деталей;

машинист оплеточной машины - машинист расплеточной машины;

клейщик резиновых, полимерных деталей и изделий - машинист клеевого агрегата;

машинист агрегата по изготовлению навивочных рукавов - машинист оплеточной машины;

закройщик резиновых изделий и деталей - сборщик резиновых технических изделий;

заготовщик резиновых изделий и деталей - штамповщик резиновой обуви;

штамповщик резиновой обуви - клейщик резиновых, полимерных деталей и изделий.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: производство резиновых технических изделий и обуви.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

технологический процесс производства резиновых изделий;

материалы, оборудование, приспособления и инструмент для производства изделий из резины;

резиновые технические изделия и обувь;

техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии 240123.08 Оператор в производстве резиновых технических изделий и обуви готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Обслуживание оборудования для производства резиновых технических изделий и обуви.

4.3.2. Вулканизация и прессование изделий из резины, резиновых клеев, латексов и асбеста.

4.3.3. Изготовление заготовок резиновых деталей и изделий.

4.3.4. Изготовление резинотехнических изделий на машинах разного типа.

4.3.5. Изготовление резиновой обуви методом штампования.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Обслуживание оборудования для производства резинотехнических изделий и обуви.

ПК 1.1. Производить наладку, регулировку и техническое обслуживание оборудования и приспособлений в соответствии с требованиями технологического процесса.

ПК 1.2. Выявлять и устранять мелкие неисправности оборудования.

5.2.2. Вулканизация и прессование изделий из резины, резиновых клеев, латексов и асбеста.

ПК 2.1. Производить вулканизацию изделий из резины, резиновых клеев, латексов и асбеста и осуществлять их послевулканизационную обработку.

ПК 2.2. Выполнять работы по прессованию-вулканизации формовых резиновых, резинотехнических, асбестотехнических изделий на прессах различной конструкции.

5.2.3. Изготовление заготовок резиновых деталей и изделий.

ПК 3.1. Раскраивать и вырубать заготовки и детали различной конфигурации.

ПК 3.2. Осуществлять пошив и клейку резиновых деталей, изделий, обуви.

5.2.4. Изготовление резинотехнических изделий на машинах разного типа.

ПК 4.1. Наносить на материалы и изделия волокнистый слой.

ПК 4.2. Выполнять сборку резинотехнических изделий.

ПК 4.3. Изготавливать напорные рукава различной конструкции.

ПК 4.4. Оплетать резиновые шнуры и шланги на оплеточных машинах разной конструкции в соответствии с технологической картой.

ПК 4.5. Расплетать бухты очесов на расплеточной машине.

5.2.5. Изготовление резиновой обуви методом штампования.

ПК 5.1. Штамповать резиновую обувь в соответствии с технологическим процессом.

ПК 5.2. Производить отделку штампованной резиновой обуви, контролировать качество готовой продукции и устранять мелкие дефекты.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 2

