Инструкция об условиях приема грузов к авиаперевозке по международным воздушным линиям и о порядке оформления перевозочной документации

(утв. Минвнешторгом СССР 02.12.67, Мга СССР 05.01.68)
Редакция от 05.01.1968 — Действует

Утверждена
Министерством внешней торговли
2 декабря 1967 года
Министерством гражданской авиации
5 января 1968 года

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ УСЛОВИЯХ ПРИЕМА ГРУЗОВ К АВИАПЕРЕВОЗКЕ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ВОЗДУШНЫМ ЛИНИЯМ И О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

А. Оплата и оформление внешнеторговых грузов и грузов ГКЭС на международных воздушных линиях

I. Порядок оплаты и расчетов за перевозку внешнеторговых грузов и грузов ГКЭС

1. Советские внешнеторговые организации и учреждения Министерства внешней торговли, Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям и Центросоюза с 1 января 1965 г. оплачивают перевозки внешнеторговых грузов воздушным транспортом в международном сообщении с расчетных, орудных или текущих счетов этих учреждений в Банке для внешней торговли СССР по действующим тарифам за счет валютных ассигнований, утвержденных отправителями на эту цель.

2. Внешнеторговые грузы принимаются к перевозке в международном воздушном сообщении из СССР за границу при наличии заказ-наряда внешнеторгового объединения, в котором перевозка грузов предусмотрена воздушным транспортом. Если такого указания в заказе-наряде не имеется, то внешнеторговые объединения подтверждают гарантийным письмом или телеграммой грузоотправителю принятие ими на себя оплаты в иностранной валюте указанной перевозки. Грузоотправитель при отправке груза сдает заказ-наряд, гарантийное письмо, телеграмму или их копии в аэропорт отправления.

Международные перевозки грузов в воздушном сообщении оформляются накладной международного образца в соответствии с установленным настоящей инструкцией порядком.

При перевозках импортных грузов из-за границы в СССР всесоюзные объединения должны потребовать от иностранных поставщиков проставлять номер соответствующего контракта в графе авиагрузовой накладной "Прилагаемые к накладной документы".

3. При отправке груза из Москвы за границу основанием для приема груза к перевозке может служить наряду с телеграммой или гарантийным письмом об оплате перевозки в инвалюте копия поручения о перечислении на валютный счет Аэрофлота стоимости перевозки, заверенная Банком для внешней торговли СССР.

4. По внешнеторговым грузам, грузам ГКЭС и Центросоюза, отправляемым советскими государственными кооперативными предприятиями и учреждениями, провозные платежи за перевозку на международных воздушных линиях как рейсовыми самолетами, так и спецрейсам в аэропорту отправления и назначения с отправителей и получателей не взыскиваются.

Аэропорты отправления и назначения взыскивают оплату в рублях за перевозку таких грузов по внутренним воздушным линиям СССР.

В отдельных случаях указанный порядок оформления грузовой накладной и начисления тарифа может быть изменен только по разрешению МГА.

5. Платежи за перевозку грузов в международном сообщении производятся в централизованном порядке внешнеторговыми объединениями и другими организациями по счетам - платежным требованиям Транспортного управления международных воздушных линий Министерства гражданской авиации в соответствии с инструкцией Министерства финансов, Госплана и Госбанка от 10 октября 1966 г.

6. Счета - платежные требования выписываются ежемесячно в рублях с указанием банковского шифра иностранной валюты и номера статьи валютного плана.

Шифр иностранной валюты определяется по конечному пункту страны назначения (по экспорту) или отправления (по импорту) груза.

Сумма платежа в свободно конвертируемых валютах по видам валют не разбивается и указывается в счетах - платежных требованиях за одним шифром.

7. Счета - платежные требования с приложением копии письма, подтверждающего высылку счетов с грузовыми накладными непосредственно плательщику, сдаются Транспортным управлением международных воздушных линий Министерства гражданской авиации на инкассо в Банк для внешней торговли СССР и оплачиваются в порядке акцепта в течение 7 календарных дней, не считая дня получения платежного требования Банком.

