Постановление Правительства РФ от 12.01.95 N 22

"Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами"
Редакция от 12.01.1995 — Действует

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 1995 г. N 22

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

В целях сохранения и развития российского культурного присутствия на международной арене, оказания содействия в области культуры и образования соотечественникам, проживающим за рубежом, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные направления культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами.

Заинтересованным министерствам и ведомствам Российской Федерации руководствоваться в своей зарубежной деятельности указанным документом и разрабатывать на его основе свои программы и планы международного сотрудничества.

2. Министерству иностранных дел Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 8 ноября 1992 г. N 663-рп "Об обеспечении единой политической линии Российской Федерации в международных сношениях" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 20, ст.1663) осуществлять координацию деятельности министерств и ведомств в области внешних культурных связей.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 января 1995 г. N 22

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

1. Культурное сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами является неотъемлемой частью государственной политики России на международной арене. Оно призвано способствовать созданию благоприятного климата для успешного осуществления Российской Федерацией внешнеполитических акций как в многостороннем, так и в двухстороннем плане, росту взаимопонимания и укреплению доверия между народами.

Основные задачи указанного сотрудничества, как и культурной политики в целом, - всемерно содействовать продвижению за рубеж культурных и духовных ценностей России, развивать богатые традиции российской многонациональной культуры, демонстрировать ее самобытный характер, знакомить население России с лучшими произведениями культуры и искусства зарубежных стран.

Выполнение этих задач требует настойчивых усилий по сохранению за Россией достойного места в системе международных культурных связей, по укреплению российского культурного присутствия в мире, формированию благоприятных условий для распространения за рубежом российской культуры.

2. В целях предотвращения дальнейшего сокращения обменов по государственной линии, противодействия снижению их качественного уровня, сохранения интеллектуального и духовного потенциала России необходимо выработать государственную культурную политику, включая осуществление культурных связей с зарубежными странами. Главным условием этого является государственная финансовая поддержка культуры, в том числе культурных связей Российской Федерации с зарубежными странами. Одновременно целесообразно осуществлять более активную государственную поддержку деятельности общественных организаций по развитию контактов в области культуры с иностранными партнерами.

Важно повысить роль Министерства иностранных дел Российской Федерации в работе по анализу тенденций международного культурного сотрудничества, разработке предложений концептуального характера, а также усилить координационные функции Министерства в этой области.

3. Приоритетом внешних культурных связей Российской Федерации является отношения с государствами - участниками СНГ и странами Балтии, сохранение единого культурного пространства на основе исторически сложившихся связей, поддержка в культурном и образовательном плане соотечественников за рубежом, включая сохранение их культурной самобытности и языка, а также развитие контактов с местной интеллигенцией.

Параллельно с развитием многостороннего культурного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств на основе подписанных и разрабатываемых в настоящее время документов будут углубляться связи между государствами - участниками СНГ на базе двухсторонних соглашений.

Российская Сторона на переговорах с государствами - участниками СНГ и странами Балтии будет содействовать скорейшему открытию в этих странах российских центров науки и культуры, одной из важнейших задач которых станет поддержание культурных и гуманитарных связей с соотечественниками, открытию при данных центрах русских школ, клубов, библиотек, кино- и видеозалов. Через центры можно будет наладить работу по приему молодых соотечественников, проживающих за рубежом, в вузы России. При этом условия их обучения должны быть по возможности аналогичны условиям обучения граждан России.

Для улучшения координации расширяющихся связей между государствами - участниками СНГ в сфере культуры Российская Сторона выступает за создание Совета по культурному сотрудничеству СНГ, который способствовал бы реализации как многосторонних, так и двусторонних соглашений между этими государствами.

4. Особая роль в духовной и культурной жизни государств - участников СНГ принадлежит русскому языку как средству межнационального общения. В России следует разработать государственную программу поддержки русского языка за рубежом, стимулирования связей в этой области, в том числе с использованием возможностей Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, рассмотреть вопрос о создании в ряде государств - участников СНГ и стран Балтии российско-национальных (славянских) университетов.

В целях популяризации русского языка за рубежом будет предусмотрено направление преподавателей вузов и средних школ, открытие курсов при российских центрах науки и культуры за рубежом, распространение литературы (включая периодику), соответствующих теле- и радиопередач.

5. Приоритетом внешней культурной политики России должны учитывать исторически сложившиеся связи с государствами Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона. Традиции культурных обменов должны быть отражены в обновляемых соглашениях с этими странами, в том числе разрабатываемых с рядом из них в рамках постоянных смешанных комиссий.

В обменах со странами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки в ближайшие годы особое внимание будет уделяться сотрудничеству в области образования.

6. Россия будет продолжать активно участвовать в механизмах многосторонних культурных обменов, реализации конкретных проектов по линии ЮНЕСКО, Совета Европы, других международных организаций, подключаться к интеграционным процессам в области культуры в контексте развития партнерства с Европейским союзом.

Наряду с общеевропейскими проектами будут разрабатываться и субрегиональные планы культурного сотрудничества в Балтийском, Черноморском, Баренцовом и других регионах. Россия будет также поддерживать культурные связи по линии породненных городов и приграничных обменов.

Одновременно будут поощряться прямые связи между учреждениями и организациями культуры, творческими союзами, ассоциациями и отдельными деятелями культуры, науки и образования. Таким контактам необходимы помощь и поддержка министерств и ведомств.

Субъекты Российской Федерации активно участвуют в осуществлении внешней культурной политики России, а также самостоятельно проводят мероприятия в области культурного сотрудничества с зарубежными странами.

7. Будет оказываться государственная поддержка российским центрам науки и культуры за рубежом как важным инструментам реализации внешней культурной политики в целях развития многонациональной российской культуры, укрепления культурных связей с соотечественниками, распространения русского языка, поддержания контактов с местными специалистами - выпускниками российских учебных заведений, контактов между молодежью.

8. Проблемы культурных ценностей, перемещенных в период второй мировой войны и в результате ее последствий с территории одних стран на территорию других, должны решаться путем переговоров поэтапно на основе взаимности в соответствии с нормами международного права, международно-правовой практикой и российским законодательством. Российской Стороне необходимо активизировать усилия по выявлению за рубежом своих культурных ценностей, перемещенных в период второй мировой войны и в результате ее последствий.