УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации,
руководитель приоритетного проекта
"Доступное дополнительное
образование для детей"
Т.Ю. СИНЮГИНА
18 декабря 2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО МОДЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи регионального модельного центра дополнительного образования детей, содержат описание механизмов его создания и функционирования.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с контрольными точками 2.6 и 2.16 паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образования для детей", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (в редакции протокола президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 марта 2017 г. N 3).
I. Общие положения
1.1. Определение
Региональный модельный центр дополнительного образования детей (далее - Региональный модельный центр) - образовательная организация или организация осуществляющая обучение, расположенная на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющая организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей на территории субъекта Российской Федерации.
На период реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образования для детей" (далее - Приоритетный проект) Региональный модельный центр осуществляет функции исполнителя и (или) регионального проектного офиса по мероприятиям Приоритетного проекта, в том числе функции по обеспечению взаимодействия между участниками Приоритетного проекта в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также ресурсного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающего согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).
1.2. Цель деятельности Регионального модельного центра:
Создание условий для обеспечения в субъекте Российской Федерации эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
1.3. Задачи Регионального модельного центра:
осуществление организационной, методической, нормативно-правовой, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей;
выявление, формирование и распространение лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей;
выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала соответствующего субъекта Российской Федерации в системе дополнительного образования детей;
формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ;
обеспечение развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей на территории субъекта Российской Федерации;
обеспечение функционирования общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации, в том числе содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов навигатора;
развитие системы управления в сфере дополнительного образования детей с применением современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмах управления и развития региональной системы, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности региона, с использованием механизмов независимой оценки;
организационное, методическое и аналитическое сопровождение работы муниципальных (опорных) центров дополнительного образования;
организационно-техническое и методическое сопровождение внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации;
создание условий и механизмов для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей на территории субъекта Российской Федерации.
II. Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования Регионального модельного центра
2.1. Создание Регионального модельного центра производится правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании Регионального модельного центра.
2.1.1. Правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о создании Регионального модельного центра утверждает:
- положение о деятельности Регионального модельного центра;
- директора (руководителя) Регионального модельного центра и (или) порядок назначения директора (руководителя) Регионального модельного центра;
- порядок решения вопросов материально-технического и имущественного характера в отношении Регионального модельного центра;
- функции Регионального модельного центра по обеспечению реализации на территории субъекта Российской Федерации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей";
- план первоочередных мероприятий по созданию и функционированию Регионального модельного центра;
- план деятельности Регионального модельного центра, соответствующий в том числе паспорту и сводному плану приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", а также паспортам и сводным планам региональных приоритетных проектов в сфере дополнительного образования детей в очередном году и плановом двухлетнем периоде;
- орган (органы) исполнительной власти субъекта Российской Федерации - координатора Регионального модельного центра.
2.1.2. Положение о деятельности Регионального модельного центра:
- определяет цели и задачи Регионального модельного центра в субъекте Российской Федерации в субъекте Российской Федерации;
- определяет основные направления деятельности Регионального модельного центра Регионального модельного центра;
- определяет структуру Регионального модельного центра, в том числе органы управления Региональным модельным центром;
- отражает предмет, виды и формы деятельности Регионального модельного центра;
- регулирует сферу ответственности Регионального модельного центра и порядок взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления за соответствие применяемых форм, методов и средств организации своей деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- иные вопросы деятельности Регионального модельного центра.
2.3. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если функции Регионального модельного центра осуществляет государственная организация, и органами местного самоуправления в случае, если функции Регионального модельного центра осуществляет муниципальная организация.
В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.
2.4. План первоочередных мероприятий по созданию и функционированию Регионального модельного центра представлен в Приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
2.5. В силу того, что деятельность Регионального модельного центра связана с осуществлением различных видов деятельности, в том числе образовательной, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств, с целью осуществления финансирования в рамках установленных федеральными законами полномочий, Региональным модельным центром рекомендуется определять организацию, функции и полномочия учредителя которых реализует орган исполнительной власти субъект Российской Федерации.
При этом, в силу отсутствия права на осуществление организациями дополнительного образования деятельности по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе программ повышения квалификации, рекомендуется при наделении функциями Регионального модельного центра организаций дополнительного образования детей предусмотреть перевод ее в нетиповую образовательную организацию. Кроме того, функциями РМЦ могут быть наделены профессиональные образовательные организации, организации дополнительного профессионального образования или организации высшего образования.
III. Функции Регионального модельного центра
3.1. Выполняет функции организационной, методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающей согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ для детей различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной), способствует формированию особенной социокультурной среды современного развития дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации.
