Приказ Рослесхоза от 15.01.98 N 10

"Об утверждении санитарных правил в лесах Российской Федерации"
Редакция от 15.01.1998 — Документ утратил силу, см. «Приказ МПР РФ от 27.12.2005 N 350»
Показать изменения

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 1998 г. N 1458


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

ПРИКАЗ
от 15 января 1998 г. N 10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ В ЛЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях развития основных положений Лесного кодекса Российской Федерации, усовершенствования организации работ по защите лесов, регламентации выполнения санитарных требований при ведении лесного хозяйства, а также при производстве работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила в лесах Российской Федерации, согласованные с Министерством обороны Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

2. Руководителям органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации принять к руководству и обеспечить соблюдение требований настоящих Санитарных правил.

3. Считать утратившими силу Приказ Комитета по лесу Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от 18.05.92 N 90 "Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 14.09.92 N 58, и Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 20.01.95 N 11 "О внесении изменений в Санитарные правила в лесах Российской Федерации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.95 N 788.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Управление охраны и защиты леса (Сергеенко В.Н.).

Руководитель
Федеральной службы
В.А.ШУБИН

Согласовано
Д.И.ОДИНЦОВ
В.Н.СЕРГЕЕНКО
Ю.П.ШУВАЕВ
А.В.ФИШЕР

Утверждены
Приказом Федеральной службы
лесного хозяйства России
от 15.01.98 N 10

Согласовано
Д.И.ОДИНЦОВ
А.В.ПАРФЕНОВ
Ю.П.ШУВАЕВ
В.Л.ПОПОВ
Ю.А.КУКУЕВ
А.В.ФИШЕР
В.К.ТЕПЛЯКОВ

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
В ЛЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Санитарные правила в лесах Российской Федерации (далее - Санитарные правила) устанавливают цели и виды санитарно - оздоровительных мероприятий и санитарные требования, обеспечивающие сохранение биологической устойчивости лесных насаждений при ведении лесного хозяйства и лесопользовании в лесах Российской Федерации, а также при производстве работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием.

2. Настоящие Санитарные правила обязательны к исполнению всеми юридическими лицами и физическими лицами.

3. Все виды лесопользования, лесовосстановления должны осуществляться в соответствии с принципами устойчивого развития лесов и сохранения биологического разнообразия, согласовываться со специалистами лесозащиты и предусматривать необходимые меры по предотвращению возможного ущерба, которые составляют неотъемлемую часть договора аренды участка лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд), договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета и лесного билета. Ущерб, нанесенный лесному фонду из-за нарушения требований настоящих Санитарных правил, должен быть возмещен в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации могут разрабатывать на основе настоящих Санитарных правил региональные Санитарные правила, которые подлежат согласованию с территориальными органами охраны окружающей среды и утверждаются федеральным органом управления лесным хозяйством.

5. Лесозащитные мероприятия осуществляются в соответствии с настоящими Санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами по лесозащите, утвержденными федеральным и территориальными органами управления лесным хозяйством.

6. Настоящие Санитарные правила разработаны в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

II. Цели, виды санитарно - оздоровительных мероприятий и общий порядок их назначения

7. Санитарно - оздоровительные мероприятия составляют комплекс мер, направленных на ограничение распространения вредителей и болезней леса, локализацию их очагов, а также на предотвращение экономического ущерба лесному хозяйству, вызываемого развитием вредителей, болезней леса и другими негативными факторами естественного и антропогенного происхождения.

8. Юридические лица и граждане, осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить следующие санитарно - оздоровительные мероприятия:

выборочные санитарные рубки, включающие выборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями, поврежденных деревьев;

сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений;

очистку леса от захламленности;

другие необходимые меры защиты растущего леса и находящихся в лесу заготовленных лесоматериалов.

9. Необходимость проведения санитарно - оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их группы, категории защитности насаждений, их транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности назначения мероприятий.

10. Санитарно - оздоровительные мероприятия назначают в насаждениях, поврежденных в масштабах, угрожающих целостности и устойчивости насаждений, нарушению их целевых функций.

11. Санитарно - оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности. В лесах особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) санитарно - оздоровительные мероприятия осуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данных ООПТ.

