Определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 20.04.2006 N 33-1771

"Об оставлении без изменения решения: отказав прокурору в жалобе в защиту интересов неопределенного круга лиц, суд исходил из того, что сделал основанный на надлежащем толковании норм вывод о наличии у налогового органа права на проведение проверок"
Редакция от 20.04.2006 — Действует

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2006 г. N 33-1771

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского областного суда в составе:

председательствующего судьи Красноперовой Г.В.,
судей Васильевой О.А., Лаврентьева В.Ю.,
с участием прокурора Денисовой М.А.

рассмотрела 20 апреля 2006 года в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационному представлению зам. прокурора Пермского края на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 18 января 2006 года, которым постановлено:

отказать прокурору Пермского края в жалобе в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу по осуществлению налогового контроля в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в форме выездных налоговых проверок.

Заслушав доклад судьи Васильевой О.А., объяснение прокурора краевой прокуратуры Денисовой М.В., поддержавшей доводы кассационного представления, представителей УФНС по Пермскому краю - Лузина Т.Е. и Торопицина С.В., возражавших против отмены решения суда, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Первый заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании законности действий Управления Федеральной налоговой службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу по осуществлению налогового контроля в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в форме выездных налоговых проверок. В обоснование своего требования о признании таких действий незаконными прокурор указал, что порядок оформления выездных налоговых проверок установлен статьей 100 НК РФ, согласно которой физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя, не является участником этих налоговых правоотношений, так как подписывают акт выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа, проводившие проверку, и руководитель проверяемой организации, либо индивидуальный предприниматель, либо их представители. Анализ данной нормы, по мнению прокурора, позволяет сделать вывод о том, что порядок налогового контроля в форме выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, НК РФ не предусмотрен. Проведение таких налоговых проверок в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, привлечение их к ответственности за совершение налогового правонарушения с использованием в качестве доказательств их виновности материалов, полученных при проведении таких проверок, является нарушением порядка привлечения данных лиц к ответственности и нарушает их законные права и интересы.

В судебном заседании прокурор на заявлении настаивал.

Представители УФНС России по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу с заявлением не согласились.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационном представлении просит зам. прокурора Пермского края по основаниям неправильного толкования судом норм материального права. Так, исходя их системного толкования ст. ст. 87, 89 НК РФ, согласно которым налоговой проверкой могут быть охвачены только три года деятельности налогоплательщика, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, при этом срок ее проведения включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика, установлен порядок проведения выездных налоговых проверок только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Суд применил аналогию закона, посчитав, что проведение таких проверок возможно в отношении физических лиц. Является незаконной ссылка суда на Приказ МНС РФ от 08.10.1999, так как федеральный орган исполнительной власти не имеет права издавать нормативно-правовые акты. При рассмотрении заявления суд не учел, что в соответствии со ст. 82 НК РФ кроме выездных налоговых проверок имеются иные формы налогового контроля, такие, как получение объяснений налогоплательщика и другие. Также суд не дал оценки положениям ст. ст. 101, 108 НК РФ, регламентирующим производство по делам о налоговом правонарушении и общие условия привлечения к ответственности, и не учел, что физическое лицо участником рассмотрения данных материалов не является. Суду следовало исходить из установленного в ст. 3 НК РФ правила о том, что любые неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд дал правильное толкование положениям Налогового кодекса РФ, регламентирующим право налогового органа на осуществление налогового контроля в форме выездной налоговой проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и сделал основанный на надлежащем толковании данных норм вывод о наличии у налогового органа права на проведение таких проверок.

В соответствии с ч. 1 ст. 87 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

В силу ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.

Положения статьей 87, 89 и 100 НК РФ не содержат запрета на осуществление выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Ранее действовавшая редакция ч. 1 ст. 87 НК РФ (до 18.08.1999) предусматривала, что выездные налоговые проверки могут проводиться лишь в отношении организаций и предпринимателей. Ныне действующая редакция указанной нормы ограничений по субъектному составу налогоплательщиков, в отношении которых возможно проведение таких проверок, не содержит. Указание в ст. 100 НК РФ на порядок оформления результатов выездной налоговой проверки с участием в этом руководителей проверяемой организации, индивидуального предпринимателя или их представителей не может быть расценено как установление законодателем запрета на проведение выездных проверок в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, доводы кассационного представления об ошибочном толковании судом норм НК РФ и необоснованности вывода о законности оспариваемых прокурором действий налогового органа следует признать несостоятельными и не влекущими отмену постановленного по делу решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Перми от 18 января 2006 года по доводам кассационного представления зам. прокурора Пермского края оставить без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.

Председательствующий
КРАСНОПЕРОВА Г.В.

Судьи
ВАСИЛЬЕВА О.А.,
ЛАВРЕНТЬЕВА В.Ю.