Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 N 3179

"О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. N 356"
Редакция от 30.11.2018 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минфина РФ от 30.04.2020 N 186»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 ноября 2018 г. N 3179

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 СЕНТЯБРЯ 2016 Г. N 356

В соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 27, ст. 4278; 2017, N 14, ст. 2007; N 30, ст. 4458; N 31, ст. 4811; N 47, ст. 6841; 2018, N 1, ст. 18; N 24, ст. 3409) и в целях совершенствования осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля приказываю:

1. Внести в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. N 356, изменения согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 февраля 2019 года.

Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г. СИЛУАНОВ

Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 30.11.2018 N 3179

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 СЕНТЯБРЯ 2016 Г. N 356

1. Пункт 1 дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Внутренний финансовый контроль осуществляется:

в структурных подразделениях главного администратора (администратора) бюджетных средств, исполняющих бюджетные полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств;

в структурных подразделениях получателя бюджетных средств, исполняющих его бюджетные полномочия, в случае если это предусмотрено порядком, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Получатель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с актами по учетной политике, принятыми в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", если иное не предусмотрено порядком, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.".

2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Под внутренним финансовым контролем понимается непрерывный процесс, реализуемый руководителем (заместителями руководителя) и должностными лицами (работниками) структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также должностными лицами иных подразделений государственного органа (органа местного самоуправления) (далее - субъекты внутреннего финансового контроля), которые организуют и выполняют, а также обеспечивают соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).

Организация внутреннего финансового контроля осуществляется с учетом требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих, что внутренний финансовый контроль направлен на:

соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;

подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;

соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором доходов бюджета и подведомственными ему администраторами доходов бюджета;

соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором источников финансирования дефицита бюджета и подведомственными ему администраторами источников финансирования дефицита бюджета.".

3. В пункте 3 абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции:

"оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных (бюджетных) обязательств, (далее - нарушения), а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств (далее - недостатки);

повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, а также достижение целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств (качества финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.".

4. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Внутренний финансовый контроль основывается на принципах законности, объективности и профессиональной компетентности, системности, надежности (эффективности), ответственности.

Принцип законности выражается в строгом и полном соблюдении субъектами внутреннего финансового контроля требований бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, установленных главным администратором (администратором) бюджетных средств, а также выполнении правовых норм, регулирующих осуществление внутреннего финансового контроля.

Принцип объективности и профессиональной компетентности выражается в применении субъектами внутреннего финансового контроля совокупности профессиональных знаний и навыков, позволяющих добросовестно выполнять возложенные на них полномочия, не допуская нарушений (недостатков) при исполнении внутренних бюджетных процедур, осуществлять внутренний финансовый контроль беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода, а также в совершенствовании знаний и навыков путем непрерывного профессионального развития.

Принцип системности выражается в том, что внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении внутренних бюджетных процедур, операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее - операции) с учетом анализа их взаимосвязи с достижением целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (качества финансового менеджмента), а также взаимодействия организационных, технологических, информационных и других ресурсов главного администратора (администратора) бюджетных средств в целях установления причинно-следственных связей реализации бюджетных рисков и увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля своевременно снижать бюджетные риски.

Принцип надежности (эффективности) выражается в том, что проведение внутреннего финансового контроля должно обеспечивать достижение целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (качества финансового менеджмента), отсутствие и (или) существенное снижение числа нарушений (недостатков) при исполнении внутренних бюджетных процедур, а также повышение эффективности использования бюджетных средств. При этом процедуры внутреннего финансового контроля, в том числе контрольные действия (способы их проведения), методы внутреннего финансового контроля, а также принимаемые меры по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, должны быть соразмерны выявленным бюджетным рискам и носить упреждающий характер.

Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового контроля несет ответственность за распределение и выполнение в структурных подразделениях главного администратора (администратора) бюджетных средств внутренних бюджетных процедур и операций, необходимых для исполнения бюджетных полномочий, а также за организацию и осуществление в их отношении надежного (эффективного) внутреннего финансового контроля, что позволяет выполнять задачи, установленные в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций.".

5. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. При подготовке к осуществлению внутреннего финансового контроля рекомендуется внутренние бюджетные процедуры детализировать, указывая процессы и операции, определяющие последовательность выполнения внутренней бюджетной процедуры.

В случае если финансовым органом проводится мониторинг качества финансового менеджмента в отношении соответствующих главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, то рекомендуется соотносить внутренние бюджетные процедуры главного администратора (администратора) бюджетных средств с определенными в его отношении показателями качества финансового менеджмента в целях анализа их значений, а также определения способов достижения целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (качества финансового менеджмента) путем осуществления внутреннего финансового контроля.

Главные администраторы (администраторы) средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях осуществления внутреннего финансового контроля вправе руководствоваться приведенной детализацией с учетом правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления).".

6. В пункте 7:

а) в абзаце третьем после слов "иных расходных" дополнить словом "(бюджетных)";

б) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"иные контрольные действия, предусмотренные порядком, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и (или) правовыми актами главного администратора (администратора) бюджетных средств.".

7. Абзац второй пункта 8 дополнить словами "без использования прикладных программных средств автоматизации".

8. Пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Самоконтроль осуществляется должностным лицом каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем проведения проверки выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.".

9. В пункте 12 после слов "подчиненности осуществляется" дополнить словами "сплошным способом", слова ", сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом" исключить.

10. В пункте 13 слова "(действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур)" исключить, дополнить словами ", и (или) путем сверки данных, а также проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур".

11. В пункте 14 после слов "требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения" дополнить словами "и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства".

12. Абзац второй пункта 15 исключить.

13. Пункт 16 изложить в следующей редакции:

"Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, способах проведения контрольных действий, а также иные необходимые данные.

Карта внутреннего финансового контроля должна охватывать все внутренние бюджетные процедуры и операции, за результаты которых отвечает соответствующее подразделение.".

14. В пункте 17 слова "в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля" заменить словами "в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля, а также в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля в случае, если порядок ее составления предусмотрен правовым актом главного администратора бюджетных средств".

15. Пункт 18 изложить в следующей редакции:

"18. Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях оценки надежности (эффективности) осуществления внутреннего финансового контроля, вправе поручить подразделению (должностному лицу) осуществлять анализ результатов внутреннего финансового контроля.

Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется этим подразделением (должностным лицом) руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств с установленной руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств периодичностью.

По итогам рассмотрения результатов проведенного анализа и с учетом поступившей главному администратору (администратору) бюджетных средств информации, указанной в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также в отчетах о результатах мониторинга качества финансового менеджмента (в части главного администратора (администратора) бюджетных средств и в случае, если финансовым органом проводится мониторинг качества финансового менеджмента в отношении соответствующих главных администраторов (администраторов) бюджетных средств) руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:

обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;

актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;

уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

изменение правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в части установления (уточнения) нормативов (критериев) в сфере регулирования процедур обоснования бюджетных ассигнований, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и управления активами в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также актов, устанавливающих учетную политику;

уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств и руководителей подведомственных получателей бюджетных средств, выражающейся в совершенствовании процедуры аттестации и использовании ее результатов при принятии кадровых решений, формировании и поддержании кадрового резерва, продвижении наиболее опытных и квалифицированных сотрудников, обеспечении соответствия распределения стимулирующих выплат результатам деятельности сотрудников, создании системы взаимозаменяемости сотрудников, а также введение механизмов кураторства и наставничества, закрепление (уточнение) распределения полномочий и ответственности за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, актуализацию должностных регламентов и инструкций, установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц, организующих и осуществляющих внутренний финансовый контроль;

установление требований к доведению до сотрудников главного администратора (администратора) бюджетных средств информации, необходимой для правомерного выполнения внутренних бюджетных процедур и выполнения мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств;

изменение внутренних стандартов и процедур путем совершенствования способов и сроков совершения операций;

проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных (бюджетных) обязательств;

повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.".

16. Пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.".

17. Абзац четвертый пункта 20 дополнить словами "(при необходимости)".

18. Дополнить пунктом 20.1 следующего содержания:

"20.1. В случае передачи главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, получателями бюджетных средств полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии) внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, получателями бюджетных средств в соответствии с утверждаемыми ими картами внутреннего финансового контроля путем проведения контрольных действий, в том числе в отношении операций учета, осуществляемых в их структурных подразделениях, например, в части:

соответствия документов, в том числе передаваемых ими первичных учетных документов, требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств;

своевременности передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверности этих данных;

правомочности совершения операций (наделения должностных лиц главного администратора (администратора) бюджетных средств, получателя бюджетных средств правами по подписанию бюджетной отчетности, а также правами по оформлению фактов хозяйственной жизни);

данных, направленных в централизованную бухгалтерию в рамках соглашения о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и отраженных в бюджетной отчетности, сформированной централизованной бухгалтерией.

Главный администратор (администратор) бюджетных средств, получатель бюджетных средств в целях осуществления внутреннего финансового контроля вправе в рамках соглашения, на основании которого передано полномочие по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, запрашивать информацию, связанную с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности, у централизованной бухгалтерии, осуществляющей в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.".

19. В пункте 22 после слова "сформированный" дополнить словом "(подписанный)".

20. Абзац первый пункта 23 изложить в следующей редакции:

"23. Карта внутреннего финансового контроля формируется (актуализируется) не реже одного раза в год. Актуализацию карт внутреннего финансового контроля необходимо проводить:".

21. В пункте 25:

а) в абзаце первом подпункта "а" после слов "финансового контроля" дополнить словами "с точки зрения вероятности возникновения бюджетных рисков", слова "(действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур)" исключить;

б) в абзаце шестом подпункта "а" цифру "6" заменить цифрой "2";

в) в абзаце первом подпункта "б" слова "(действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры)" исключить;

г) в абзаце девятом слова "в приложении N 1" заменить словами "в приложении 1".

22. Пункт 29 дополнить абзацами следующего содержания:

"Бюджетные риски подразделяются на:

риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства;

риски искажения бюджетной отчетности;

риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;

риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения внутренних бюджетных процедур;

риски недостижения целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (качества финансового менеджмента), установленных финансовым органом соответствующего бюджета в целях проведения мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (за исключением показателей, отражающих несоблюдение бюджетного законодательства и принципа эффективности использования бюджетных средств);

риски недостатков при исполнении внутренних бюджетных процедур.".

23. В пункте 30:

а) в абзаце третьем слова "бюджетного законодательства" исключить;

б) в абзаце пятом цифру "6" заменить цифрой "2";

в) абзацы девятый и десятый изложить в следующей редакции:

"информации о возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц;

информации, содержащейся в отчетах о результатах мониторинга качества финансового менеджмента (в части главного администратора (администратора) бюджетных средств и в случае, если финансовым органом проводится мониторинг качества финансового менеджмента в отношении соответствующих главных администраторов (администраторов) бюджетных средств) во взаимосвязи с внутренними бюджетными процедурами, выполнение которых влияет на достижение целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (качества финансового менеджмента).";

г) в абзаце двенадцатом слова "(действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры)" исключить.

24. Дополнить пунктом 39.1 следующего содержания:

"39.1. В целях достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента рекомендуется:

распределить между субъектами внутреннего финансового контроля ответственность за выполнение в структурных подразделениях главного администратора (администратора) бюджетных средств внутренних бюджетных процедур и операций, необходимых для исполнения бюджетных полномочий и влияющих на значения показателей мониторинга;

принимать меры по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, в том числе путем принятия решений, предусмотренных пунктом 18 настоящих Методических рекомендаций;

по результатам анализа причин отклонений рассчитанных показателей качества финансового менеджмента от целевых значений указанных показателей осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, например:

разрабатывать, актуализировать нормативные правовые (правовые) акты, регламентирующие выполнение внутренних бюджетных процедур и операций;

устанавливать (уточнять) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) сотрудников обязанности и полномочия по осуществлению внутренних бюджетных процедур и операций;

совершенствовать информационное взаимодействие между подразделениями (сотрудниками), осуществляемое при выполнении внутренних бюджетных процедур и операций.".