В случае непредставления организациями-плательщиками в установленный срок указанного акцепта или предусмотренного настоящей инструкцией полного или частичного отказа от акцепта счет - платежное требование оплачивается банком для внешней торговли СССР за счет средств соответствующей организации - плательщика утром на 8-й день, не считая дня получения платежного требования Банком.

Сумма платежа по каждому счету - платежному требованию одновременно отражается по отчету об исполнении валютного плана Министерства гражданской авиации и валютного плана соответствующей организации - плательщика.

Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета - платежного требования лишь в трех случаях: при предъявлении требования на оплату перевозки грузов, не принадлежащих данному плательщику, обнаружении арифметической ошибки в счетах - платежных требованиях, а также в случаях принятия к перевозке в нарушение п.2 настоящей инструкции.

При отказе от акцепта внешнеторговые объединения возвращают Транспортному управлению международных воздушных линий Министерства гражданской авиации неоплаченные грузовые накладные.

8. Одновременно с выставлением счета - платежного требования на инкассо в Банк для внешней торговли СССР один экземпляр этого счета с приложением копии грузовой накладной направляется непосредственно плательщику. Копия грузовой накладной должна содержать номер заказа - наряда внешнеторгового объединения или номер и дату другого документа внешнеторгового объединения, подтверждающего принятие им на себя оплаты в иностранной валюте указанной перевозки.

Копии счетов-фактур с приложением копий грузовых накладных направляются Транспортным управлением международных воздушных линий Министерства гражданской авиации в адрес плательщиков не реже одного раза в 10 дней.

9. Транспортное управление международных воздушных линий Министерства гражданской авиации при обнаружении им после отправки в банк счета - платежного требования неправильного применения тарифа или других ошибок в исчислении провозных платежей, включенных в этот счет, выставляют на инкассо в Банк для внешней торговли дополнительные счета - платежные требования, оплата которых производится в порядке, предусмотренном для основных счетов.

10. В случае, если грузоотправитель в нарушение установленного инструкцией МФ СССР, Госплана СССР и Госбанка СССР порядка задерживает оплату ранее произведенных перевозок сверх установленного срока, аэропорт после официального предупреждения обязан прекратить приемку к перевозке грузов по международным авиалиниям.

II. Оформление отправки внешнеторговых грузов, грузов ГКЭС и Центросоюза из Москвы и других аэропортов за границу

11. Внутренние аэропорты принимают грузы к перевозке за границу, руководствуясь положениями пп. 1, 2 и 3 настоящей инструкции.

При наличии у отправителя документов, декларирующих оплату авиаперевозки груза в установленном пп.2, 3 порядке, аэропорт отправления запрашивает Центральное международное агентство о разрешении на бронирование тоннажа для перевозки по международным авиалиниям, сообщая ЦМА следующие сведения: пункт назначения перевозки груза (за границей), наименование товара, общий вес партии груза, количество мест, вес и габариты каждого места (если они различные), кто отправитель, наименование и номер документа, кем выдан документ, гарантирующий оплату перевозки в иностранной валюте. Если груз опасный или скоропортящийся, указать обязательно.

При отсутствии тарифа от аэропорта перегрузки на международный рейс до пункта назначения за границей этот тариф должен быть запрошен в ЦМА.

12. Прием груза к перевозке производится после получения подтверждения Центрального международного агентства о бронировании тоннажа с указанием рейса и даты отправки.

13. Перевозка грузов, отправляемых из внутреннего аэропорта в пункт назначения за границей, производится в соответствии с правилами международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Международная перевозка грузов из внутренних аэропортов, перечисленных в приложении 1, должна оформляться авиагрузовой накладной международного образца.

В аэропортах, помеченных знаком в приложении 1, международная авиагрузовая накладная должна заполняться грузоотправителем, кроме указания тарифов.

