Решение Минобразования РФ от 10.09.2003 N 12

"О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях"
Редакция от 10.09.2003 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2003 г. N 12

О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО СОБЛЮДЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Заслушав и обсудив сообщения первого заместителя Министра здравоохранения, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко и первого заместителя Министра образования Российской Федерации В.А. Болотова о состоянии работы по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях различных типов и видов, коллегия отмечает, что на состояние здоровья детей существенное влияние оказывают неблагоприятные социально-экономические и экологические условия.

Отрицательная экологическая обстановка в ряде районов страны существенно повышает уровень заболеваемости детей и снижает их потенциальные возможности при обучении.

Одновременно с этим неблагоприятное воздействие на обучающихся оказывают факторы риска, имеющие место в общеобразовательных учреждениях, которые также приводят к ухудшению здоровья детей и подростков в период обучения.

К школьным факторам риска относят: неудовлетворительное материально-техническое, санитарно-гигиеническое состояние учреждений, плохую организацию горячего питания, высокую учебную нагрузку учащихся, невнимание педагогического коллектива к вопросам осуществления образовательного процесса с позиций соответствия психолого-возрастным, физиологическим возможностям детей и подростков, организации работы по здоровьесбережению.

В последние годы принимаются меры по реализации государственной политики, ориентированной на улучшение работы общеобразовательных учреждений по сохранению здоровья обучающихся.

Минобразованием России издан ряд нормативных и методических документов, направленных на обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

Вопросы оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создания в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления их здоровья нашли отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Национальной доктрине образования, Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, Концепции структуры и содержания общего образования, Концепции профильного обучения в старших классах. Все эти документы утверждены постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Минобразования России и служат основой для проведения системной работы по значительному улучшению ситуации.

Так, в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования осуществляется комплексный физиолого-гигиенический, психолого-физиологический мониторинг, организовано динамическое наблюдение на репрезентативной выборке школ, который позволяет коррелировать результаты с мониторингом учебных достижений, отследить влияние введения новых предметов, учебников, вариантов базисного учебного плана на здоровье детей. Данный мониторинг позволяет выяснить реальное состояние выполнения режима учащихся, организации горячего питания, пребывания на свежем воздухе и пр. Все это учитывается при решении вопросов совершенствования содержания образования, изменения базисного плана, а также дает возможность подготовить рекомендации органам управления образованием и руководителям общеобразовательных учреждений, родителям. Эта работа поддерживается регулярными курсами повышения квалификации, отражающими этот аспект деятельности педагогов, ставшими традиционными ежегодными конференциями по сохранению здоровья, широкой публикацией адреснонаправленных рекомендаций, брошюр для учителей, родителей, активной работой сайта "Школа и здоровье", проведением интернет-конференций на базе Центра образования и здоровья Минобразования России.

Социологический мониторинг показал, что в значительной мере усилилось внимание к вопросам здоровья в регионах, школах, эта проблема стала предметом обсуждения на педагогических советах, коллегиях региональных органов управления образованием, активизировалось взаимодействие органов управления образованием и здравоохранением на уровне регионов и муниципалитетов.

В настоящее время разработан проект программы "Образование и здоровье". Минобразованием России и Минздравом России создана межведомственная рабочая группа, которая разрабатывает предложения для конкретных совместных действий по различным проблемам.

На основании утвержденного Минобразованием России Примерного положения в регионах создаются центры содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения.

Вопросы формирования здорового образа жизни, гигиенического воспитания интегрированы в базовые учебные дисциплины, спецкурсы, факультативы. Однако это первые шаги, которые пока еще не дали серьезных результатов в фактическом улучшении здоровья детей, существует много проблем, которые должны решаться совместно с субъектами Российской Федерации.

Так, по данным Минздрава России, только в половине общеобразовательных учреждений материально-техническая база соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Сокращение объемов строительства и числа общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации нередко происходит на фоне их переуплотненности. В две смены функционирует 31% школ, в которых обучается 4,5 млн. школьников, что составляет 22% от их общего числа, особенно много школ, работающих в 2-3 смены, находится в Республике Мордовии, Калининградской и Курской областях.

Перебои в энергоснабжении в ряде субъектов Российской Федерации (Приморский край, Камчатская область) и недостаточное обеспечение общеобразовательных учреждений осветительными приборами приводят к низкому уровню освещенности рабочих мест обучающихся.

Отсутствует система работы по организации "горячего питания", особенно в общеобразовательных учреждениях Брянской, Ульяновской, Ивановской, Калининградской областей.

По-прежнему состояние материально-технической базы пищеблоков в большинстве общеобразовательных учреждений остается на низком уровне, не приобретается новое технологическое и холодильное оборудование, а существующее - имеет значительный износ.

Не во всех регионах удовлетворительно решаются вопросы ремонта и подготовки школ к учебному году.

Эффективность решения проблем улучшения материально-технической базы общеобразовательных учреждений, ремонта зданий, организации горячего питания обучающихся повысится, если вместе с руководителем общеобразовательного учреждения будет нести ответственность и учредитель, а учредители - более чем в 90% случаев это муниципальные органы управления образованием - будут действовать в тесном контакте с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. У нас имеются позитивные примеры того, как пристальное и постоянное внимание руководства субъекта Российской Федерации к проблемам образования резко улучшает ситуацию, несмотря на сложную экологическую обстановку (Новосибирская, Челябинская области).

Медики отмечают, что ухудшение состояния здоровья происходит в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. Сделано предположение, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, учебных перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей-21%.

Если учесть, что в школу поступают практически здоровыми примерно 70 % детей, а заканчивают школу здоровыми только 10% выпускников, нельзя отрицать, что несмотря на множество дополнительных факторов, влияющих на здоровье, роль школы велика.

Эффективные здоровьесберегающие технологии, благоприятный психологический климат в процессе обучения, снижение стрессогенных факторов в педагогическом процессе и объемов учебной нагрузки способствуют сохранению здоровья школьников, однако далеко не всегда эти подходы реализуются в школьной практике учителем. И в этом направлении предстоит большая работа.

В настоящее время недостаточно внимания уделяется работе детских, подростковых общественных организаций по пропаганде здорового образа жизни, это движение существует в некоторых регионах (например, в Республике Удмуртия), но оно чрезвычайно не развито по всей стране.

Сегодня надо глубже скоординировать работу, проводимую Минобразованием России с Минздравом России. Особенно важно уделить внимание вопросам, которые могут решаться только совместными усилиями. Например, требуется внесение некоторых уточнений в санитарные нормы и правила для общеобразовательных учреждений, важно рассмотреть совместно вопрос реализации ст.28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (нужно создание критериев для экспертной оценки учебных программ), необходимо создать действенный механизм взаимодействия медиков и педагогов, рассмотреть вопросы о роли медицинского работника в образовательном учреждении. Органы управления образованием и здравоохранением недостаточно согласуют работу на региональном, муниципальном уровнях.

Сохранение здоровья школьников является важной государственной задачей и требует координации усилий заинтересованных органов управления на всех уровнях. В целях улучшения работы по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях коллегия решила:

1. Департаменту общего образования (А.В. Баранникову):

1.1. В ходе проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования продолжить организацию работ по системе мер, направленных на сохранение здоровья обучающихся.

1.2. Создать до 01.11.2003 совместно с Минздравом России постоянно действующую рабочую группу по вопросам сохранения здоровья детей и подростков.

1.3. Подготовить и направить в Минздрав России до 01.11.2003 следующие предложения Министерства: о подготовке совместного письма органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о необходимости улучшения материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях; о создании совместной рабочей группы по уточнению и дополнению новых Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"; о создании совместной рабочей группы по разработке критериев оценки содержания образовательных программ и гигиенических требований к учебным пособиям; о проведении выборочного анализа обеспеченности общеобразовательных учреждений медицинским оборудованием и медперсоналом и разработки рекомендаций о роли врача и медицинской сестры в школе, по качественному контролю за состоянием здоровья обучающихся и их полноценному медицинскому обслуживанию.

1.4. Создать до 01.11.2003 рабочую группу по корректировке государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего профессионального образования в области педагогических специальностей и направлений подготовки и внесению изменений в программы повышения квалификации педагогических работников с учетом введения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и соблюдения требований санитарного законодательства.

1.5. Разработать в срок до 01.12.2003 методические рекомендации по проведению занятий по физической культуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальным и подготовительным медицинским группам.

1.6. Подготовить до 01.11.2003 предложения по организации горячего питания для учащихся начальных классов для внесения в Правительство Российской Федерации.

2. Управлению специального образования (Т.В. Волосовец), Департаменту общего образования (А.В. Баранникову), Управлению развития образования (П.Е.Кондрашов) предусмотреть с 2004 г. в Федеральной программе развития образования специальный проект "Образование и здоровье".

3. Управлению специального образования (Т.Е. Волосовец), Департаменту общего образования {А.В. Баранникову) включить в научные программы тематику работ по сохранению здоровья обучающихся.

4. Управлению специального образования (Т.В. Волосовец):

4.1. Обеспечить до 01.03.2004 региональные учреждения повышений квалификации учебно-методической литературой для подготовки учителей-предметников к введению утвержденной Минобразованием России, Минздравом России, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук в 2000 г. междисциплинарной программы "Здоровье" в общеобразовательные учреждения.

4.2. Обеспечить до 01.01.2004 все оздоровительные образовательные учреждения для детей с тубинфекциями комплектом оздоровительного оборудования.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

5.1. Предусмотреть в региональных программах развития образования мероприятия, касающиеся сохранения здоровья школьников.

5.2. Проанализировать организацию питания детей в образовательных учреждениях и по согласованию с территориальными учреждениями госсанэпидслужбы разработать комплекс мер по его улучшению в 2003-2004 гг., включающий в себя приведение пищеблоков образовательных учреждений к требованиям санитарных правил и норм, обеспечение их квалифицированным персоналом и экологическими чистыми продуктами питания.

5.3. Внести на рассмотрение в региональные законодательные органы власти вопрос о необходимости восстановления льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая старшие) в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.

5.4. Обеспечить в 2003 г. в первоочередном порядке образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинским оборудованием и лекарственными препаратами.

6. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

6.1. Проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора планы мероприятий, направленные на соблюдение требований санитарных правил и норм.

6.2. Провести выборочный анализ обеспеченности общеобразовательных учреждений медицинским оборудованием, медперсоналом и разработать систему мер по его улучшению.

6.3. Ввести в региональные программы развития образования подпрограмму по вопросам здоровья.

6.4. Проанализировать положение дел в регионах по вопросам гигиенического обучения и воспитания детей, формирования навыков здорового образа жизни, преодоления вредных привычек и разработать программы по сохранению здоровья детей, подростков и молодежи, предусмотрев в региональных программах реконструкцию и строительство образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем.

6.5. Способствовать созданию детских, подростковых общественных организаций по пропаганде здорового образа жизни, оказывать помощь действующим организациям, объединениям, занимающимся проблемами здоровья детей.

7. Департаменту общего образования (А.В. Баранникову) в двухнедельный срок подготовить приказ по реализации решения коллегии.

Председатель коллегии
В.М. ФИЛИППОВ