25. Пункт 40 дополнить словами ", в том числе с применением автоматизированных информационных систем".

26. Приложение 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля изложить в следующей редакции:

"Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового контроля

ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЮДЖЕТНОЙ ПРОЦЕДУРЫ)

по состоянию на "___" ________________ 20__ г.

Коды
 
  Дата
Наименование главного администратора (администратора) бюджетных средств Глава по БК
Наименование бюджета по ОКТМО
Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур
Код бюджетного риска Оценка бюджетных рисков Указание на необходимость включения операции в карту внутреннего финансового контроля
Наименование внутренней бюджетной процедуры Наименование процесса Наименование операции Должностное лицо, ответственное за выполнение операции Наименование бюджетного риска Критерий "вероятность" Критерий "степень влияния" Значимость бюджетного риска
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Составление и исполнение бюджетной сметы Оформление и направление заявки на кассовый расход, в том числе посредством системы удаленного финансового документооборота Федерального казначейства Формирование заявки на кассовый расход по установленной форме Советник отдела, ответственного за оформление и направление заявки на кассовый расход
(Ляпин А.С.)
Риск несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, при выполнении операций, необходимых оформления и направления заявки на кассовый расход, в том числе посредством системы удаленного финансового документооборота Федерального казначейства Значение критерия "среднее" Значение критерия "высокое" Значимый бюджетный риск Да
Подписание заявки на кассовый расход Начальник отдела, ответственного за оформление и направление заявки на кассовый расход
(Михайлова Н.Н.)
Значение критерия "среднее" Значение критерия "высокое" Значимый бюджетный риск Да
Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств
(Снежин А.И.)
Значение критерия "низкое" Значение критерия "высокое" Значимый бюджетный риск Да
Направление заявки на кассовый расход в Федеральное казначейство Советник отдела, ответственного за оформление и направление заявки на кассовый расход
(Ляпин А.С.)
Значение критерия "низкое" Значение критерия "среднее" Незначимый бюджетный риск Нет
Руководитель структурного подразделения          
  (должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)
           
"___" ______________ 20__ г.          

Рекомендации по заполнению Перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры)

При заполнении Перечня указываются следующие сведения.

1. В графе 1 Перечня указывается наименование внутренней бюджетной процедуры.

2. В графе 2 Перечня указывается наименование процесса внутренней бюджетной процедуры как совокупности взаимосвязанных (последовательных) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры), направленных на достижение результата выполнения внутренней бюджетной процедуры (далее - процесс).

3. В графе 3 Перечня указывается наименование операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры). Например, в рамках процесса по оформлению и направлению заявки на кассовый расход операциями являются: формирование заявки на кассовый расход по установленной форме, подписание заявки на кассовый расход, направление заявки на кассовый расход в Федеральное казначейство.

4. В графе 4 Перечня указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), включающие наименование замещаемой им должности и (или) его фамилию и инициалы.

5. В графе 5 Перечня указываются бюджетные риски, связанные с проведением операции, указанной в графе 3 Перечня.

6. В графе 6 Перечня указывается уровень вероятности наступления бюджетного риска по критерию "Вероятность".

7. В графе 7 Перечня указывается уровень последствий наступления бюджетного риска по критерию "Степень влияния".

8. В графе 8 Перечня указывается уровень бюджетного риска.

9. В графе 9 Перечня указывается слово "да" в случае необходимости включения операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в карту внутреннего финансового контроля или слово "нет" в случае отсутствия необходимости включения операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в карту внутреннего финансового контроля.".

