Основные положения Концепции | Мероприятия | Наименование документов | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
I. Активизация государственной научно-технической политики |
Определение стратегии научно-технического развития страны в соответствии с задачами структурной перестройки и экономической безопасности; корректировка приоритетных направлений науки, техники и критических технологий; ориентация научно-технических проектов и программ на конечные результаты; введение контрактной системы в сфере исследований и разработок. Усиление интеграции науки и образования; укрепление связей Российской академии наук и отраслевых академий наук с вузами; привлечение ученых к преподавательской деятельности; расширение участия научно-педагогических работников высшей школы в проведении научных исследований; подготовка кадров управления в сфере науки и техники | 1. Организовать систему комплексного прогнозирования научно-технического развития | прогноз научно-технического развития на 2000-2005 годы и до 2010 года | второе полугодие 1999 г. | Миннауки России, Российская академия наук, Минэкономики России, отраслевые академии наук, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, |
2. Организовать разработку докладов Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о направлениях государственной научно-технической политики | доклад Президенту Российской Федерации о состоянии и перспективах развития науки | III квартал 1998 г. | Миннауки России, Российская академия наук, Минэкономики России |
проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о направлениях государственной научно-технической политики | второе полугодие 2000 г. | Миннауки России, Российская академия наук, Минэкономики России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
| 3. Перейти на новые принципы формирования заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы гражданского назначения, выполняемого в рамках федеральных целевых программ | проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении уточнений в систему формирования и реализации федеральных целевых программ | II квартал 1998г. | Миннауки России, Минэкономики России, министерства и ведомства - государственные заказчики программ |
| 4. Ввести контрактную систему в сфере исследований и разработок | нормативные документы по контрактной системе в сфере исследований и разработок | IV квартал 1998 г. | Миннауки России, Минэкономики России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, фонды поддержки науки и инноваций |
| 5. Обеспечить целевую финансовую поддержку интеграции науки и высшей школы | предложения к проекту федерального бюджета | 1998-2000 годы | Миннауки России, Минобразование России |
| 6. Осуществить повышение квалификации группы руководящих работников в области науки и техники федеральных министерств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | информация в Правительство Российской Федерации | IV квартал 1998 г. | Миннауки России |
II. Реструктуризация сети научных организаций | |
Оптимизация структуры научно-технического комплекса; формирование государственного и фирменного секторов науки с учетом имеющихся финансовых и кадровых возможностей; поддержка ведущих центров отраслевой науки; преодоление старения приборного парка науки. | 7. Осуществить в установленном порядке государственную аккредитацию научных организаций | реестр аккредитованных научных организаций | IV квартал 1998 г. | Миннауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Российская академия наук, отраслевые академии наук, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Создание интеграционных научно-образовательных структур для выполнения научных исследований и разработок, целевой подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям науки и техники | 8. Пересмотреть структуру управления и сеть научных организаций академической, вузовской и отраслевой науки | доклад в Правительство Российской Федерации | IV квартал 1998 г. | Российская академия наук, отраслевые академии наук, Минобразование России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
| 9. Разработать предложения об организации федеральных центров науки и высоких технологий, а также центров гуманитарных наук | проекты указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации | IV квартал 1998 г. | Миннауки России, Минэкономики России, Российская академия наук, Минобразование России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Российский гуманитарный научный фонд |
| 10. Организовать первую группу федеральных центров науки и высоких технологий | проекты постановлений Правительства Российской Федерации | 1999 год | Миннауки России, Минэкономики России, Российская академия наук |
| 11. Создать интеграционные научно-образовательные центры для выполнения работ по приоритетным направлениям науки, техники и технологий, подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе: 15 центров в 1998 году; 30 центров в 1999-2000 годах | ежегодная информация в Правительство Российской Федерации | 1998-2000 годы | Минобразование России, Российская академия наук, отраслевые академии наук, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
| 12. Предусматривать начиная с 1998 года целевую финансовую поддержку укрепления приборной базы науки | предложения к проекту федерального бюджета | 19981999 годы | Миннауки России, Минэкономики России, Российская академия наук, отраслевые академии наук |
| 13. Разработать и утвердить межведомственную программу научного приборостроения | программа | IV квартал 1998 г. | Миннауки России, Минобразование России, Российская академия наук |