12. Санитарно - оздоровительные мероприятия планируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарные рубки учитывают отдельной строкой в общем объеме промежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки - также отдельно в объеме прочих рубок. При планировании объемов санитарно - оздоровительных мероприятий указывают площадь по видам мероприятий и количество вырубаемой древесины с 1 га и со всей площади.

13. Виды и объемы санитарно - оздоровительных мероприятий, назначенные лесоустройством, или при проведении специальных лесопатологических обследований, являются основанием для планирования этих работ органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации. Санитарно - оздоровительные мероприятия в насаждениях, требующих по своему санитарному состоянию и лесопатологической обстановке проведения этих работ, но не назначенные лесоустройством, планируются на основании текущих, детальных лесопатологических обследований, результатов лесопатологического мониторинга.

14. Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны (далее - лесхозы), а также администрации ООПТ с привлечением специалистов лесозащиты на основании проведения текущих, детальных лесопатологических обследований, лесопатологического мониторинга составляют планы - корректировки санитарно - оздоровительных мероприятий (Приложение 1), включая в них участки, требующие санитарно - оздоровительных мероприятий. Планы - корректировки составляются ежеквартально и корректируются при необходимости с учетом изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов. Указанные планы составляют с учетом возможных негативных последствий для окружающей среды и предусматривают в них меры по охране редких, исчезающих видов животных и растений, уникальных природных сообществ. Планы - корректировки утверждает орган управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.

15. Распределение объемов санитарно - оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетом степени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, вредных насекомых и возбудителей инфекционных болезней. При назначении санитарных рубок выписывается лесорубочный билет.

16. В районах, где в результате стихийных бедствий, лесных пожаров, химического и радиоактивного загрязнения и пр. произошло повреждение лесов на значительной площади, а также при возникновении очагов вредителей и болезней леса планы всех видов рубок леса корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных древостоев.

17. Отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог проводится не более чем за три месяца, а в остальных случаях не более чем за полгода до их проведения. Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне - летний период (май - август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и бурелома. Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне - летний период, осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки.

18. При всех видах санитарных рубок должна быть обеспечена очистка лесосек от порубочных остатков и своевременная вывозка древесины из леса либо ее немедленная защита согласно нормативным документам по защите заготовленной древесины и лесоматериалов от заселения вредителями и поражения болезнями.

III. Выборочные санитарные рубки

19. Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличие ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев. Величина естественного текущего отпада определяется по таблицам хода роста, принятым для лесоустроительных работ на территории региона.

20. Выборочные санитарные рубки планируются при лесоустройстве, на основании лесопатологических обследований или по результатам лесопатологического мониторинга.

21. Сроки проведения выборочных санитарных рубок определяются в соответствии с рекомендациями по отбору деревьев в санитарную рубку (Приложение 2) и указываются в лесорубочном билете.

22. Выборочные санитарные рубки не должны приводить к развитию процессов ослабления насаждений и нарушению целевых функций лесов.

23. После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять после проведения рубки функции, соответствующие их категориям защитности.

24. В насаждениях, для которых в естественных условиях характерно низкополнотное произрастание древостоев, снижение полноты при выборочных санитарных рубках не лимитируется.

25. Конкретные значения нижнего порога полноты устанавливаются региональными санитарными правилами с учетом природных особенностей региона, породного состава насаждений, защитных функций и целевого назначения лесов.

26. В лесах III группы, подлежащих рубке главного пользования в ближайшие 5 лет, выборочные санитарные рубки не проводятся. В случае угрозы гибели насаждений (общий отпад составляет 30% и более по запасу) они назначаются в первоочередную рубку главного пользования.

27. Назначение выборочной санитарной рубки осуществляется главным лесничим лесхоза по согласованию со специалистом лесозащиты, на основании данных лесоустройства, лесопатологического обследования или результатов лесопатологического мониторинга.

28. В заказниках, памятниках природы, природных и национальных парках, особо ценных лесных массивах выборочные санитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении очагов опасных видов вредителей и болезней, при наличии повышенного текущего патологического отпада, если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение выборочных санитарных рубок в лесах ООПТ допускается только при условии сохранения популяций редких и исчезающих видов и иных объектов охраны, находящихся в пределах ООПТ.

29. Проведение выборочных санитарных рубок в указанных категориях защитности и особо защитных участках согласовывается с территориальными органами охраны окружающей природной среды.