27. Приложение 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля изложить в следующей редакции:

"Приложение 3
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового контроля

КАРТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Коды
"___" ____________ 20__ г. Дата
Наименование главного администратора (администратора) бюджетных средств   Глава по БК
Наименование бюджета   по ОКТМО  
Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур  
Информация о коде бюджетного риска, содержащаяся в Перечне операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) Периодичность выполнения операции Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие Характеристики контрольного действия Предлагаемые меры по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, операций
Наименование внутренней бюджетной процедуры Наименование процесса Наименование операции Должностное лицо, ответственное за выполнение операции Метод контроля/Периодичность контроля Контрольное действие Вид/Способ контроля
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Составление и представление документов в финансовый орган, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных расписаний и обоснований бюджетных ассигнований (далее - ОБАС) Представление главным распорядителем бюджетных средств (далее - ГРБС) в финансовый орган предложений по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (ОБАС), изменению в ОБАС Получение распорядителем бюджетных средств (далее - РБС) от получателей бюджетных средств (далее - ПБС) предложений Главный специалист-эксперт отдела РБС, ответственного за подготовку и представление предложений
(Иванов И.И.)
В соответствии с графиком подготовки и рассмотрения документов, разрабатываемых при составлении проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (далее - График), при формировании проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (далее - проект закона (решения), по мере поступления предложений Главный специалист-эксперт отдела РБС, ответственного за подготовку и представление предложений,
(Иванов И.И.)
Контроль по уровню подведомственности/По мере поступления предложений Своевременный сбор предложений от ПБС; проверка соответствия требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требованиям внутренних стандартов и процедур (далее - проверка); проверка правильности и полноты заполнения формы Визуальный/Сплошной
Подготовка и направление структурными подразделениями РБС ответственному структурному подразделению РБС предложений Консультант отдела РБС
(Сидоров И.О.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения) Консультант отдела РБС
(Сидоров И.О.)
Самоконтроль, смежный контроль/По мере подготовки предложений Проверка; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных; визирование документа; подтверждение факта получения Визуальный/Сплошной
Начальник отдела РБС
(Кузьмин Н.А.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения) Начальник отдела РБС
(Кузьмин Н.А.)
Контроль по уровню подчиненности, смежный контроль/По мере поступления подготовленных предложений Проверка; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных; подписание документа Визуальный/Сплошной
Получение ответственным структурным подразделением РБС предложений от структурных подразделений РБС Главный специалист-эксперт отдела, ответственного за подготовку и представление предложений в адрес ГРБС
(Иванов И.И.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения), по мере поступления предложений Главный специалист-эксперт отдела, ответственного за подготовку и представление предложений в адрес ГРБС
(Иванов И.И.)
Самоконтроль/По мере поступления предложений Своевременный сбор сведений от структурных подразделений РБС; проверка; проверка правильности и полноты заполнения формы Визуальный/Сплошной
Подготовка и направление РБС в адрес ГРБС предложений Главный специалист-эксперт отдела, ответственного за подготовку и представление предложений в адрес ГРБС
(Матросов А.И.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения) Главный специалист-эксперт отдела, ответственного за подготовку и представление предложений в адрес ГРБС
(Матросов А.И.)
Самоконтроль/По мере подготовки предложений Проверка; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных; визирование документа; подтверждение факта получения Смешанный/Сплошной
Начальник отдела, ответственного за подготовку и представление предложений в адрес ГРБС
