Постановление СФ РФ от 05.11.97 N 359-СФ

"Об информации Правительства Российской Федерации о ходе реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет и возможности переноса срока погашения задолженности по уплате налогов (включая пени и штрафы) в бюджеты всех уровней до 1 января 2001 года"
Редакция от 05.11.1997 — Действует

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 1997 г. N 359-СФ

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ХОДЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПЛАТЕЖАМ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕНОСА СРОКА ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ (ВКЛЮЧАЯ ПЕНИ И ШТРАФЫ) В БЮДЖЕТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ ДО 1 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА

Заслушав и обсудив информацию Правительства Российской Федерации о ходе реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет и возможности переноса срока погашения задолженности по уплате налогов (включая пени и штрафы) в бюджеты всех уровней до 1 января 2001 года, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Принятые в 1997 году меры по реструктуризации указанной задолженности, повышению собираемости налогов и принудительному взысканию недоимки по налоговым платежам не оказали существенного влияния на состояние дел с погашением задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

Размеры указанной задолженности не только не сокращаются, но продолжают расти. С начала 1997 года задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет увеличилась на 59,4 трлн. рублей, или на 49,2 процента. Она составила на 1 октября 1997 года 180,2 трлн. рублей, в том числе недоимка - 149,2 трлн. рублей (82,8 процента) и отсроченные платежи - 31 трлн. рублей (17, 2 процента). В среднем по России на каждую тысячу рублей долга консолидированному бюджету по налогам добавляется 1765 рублей долга по штрафам и пеням.

Аналогичное положение сложилось с задолженностью по налоговым платежам в федеральный бюджет. С начала 1997 года задолженность федеральному бюджету возросла на 31,3 трлн. рублей, или на 48,6 процента. Она составила на 1 октября 1997 года 95,8 трлн. рублей, в том числе недоимка - 80,9 трлн. рублей (84,4 процента) и отсроченные платежи - 14,9 трлн. рублей (15,6 процента). Более двух третей в объеме этой задолженности приходится на долги, сложившиеся за предыдущие годы.

Наиболее острая ситуация с погашением задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации сложилась в Республике Башкортостан и Республике Татарстан, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Свердловской и Челябинской областях, городе Москве, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

За 9 месяцев 1997 года в бюджетную систему Российской Федерации в погашение задолженности поступило 106,2 трлн. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 51,9 трлн. рублей, что составляет соответственно 26,6 и 30,2 процента от суммы поступлений налоговых платежей в консолидированный и федеральный бюджеты.

На 1 октября 1997 года около трети состоящих на налоговом учете юридических лиц имели задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

Реструктуризация задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет осуществляется неэффективно. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 года N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" не создан действенный механизм реструктуризации этой задолженности. По состоянию на 20 октября 1997 года предложения о реструктуризации задолженности подали лишь 49 организаций, или 2,9 процента от числа организаций с задолженностью в размере свыше 1 млрд. рублей. По тринадцати из них, с задолженностью свыше 20 млрд. рублей, предложения в установленном порядке переданы в Правительство Российской Федерации. Но только относительно четырех организаций изданы постановления Правительства Российской Федерации по реструктуризации их задолженности. По остальным 36 организациям, имеющим задолженность в размере до 20 млрд. рублей, предложения направлены на рассмотрение региональных межведомственных балансовых комиссий.

Дальнейшая организация работы по погашению задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе путем реструктуризации задолженности, требует как совершенствования механизма реструктуризации, так и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации.

В этих целях в ходе дальнейшей работы над проектами федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и Налогового кодекса Российской Федерации необходимо максимально учесть поправки и предложения, касающиеся снижения налогового бремени, упорядочения системы штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, снижения размеров пеней и штрафов, повышения персональной ответственности лиц, виновных в налоговых нарушениях, расширения мер принудительного взыскания задолженности по налогам, наделения налоговых органов и органов налоговой полиции необходимыми полномочиями.

Имеется настоятельная необходимость в разработке проекта федерального закона о реструктуризации задолженности организаций по платежам в бюджетную систему Российской Федерации. В Государственной Думе создана рабочая группа по разработке проекта федерального закона "О реструктуризации задолженности предприятий и организаций по платежам в бюджеты всех уровней". Государственной налоговой службой Российской Федерации готовится законопроект о залоговой реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды. Законопроекты, связанные с этой же проблематикой, разработаны в порядке законодательной инициативы и некоторыми субъектами Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Считать необходимым скоординировать законотворческую деятельность Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для комплексного решения на законодательном уровне проблемы погашения задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

В этих целях предложить Государственной Думе создать с участием Совета Федерации и Правительства Российской Федерации трехстороннюю рабочую комиссию по выработке и законодательному оформлению механизма погашения задолженности организаций по налоговым платежам в бюджеты всех уровней, в том числе по реструктуризации этой задолженности. Задачей этой комиссии должны стать подготовка пакета законопроектов, направленных на решение указанной проблемы, в частности, упорядочение механизма реализации через аукционы имущества организаций-должников и подготовка законопроекта об установлении для отдельных категорий налогоплательщиков порядка переноса срока погашения задолженности по уплате налогов (включая пени и штрафы) в бюджеты всех уровней до 1 января 2001 года, а также работа над поправками в этой части к проектам федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

максимально использовать все предусмотренные законодательством Российской Федерации возможности по сокращению имеющейся задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет;

внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 года N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет", касающиеся совершенствования этого механизма, предусмотрев, в частности: децентрализацию реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет в зависимости от ее объемов; предоставление исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации права принятия решений по реструктуризации части указанной задолженности; выработку для субъектов Российской Федерации соответствующих рекомендаций по применению условий и порядка реструктуризации задолженности.

3. Поручить Комитету Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности осуществлять контроль за ходом исполнения настоящего постановления и по мере необходимости информировать Совет Федерации о состоянии этой работы.

Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
Е.С.СТРОЕВ

Москва

5 ноября 1997 года

N 359-СФ