Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий

(утв. Минобразованием РФ 04.12.2003)
Редакция от 04.12.2003 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2005 N 218»

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
министра образования
Российской Федерации
А.В.ПЫЖИКОВ
4 декабря 2003 г.

ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ СРЕДНЕГО, ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРОВЕРКИ ИХ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Общие положения

Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего, дополнительного <*> профессионального образования (далее - образовательные учреждения) при проведении проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий (далее - Требования), применяются к образовательным учреждениям, использующим основные дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология и их сочетания - для оценки обеспеченности образовательного учреждения оборудованными учебными помещениями и учебными рабочими местами, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников (профессорско-преподавательского состава), укомплектованности штатов и для расчета предельной численности контингента обучающихся.

<*> Здесь и далее термин "образовательное учреждение дополнительного образования" относится исключительно к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также иным образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования, реализующим аккредитованные образовательные программы.

Кейсовая технология - это ДОТ, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимся осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Телекоммуникационные средства применяются для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами. Существенная роль отводится организации аудиторных занятий (консультаций), проводимых специально подготовленным преподавателем (см. п. 4.3 Требований).

Применение кейсовой технологии в полном объеме для реализации образовательного процесса в очной форме обучения возможно только в сочетании с другими ДОТ.

Интернет-технология (сетевая технология) - это ДОТ, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов.

Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология - это ДОТ, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой и доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения.

Образовательный процесс с использованием ДОТ осуществляется следующими педагогическими работниками:

- профессорско-преподавательским составом, специально подготовленным для работы в новой информационно-образовательной среде, который создает и актуализирует специализированные учебные материалы (профессора и преподаватели такого рода могут отсутствовать в образовательных учреждениях, применяющих заимствованные информационные образовательные ресурсы), преподает в новой информационно-образовательной среде, осуществляет опосредованное взаимодействие с обучающимися независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий;

- преподавателями, специально подготовленными для работы в новой информационно-образовательной среде и осуществляющими различные виды учебных занятий с обучающимися в образовательном учреждении и его территориально обособленных подразделениях.

При соблюдении настоящих Требований академический час учебных занятий, проведенных с использованием традиционных технологий обучения, и работа обучающегося со специально разработанными учебно-методическими комплексами (далее - УМК) (вне зависимости от способа и технологии их доставки), а также учебные занятия, реализованные посредством различных видов взаимодействия преподавателя с обучающимися с помощью средств телекоммуникации, за этот же период времени приравниваются по дидактической эффективности.

При реализации образовательных программ в очной форме обучения с использованием ДОТ образовательное учреждение обязано обеспечить полный объем аудиторной нагрузки в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее - ГОС) или требованиями к программам соответствующего дополнительного образования (далее - требования).

Образовательное учреждение обязано обеспечить обучающимся в очной форме получения образования возможность занятий физической культурой и спортом в объеме часов, предусмотренных ГОС. Допускаются самостоятельные занятия физической культурой обучающихся в организациях физической культуры и спорта. В этом случае образовательное учреждение обязано организовать учет указанных занятий в объеме часов, предусмотренных ГОС, и проведение промежуточной аттестации обучающихся традиционными методами.

При проведении лицензионной экспертизы Требования применяются дифференцированно, в зависимости от применяемых ДОТ, их сочетания, форм получения образования, уровней и видов образовательных программ.

В заключении экспертной комиссии указывается, с применением какой (каких) ДОТ и в какой форме получения образования реализуются образовательные программы.

2. Требования к оборудованию учебных помещений

2.1. Общие требования

Количество компьютеров в учебной аудитории и их размещение должно соответствовать действующим Санитарным правилам и нормам.

Для проведения предусмотренных рабочим учебным планом лабораторных и практических занятий образовательное учреждение должно располагать оборудованными лабораториями либо обеспечить обучающимся возможность выполнения этих работ с использованием ДОТ.

2.2. Кейсовая технология

Кейс-технология не предполагает требований к компьютерному обеспечению и специальному оборудованию, хотя и не исключает его использование.

2.3. Интернет-технология (сетевая)

При организации учебного процесса с использованием сетевых технологий для очной формы обучения все обучающиеся должны обеспечиваться образовательным учреждением или располагать собственными (либо арендованными) учебными рабочими местами, оснащенными для реализации дистанционного обучения. Под учебным рабочим местом, оснащенным для дистанционного обучения, понимается компьютер со средствами мультимедиа и выходом в Интернет.

Применение в полном объеме Интернет-технологии в других формах получения образования не предполагает обязательного создания учебных рабочих мест. Достаточно наличие компьютерных классов с выходом в Интернет для проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.

Учет учебных рабочих мест обучающихся индивидуально ведется на основании их личных заявлений.