(Мамин С.А.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения), по мере поступления подготовленных предложений Начальник отдела, ответственного за подготовку и представление предложений в адрес ГРБС
(Мамин С.А.)
Контроль по уровню подчиненности/По мере представления подготовленных предложений Проверка; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных; визирование документа Смешанный/Сплошной
Руководитель РБС
(Оленев А.И.)
Руководитель РБС
(Оленев А.И.)
Подтверждение операции путем проставления подписи Визуальный/Сплошной
Подготовка и направление структурными подразделениями ГРБС ответственному структурному подразделению ГРБС предложений Советник отдела ГРБС
(Яровой О.Т.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения) Советник отдела ГРБС
(Яровой О.Т.)
Самоконтроль, смежный контроль/По мере подготовки предложений Проверка; проверка правильности и полноты заполнения формы: сверка данных; визирование документа; подтверждение факта получения Смешанный/Сплошной
Начальник отдела ГРБС
(Лановой И.М.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения), по мере поступления подготовленных предложений Начальник отдела ГРБС
(Лановой И.М.)
Контроль по уровню подчиненности, смежный контроль/По мере поступления подготовленных предложений Проверка; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных; подписание документа Смешанный/Сплошной
Получение, анализ и свод ответственным подразделением ГРБС предложений от ПБС, РБС структурных подразделений ГРБС Советник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России
(Тихонов А.В.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения), по мере поступления предложений Советник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России
(Тихонов А.В.)
Самоконтроль, контроль по уровню подведомственности/По мере поступления предложений Своевременный сбор предложений от ПБС, РБС, структурных подразделений ГРБС; проверка; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных Смешанный/Сплошной
Начальник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России
(Титов Ю.М.)
Начальник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России
(Титов Ю.М.)
Контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности/По мере поступления подготовленных предложений Проверка; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных Смешанный/Сплошной
Формирование ОБАС Советник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России
(Тихонов А.В.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения), по мере поступления предложений Советник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России
(Тихонов А.В.)
Самоконтроль/По мере поступления предложений Проверка; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных; визирование документа уполномоченным и должностными лицами Смешанный/Сплошной
Согласование ОБАС Советник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России
(Тихонов А.В.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения) Советник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России
(Тихонов А.В.)
Самоконтроль/По мере поступления согласованных ОБАС Проверка наличия данных о согласовании Визуальный/Сплошной
Утверждение ОБАС Руководитель ГРБС (Васильев В.В.) (уполномоченное лицо) В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения), по мере поступления сформированных и согласованных ОБАС Руководитель ГРБС (Васильев В.В.) (уполномоченное лицо) Контроль по уровню подчиненности/По мере поступления подготовленных ОБАС Подтверждение операции путем проставления отметки об утверждении, подписи уполномоченного должностного лица Визуальный/Сплошной
Представление ОБАС в Минфин России Советник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России
(Тихонов А.В.)
В соответствии с Графиком, при формировании проекта закона (решения) Советник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России
(Тихонов А.В.)
Самоконтроль/По мере поступления подготовленных ОБАС Подтверждение факта получения Минфином России; проверка соблюдения сроков представления ОБАС Визуальный/Сплошной
Составление и исполнение бюджетной сметы Оформление и направление заявки на кассовый расход, в том числе посредством системы удаленного финансового документооборота Федерального казначейства Формирование заявки на кассовый расход по установленной форме Советник отдела, ответственного за оформление и направление заявки на кассовый расход
(Ляпин А.С.)
В течение года, по мере необходимости Советник отдела, ответственного за оформление и направление заявки на кассовый расход