Необходимое количество международных авианакладных аэропорт выдает под отчет грузоотправителю.

В остальных аэропортах по просьбе отправителя накладная может заполняться перевозчиком. Грузовая накладная заполняется согласно правилам, указанным в приложении 6.

Отправитель или уполномоченное им лицо вручает грузовую накладную одновременно с передаваемым на перевозку грузом.

Тарифы за перевозку и другие сборы должны указываться в грузовой накладной перевозчиком.

Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за правильность и полноту всех указаний, вносимых им самим или по его поручению перевозчиком в грузовую накладную.

В грузовой накладной указываются первоначальный аэропорт отправления на территории СССР, аэропорт назначения за границей, тариф за перевозку груза от первоначального аэропорта отправления до аэропорта назначения, а также все другие данные согласно правилам, указанным в приложениях 6 и 7.

При международной перевозке грузов, включающей внутренние участки Аэрофлота, общая стоимость перевозки исчисляется путем суммирования тарифов, установленных для внутренних воздушных линий, и тарифов для международных линий.

Пример. Груз отправляется из Казани в Париж через Москву.

В грузовой накладной международного образца должен быть указан маршрут Казань - Москва - Париж. В графе "1ДО" - указывается Москва, в графе "2ДО" - Париж. В графе "Тариф" на первой строчке указывается применяемый тариф на участке Казань - Москва, на второй строчке - применяемый тариф на участке Москва - Париж.

В графе "Оплачено" проставляется: на 1-й строчке - сумма тарифа, подлежащего оплате отправителем, за участок Казань - Москва; на 2-й строчке - сумма тарифа, подлежащего оплате в централизованном порядке за участок Москва - Париж, на 3-й строчке указывается общая сумма тарифа за перевозку груза по маршруту Казань - Москва - Париж. С отправителя взыскивается оплата тарифа только за участок Казань - Москва.

14. При оформлении грузовой накладной в ней обязательно указывать номер заказа-наряда и наименование организации, выдавшей заказ-наряд.

15. Копии заказов-нарядов, гарантийные письма, телеграммы, подтверждающие оплату перевозки в иностранной валюте, остаются в аэропорту отправления как основание к отправке груза.

16. Все выходные аэропорты ежедекадно представляют в ЦМА МГА реестры по международным грузовым накладным с приложением экземпляров N 8 "Для первого перевозчика" и N 9 "Для агента по продаже" международной грузовой накладной, а также все документы, указанные в п.15, подтверждающие оплату (форма N 3).

III. Оплата и оформление грузов неторгового характера

17. Оплата авиаперевозки грузов неторгового характера, направляемых за границу советскими организациями и учреждениями, не указанными в п.1 настоящей инструкции, производится грузоотправителем, в рублях за весь участок перевозки грузов от аэропорта отправления в СССР до аэропорта назначения за границей.

18. Оформление перевозки таких грузов из аэропортов отправления, указанных в приложении, производится по грузовой накладной международного образца.

Примечание: Инструкцию МГА, утвержденную приказом МГА N 22 от 12 января 1966 г., считать утратившей силу.

Приложение (образцы для заполнения авиагрузовой накладной, гарантийного письма, телеграммы об оплате перевозки в валюте, реестр гарантийных писем и телеграмм, заказа-наряда, перечень аэропортов, из которых производятся отправки экспортных грузов, правила заполнения грузовой авианакладной) к настоящей инструкции не приводится.

Пример. Груз следует из Новосибирска до Парижа.

В грузовой накладной международного образца должен быть указан маршрут Новосибирск - Москва - Париж. С грузоотправителя взыскивается плата в рублях за перевозку по всему маршруту Новосибирск - Москва - Париж.

19. Прием груза на перевозку производится при условии предварительной оплаты грузоотправителем тарифа за перевозку.

20. Перевозка груза из-за границы в СССР в кредит, т.е. с оплатой тарифа за перевозку в пункте назначения, может выполняться только при условии предварительного согласования с Аэрофлотом.