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" 864 576
ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл 354 236
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ;
знать:
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
основные виды, свойства и области применения конструкционных металлических и неметаллических материалов, используемых в производстве;
особенности строения металлов и сплавов;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;
виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные свойства полимеров и их использование;
способы термообработки и защиты металлов от коррозии;
виды слесарных работ и технологию их выполнения;
устройство, назначение, правила выбора и применения инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ;
требования к качеству обработки деталей;
виды износа деталей и узлов;
свойства смазочных материалов
ОП.01. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ ОК 2
ОК З
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1-4.5
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
основные законы электротехники;
правила графического изображения и составления электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска и остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами
ОП.02. Электротехника ОК 2
ОК З
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.3 - 4.5
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов; знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем
ОП.03. Техническое черчение ОК 1-6
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.3-4.5
уметь:
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
определять напряжения в конструкционных элементах; знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
типы, назначение, устройство редукторов;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации
ОП.04. Основы технической механики ОК 1-7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1-4.5
уметь:
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов
ОП.05. Охрана труда ОК 1-7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1-4.5
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32 ОП.06. Безопасность жизнедеятельности OK 1-7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1-4.5
П. 00 Профессиональный учебный цикл 430 300
ПМ.00 Профессиональные модули 430 300
ПМ.01 Обслуживание оборудования для производства резинотехнических изделий и обуви В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
подготовки к работе различных типов оборудования для производства резинотехнических изделий и обуви;
наладки и регулировки оборудования и приспособлений в соответствии с требованиями технологического процесса;
проведения мелкого ремонта оборудования, обоснования выбора оптимального способа работы с учетом диагностируемых неполадок;
соблюдения правил техники безопасности при работе с оборудованием;
планирования работ по обслуживанию оборудования и осуществления контроля их выполнения, исходя из целей и способов деятельности, определенных руководителем;
работы с техническими инструкциями и регламентами обслуживания оборудования, осуществления служебной переписки, оформления первичной документации в сфере своей деятельности;
уметь:
выбирать тип оборудования в соответствии с видом производимых резинотехнических изделий и технологическими режимами и аргументировать свой выбор;
производить работы по техническому обслуживанию оборудования для производства резинотехнических изделий и обуви;
осуществлять наладку оборудования для производства резинотехнических изделий и обуви под различные технологические режимы;
выбирать оптимальный способ устранения типичных дефектов оборудования для производства резинотехнических изделий и обуви;
производить мелкий ремонт оборудования для производства резинотехнических изделий и обуви;
выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах обслуживания оборудования, выбирать эффективный способ разрешения проблем при наличии альтернативы и обосновывать его;
знать:
классификацию, устройство, принципы действия оборудования для производства резинотехнических изделий и обуви;
причины возникновения, способы обнаружения, предупреждения и устранения основных неисправностей в работе оборудования;
перечень и содержание работ по техническому обслуживанию оборудования для производства резинотехнических изделий;
особенности наладки оборудования для производства резинотехнических изделий и обуви для различных технологических режимов;
правила техники безопасности при работе с оборудованием;
нормы и правила оформления служебных документов в сфере профессионально-трудовой деятельности
МДК.01.01. Эксплуатация оборудования для производства резинотехнических изделий и обуви OK 1-6
ПК 1.1
ПК 1.2 1
ПМ.02 Вулканизация и прессование изделий из резины, резиновых клеев, латексов и асбеста
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
вулканизации резинотехнических, асбестотехнических, эбонитовых изделий на вулканизационном оборудовании различной конструкции и их послевулканизационной обработки;
прессования-вулканизации формовых резиновых, резинотехнических, асбестотехнических изделий на прессах различной конструкции;
проверки качества готовой продукции;
соблюдения требований безопасного труда при производстве резинотехнических изделий;
анализа рабочей ситуации, планирования и текущей оценки своей деятельности;
уметь:
производить вулканизацию резинотехнических, асбестотехнических, эбонитовых изделий;
производить прессование-вулканизацию формовых резиновых, резинотехнических, асбестотехнических изделий;
производить послевулканизационную обработку изделий;
контролировать и регулировать параметры технологического режима вулканизации и прессования изделий, предупреждать и устранять причины отклонений, обосновывать выбор способов работы с учетом диагностируемых отклонений;
знать:
содержание и параметры технологических процессов вулканизации и прессования изделий из резины, латексов, резиновых клеев и асбеста;
типы возможных нарушений технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;
виды, технические характеристики и назначение изготавливаемых изделий; виды, технические характеристики, назначение, особенности обработки материалов для вулканизации;
виды дефектов изделий, причины их образования, способы обнаружения, предупреждения и устранения;
технические требования, предъявляемые к качеству полуфабрикатов и готовой продукции;
назначение, устройство и правила использования контрольно-измерительных приборов;
правила техники безопасности при выполнении работ
МДК.02.01.
Основы вулканизации и
прессования изделий из
резины, латексов и
асбеста
OK 1-6
ПК 2.1
ПК 2.2
ПМ.03 Изготовление заготовок резиновых деталей и изделий В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
раскроя и вырубки заготовок и деталей различной конфигурации вручную и на машинах различной конструкции;
пошива и клейки резиновых деталей, изделий, обуви;
контроля качества производимых работ;
соблюдения требований безопасного труда;
