Постановление ГД ФС РФ от 10.06.98 N 2559-II ГД

"О состоянии финансирования государственного оборонного заказа в 1998 году"
Редакция от 10.06.1998 — Действует

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 1998 года N 2559-II ГД

О СОСТОЯНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В 1998 ГОДУ

Установленные на 1993-1997 годы, а также Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" объемы финансирования государственного оборонного заказа, в первую очередь научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), закупок вооружения и военной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации, существенно ниже минимальных потребностей, обусловленных необходимостью оснащения войск современным вооружением и военной техникой в связи с сокращением их численности.

Реальное финансирование государственного оборонного заказа осуществлялось не в полном объеме и неритмично. По состоянию на 1 июня 1998 года долг федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации по оплате государственного оборонного заказа за 1997 год составляет по НИОКР 4,4 млрд. рублей, закупкам вооружения и военной техники 14 млрд. рублей. На разработку и поставку вооружения и военной техники выделено 6,1 процента предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" на эти цели ассигнований.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 1997 года N 1278 "О мерах по оздоровлению государственных финансов" Правительством Российской Федерации предусматривается сокращение финансирования государственного оборонного заказа в 1998 году на 23 процента установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" объемов (протокол от 30 апреля 1998 года N СК-П7-11 пр), в том числе с 25,9 млрд. рублей до 19,2 млрд. рублей, или на 26 процентов, сокращается финансирование НИОКР, закупок вооружения и военной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации. На 30 процентов снижаются закупки вещевого имущества.

Сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации доля современных видов вооружения и военной техники составляет примерно одну треть общего количества. Если ситуация с финансированием государственного оборонного заказа не изменится, через пять лет эта доля снизится до 5-7 процентов. Количество, номенклатура и техническое состояние остальных видов вооружения и военной техники, особенно сил общего назначения, не соответствуют требованиям, предъявляемым к оснащению вооруженных сил развитых стран.

Сокращение финансирования государственного оборонного заказа еще больше усугубит ситуацию, приведет к утере Россией в ближайшие годы реальной, а не декларируемой способности успешно противостоять агрессии даже в региональном конфликте. Объективной реальностью стала и угроза деградации в ближайшее десятилетие ядерного потенциала России со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для обеспечения защиты национальных интересов.

В случае принятия решения о погашении задолженности по оплате государственного оборонного заказа за 1997 год за счет средств федерального бюджета на 1998 год, что противоречит Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1998 год", выполнение государственного оборонного заказа, особенно в части закупок вооружения и военной техники, будет сорвано, так как задолженность федерального бюджета за 1997 год сопоставима с объемом ассигнований, установленным для Министерства обороны Российской Федерации Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год".

В связи с несвоевременным и неполным финансированием государственного оборонного заказа, отсутствием четкой концепции реструктуризации и конверсии оборонной промышленности окажутся на грани развала и не смогут производить современные виды вооружения и военной техники в необходимом количестве кооперации предприятий оборонного промышленного комплекса.

Утрачены многие высокие технологии. В качестве комплектующих изделий, особенно для электроники, используется зарубежная элементная база. А это уже прямая технологическая зависимость России по важнейшим составным частям вооружения и военной техники - системам управления, информации и связи. Губительные последствия таких решений, особенно в условиях приобретающей все более острые формы информационной борьбы. вполне предсказуемы.

В десятках городов, коммунальная и социальная инфраструктура которых базируется на возможностях предприятий оборонного промышленного комплекса, социальная напряженность подошла к критической черте. Не прекращается отток из научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро и предприятий оборонной промышленности лучших научных и рабочих кадров.

Решение Правительства Российской Федерации о сокращении финансирования государственного оборонного заказа на 1998 год может повлечь за собой новый виток экономических, финансовых и социальных проблем в оборонном промышленном комплексе, привести к его развалу.

Остановить развитие негативных процессов и начать постепенный вывод из кризиса Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонного промышленного комплекса возможно только путем экстренных и согласованных действий всех ветвей и органов государственной власти. В первую очередь необходимо сохранить финансирование государственного оборонного заказа на 1998 год, которое в течение последних лет и так находится на критическом уровне, в объемах, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год".

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на то, что снижение расходов на финансирование государственного оборонного заказа на 1998 год противоречит пункту 5 статьи 2 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", который гласит, что статьи федерального бюджета, по которым финансируется государственный оборонный заказ, имеют статус защищенных статей расходов федерального бюджета.

2. Предложить Правительству Российской Федерации:

завершить в первом полугодии 1998 года погашение задолженности федерального бюджета по расходам на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение государственной безопасности, образовавшейся по состоянию на 1 января 1998 года, по доходам и расходам федерального бюджета на 1997 год для оплаты государственного оборонного заказа, как это предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год"

утвердить государственный оборонный заказ на 1998 год в строгом соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год"

разработать механизм государственного регулирования и снижения тарифов на транспортные услуги, электроэнергию и газ, а также механизм снижения или отмены арендной платы за землю для всех предприятий и организаций с учетом доли работ по государственному оборонному заказу в общем объеме производимой продукции.

3. Поручить Счетной палате Российской Федерации в первоочередном порядке провести проверку финансирования государственного оборонного заказа в первом полугодии 1998 года и хода погашения задолженности федерального бюджета за 1997 год перед оборонным промышленным комплексом.

4. О результатах проверки Счетной палате Российской Федерации проинформировать Государственную Думу до 10 июля 1998 года.

5. Направить настоящее Постановление Председателю Счетной палаты Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

6. Опубликовать настоящее Постановление в "Российской газете".

7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