(Ляпин А.С.)
Самоконтроль/По мере подготовки заявок Проверка; сверка данных; проверка правильности и полноты заполнения формы; проверка соблюдения срока составления; визирование документа Визуальный/Сплошной
Подписание заявки на кассовый расход Начальник отдела, ответственного за оформление и направление заявки на кассовый расход
(Михайлова Н.Н.)
В течение года, по мере представления подготовленных заявок Начальник отдела, ответственного за оформление и направление заявки на кассовый расход
(Михайлова Н.Н.)
Контроль по уровню подчиненности/По мере поступления подготовленных заявок Проверка; сверка данных; проверка правильности и полноты заполнения формы; проверка соблюдения срока составления; подтверждение операции путем проставления подписи уполномоченным должностным лицом Визуальный/Сплошной
Руководитель
(Снежин А.И.)
В течение года, по мере представления подготовленных заявок Руководитель
(Снежин А.И.)
Контроль по уровню подчиненности/По мере поступления подготовленных заявок Подтверждение операции путем проставления подписи уполномоченным должностным лицом Визуальный/Сплошной
Направление заявки на кассовый расход в Федеральное казначейство Советник отдела, ответственного за оформление и направление заявки на кассовый расход
(Ляпин А.С.)
В течение года, по мере подписания заявок Советник отдела, ответственного за оформление и направление заявки на кассовый расход
(Ляпин А.С.)
Самоконтроль/По мере поступления подписанных заявок Подтверждение факта получения Федеральным казначейством; проверка соблюдения срока направления Визуальный/Сплошной
Процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций Составление и ведение регистров бюджетного учета Отражение данных, содержащихся в первичных (сводных) учетных документах, в регистрах бюджетного учета Консультант отдела, ответственного за составление и ведение регистров бюджетного учета
(Кашина Н.Л.)
В течение года, по мере поступления первичных учетных документов Консультант отдела, ответственного за составление и ведение регистров бюджетного учета
(Кашина Н.Л.)
Самоконтроль/По мере отражения информации о первичных учетных документах Проверка, в том числе требований принятой учетной политики; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных; визирование документа Визуальный/Сплошной
Подписание регистров бюджетного учета Начальник отдела, ответственного за составление и ведение регистров бюджетного учета
(Егорова А.П.)
В течение года, по мере формирования регистров Начальник отдела, ответственного за составление и ведение регистров бюджетного учета (Егорова А.П.) Контроль по уровню подчиненности/По мере формирования регистров Подтверждение операции путем проставления подписи Визуальный/Сплошной
Внесение записи о данных оборотов по счетам из соответствующих Журналов операций в Главную книгу Консультант отдела, ответственного за составление и ведение регистров бюджетного учета
(Кашина Н.Л.)
В течение года, по мере формирования Журналов операций Консультант отдела, ответственного за составление и ведение регистров бюджетного учета
(Кашина Н.Л.)
Самоконтроль/По мере отражения информации в Журналах операций Проверка, в том числе требований принятой учетной политики; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных Визуальный/Сплошной
Внесение изменений в регистры бюджетного учета Консультант отдела, ответственного за составление и ведение регистров бюджетного учета
(Кашина Н.Л.)
В течение года, по мере возникновения необходимости внесения изменений Консультант отдела, ответственного за составление и ведение регистров бюджетного учета
(Кашина Н.Л.)
Самоконтроль/По мере отражения информации в регистрах Проверка, в том числе требований принятой учетной политики; проверка правильности и полноты заполнения формы; сверка данных; визирование документа Визуальный/Сплошной
Начальник отдела, ответственного за составление и ведение регистров бюджетного учета
(Егорова А.П.)
В течение года, по мере формирования изменений в регистры Начальник отдела, ответственного за составление и ведение регистров бюджетного учета
(Егорова А.П.)
Контроль по уровню подчиненности/По мере формирования изменений в регистры Подтверждение операции путем проставления подписи Визуальный/Сплошной
Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств          
  (должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)
Руководитель структурного подразделения          
  (должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)
"___" _____________ 20__ г.          

