Правила розничной торговли обувью

(утв. Приказом Минторга СССР от 29.03.77 N 60)
Редакция от 29.03.1977 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1850»

Утверждены
приказом Министерства торговли СССР
от 29 марта 1977 г. N 60

ПРАВИЛА
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОБУВЬЮ

I. Общие положения

1. Розничная торговля всеми видами и группами мужской, женской и детской обуви (кожаной, резиновой, валяной) осуществляется в специализированных (в том числе фирменных) магазинах, обувных отделах (секциях) универмагов и других непродовольственных магазинов. В неспециализированных непродовольственных магазинах продается обувь массового производства, в том числе специальная.

2. Продажа обуви всех видов в магазинах, где нет условий для примерки, а также в мелкорозничной торговой сети (палатках, киосках и т.п.) запрещается.

3. Магазины, указанные в п. 1, обязаны постоянно иметь в продаже обувь в ассортименте, установленном для них вышестоящей торговой организацией, разнообразную по моделям, всех размеров и полнот.

4. Специализированные обувные магазины, отделы (секции) оснащаются оборудованием и инвентарем в соответствии с действующими нормами технического оснащения непродовольственных магазинов, утвержденными Министерством торговли СССР и Центросоюзом.

5. В магазинах, торгующих обувью, организуется продажа товаров сопутствующего ассортимента: чулок, носков, расправочных колодок, вкладных стелек, косячков, набоек, а также предметов ухода за обувью (щеток, кремов, бархоток и т.п.). В крупных специализированных обувных магазинах и обувных отделах универмагов организуются секции по продаже этих товаров.

6. В магазинах должны быть плакаты знаков фабричной маркировки, правила обмена обуви, купленной в розничной торговой сети, стандарты, технические условия и таблицы соотношения размеров обуви в штихмассовом и метрическом измерениях.

7. Для изучения покупательского спроса и улучшения торговли обувью магазины совместно с промышленными предприятиями и оптовыми организациями проводят выставки-продажи обуви и покупательские конференции.

II. Приемка обуви и хранение

8. При поступлении обуви в магазин материально ответственные лица обязаны проверить состояние тары и упаковки и провести количественную и качественную приемку товара.

9. Приемка обуви по количеству и качеству, проверка правильности и обоснования цен, актирование недостач, брака и порчи, а также составление и предъявление претензий к поставщикам производятся в порядке и сроки, предусмотренные Положением о поставках товаров народного потребления, Особыми условиями поставки обувных и шорных товаров, Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными Госарбитражем при Совете Министров СССР, стандартами, техническими условиями, прейскурантами и другими обязательными правилами и договорами.

10. Лица, принимающие обувь, обязаны знать действующие стандарты, технические условия и другую нормативно-техническую документацию.

11. Имеющиеся в магазине запасы обуви хранят в хорошо проветриваемых помещениях при температуре 15...20 С и относительной влажности воздуха 50-70% на стеллажах или в ящиках на подтоварниках на расстоянии не менее 0,2 м от стен и пола, 0,5 м - от электроламп и 1 м - от приборов отопления. Обувь, хранящуюся в распакованном виде, предохраняют также от действия прямых солнечных лучей.

12. Обувь в коробках укладывают на стеллажи высотой не более восьми рядов, а допускаемую к продаже в другой первичной упаковке или без нее - не более пяти рядов с прокладкой из картона между рядами. Обувь без коробок укладывают в таком порядке, чтобы каблучная часть одной полупары приходилась в берцовую часть другой.

13. Сапоги хранят на брусчатых козлах (вешалках) внавеску или на стеллажах рядами с соблюдением требований п. 11 настоящих Правил. Резиновую обувь хранят в заводской упаковке (в ящиках) в полутемном помещении.

14. Валяную и утепленную обувь хранят в сухом, проветриваемом помещении, пересыпав нафталином или другими средствами борьбы с молью.

15. Хранить обувь всех видов навалом запрещается.

III. Подготовка обуви к продаже

16. Перед подачей обуви в торговый зал проверяют ее качество и маркировку. Розничные цены на импортную обувь обозначаются на коробках или другой индивидуальной упаковке, в которой товар продается населению, при этом цена заверяется подписью материально ответственного лица.

17. Торговый зал магазина до его открытия обеспечивается всем имеющимся в подсобных помещениях ассортиментом обуви в количестве, необходимом для бесперебойной торговли. Обувь выкладывают на торговом оборудовании по группам, видам, размерам и моделям с учетом сезонности.

Независимо от специализации магазина (отдела, секции) мужская, женская и детская обувь должна быть размещена в торговом зале отдельно.

Выкладка и продажа недоброкачественной и потерявшей товарный вид обуви запрещаются.

18. Размещенная на торговом оборудовании обувь обеспечивается единообразными указателями размеров. При продаже методом самообслуживания отечественной обуви, имеющей обозначение цен на товаре, ценники не применяются.

Образцы импортной обуви обеспечиваются четко оформленными ценниками.

19. Образцы основного ассортимента имеющейся в продаже обуви выставляют в оконных витринах с учетом сезона и снабжают единообразными, четко и красиво оформленными указателями цен.

IV. Продажа обуви

20. Обувь продают, как правило, методом самообслуживания, обеспечивающим покупателю возможность самостоятельного ознакомления с ассортиментом и качеством изделий и выбора нужного товара.

21. Продавец обязан активно участвовать в торговом процессе, оказывать содействие покупателю в выборе товара, знакомить его с ассортиментом имеющейся в продаже обуви, ее потребительскими свойствами, а также предлагать имеющиеся в продаже сопутствующие товары.

22. При временном отсутствии в продаже отдельных товаров достаточного ассортимента от покупателя принимается заказ, который регистрируется в специальном журнале и выполняется при поступлении товаров.

23. Продажа обуви, не предусмотренной стандартами, другой нормативно-технической документацией, производится только в универмагах и других специализированных магазинах по индивидуальным заказам покупателей, принимаемым этими магазинами и направляемым предприятиям промышленности.

Продажа обуви больших размеров организуется в магазинах, отделах (секциях) типа "Богатырь" в ассортименте, утвержденном вышестоящей организацией.

24. Продажа полупарной обуви отечественного производства для инвалидов производится без предварительных заказов со скидкой 50% розничной цены, установленной на пару обуви.

Оставшаяся полупарная обувь возвращается предприятию-изготовителю для доукомплектации.

25. Покупателю создаются условия для примерки обуви. Для этого торговые залы оснащаются банкетками и скамейками, подставками, зеркалами, ковриками, рожками. Продавец обязан рекомендовать покупателю примерить обе полупары обуви.

26. При отпуске обуви продавец обязан в присутствии покупателя упаковать выбранный им товар в коробку или бумагу.

27. Вместе с товаром покупателю в обязательном порядке выдается товарный чек с обозначением номера магазина, даты покупки, артикула, сорта и цены обуви или погашенный кассовый чек с установленными реквизитами.

28. Обмен проданной обуви производится в соответствии с Правилами обмена обуви, купленной в розничной торговой сети.

29. Настоящие Правила должны иметь все магазины, торгующие обувью; администрация магазина обязана ознакомить под расписку всех работников предприятия с содержанием Правил, проверять их знание и соблюдение при обслуживании покупателей. Полный текст Правил вывешивается в торговых залах.