анализа рабочей ситуации, планирования и коррекции собственной деятельности;
уметь:
выполнять раскрой резины, корда и других материалов вручную, на резательных машинах и прессах различной конструкции;
производить заготовку и пошив резиновых деталей, изделий, обуви; производить клейку, клейку-заготовку, клейку-сборку резинотехнических изделий, обуви вручную и на машинах;
выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать результаты;
знать:
содержание и параметры технологического процесса закраивания деталей и заготовок на закройных машинах и прессах;
спецификацию, описание методов раскроя, требования к конфигурации заготовок;
виды, назначение, технические характеристики используемых материалов;
нормы расхода и методы рационального использования материалов;
содержание и параметры технологического процесса пошива резиновых деталей и изделий;
технологические параметры обработки деталей и изделий;
технические характеристики, виды и назначение деталей изделий;
содержание и параметры технологических процессов клейки, клейки-заготовки, клейки-сборки, сушки, обжимки и опрессовки деталей, резинотехнических изделий, обуви;
требования, предъявляемые к качеству заготовок, деталей, изделий;
правила техники безопасности при выполнении работ
МДК.03.01.
Основы изготовления заготовок резиновых деталей и изделий
OK 1-6
ПК 3.1
ПК 3.2
ПМ.04 Изготовление резинотехнических изделий на машинах разных типов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
нанесения на материалы и изделия волокнистого слоя на клеевых агрегатах;
сборки рукавов, ремней, изделий химзащиты и других резинотехнических изделий;
изготовления напорных рукавов различной конструкции;
выполнения работ на оплеточных машинах разной конструкции;
выполнения работ на расплеточной машине;
проверки качества готовой продукции и устранения мелких дефектов;
соблюдения требований безопасного труда;
анализа рабочей ситуации, планирования и коррекции собственной деятельности;
уметь:
вести процесс образования и приклеивания волокнистого слоя на клеевых агрегатах;
производить сборку рукавов, ремней, изделий химзащиты, инженерного имущества и других резинотехнических изделий;
изготавливать напорные рукава различной конструкции;
производить оплетку резиновых шнуров и шлангов на оплеточных машинах разной конструкции;
производить расплетение бухт очесов на расплеточых машинах разной конструкции;
контролировать и регулировать качество производимых работ, аргументировать выбор критериев оценки и объективно оценивать; соблюдать требования техники безопасности;
знать:
содержание и параметры технологического процесса образования волокнистого слоя путем приклеивания ворса;
содержание и параметры технологических процессов изготовления рукавов навивочной, оплеточной, прокладочной, обмоточной конструкций;
содержание и параметры технологических процессов оплетки резиновых шнуров и шлангов;
содержание и параметры технологического процесса разрыхления сырья и материалов;
типы возможных нарушений технологических процессов, их причины, способы предупреждения, обнаружения и устранения;
содержание сборочных операций, способы, приемы выполнения сборки;
конструкцию рукавов и других резинотехнических изделий;
технические требования, предъявляемые к качеству продукции;
правила пользования контрольно-измерительными приборами;
правила техники безопасности при выполнении работ
МДК.04.01. Основы изготовления резинотехнических изделий OK 1- 6
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4
ПК 4.5
ПМ.05 Изготовление резиновой обуви методом штампования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
изготовления резиновой обуви методом штампования;
отделки штампованной резиновой обуви;
проверки качества готовых изделий;
соблюдения требований безопасного труда при изготовлении резиновой обуви методом штампования;
анализа рабочей ситуации, планирования и коррекции собственной деятельности;
уметь:
производить штампование резиновой обуви;
проводить отделку штампованной резиновой обуви;
проверять качество штампованной обуви, выявлять и исправлять дефекты готовых изделий;
аргументировать выбор критериев и способов оценки качества производимой продукции;
знать:
содержание и параметры технологического процесса штампования резиновой обуви;
типы возможных нарушений технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;
классификацию, назначение, свойства, фасоны, конструкцию штампованной резиновой обуви;
виды, методы контроля, контролируемые параметры, схему испытаний качества штампованной резиновой обуви;
типы дефектов штампованной обуви, причины их образования, способы обнаружения, предупреждения и устранения;
правила техники безопасности при выполнении работ
МДК.05.01. Основы штампования резиновой обуви OK 1-6
ПК 5.1
ПК 5.2
ФК.00 Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
80 40 ОК 2
ОК 4
ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) 216 144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС 1080 720
УП.00 Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 19 нед./39 нед. 684/1404 ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 2.3
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)
ПП.00 Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)
ПА.00 Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 1 нед./2 нед.
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 1 нед./2 нед.
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)

Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе: (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 20 нед.
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 19 нед./39 нед.
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 1 нед./2 нед.
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 1 нед./2 нед.
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)
Каникулы 2 нед.
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)
Итого 43 нед./65 нед.
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации; (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 25.03.2015 N 272)

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <5>.

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.

промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <6>.

<6> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <7>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

материаловедения и технологии общеслесарных работ;

технического черчения;

технической механики;

охраны труда;

безопасности жизнедеятельности.

Лаборатории:

электротехники;

автоматизации производства;

технологии и оборудования резинотехнического производства;

информационных технологий.

Мастерские:

слесарная;

вулканизационных работ;

подготовки резинотехнических изделий и деталей;

сборки резиновых изделий;

изготовления резинотехнических изделий и обуви.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <8>.

<8> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <9> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

9 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.