3.2. Содействует распространению лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей, в том числе:
- проводит выявление и анализ лучших практик в субъекте Российской Федерации;
- предоставляет информацию о выявленных лучшие практики в федеральный ресурсный центр, способствует их продвижению в других субъектах Российской Федерации;
- осуществляет внедрение лучших практик, выявленных в субъекте Российской Федерации, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;
3.3. Обеспечивает апробацию и внедрение в организациях дополнительного образования детей разноуровневых программ, обеспечивающих получение детьми навыков и умений ознакомительного, базового и углубленного уровней;
3.4. Создает, апробирует и внедряет модели обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности, в том числе:
- оказывает организационно-методическую поддержку по реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях, находящихся в сельской местности;
3.5. Обеспечивает взаимодействие между участниками Приоритетного проекта в субъекте Российской Федерации, в том числе реализует программы сотрудничества между различными организациями на уровне органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции учредителя Регионального модельного центра, в том числе осуществляет организационно-техническое сопровождение реализации обязательств органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках соглашений о сотрудничестве в сфере дополнительного образования детей;
3.6. Содействует качественному развитию организаций дополнительного образования детей, в том числе:
- проводит оценку существующих рисков управленческого, материально-технического, кадрового и методического несоответствия организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, современным требованиям системы дополнительного образования детей в Российской Федерации;
- оказывает методическую, информационную и организационную помощь организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы;
3.7. Стимулирует использование сетевой формы реализации программ дополнительного образования, в том числе:
- разрабатывает "типовые" программы, содержащие механизмы выявления и внедрения лучших практик сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования детей;
- содействует привлечению образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, учреждений культуры и спорта к реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- разрабатывает предложения по созданию системы льгот и преференций на региональном уровне для развития сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования детей;
3.8. Содействует проведению "летних школ", профильных смен по различным направленностям дополнительного образования детей, в том числе:
- разрабатывает образовательные программы для организаций летнего отдыха и проведения заочных школ;
- оказывает организационно-методическую поддержку по реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях летнего отдыха и проведения заочных школ;
3.9. Обеспечивает реализацию мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и педагогов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, наставников проектных детских команд, а также:
- разрабатывает и утверждает программы краткосрочных стажировок руководителей и педагогов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
- проводит анализ потребности муниципалитетов и субъекта Российской Федерации в кадрах системы дополнительного образования детей;
3.10. Обеспечивает реализацию мероприятий по информированию и просвещению родителей в области дополнительного образования детей;
3.11. Организует стажировки специалистов Регионального модельного центра, а также руководителей и педагогов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в региональные модельные центры других субъектов Российской Федерации и (или) в федеральные ресурсные центры;
3.12. Обеспечивает информационное сопровождение мероприятий приоритетного проекта, иных мероприятий для детей и молодежи в соответствующем субъекте Российской Федерации, в том числе:
- формирует медиаплан и проводит мероприятия по освещению деятельности Регионального модельного центра;
- обеспечивает широкое вовлечение детей, в том числе детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в конкурсные и иные мероприятия для обучающихся в системе дополнительного образования детей;
- обеспечивает ведение публичного перечня мероприятий для детей и молодежи в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- формирование позитивного образа системы дополнительного образования детей, в том числе и использованием ресурсов социальной рекламы;
3.13. Формирует информационно-телекоммуникационный контур системы дополнительного образования детей в соответствующем субъекте Российской Федерации, включающий:
- содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей,
- создание и поддержку функционирования информационного портала Регионального модельного центра;
- проведение дистанционного обучения для детей и родителей с использованием информационного портала Регионального модельного центра;
- проведение информационной кампании по продвижению мероприятий в системе дополнительного образования детей через информационный портал Регионального модельного центра;
- создание и поддержку методического блока на базе информационного портала Регионального модельного центра;
3.14. Ведет работу совместно с профильными организациями по поддержке и сопровождению одаренных детей;
3.15. Готовит предложения по совершенствованию нормативно-правовых, финансовых, организационных механизмов на уровне муниципалитетов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе:
- проводит анализ нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации;
- проводит анализ правоприменительной практики в сфере дополнительного образования детей в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- на основе лучших региональных практик готовит предложения по внесению изменений в муниципальные и региональные нормативные правовые акты в целях реализации современной региональной системы дополнительного образования детей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Общие требования к функционированию Регионального модельного центра
4.1. Требования к определению штатной численности Регионального модельного центра
Определение штатной численности и формирование штатного расписания Регионального модельного центра осуществляется в соответствии с нормами Федерального законодательства, касающимися нормирования и оплаты труда в образовательных организациях:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - закон об образовании в РФ);
- Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре";
- постановление Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры";
- постановление Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 ноября 2008 г. N 678 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи",
а также в соответствии с локальными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность технопарки.
Должности, введенные в штатное расписание, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц, должны обеспечивать реализацию целей и задач Регионального модельного центра.