30. Отвод лесосек под выборочные санитарные рубки в натуре осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Рубка деревьев без предварительного клеймения запрещается.

31. Отбор в рубку и клеймение деревьев производится под непосредственным руководством лесничего или его помощника и мастера леса. При отборе деревьев в выборочную санитарную рубку оценка состояния деревьев проводится с учетом комплекса признаков их повреждения вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами. При этом оставляют деревья с дуплами, редкими декоративными свойствами кроны и ствола, даже если они имеют признаки патологии, но не представляют опасности как источник распространения стволовых вредителей или инфекционных болезней.

32. Выборку деревьев следует осуществлять до массового их заселения стволовыми вредителями и поражения инфекционными болезнями.

IV. Сплошные санитарные рубки

33. Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.

34. Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, и назначаются независимо от возраста насаждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждения или приводят к снижению их полноты ниже допустимой, при которой возможно обеспечить сохранение жизнеспособности насаждений и выполнение ими их целевых функций. При этом учитывается величина текущего и общего отпада, степень пораженности стволовыми вредителями и болезнями, а также прогноз изменения состояния насаждения и численности стволовых вредителей в ближайшие годы.

35. Сплошные санитарные рубки в лесах всех групп разрешаются органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, за исключением тех случаев, когда в результате стихийного бедствия их площадь в лесхозе за календарный год превышает 1000 га. В этих случаях разрешение выдается федеральным органом управления лесным хозяйством на основании материалов по всей площади сплошных санитарных рубок в данном лесхозе за год.

36. Намеченные в сплошную санитарную рубку насаждения должны быть предварительно обследованы специальной комиссией, назначаемой приказом лесхоза. В состав комиссии включаются: главный лесничий (заместитель руководителя) лесхоза, лесничий, специалист по лесозащите, а при необходимости и другие специалисты.

37. Комиссия проверяет на месте целесообразность назначения сплошной санитарной рубки и обследует насаждения, если нет материалов лесопатологического обследования.

38. При обследовании поврежденных или расстроенных насаждений для характеристики их состояния в каждом выделе (а при проверке качества лесопатологического обследования - не более 1/3 числа выделов) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев по категориям состояния (Приложение 3).

39. Общая площадь проб должна составлять при величине обследуемого участка до 100 га не менее 2% от его площади; свыше 100 га - не менее 0,5%. На пробных площадях для каждого участка должно быть учтено не менее 100 деревьев.

40. В случаях, если общая площадь подлежащего сплошной санитарной рубке участка превышает 100 га, допустима закладка пробных площадей в наиболее характерных выделах на маршрутных ходах (не менее 3 ходов на каждые 100 га) и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений в выделах, где пробы не закладываются.

41. Для получения разрешения на сплошные санитарные рубки лесхоз или лесопользователь обязан представить в орган управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации следующие документы:

акт проверки или обследования комиссией намечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;

сводную ведомость пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки (Приложение 4);

сводную ведомость расстроенных и погибших насаждений (Приложение 5);

выкопировку из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.

42. В акте проверки или обследования комиссией намеченных в сплошную санитарную рубку насаждений должны быть указаны: группа лесов, категория защитности, таксационная характеристика насаждений, причины их расстройства, обоснование необходимости сплошной санитарной рубки, сроки рубки, ее технология, рекомендуемые меры по обеспечению последующего лесовосстановления и мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений. Акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а материалы, прилагаемые к нему, - руководителем организации, осуществляющей ведение лесного хозяйства, и специалистом службы лесозащиты.

43. Сплошные санитарные рубки могут быть назначены при проведении лесоустройства и экспедиционных лесопатологических обследований на основании дешифрирования материалов дистанционных съемок, выполненных по технологиям, утвержденным федеральным органом управления лесным хозяйством. В этих случаях участки леса, намеченные под сплошные санитарные рубки, не требуют обязательной проверки и обследования комиссией, а состав документов, представляемых для получения разрешения на сплошные санитарные рубки, может быть изменен в соответствии с утвержденной технологией.

44. Орган управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, выдающий разрешений на сплошные санитарные рубки, обязан контролировать правильность и обоснованность их назначения, организуя в необходимых случаях проверку.

45. В заповедных лесных участках, заказниках, памятниках природы, природных и национальных парках, особо защитных лесных участках, особо ценных лесных массивах сплошные санитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении или реальной опасности возникновения и распространения массовых очагов опасных видов вредителей и болезней, гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение сплошных санитарных рубок в указанных категориях защитности согласовывается с территориальными органами охраны окружающей природной среды.

46. Сплошные санитарные рубки в лесохозяйственной части зеленых зон назначаются в погибших насаждениях, а также в насаждениях с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильноослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже критической: сосняках, березняках, осинниках ниже 0,4, в ельниках - ниже 0,5.

47. В лесопарковой части зеленых зон, 1 - 2 зоны округов санитарной охраны курортов сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, потерявших биологическую устойчивость, погибших в результате воздействия патологических факторов, с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильноослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже 0,4.

48. В парковых и лесопарковых лесах, где возможно сохранение даже единичных жизнеспособных деревьев или их групп и редин, выполняющих целевые функции, сплошные санитарные рубки не планируются.

49. В насаждениях 1 - 2 поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных зонах, защитных полосах вдоль дорог сплошные санитарные рубки назначаются в случаях гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., наличия массового текущего отпада, сплошного ветровала, массового развития болезней, очагов стволовых вредителей.

50. В хвойных насаждениях IV и V бонитетов и естественных рединах сплошные санитарные рубки проводятся только в случае появления реальной угрозы возникновения и распространения очагов опасных вредителей или болезней.

51. Сроки и технологию проведения сплошных санитарных рубок увязывают с биологией основных вредителей и болезней, лесоводственной характеристикой насаждения, обеспеченностью его естественным возобновлением, с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или в Красную книгу субъекта Российской Федерации, и требованиями сохранения биоразнообразия лесов.

52. При наличии очагов опасных видов вредителей и инфекционных болезней после рубки применяются дополнительные меры по их локализации.

53. В смежных с подвергающимися сплошным санитарным рубкам насаждениях осуществляется лесопатологический мониторинг и при необходимости в них производится выборка больных и свежезаселенных стволовыми вредителями деревьев, а также очистка от захламленности согласно приведенным в настоящих Санитарных правилах указаниям.

V. Очистка насаждений от захламленности

54. Очистка насаждений от захламленности проводится, как правило, одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями (рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными и прочими рубками). Как самостоятельное мероприятие, ее планируют и проводят в местах группового вывала леса, образования ветровала, бурелома, снеговала и снеголома при наличии экономической целесообразности. В первую очередь разрабатывают участки свежего валежа, где имеется опасность возникновения очагов стволовых вредителей. Сроки проведения очистки назначаются с учетом требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 886 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации) (далее - Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации), и указываются в лесорубочном билете.

55. В лесах, выполняющих преимущественно санитарно - гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль железных и автомобильных дорог, в мемориальных насаждениях и других особо ценных лесных массивах очистка от захламленности проводится регулярно при наличии буреломных, ветровальных, снеголомных и снеговальных деревьев в эстетических, санитарно - оздоровительных, противопожарных целях и в целях безопасности посетителей.

56. Очистка от захламленности не проводится в лесах ООПТ, где сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины способствует или является необходимым для выполнения целевых функций лесов, если это не создает угрозы возникновения очагов вредителей или болезней и не противоречит Правилам пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

57. Сроки разработки захламленности, особенно в случае ее массового характера, увязывают со сроками ее образования, с биологией основных видов стволовых вредителей, заселяющих пострадавшие от стихийного бедствия насаждения.

58. Очистка от захламленности разрешается главным лесничим (заместителем руководителя) или руководителем лесхоза на основании данных лесоустройства, лесопатологического мониторинга и текущих лесопатологических обследований.

59. Проведение уборки захламленности в лесах ООПТ согласовывается с их администрациями или с территориальными органами охраны окружающей природной среды.

VI. Санитарные требования при рубках леса

60. При сплошнолесосечных рубках главного пользования в первую очередь вырубают насаждения, поврежденные пожарами, ветром, снегом, насекомыми, инфекционными болезнями, промышленными выбросами и другими неблагоприятными факторами.

61. При выборочных и постепенных рубках главного пользования в первую очередь вырубают деревья III - VI категорий состояния.

62. При рубках ухода в первую очередь вырубаются больные, поврежденные, угнетенные, усыхающие и сухостойные деревья.

63. В загущенных насаждениях сосны искусственного происхождения, созданных на бедных песчаных, супесчаных почвах таежной зоны, до 20-летнего возраста запрещается проведение рубок ухода в очагах майского хруща. В сосновых молодняках искусственного происхождения III - V классов бонитета, с полнотой ниже 0,9, шириной междурядий более 2 метров и в районах возможного возникновения очагов майского хруща и соснового подкорного клопа запрещается проведение рубок ухода линейным способом.

64. Низкоплотные сосновые молодняки, в которых число сильно ослабленных и усыхающих деревьев составляет более 30%, а сомкнутость крон не превышает 0,4 или при любой степени сомкнутости, но при наличии деревьев указанных категорий в количестве 50% и более, назначаются в реконструкцию с вывозкой или уничтожением срубленных деревьев.

65. В хвойных насаждениях, пораженных корневой губкой и опенком, а также в насаждениях, восприимчивых к этим болезням, рубки ухода проводятся согласно нормативным документам по защите сосны, ели и пихты от корневой губки.

66. Очистка мест рубок от порубочных остатков производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 30.10.81 N 1045 (Собрание постановлений Правительства СССР, 1981, N 33, ст. 184), и региональными правилами рубок главного пользования.

67. В очагах стволовых вредителей, сосудистых и некрозно - раковых болезней порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

68. Для подкормки лосей и других повреждающих деревья млекопитающих и отвлечения их от молодняков ценных древесных пород разрешается в осенне - зимний период оставлять на лесосеках порубочные остатки сосны, осины и других кормовых пород с обязательной последующей очисткой лесосек до начала пожароопасного сезона.

69. При всех видах рубок высота пней не должна превышать 1/3 диаметра среза. При рубке деревьев тоньше 30 см - не выше 10 см, считая высоту от шейки корня. Высота пней каштана съедобного должна быть на уровне почвы независимо от диаметра дерева.

70. При разработке лесосек и разрубке трасс под линейные сооружения запрещается сдвигание деревьев и порубочных остатков к стенам леса. Количество поврежденных при разработке лесосек деревьев из числа не подлежащих рубке не должно превышать норматива, установленного в наставлениях по рубкам ухода.

71. Вывозка древесины из леса при всех видах рубок, как правило, производится одновременно с ее заготовкой.

72. Хранение в лесу заготовленной древесины хвойных и лиственных пород допускается при условии обязательной ее защиты от заселения стволовыми вредителями и поражения грибами в сроки согласно зонированию территории Российской Федерации по срокам запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) древесины (Приложение 6) и методами, соответствующими нормативным документам по защите заготовленной древесины и лесоматериалов от заселения вредителями и поражения болезнями.

73. При угрозе массового размножения на пнях хвойных пород опасных видов вредителей и повреждений ими молодняков принимают необходимые меры защиты.

74. В насаждениях, примыкающих к сплошно - лесосечным рубкам, лесопользователь должен проводить обязательный надзор за состоянием насаждений, с привлечением специалистов лесозащиты.

VII. Санитарные требования при хранении древесины на складах, погрузочных пунктах и при перевозке

75. Все лесопользователи при оставлении заготовленной древесины на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, в весенне - летний период на срок более 10 дней обязаны принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями и поражения грибами в соответствии с нормативным документом по защите заготовленной древесины и лесоматериалов от заселения вредителями и поражения болезнями.

76. Химическая обработка леса, предназначенного для сплава, запрещается.

77. Выбор конкретных способов защиты древесины при хранении ее в лесу определяется в каждом случае специалистом лесозащиты.

78. С целью своевременного осуществления мероприятий для защиты срубленной древесины от стволовых вредителей и поражения ее грибами должностные лица государственной лесной охраны Российской Федерации, лесной охраны федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны под руководством специалистов лесозащиты в сроки согласно зонированию лесной территории Российской Федерации по срокам запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции (Приложение 6), обязаны обеспечить контроль за хранением древесины на складах и погрузочных пунктах, находящихся в лесу, либо на расстоянии до 0,5 км от него.

79. Заготовленные лесоматериалы, заселенные стволовыми вредителями, должны быть немедленно окорены, кора сожжена при обязательном соблюдении требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации или обработаны инсектицидами. При заселении лесоматериалов насекомыми, против которых доступные меры защиты малоэффективны или в конкретных условиях невозможны, необходима срочная вывозка этих лесоматериалов из леса или их переработка.