| 14. Осуществить неотложные закупки приборов и оборудования за счет инвестиционного кредита Германии в сумме 300 млн. немецких марок, в том числе в 1998 году - 100 млн. немецких марок | распоряжение Правительства Российской Федерации | II квартал 1998 г. | Минэкономики России, Миннауки России, Минфин России, Российская академия наук, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
III. Улучшение финансовой ситуации в науке. Рациональное использование ресурсов |
Стабилизация финансирования науки, упорядочение системы ее организации и контроля; перераспределение и концепция бюджетных средств на приоритетных направлениях; повышение доли внебюджетных источников | 15. При разработке проектов федерального бюджета на 1999 - 2000 годы руководствоваться уровнем государственного финансирования научно-технической сферы, определенным Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" | предложения к проектам федерального бюджета | 1998-2000 годы | Минфин России, Миннауки России, Минэкономики России |
| 16. Использовать в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год систему возвратного финансирования прикладных исследований и разработок за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников с направлением возвращаемых средств на научные исследования и разработки | порядок возвратного финансирования | III квартал 1998 г. | Миннауки России, Минфин России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития |
| 17. Разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения: | | IV квартал 1998 г. | Миннауки России, Минфин России, Минэкономики России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития |
| о порядке финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета; | порядок финансирования | | |
| о мерах по привлечению в научно-техническую сферу внебюджетных источников, включая создание венчурных фондов | решение Правительства Российской Федерации | | |
IV. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной сфере |
Восстановление в обществе престижности научного труда, приостановка оттока и миграции научных кадров, привлечение в науку талантливой молодежи, устранение имеющихся диспропорций между возрастными группами ученых; упорядочение государственной аттестации научных работников; улучшение оплаты труда, пенсионного обеспечения и предоставления социальных льгот | 18. Осуществить приоритетное финансирование фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ | предложения к федеральному бюджету | 1998-2000 годы | Миннауки России |
19. Внести предложения об отсрочке от призыва в армию молодых специалистов | проект постановления Правительства Российской Федерации | II квартал 1998 г. | Минэкономики России, Минобороны России, Миннауки России |
| 20. Предусматривать ежегодно государственные инвестиции на строительство жилья для молодых ученых, в том числе в 1998 году 15 млн. рублей | предложения к федеральному бюджету | 1998-2000 годы | Минэкономики России, Российская академия наук, Миннауки России, |
порядок распределения средств на строительство жилья | III квартал 1998 г. |
| 21. Реализовать программу для молодежи и школьников "Шаг в будущее" | ежегодная информация в Правительство Российской Федерации | 1998-2000 годы | Минобразование России, Российская академия наук, Российская академия образования, Минтруд России |
| 22. Разработать и осуществить меры по совершенствованию оплаты труда работников научно-технической сферы, улучшению пенсионного обеспечения | решение Правительства Российской Федерации | II квартал 1998 г. | Миннауки России, отраслевые академии наук, Российская академия наук, Минобразование России |
| 23. Подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения о порядке государственной аттестации научных работников | решение Правительства Российской Федерации | II квартал 1998 г. | Минобразование России, Миннауки России, Российская академия наук, отраслевые академии наук |
| 24. Обеспечить создание и развитие сети подготовки, переподготовки кадров в области инновационно-технологического менеджмента, в том числе: 56 центров в 1998 году; 1012 центров в 1999 году | ежегодная информация в Правительство Российской Федерации | 1998-1999 годы | Минобразование России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
V. Укрепление научно-технического потенциала регионов |
Решение проблем наукоградов, сохранение их уникального интеллектуального потенциала и материально-технической базы; отработка форм и методов государственной поддержки и механизмов бездотационного развития; создание информационной сети телекоммуникаций для эффективного доступа к российским и зарубежным базам научно-технической информации и электронным научным библиотекам | 25. Разработать и представить в Правительственную комиссию по научно-технической политике проект программы развития г. Обнинска и проект соглашения, определяющего полномочия, функции и ответственность при реализации программы и порядок ее финансирования | проекты программы развития г. Обнинска и соглашения | первое полугодие 1998 г. | Администрации Калужской области и г. Обнинска, Минатом России, Миннауки России, Мингосимущество России |
26. Подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения о присвоении статуса наукограда муниципальным образованиям | решения Правительства Российской Федерации | 1998-2000 годы | Миннауки России, Минэкономики России, Минфин России, Российская академия наук, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
| 27. Обеспечить развитие национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы: ежегодно вводить не менее 10 региональных узлов опорной сети передачи данных, информационных и вычислительных ресурсов; осуществлять целевое финансирование создания компьютерных сетей связи и баз данных | ежегодная информация в Правительство Российской Федерации | 1998-2000 годы | Миннауки России, Российская академия наук, Минобразование России |
VI. Повышение инновационной активности |