Каждому преподавателю должны быть обеспечены возможность взаимодействия с обучающимися в синхронном и (или) асинхронном режимах и работа с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения для управления учебным процессом.

2.4. Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология

Образовательное учреждение должно иметь оборудованную студию (студии) для проведения телеконференций и комплекты видеопроекционной аппаратуры для обеспечения участия в телеконференциях территориально обособленных подразделений.

При организации учебного процесса все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими местами с учетом сменности, возможный перечень которых составляют места:

- оснащенные персональными компьютерами, приборами для тестирования, аппаратурой для видеозаписей и их воспроизведения;

- в видеопроекционных, телелекционных залах с возможностью коллективного просмотра компьютерных и телепрограмм или видеофильмов, участия в телеконференциях;

- иные места, обеспечивающие обучающимся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным информационным образовательным ресурсам.

3. Оснащенность учебного процесса

3.1. Коммуникационная оснащенность учебного процесса

3.1.1. Общие требования

Образовательное учреждение обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к основным информационным образовательным ресурсам и взаимодействия с преподавателями.

При использовании телекоммуникационной технологии или Интернет-технологии профессорско-преподавательский состав независимо от места проживания должен иметь в своем распоряжении средства телекоммуникации, позволяющие участвовать в учебном процессе, в том числе на учебно-материальной базе территориально обособленных подразделений, и вести учебно-методическую работу.

3.1.2. Кейсовая технология

При использовании кейсовой технологии требования к коммуникационным каналам для доступа обучающихся к основным информационным образовательным ресурсам не предъявляются. Необходимо наличие электронной почты в территориально обособленных подразделениях.

3.1.3. Интернет-технология (сетевая)

Для реализации образовательного процесса образовательное учреждение должно располагать:

информационно-образовательным вэб-сайтом или порталом;

договором об указании услуг Интернет-провайдером (иметь документ, подтверждающий официальную регистрацию домена, внешний или внутренний документ на ввод в эксплуатацию образовательного вэб-сайта; при совместной эксплуатации вэб-сайта несколькими образовательными учреждениями - соответствующий договор между ними) или собственной (корпоративной) сетью телекоммуникации, обеспечивающей подключение удаленных пользователей и возможности их работы с информационно-образовательными ресурсами. Пропускная способность каналов связи должна обеспечивать возможность реализации образовательных программ;

средствами оперативной синхронной и асинхронной связи на образовательном вэб-сайте всех участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде (дискуссионный форум, телеконференция, электронная почта и т.п.).

Образовательные ресурсы размещаются в информационно-образовательной среде и образуют распределенный банк данных, к которому должен иметь гарантированный доступ по индивидуальному паролю каждый обучающийся.

Образовательное учреждение обязано обеспечить круглосуточный режим работы серверного оборудования и средств доступа к основным информационным образовательным ресурсам.

3.1.4. Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология

Пропускная способность телекоммуникационного канала образовательного учреждения должна быть достаточна для организации учебного процесса по всем видам учебной деятельности, предусмотренным специальным учебным планом и расписанием учебных занятий (передающий канал - не менее 1 Мбит/сек.).

3.2. Оснащенность учебного процесса информационными образовательными ресурсами

3.2.1. Общие требования

Информационные образовательные ресурсы образовательного учреждения на различных типах носителей должны соответствовать требованиям ГОС или "требований" и включать:

- фонд основной учебной и учебно-методической литературы;

- фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров образовательного учреждения, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями;

- фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы;

- фонд аттестационных материалов.

Основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении независимо от вида применяемой ДОТ являются УМК, обеспечивающие эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с рабочим учебным планом.

Учебно-методический комплекс должен обеспечивать в соответствии с программой дисциплины (учебного курса):

- организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных (методически и дидактически проработанных) для реализации дистанционного обучения;

- методическое сопровождение дистанционного обучения;

- дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).

Материалы, включенные в состав УМК, учитываются при оценке библиотечно-информационной оснащенности учебного процесса.

Образовательное учреждение вправе использовать материалы, размещенные в системе федеральных образовательных порталов, центральной библиотеки образовательных ресурсов, самостоятельно и (или) совместно использовать информационные ресурсы российских и зарубежных юридических и физических лиц в объеме и способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Количество наименований учебников и учебных пособий, входящих в перечни основной учебной литературы для дисциплин федерального компонента ГОС и имеющих грифы Минобразования России, других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, учебно-методических объединений вузов России, на основе которых создан комплект УМК реализуемой профессиональной образовательной программы, должно составлять не менее 70% от общего количества изданий, использованных для создания УМК.

Все УМК должны проходить внутреннюю экспертизу образовательного учреждения на предмет допуска (с оформлением внутреннего документа) к использованию в проведении учебного процесса с применением соответствующих ДОТ.