80. Перевозка заселенных стволовыми вредителями лесоматериалов допускается только после их окорки либо обработки инсектицидами.

81. После вывозки древесины трассы лесовозных дорог, территории складов и пунктов погрузки должны быть очищены от порубочных остатков, хлама, щепы и гниющей древесины.

82. Состояние древесины, лесоматериалов и их зараженность вредителями, инфекционными болезнями при перевозке внутри страны и экспортно - импортных операциях контролируется органами Государственной службы карантина растений с обязательным привлечением специалистов лесозащиты.

VIII. Санитарные требования при подсочке и осмолоподсочке леса

83. Насаждения, передаваемые в подсочку и осмолоподсочку, должны быть предварительно обследованы для определения их санитарного состояния. В подсочку и осмолоподсочку не назначаются насаждения в очагах вредителей и болезней леса, а также ослабленные и поврежденные насаждения. Проведение подсочки допускается способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины, исключающими возникновение очагов стволовых вредителей, болезней леса и усыхание деревьев.

84. В насаждениях, отведенных в подсочку, до начала заготовки живицы вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, одновременно проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.

85. В заподсоченных насаждениях лесопользователем, осуществляющим заготовку живицы, проводится обязательный надзор за состоянием насаждений с привлечением специалистов лесозащиты. По результатам надзора в насаждениях назначаются необходимые санитарно - оздоровительные мероприятия в порядке, предусмотренном настоящими Санитарными правилами.

86. Заготовка березового и кленового сока допускается способами, согласованными со специалистом лесозащиты, обеспечивающими сохранение биологической устойчивости насаждений и технических качеств древесины.

IX. Санитарные требования при пользовании лесом в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях

87. В лесах, используемых в культурно - оздоровительных, туристических, спортивных целях, лесопользователем с привлечением специалистов лесозащиты проводится обязательный надзор за состоянием насаждений, по результатам которого осуществляется регулирование рекреационной нагрузки и проводятся необходимые санитарно - оздоровительные мероприятия.

88. При выборочных рубках различного назначения, как правило, ограничиваются выборкой фаутных и сухостойных деревьев, оставляя при этом деревья с дуплами, редкими декоративными свойствами, не нарушающими существенно их жизнеспособность. В целях максимального предохранения деревьев от механических повреждений все виды рубок проводятся в зимнее время, с использованием щадящих технологий разработки лесосек, раскряжовки, трелевки и вывозки древесины.

89. В парках, лесопарках и мемориальных насаждениях наряду с выполнением общих требований настоящих Санитарных правил осуществляют индивидуальную защиту отдельных деревьев.

X. Контроль за выполнением Санитарных правил и ответственность за их нарушение

90. Руководство защитой леса и контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством непосредственно и через специально уполномоченных лиц органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.

91. Указания органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации и должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации, лесной охраны федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны по выполнению требований настоящих Санитарных правил обязательны для всех физических и юридических лиц.

92. Физические и юридические лица, допустившие нарушения настоящих Санитарных правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

93. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в установленные сроки представляют федеральному органу управления лесным хозяйством следующую отчетность:

выявленные нарушения настоящих Санитарных правил и мера ответственности;

площади и запасы погибших насаждений, древостоев с повышенным текущим отпадом, а также причины их ослабления и гибели;

отчет о санитарных рубках;

характеристику очагов хвое- и листогрызущих вредителей леса;

сведения по объемам проведения и эффективности профилактических и истребительных мероприятий против вредителей леса;

характеристику очагов прочих вредителей леса (кроме очагов хвое- и листогрызущих вредителей);

характеристику очагов болезней леса;

сведения по объемам проведения и эффективности прочих лесозащитных мероприятий (кроме профилактических и истребительных).

94. Все лесхозы и лесопользователи ежегодно направляют в органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации:

сведения о насаждениях, в которых в течение года проводились санитарно - оздоровительные мероприятия, их объемы по площадям и запасам;

характеристику мероприятий по защите лесных культур;

результаты контроля состояния лесов в местах проведения рубок главного пользования, характеристику мероприятий по защите древесины и лесоматериалов.