Перечень должностей, необходимых для реализации целей и задач, приведен в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям; наименование должностей может быть изменено согласно национальному реестру профессиональных стандартов.
При заключении трудовых соглашении с основным персоналом предусматривается запрет на совмещение, в том числе на внутреннее совместительство должностей.
К каждой должности из штатного расписания разрабатывается и утверждается должностная инструкция, в перечень обязательных задач которой должны быть включены основные задачи. Должностные инструкции разрабатываются в соответствии с профессиональными стандартами из национального реестра профессиональных стандартов в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации; статьи 11, 46 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
Штат управленческого персонала определяется в соответствии с рекомендациями Приложения 1, но не менее 1 ставки директора и 1 ставки заместителя директора.
При определении директора (руководителя) Регионального модельного центра рекомендуется руководствоваться минимальными квалификационными требованиями, предъявляемыми к руководителю организации, а также следующими требованиями:
Опыт:
- работы в системе образования субъекте российской не менее 3-х лет, или государственного и (или) муниципального управления в субъекте Российской Федерации не менее 3-х лет;
- управления проектами (программами) в сфере образования, не менее 1-го завершенного проекта;
- руководства не менее 2-х лет, не менее 5-ти человек в подчинении, в том числе сфере образования (связанных со сферой образования);
- ведения переговоров;
- разрешения конфликтных ситуаций;
- взаимодействия с подрядчиками/поставщиками;
- организации и проведения тендеров;
- администрирования договоров;
- организации документооборота в государственной сфере;
- планирования и контроля исполнения работ по проекту.
Знание:
- технологий управления проектами;
- экономики предприятия;
- управленческого учета;
- управления контрактами;
- управления качеством;
- управления рисками;
- инструментов и методов мотивации персонала;
- законодательных, нормативно-правовых и нормативных актов, норм и правил сферы дополнительного образования детей;
- технологий стратегического планирования;
- организации производственного планирования в компании;
- порядка разработки модели проекта, календарных графиков, бюджета проекта;
- организации оперативного учета хода работ по проектам с использованием информационных систем;
- основ образовательного, бюджетного и трудового законодательства;
- правил и норм охраны труда;
- основ техники безопасности и контроля качества.
Личные качества
- системное мышление;
- ответственность;
- высокая работоспособность;
- коммуникабельность;
- гибкость;
- стрессоустойчивость.
4.2. Перечень обязательных функциональных зон Регионального модельного центра.
Имущественный комплекс Регионального модельного центра может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. Решение о включении объекта в число площадок для создания Регионального модельного центра принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональный модельных центр должен располагаться на площади не менее 350 кв. м, из расчета: площадь административных зон - не менее 200 кв. м., площадь коворкинга - не менее 50 кв. м., площадь лектория - не менее 100 кв. м., иные функциональные зоны (зоны коллективного пользования, входная группа, общественные пространства, серверная) - без ограничений.
Помещения Регионального модельного центра должны соответствовать Сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
Помещения должны быть оснащены современным компьютерным, оргтехническими, аудио-, видео-, проекционным оборудованием, необходимого для реализации функций Регионального модельного центра, в том числе в части обеспечения проведения мероприятий, лекций, семинаров, в том числе в дистанционных формах.
4.3. Требования к зонированию и брендированию Регионального модельного центра.
Зонирование помещений в Региональном модельном центре осуществляется в соответствии с учетом требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность, в соответствии с действующими нормативными документами.
Требования к брендированию Регионального модельного центра содержатся в Руководстве по фирменному стилю (Приложение N 3). Обязательным является размещение логотипов приоритетного проекта в соответствующих помещениях, а также размещение логотипа Регионального модельного центра на фасаде здания.
Приложение 3 к данному документу не приводится.
V. Рекомендации по структурной организации системы дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации
5.1. Региональный модельный центр является ядром системы дополнительного образования детей субъекта Российской Федерации.
Также в субъекте Российской Федерации могут быть определены (утверждены) базовые организации по одной или нескольким направленностям дополнительного образования детей - т.е. организации, обеспечивающие комплексное обновление содержания дополнительного образования в соответствующей направленности и (или) реализацией лучшие практики в указанной направленности.
5.2. Региональный модельный центр обеспечивает эффективное взаимодействие с базовыми организациями (при их наличии), федеральными ресурсными центрами, а также с муниципальными (опорными) центрами дополнительного образования и организаций, участвующих в дополнительном образовании детей, а также центров по выявлению и сопровождению одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, через оказание ресурсной, учебно-методической, организационной, экспертно-консультационной поддержки. Муниципальные (опорные) центры реализуют дополнительные общеобразовательные программы и координируют деятельность и оказывает методическую поддержку организациям, осуществляющим обучение в сфере дополнительного образования детей в соответствующих муниципалитетах.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
ТИПОВОЙ ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям