Решение Дзержинского районного суда города Перми от 18.01.2006 N 2-350-2006

"Об отказе в удовлетворении жалобы: отказав прокурору в жалобе в интересах неопределенного круга лиц, суд исходил из того, что пришел к выводу, что жалоба прокурора необоснованна, поскольку налоговое законодательство не содержит в себе ограничений на проведение выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность"
Редакция от 18.01.2006 — Действует

ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ПЕРМИ

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2006 г. N 2-350-2006

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре Миннахметовой В.Ш.,
с участием прокурора Денисовой М.А.,

представителей Управления федеральной налоговой службы России по Пермской области и КПАО на основании доверенностей Торопицина С.В. и Лузина Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе прокурора Пермской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий налогового органа,

установил:

Прокурор Пермской области обратился в суд с жалобой в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы России по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу. Указывает, что налоговым органом принимаются решения о проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, что является незаконным и нарушает права указанных выше физических лиц; поскольку данные лица платят установленные налоги и сборы, никакой деятельностью не занимаются, налоговое законодательство не предусматривает налоговый контроль в форме выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Следовательно, проведение выездных налоговых проверок в данном случае, а также привлечение к налоговой ответственности физических лиц с использованием собранных материалов противоречит налоговому законодательству, является нарушением порядка привлечения таких лиц к ответственности, соответственно, является нарушением законных прав и интересов неопределенного круга физических лиц.

Определением суда от 18.01.2006 произведена замена прокурора Пермской области на прокурора Пермского края в порядке ст. 44 ГПК РФ, а также Приказа N 65-ш от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ "О внесении изменения в Приказ и.о. Генерального прокурора РФ от 30.09.2005 N 52-ш "Об образовании прокуратуры Пермского края".

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявления настаивает, в своих объяснениях подтверждает доводы, изложенные в жалобе. Кроме того, пояснила, что проведение выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, незаконно, поскольку действующим Налоговым кодексом, а также Законом "О налоговых органах" не предусмотрено право проведения выездных проверок в отношении физических лиц по факту уплаты налога на доходы физических лиц, транспортного, земельного и других налогов и сборов. Считает, что проведение налоговых проверок связано с неверным толкованием ст. 31, 87, 88, 89, 100 и 101 НК РФ.

Представители УФНС России по Пермской области и Коми-Пермяцкому округу с доводами жалобы не согласны, пояснили, что действующая редакция ст. 87 НК РФ не содержит ограничения в круге лиц, в отношении которых может быть проведена налоговая проверка, при этом понятие налогоплательщика дано в ст. 19 НК РФ. Кроме того, указали, что при проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц налоговыми органами не нарушаются права и законные интересы налогоплательщиков.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 31 НК РФ одним из полномочий налоговых органов является проведение налоговых проверок.

Статья 87 НК РФ устанавливает, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Установлено, что решениями Инспекций по налогам и сборам принимались решения о проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по вопросу соблюдения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц. В судебном заседании представителями Управления ФНС России по Пермской области не оспаривается факт вынесения решений о проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц по вопросам соблюдения налогового законодательства по уплате налога на доходы физических лиц, налога, подлежащего уплате в порядке ст. 228 НК РФ, и т.п.

На представление прокурора Пермской области Управлением федеральной налоговой службы дан ответ за N 09-17/13250 от 31.08.2005, в котором указывается, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит ограничений в части организации и проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при условии соблюдения налоговыми органами требований гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с п. 1 Приказа МНС РФ от 8 октября 1999 г. "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок" (в ред. Дополнения N 1, утв. Приказом МНС РФ от 07.02.2000 N АП-3-16/34), в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Указанное решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать указание на проверяемого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Принимая во внимание понятие налогоплательщика и плательщика сборов, установленного ст. 19 НК РФ, суд приходит к выводу, что жалоба прокурора необоснованна, поскольку налоговое законодательство не содержит в себе ограничений на проведение выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Данные физические лица в силу Налогового кодекса РФ являются плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

При этом отсутствие указаний в ст. 100 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) на физическое лицо при оформлении акта выездной налоговой проверки не может быть расценено судом как запрет на проведение выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения ч. 1 НК РФ" указано на применение аналогии закона в части применения процессуальных норм законодательства о налогах и сборах.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

прокурору Пермского края в жалобе в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу по осуществлению налогового контроля в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в форме выездных налоговых проверок - отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский областной суд через Дзержинский районный суд города Перми.

Судья
О.Н.ЕФРЕМОВА