Минимальный состав УМК включает:

- рабочий учебный (семестровый) план обучающегося;

- программу дисциплины (учебного курса) (содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебного курса);

- расписание проведения учебных занятий всех видов;

- методические указания по изучению дисциплины (учебного курса) и подготовке к различным видам занятий, текущему контролю знаний и промежуточной аттестации;

- учебное пособие по дисциплине (учебному курсу), методически и дидактически подготовленное для дистанционного обучения;

- дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т.п.);

- практикум (лабораторный практикум) по дисциплине (учебному курсу) или практическое пособие (руководство) по моделированию, если практические занятия предусмотрены рабочим учебным планом;

- пособие по организации дистанционного обучения (включая самостоятельную учебную работу обучающегося).

В состав УМК могут включаться дополнительные информационные ресурсы: учебные (учебники, учебные пособия, тексты лекций, хрестоматии), информационно-справочные (справочники, словари, в том числе терминологические) и другие материалы.

Все материалы УМК могут быть представлены на различных типах носителей информации.

Обеспеченность учебными материалами, ориентированными на индивидуальную работу, должна составлять один экземпляр на студента. Если в соответствии со специальным учебным планом предусматривается использование мультимедиаприложений (аудио- и видеозаписи), они могут использоваться в режиме малой группы.

4. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса

4.1. Укомплектованность штатов образовательного учреждения

4.1.1. Общие требования

Порядок и условия распределения функциональных обязанностей педагогических работников регламентируются локальными актами образовательного учреждения (трудовыми договорами, приказами, распоряжениями, должностными инструкциями и др.) в зависимости от вида применяемой ДОТ и степени их сочетания в учебном процессе.

Оптимальное количество преподавателей (штатное расписание), а также соотношение численности преподавателей, выполняющих различные функции, определяется образовательным учреждением самостоятельно, исходя из уровня реализуемых им образовательных программ, методики образовательного процесса, структуры и удельного веса обучающихся по отдельным образовательным программам и формам их освоения в общей численности, регионального распределения численности обучающихся, динамики регионального развития распределенной системы образовательного учреждения.

Общая укомплектованность штатов профессорско-преподавательского состава должна быть не менее 90% (число вакансий в штатном расписании не более 10%). Количество профессоров и преподавателей в образовательном учреждении должно быть достаточным для полного обеспечения реализации учебного процесса в соответствии с требованиями ГОС, "требованиями" и настоящими Требованиями.

Укомплектованность штатов профессорско-преподавательского состава, имеющего в образовательном учреждении основное место работы (штатные преподаватели), должно составлять не менее 20% к третьему году работы; при этом внутренние штатные совместители учитываются.

4.2. Образовательный ценз профессорско-преподавательского состава

Все преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование и документ установленного образца об освоении курса повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) или профессиональной переподготовки, направленных на изучение специальных методов обучения в новой информационно-образовательной среде для реализации различных видов ДОТ в соответствии с принятой образовательным учреждением методикой образовательного процесса.

Не менее 70% штатных преподавателей, привлекаемых к осуществлению образовательного процесса с использованием ДОТ, должны иметь ученую степень или ученое звание.

4.3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

Образовательное учреждение обязано сформировать требования к различным группам преподавателей в зависимости от используемой ДОТ и методики образовательного процесса, обеспечивающие владение преподавателями технологиями и педагогическими методами, используемыми в учебном процессе.

Соответствующие образовательные программы должны включать в себя вариативный набор дисциплин, в результате освоения которых преподаватели в зависимости от выполняемых функций должны соответствовать определенным требованиям из следующего перечня:

- уметь подготовить и провести групповые занятия (используя как традиционные технологии обучения, так и опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя) с использованием игровых, тренинговых и других технологий проведения активных групповых занятий;

- уметь создавать эффективно функционирующие учебные группы (команды) и обеспечивать единство учебной, социально-коммуникативной и профессиональной сред;

- обладать специальными знаниями и умениями в области организации мониторинга качества знания, проверки, рецензирования, руководства написанием контрольных и курсовых работ, в том числе проектных и исследовательских, выполняемых группой удаленных друг от друга и от преподавателя студентов;

- владеть техникой (методы и приемы) индивидуальных учебных консультаций, включая консультации через Интернет;

- владеть компьютерными информационными и коммуникационными технологиями, прежде всего методами работы в электронных информационных сетях;

- уметь обеспечивать процесс эффективного педагогического планирования, конструирования и разработки учебных курсов или модулей образовательных программ с применением ДОТ.

Руководитель
Департамента лицензирования,
аккредитации и аттестации
Е.Н.ГЕВОРКЯН