Постановление двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 N 21АП-791/2017 по делу N А83-7221/2016

"Об оставлении без изменения решения: снизив размер штрафа, суд исходил из того, что посчитал, что назначенный предпринимателю штраф является чрезмерным"
Редакция от 03.07.2017 — Действует

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2017 г. N 21АП-791/2017

Дело N А83-7221/2016

Резолютивная часть постановления оглашена 29.06.2017.

Постановление в полном объеме изготовлено 03.07.2017.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Калашниковой К.Г.,
судей Голика В.С., Гонтаря В.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дьяченко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Зайцева Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.03.2017 по делу N А83-7221/2016 (судья Лукачев С.О.)

по заявлению Индивидуального предпринимателя Зайцева Александра Анатольевича к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от Индивидуального предпринимателя Зайцева А.А. - не явились;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Захаров Андрей Сергеевич, представитель на основании доверенностей от 09.01.2017 б/н, личность удостоверена на основании паспорта,

установил:

Индивидуальный предприниматель Зайцев А.А. обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 26.09.2016 г. по делу N 190АД-16 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.03.2017 г. постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 10 000 руб.

Индивидуальный предприниматель Зайцев А.А. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявление удовлетворить. Жалоба мотивирована неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Заявитель жалобы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Информация о принятии апелляционной жалобы и назначении судебного заседания своевременно размещена судом в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

Исследовав материалы дела, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, руководствуясь положениями статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены судебного акта, при этом исходит из следующего.

Из материалов дела следует, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю 14.06.2016 г. исх. N 8/2263с в адрес индивидуального предпринимателя Зайцева А.А. направлен запрос о предоставлении в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса реестра договоров, заключенных с поставщиками, осуществляющими поставки товаров в адрес предпринимателя за 2015-2016 г.г. и надлежащим образом заверенные копии договоров поставки (купли-продажи), где предметом договоров являются поставки товаров, подлежащих дальнейшей розничной реализации в торговых объектах, входящих в торговую сеть, в которых предприниматель осуществляет торговую деятельность (т. 1 л.д. 131-133).

Определением от 04.08.2016 г. возбуждено дело N 190АД-16 об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Зайцева А.А., выразившемся в непредставлении по требованию Управления в установленный срок сведений (информации), ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ (т. 1 л.д. 112-115).

Административным органом 12.09.2016 г. в отсутствие, надлежащим образом извещенного предпринимателя, составлен протокол об административном правонарушении (т. 1 л.д. 80-84).

Постановлением о назначении административного наказания по делу N 190АД-16 от 26.09.2016 г., индивидуальный предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. (т. 1 л.д. 62-68)

Не согласившись с указанным постановлением, индивидуальный предприниматель Зайцев А.А. обратился в суд с заявлением о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене.

Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, однако посчитал, что назначенный предпринимателю штраф в размере 15 000 руб. является чрезмерным, изменил постановление в части назначения административного наказания в размере 10 000 руб.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

В силу частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону вменяемого административного правонарушения образует непредставление в федеральный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного закона. К таким полномочиям отнесены, в том числе, полномочия по истребованию и получению необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме (пункт 11 части 1).

Индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях (ч. 1 ст. 25 Закона N 135-ФЗ)

Таким образом, в целях осуществления своих полномочий антимонопольный орган вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов необходимую ему информацию; у получателя подобного запроса имеется обязанность предоставить затребованные сведения, в том числе содержащие коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну (документы, объяснения и прочее).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю 14.06.2016 г. исх. N 8/2263с в адрес индивидуального предпринимателя Зайцева А.А. направлен запрос о предоставлении информации. Данный запрос получен предпринимателем, что подтверждается отчетом почты России об отслеживании отправления о получении запроса 21.06.2016 г. и не оспаривается заявителем (т. 1 л.д. 134).

Доказательств невозможности исполнения данного запроса в связи с отсутствием у заявителя документов, заявителем не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.

Исходя из вышеизложенного, административный орган правомерно признал индивидуального предпринимателя Зайцева А.А. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах, установленного статьей 4.5. КоАП срока давности, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не установлено.

Постановлением административного органа заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Принимая во внимание критерии, которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, такие как справедливость и соразмерность административного наказания, с учетом характера и степени общественной опасности, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно изменил размер административного наказания до 10 000 руб.

Судом отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что запрос от 14.06.2016 г. исх. N 8/2263с не мотивирован.

Отклоняя довод общества о том, что направленный в адрес заявителя запрос не мотивирован, суд первой инстанции обоснованно указал, что положения Закона N 135-ФЗ не обязывают антимонопольный орган в запросе детально раскрывать цели и обстоятельства проводимых проверок, а также вопросы, возникшие при рассмотрении заявления.

В силу Федерального закона "О защите конкуренции", лицо, у которого запрошены сведений (документы), не обладает полномочием оценивать, насколько запрошенная информация необходима антимонопольному органу, и связана с предметом проверки, и на этом основании не вправе не представлять антимонопольному органу запрошенные сведения и документы.

Как справедливо заключил суд первой инстанции, исходя из части 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ мотивирование требования антимонопольного органа не означает, что перед лицом, которому направлен соответствующий запрос, должна быть раскрыта полная информация о существе заявления, целях и задачах истребования документов. Объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств.

Закон о защите конкуренции не содержит указаний о степени мотивированности запроса антимонопольного органа, поэтому ссылка в соответствующем запросе на статью 25 Закона о защите конкуренции, а также определение цели направления запроса (с целью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства) является достаточной мотивацией запроса документов (информации) в рамках Закона о защите конкуренции.

Указание в запросе на объективную необходимость представления запрашиваемых документов и информации для рассмотрения заявления свидетельствует о соблюдении антимонопольным органом требований части 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 г. N 9532/10 и от 27.11.2012 г. N 8039/12.

Суд отклоняет доводы жалобы о том, что индивидуальный предприниматель Зайцев А.А. не является объектом регулирования Закона N 135-ФЗ, об отсутствии оснований для принятия мер антимонопольного контроля, поскольку п.п. 1, 5, 11 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства; привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Антимонопольному органу на основании положений ст. 25 Закона о защите конкуренции предоставлены особые полномочия, связанные с получением интересующей информации, а именно установлено, что в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

С учетом системного толкования ст. ст. 23 и 25 Закона о защите конкуренции заявитель обязан исполнять требования антимонопольной службы о предоставлении затребованной информации.

Суд отклоняет доводы жалобы о том, что в отношении индивидуального предпринимателя не проводятся плановые проверки до 2018 г. в соответствии с ч. 10 ст. 12.2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

В соответствии с указанной заявителем ст. 12.2 Закона N 6-ФКЗ плановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за соблюдением юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя обязательных требований, если периодичность их проведения в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ограничена одним разом в три года, до 1 января 2018 года не проводятся.

В силу пункта 4 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не подлежат применению при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение от 29.03.2017 г., является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.03.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
К.Г. КАЛАШНИКОВА

Судьи
В.С. ГОЛИК
В.И. ГОНТАРЬ