Разработка механизма формирования и реализации государственной инновационной политики; правовая охрана и вовлечение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности; создание инфраструктуры инновационной деятельности; поддержка малых и средних предприятий, работающих в области коммерциализации технологий, продвижение их на рынок, подготовка менеджеров для этой сферы | 28. Разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения и проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности, в том числе: проект федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике; предложения о механизме участия государства в системе высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов | проект федерального закона | II квартал 1998 г. | Минэкономики России, Миннауки России, Российская академия наук, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
| | предложения в Правительство Российской Федерации | II квартал 1998 г. | Миннауки России, Минэкономики России по согласованию с Минфином России |
| 29. Внести в Правительство Российской Федерации проекты нормативных актов об охране и вовлечении в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и поддержке за рубежом отечественных патентообладателей | проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации | II квартал 1998 г. | Миннауки России, Роспатент, Минэкономики России, Минфин России, Минюст России, Российская академия наук |
| 30. Осуществлять целевую финансовую поддержку патентной деятельности | предложения к проекту федерального бюджета | 1998-2000 годы | Миннауки России, Роспатент |
| 31. Создать в регионах, имеющих высокий научно-технический и инновационный потенциал, инновационно-технологические центры (ИТЦ), в том числе: 4 ИТЦ в 1998 году; 20 ИТЦ в 1999-2000 годах | ежегодная информация в Правительство Российской Федерации | 1998-2000 годы | Миннауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
| 32. Создать информационную систему российских технологических ресурсов: первая очередь - в 1998 году; вторая очередь - в 2000 году | ежегодная информация в Правительство Российской Федерации | 1998-2000 годы | Миннауки России, Минобразование России, Минэкономики России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития |
| 33. Организовывать ежегодное проведение инновационных выставок-ярмарок | ежегодная информация в Правительство Российской Федерации | 1998-2000 годы | Миннауки России, Минэкономики России, Минобразование России, Российская академия наук, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
VII. Международное научно-техническое сотрудничество |
Выработка государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества в соответствии с национальными интересами, ориентацией на совместные конкуренто-способные разработки, на продвижение российской научной продукции на мировой рынок. Повышение эффективности взаимовыгодного сотрудничества с промышленно развитыми странами; обеспечение единого научного и экономического пространства СНГ. Создание совместных с зарубежными странами научных организаций. Дальнейшая интеграция России в международное разделение труда в сфере науки и техники | 34. Разработать и представить в Правительство Российской Федерации проект концепции государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества | проект концепции | 1999 год | Миннауки России, Минэкономики России, Российская академия наук, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
35. Представить в Правительство Российской Федерации предложения: о создании и условиях функционирования международных научно-исследовательских центров и научных организаций; | предложения в Правительство Российской Федерации | III квартал 1998 г. | Миннауки России, Минэкономики России, Российская академия наук, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
| о сотрудничестве в области науки и технологий между Российской Федерацией и Европейским союзом, государствами - участниками СНГ | проекты соглашений и договорно-правовых документов | III квартал 1998 г. | Миннауки России, Российская академия заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
| 36. Обеспечить в соответствии с решениями Исполкома Союза Беларуси и России выполнение подпрограмм сотрудничества "Лазерные технологии ХХI века" и "Наукоемкие компоненты общемашиностроительного применения" | ежегодная информация в Исполком Союза Беларуси и России | 1998-2000 годы | Миннауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
| 37. Подготовить предложения по повышению эффективности взаимовыгодного сотрудничества с США, Францией, Германией, Японией в рамках деятельности российско-американской и российско-французской комиссий на уровне глав правительств, российско-германской и российско-японской комиссий по научно-техническому сотрудничеству | предложения к документам двусторонних комиссий | 1998-2000 годы | Миннауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
| 38. Обеспечить создание и содействие деятельности научно-исследовательских центров и консорциумов в следующих областях: научно-техническая информация и проблемы оптики (Россия, Республика Корея); трансфер новых и высоких технологий (Россия, КНР) | ежегодная информация в Правительство Российской Федерации | 1998-2000 годы | Миннауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
| 39. Осуществить меры по привлечению международных правительственных и неправительственных организаций, международных программ и фондов (ЕС, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ТАСИС и др.) к оказанию содействия в реформировании российской науки, включая реализацию Программы Россия - ЮНЕСКО по подготовке и повышению квалификации кадров | ежегодная информация в Правительство Российской Федерации | 1998-2000 годы | Миннауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |