Решение Севастопольского городского суда от 27.12.2017 по делу N 3А-24/2017

"Об удовлетворении заявления о признании недействующим в части Закона города Севастополя 03.06.2014 N 22-ЗС "О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя""
Редакция от 27.12.2017 — Действует

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2017 г. по делу N 3а-24/2017

Именем Российской Федерации

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,
при секретаре Д.

с участием прокуроров Неудахина С.Б., Ведмидь А.И., представителя Законодательного Собрания города Севастополя Б., представителей Правительства г. Севастополя и Губернатора г. Севастополя А. и Ч., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Севастополя о признании недействующим в части Закона города Севастополя 03.06.2014 г. N 22-ЗС "О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя"

установил:

Первый заместитель прокурора города Севастополя обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 1, 2, 3, 7, 8 части 2 статьи 11 Закона города Севастополя от 03.06.2014 N 22-ЗС "О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя" в редакции Закона города Севастополя от 09.12.2016 N 300-ЗС, который по мнению прокурора содержит нормы, противоречащие федеральному законодательству. Первоначальная редакция оспариваемого нормативного правового акта опубликована в газете "Севастопольские известия" от 7 июня 2014 г. N 49-50 (1671), действующая редакция - на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя в сети "Интернет" согласно ч. 2 ст. 36 Закона города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", предусматривающей, что официальным опубликованием закона города Севастополя, постановления Законодательного Собрания города Севастополя считается первое размещение (опубликование) полного текста закона города Севастополя, постановления Законодательного Собрания города Севастополя на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)", либо на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя (http://sevzakon.ru/), либо в официальном печатном средстве массовой информации Законодательного Собрания города Севастополя.

В обоснование иска административный истец указывает о противоречии оспариваемых норм положениям статей 4, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", несоответствии установленной Законом города Севастополя N 22-ЗС системы денежного содержания государственных гражданских служащих города Севастополя модели, предусмотренной федеральным законодательством, и, соответственно, нарушении принципа единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель Законодательного Собрания города Севастополя с иском не согласился. Указал, что оспариваемый Закон принят в соответствии с предметом ведения субъекта Российской Федерации и в пределах его полномочий, а прокурором применен необоснованный способ устранения имеющегося несоответствия оспариваемых норм закона города Севастополя требованиям федерального законодательства.

В судебном заседании стороны настаивали, соответственно, на доводах административного иска и возражений на иск.

Представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения административного иска и поддерживал позицию Законодательного Собрания города Севастополя.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Право прокурора на обращение с таким иском указано в статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".

Согласно пункта 2 части 1 статьи 20 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием г. Севастополя 11.04.2014 года, Законодательное Собрание города Севастополя осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения города Севастополя и предметам совместного ведения Российской Федерации и города Севастополя в пределах полномочий города Севастополя.

Доводов об отсутствии полномочий у Законодательного Собрания на принятие оспариваемого Закона, несоответствии его формы и вида, процедуры принятия и правил введения в действие прокурором не приводится и из материалов дела не усматривается.

Относительно соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу судом установлено следующее.

Частью 2 статьи 11 Закона города Севастополя от 03.06.2014 N 22-ЗС "О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя" предусмотрено, что при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1) оклада за классный чин - в размере трех должностных окладов;

2) ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере двух должностных окладов;

3) ежемесячной надбавки за особые условия - в размере шести должностных окладов;

4) ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностного оклада (исходя из численности гражданских служащих, допущенных к государственной тайне на постоянной основе);

5) премий - в размере двух окладов денежного содержания;

6) ежемесячного поощрения - в размере, который устанавливается дифференцированно гражданским служащим в исполнительных органах государственной власти города Севастополя - Губернатором города Севастополя, в Законодательном Собрании города Севастополя - Председателем Законодательного Собрания города Севастополя, в иных государственных органах города Севастополя - решением руководителя соответствующего государственного органа города Севастополя;

7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - в размере одного оклада денежного содержания;

8) материальной помощи - в размере одного оклада денежного содержания.

В обоснование иска прокурор города Севастополя указывает о противоречии пунктов 1, 2, 3, 7, 8 части 2 статьи 11 Закона города Севастополя от 03.06.2014 г. N 22-ЗС "О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя" положениям Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Данные доводы иска суд признает обоснованными исходя из следующего.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

При этом, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона N 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Правовое регулирование вопросов оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, так же как и федеральных государственных гражданских служащих, предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в силу пункта 2 статьи 4 которого одним из принципов гражданской службы является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

При этом правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), в силу ст. 4 которого одним из принципов гражданской службы является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданского служащего: оклад месячного денежного содержания, состоящий из должностного оклада и оклада за классный чин, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты, к числу которых частью 5 данной статьи отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской служб, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

В соответствии с частями 7, 8 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

Частью 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;

7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

При этом частью 7 указанной статьи определено, что порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений данной статьи.

Из приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель не наделил субъекты Российской Федерации полномочиями изменять структуру, включая количество должностных окладов, необходимых для формирования фонда оплаты труда сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, а также устанавливать иной порядок перераспределения средств фонда оплаты труда служащих.

Вместе с тем в оспариваемых пунктах части 2 статьи 11 Закона города Севастополя от 03.06.2014 N 22-ЗС "О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя" предусмотрено меньшее количество должностных окладов, необходимых для формирования фонда оплаты труда сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, чем частью 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ.

Кроме того, в Законе города Севастополя N 22-ЗС для единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи предусмотрены отдельные нормативы формирования средств, в то время как п. 7 ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ для данных выплат предусматривает единый норматив.

Таким образом, оспариваемые пункты 1, 2, 3, 7, 8 части 2 статьи 11 Закона города Севастополя от 03.06.2014 N 22-ЗС "О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя" нарушают установленный Федеральным законом N 79-ФЗ принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, в связи с чем подлежат признанию недействующими.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Севастополя 29.06.2017 принесен протест на оспариваемые положения Закона города Севастополя N 22-ЗС. Протест рассмотрен 18.07.2017 на пленарном заседании Законодательного Собрания города Севастополя и удовлетворен. При этом изменения в оспариваемый нормативный правовой акт для приведения его в соответствие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, не внесены.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая изложенное, Закон города Севастополя от 03.06.2014 года N 22-ЗС "О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя" в указанной части подлежит признанию недействующим в соответствии с требованиями иска со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 КАС РФ,

решил:

Административный иск прокурора г. Севастополя удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1, 2, 3, 7, 8 части 2 статьи 11 Закона города Севастополя от 03.06.2014 г. N 22-ЗС "О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя".

Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Законодательным Собранием города Севастополя в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Законодательного Собрания города Севастополя в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 30.12.2017

Судья
Н.И. КОНДРАК