Рекомендации по заполнению Карты внутреннего финансового контроля

При заполнении Карты внутреннего финансового контроля (далее - Карта) указываются следующие сведения.

1. В графе 1 Карты указывается наименование внутренней бюджетной процедуры.

2. В графе 2 Карты указывается наименование процесса внутренней бюджетной процедуры.

3. В графе 3 Карты указывается наименование операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).

4. В графе 4 Карты указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, включающие наименование замещаемой им должности и (или) его фамилию и инициалы.

5. В графе 5 Карты указывается периодичность выполнения операции (например, не позднее одного рабочего дня с даты поступления сведений, необходимых для формирования документа).

6. В графе 6 Карты указываются данные о должностном лице, выполняющем контрольные действия, включающие наименование замещаемой им должности и (или) его фамилию и инициалы.

7. В графе 7 Карты указывается один из методов контроля "Самоконтроль", "Смежный контроль", "Контроль по уровню подчиненности" или "Контроль по уровню подведомственности", а также периодичность контроля. Например, при формировании показателей расходного расписания в части распределения лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в целях обеспечения исполнения бюджетных смет уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств получает проекты бюджетных смет и (или) проекты планов-графиков закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Должностное лицо указанного подразделения осуществляет контроль по уровню подведомственности путем проверки оформления проекта бюджетной сметы и (или) проверки плана-графика закупок, затем оформляет заключение об устранении нарушений и недостатков в случае их выявления. В отношении оформления заключения указанное лицо осуществляет самоконтроль, а руководитель указанного подразделения - контроль по уровню подчиненности.

8. В графе 8 Карты указываются наименование и описание контрольных действий, применяемых в отношении операции, указанной в графе 3 Карты.

9. В графе 9 Карты указывается один из следующих видов контроля - "Визуальный", "Автоматический", "Смешанный", а также способ контроля - "Сплошной" или "Выборочный".

10. В графе 10 Карты указываются предлагаемые меры по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, операций.".

28. Приложение 4 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля изложить в следующей редакции:

"Приложение 4
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового контроля

ЖУРНАЛ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ______ ГОД

Коды
 
  Дата
Наименование главного администратора (администратора) бюджетных средств Глава по БК
Наименование бюджета по ОКТМО
Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур
Дата Информация о коде бюджетного риска, содержащаяся в карте внутреннего финансового контроля Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие Выявленные недостатки и (или) нарушения Сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений) Предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения Отметка об устранении
Наименование внутренней бюджетной процедуры Наименование процесса Наименование операции Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
18.06. Составление и представление документов в финансовый орган, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных расписаний и обоснований бюджетных ассигнований (далее - ОБАС) Представление главным распорядителем бюджетных средств в финансовый орган предложений по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (ОБАС), изменению в ОБАС Получение, анализ и свод ответственным подразделением главного распорядителя бюджетных средств предложений от получателей бюджетных средств. распорядителей бюджетных средств. структурных подразделений главного распорядителя бюджетных средств Советник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес финансового органа Советник отдела, ответственного за подготовку и представление ОБАС в адрес Минфина России (Тихонов А.В.) Структурным подразделением главного распорядителя бюджетных средств документ представлен не по установленной форме Документ формировал новый сотрудник, формальный контроль со стороны руководителя структурного подразделения Провести обучение сотрудника по вопросу заполнения документа, усилить контроль за сотрудником со стороны руководителя структурного подразделения 05.07. проведено обучение сотрудника по вопросу заполнения формы
(Тихонов А.В.)

В настоящем Журнале пронумеровано и прошнуровано _____ листов

Руководитель структурного подразделения          
  (должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)
           
"___" ______________ 20__ г.          

Рекомендации по заполнению Журнала учета результатов внутреннего финансового контроля

1. В графе 1 Журнала учета результатов внутреннего финансового контроля (далее - Журнал) указывается дата проведения контрольного действия.

2. В графе 2 Журнала указывается наименование внутренней бюджетной процедуры.

3. В графе 3 Журнала указывается наименование процесса.

4. В графе 4 журнала указывается наименование операции.

5. В графе 5 Журнала указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, включающие наименование замещаемой им должности и (или) его фамилию и инициалы.

6. В графе 6 Журнала указываются данные о должностном лице, выполняющем контрольные действия, включающие наименование замещаемой им должности и (или) его фамилию и инициалы.

7. В графе 7 Журнала указываются результаты контрольного действия - выявленные недостатки и (или) нарушения.

8. В 8 Журнала указываются сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений).

9. В графе 9 Журнала указываются предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения (например, требуется доработка программного прикладного обеспечения в части формирования прогнозов поступлений в бюджет).

10. В графе 10 Журнала ставится отметка после устранения выявленных недостатков (нарушений), причин их возникновения.".