Постановление Правительства РФ от 15.11.93 N 1157

"Об утверждении Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю"
Редакция от 11.12.1997 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 990»

СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 1993 г. N 1157

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.06.95 N 556, от 11.12.97 N 1548)

Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю.

Председатель Совета Министров - Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 15 ноября 1993 г. N 1157

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.06.95 N 556, от 11.12.97 N 1548)
 

I. Общие положения

1. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (далее именуется - Федеральная служба) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 45, ст. 2542).

2. В своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также настоящим Положением.

Федеральная служба осуществляет межотраслевую координацию и регулирование по вопросам, находящимся в ее ведении.

Предложения по вопросам валютного и экспортного контроля, вносимые заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации, подлежат предварительному согласованию с Федеральной службой.

3. Федеральная служба состоит из центрального аппарата и создаваемых ею территориальных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

4. Федеральная служба осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с другими определенными законодательством Российской Федерации органами и агентами валютного и экспортного контроля, разрабатывает и внедряет в пределах своей компетенции единую систему их взаимодействия, включая методическое и информационное обеспечение в этой области.

II. Задачи и функции

5. Главной задачей Федеральной службы является проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Федеральная служба в рамках своей компетенции обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, организациями, предприятиями, банками, физическими лицами, участвующими в регулировании и осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

6. Федеральная служба в рамках своей компетенции выполняет следующие функции:

а) осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;

б) осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;

в) участвует в осуществлении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;

г) осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;

д) организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;

е) контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;

ж) организует проведение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, независимых экспертов и с привлечением иностранных фирм и специалистов аудиторских проверок внешнеэкономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов;

з) участвует в работе по учету, оценке и контролю за целевым использованием конфискованных валютных ценностей;

и) подготавливает на основании результатов проверок деятельности материалы для передачи в соответствующие административные, налоговые и правоохранительные органы и в пределах своей компетенции оказывает им содействие;

к) проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

л) представляет в органы представительной и исполнительной власти Российской Федерации отчеты об организации валютного и экспортного контроля и результатах деятельности Федеральной службы;

м) участвует совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного контроля, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в создании единой информационной системы по валютному и экспортному контролю и межведомственному обмену информацией по контролю за экспортом стратегически важных сырьевых товаров;

н) участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества в области валютного и экспортного контроля по каналам международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций;

о) руководит деятельностью территориальных органов по валютному и экспортному контролю и своих представителей в учреждениях Российской Федерации за рубежом и в уполномоченных банках;

п) взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам обеспечения территориальных органов по валютному и экспортному контролю служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников - жильем, социально-бытовым и медицинским обслуживанием в установленном порядке;

р) обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;

с) представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации самостоятельно или совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного контроля в международных переговорах с целью заключения международных договоров и соглашений по вопросам организации и осуществления валютного и экспортного контроля;

т) проводит мероприятия по подбору, профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

у) участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

ф) осуществляет обеспечение деятельности Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)

х) подготавливает проекты заключений Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)

ц) осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством Российской Федерации".

III. Права и обязанности

7. Федеральная служба в соответствии с возложенными задачами и выполняемыми функциями имеет право:

а) получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы для эффективного осуществления своих задач;

б) проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений (договоров) и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами экспорта и импорта товаров и услуг, бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;

в) получать от юридических и физических лиц документы и копии с них, касающиеся валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций и необходимые для оценки соблюдения ими норм законодательства Российской Федерации, а также справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

г) обращаться к правительственным и неправительственным организациям, фирмам и банкам зарубежных государств за содействием при проведении проверок деятельности за рубежом российских юридических и физических лиц, а также их активов с соблюдением законодательства соответствующих стран;

д) ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению предприятий и организаций из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам Федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;

е) привлекать юридических и физических лиц в установленном порядке к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции;

ж) создавать в установленном порядке территориальные органы по валютному и экспортному контролю, иметь по согласованию с Центральным банком Российской Федерации своих представителей в уполномоченных банках, а по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти - в учреждениях Российской Федерации за рубежом;

з) участвовать в подготовке законодательных и иных нормативных актов по вопросам валютного и экспортного контроля;

и) разрабатывать и утверждать в установленном порядке совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного контроля нормативные акты и методические материалы по вопросам валютного и экспортного контроля, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации;

к) разрабатывать и издавать в пределах своей компетенции инструкции, положения, правила, методические материалы, учебные программы по вопросам организации и осуществления валютного и экспортного контроля;

л) запрашивать у министерств, ведомств и организаций официальные разъяснения относительно толкования и применения нормативных актов, издаваемых ими по вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;

м) давать предложения в установленном порядке о приостановлении или об отмене ведомственных нормативных актов по вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;

н) заключать договоры с научно-исследовательскими и другими организациями, а также с отдельными специалистами для проведения экспертиз, аудиторских проверок и разработки методических материалов, приглашать в указанных целях иностранных специалистов и фирмы;

о) представлять Российскую Федерацию в международных организациях по поручению Правительства Российской Федерации.

8. Федеральная служба имеет право получать информацию от Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации о ставших им известных фактах нарушения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, касающихся квотирования, лицензирования и осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

9. Результаты проверки юридических и физических лиц должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, установленных норм и правил проведения валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю дают обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами указания об устранении выявленных нарушений и имеют право требовать выполнения их предписаний.

10. Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении своих функций коммерческую тайну юридических и физических лиц, а также не разглашать сведения о средствах в иностранной валюте юридических и физических лиц, полученных и используемых ими на законном основании.

IV. Руководство и организация деятельности

11. Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

12. Руководитель Федеральной службы имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

13. В Федеральной службе образуется коллегия в составе руководителя Федеральной службы (председатель) и его заместителей по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата.

14. Руководитель Федеральной службы:

а) несет персональную ответственность за выполнением возложенных на Федеральную службу задач и функций, определяет степень ответственности своих заместителей, руководителей структурных подразделений центрального аппарата за порученные участки работы;

б) самостоятельно принимает решения по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы;

в) издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для выполнения центральным аппаратом Федеральной службы, территориальными органами по валютному и экспортному контролю и зарубежными представителями;

г) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы;

д) организует взаимодействие с органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы;

е) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федеральной службы.

15. Руководитель Федеральной службы утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда структуру центрального аппарата, штатное расписание, а также смету расходов на его содержание в пределах ассигнований на соответствующий период.

Экономия ассигнований по фонду оплаты труда и на содержание центрального аппарата управления, а также централизованного фонда социального развития остается в распоряжении Федеральной службы и используется в текущем и последующих годах на социально-бытовое обеспечение работников Федеральной службы.

16. Руководитель Федеральной службы утверждает Положение о территориальных органах по валютному и экспортному контролю, определяет их численный состав, назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.

17. Федеральная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и необходимые реквизиты со своим наименованием, расчетный и иные, в том числе валютные, счета в учреждениях банков. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.95 N 556)