АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 23 января 2018 г. Дело N А51-26218/2017
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 23 января 2018 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Саломая В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Рябко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эталон" к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленного письмом за исх.N 20/03/02-06/31164 от 31.07.2017 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв. м, расположенного в районе ул. Выселковая, д. 49 в г. Владивостоке, обязании департамента предоставить указанный земельный участок в аренду,
с участием третьих лиц: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации
при участии в заседании: от заявителя Боков А.Д. по доверенности от 30.10.2017, Безуглый Д.В. по доверенности от 30.11.2017, от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Охапкина Н.В. по доверенности от 13.12.2017 N 20/46596, третьи лица: ФГКУ "УЛХиП" МО РФ Дымченко О.И. по доверенности от 16.11.2017 N 127-17, от Управления землями и имуществом на территории Приморского края Кривецкая В.В. по доверенности от 09.01.2018 N 02/2018, от Минобороны России Хилинский В.Д. по доверенности от 21.2.2016 N 212/1/289, от Управления градостроительства и архитектуры Грачева А.Ю. по доверенности от 27.12.2017 N 27/2-6-3355,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эталон" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 31.07.2017 N 20/03/02-06/31164 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв.м., местоположение участка: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Выселковая, д. 49, в целях строительства склада.
В обоснование заявленного требования заявитель указал на то, что обращался в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ 19.07.2017 в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв.м., местоположение участка: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, д. 49, в целях строительства склада.
По результатам рассмотрения заявления Департамент направил в адрес общества ответ за исх. N 20/03/02-06/31164 от 31.07.2017 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав на нахождение земельного участка в запретной зоне военного объекта, что препятствует строительству склада на ее территории, использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
Департамент возражает против заявленного требования, указывает на то, что часть земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694 расположено в граница запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Минобороны России, в связи с чем, Департамент не является уполномоченным органом на распоряжение испрашиваемым земельным участком. Департамент также указал на размещение объекта Министерства обороны Российской Федерации (Владивостокское лесничество) в границах испрашиваемого земельного участка, следовательно, данный земельный участок находится в федеральной собственности.
Третье лицо - КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" возражает против заявленного требования. В обоснование указало на то, что испрашиваемый земельный участок находится в запретной зоне военного объекта - Владивостокского лесничества Минобороны России. Таким образом, как указало третье лицо, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории с учетным номером 25.28.2.133 запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, в границах санитарно - защитной зоны предприятий, санитарных разрывах и в слое "Лесничества".
Третье лицо - Минобороны России возражает против удовлетворения заявленного требования, указало на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретной зоне военного объекта.
Третье лицо - Владивостокское лесничество Минобороны России возражает против заявленного требования, указало на то, что испрашиваемый земельный участок является запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению испрашиваемым земельным участком.
Третье лицо - Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока возражает против заявленного требования, указало на то, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5694 находится в запретной зоне с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, войсковых формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в пределах которой запрещена любая хозяйственная и иная деятельность, исключает возможность предоставления его в аренду ООО "Эталон" для строительства склада.
Из материалов дела и пояснений сторон судом установлено следующее.
19.07.2017 ООО "Эталон" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв.м., расположенного в районе ул. Выселковая, д. 49 в г. Владивостоке.
Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края письмом от 31.07.2017 N 20/03/02-06/31164 отказано ООО "Эталон" в предоставлении земельного участка в аренду для строительства склада, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, Департамент не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 25:28:040014:5694.
Общество, не согласившись с отказом Департамента, изложенного в письме от 31.07.2017 N 20/03/02-06/31164, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Как следует из отзывов третьих лиц распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс на Минсельхоз возложена обязанность по закреплению за Военно-Морскими силами Министерства обороны СССР лесов на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
Также из отзывов третьих лиц, следует, что 12 марта 1955 в государственном кадастре недвижимости учтен земельный участок, имеющий в настоящее время кадастровый номер 25:28:000000:65188, площадью 161940000 кв.м. с разрешенным использованием: земельные участки, отведенные воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего в настоящее время законодательства.
Согласно Порядку закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 1998 N 135, Военному лесничеству N 247 по акту от 26.01.1992 переданы леса общей площадью 16194 га, расположенные в городе Владивостоке, из числа лесов, закрепленных вышеуказанным распоряжением Совета Министров СССР. Совместным приказом Министерства Природных ресурсов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации N 555/592 от 15 декабря 2000 утверждены акты о передаче (приемке) лесов, в том числе и по Приморскому краю (свободный акт о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Приморском крае).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.08.2017 N 25/000/004/2017-67531 21.02.2017 на земельный участок с кадастровым N 25:28:000000:65188, площадью 161940000 кв.м., зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.08.2017, 25.08.2017 за ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым N 25:28:000000:65188.
На основании части 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности как отдельной категории земель, признаются земли, которые используются, или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций и предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территорий Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 7 статьи 93 Земельного Кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
В силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие ресурсы, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые находятся в федеральной собственности.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, при установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, то есть к федеральной собственности относится земельный участок, если на нем расположено здание, ранее относившееся к федеральному уровню собственности, или земельный участок первоначально предоставлен предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти, либо земельный участок относился к землям федерального уровня (землям обороны и иного специального назначения).
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 12 статьи 1 названного закона, имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Соответственно указанный земельный участок находится в федеральной собственности. Доказательств обратного и передачи земельного участка в установленном законом порядке в иную форму собственности лицами, участвующими в деле, не представлено.
Согласно пункту 1, подпункту "и" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как следует из материалом дела, испрашиваемый заявителем земельный участок входит в границы Владивостокского лесничества Минобороны России.
В 1972 и 2002 годы проведено лесоустройство на землях военного лесничества, по материалам которых предоставленные в 1955 году Вооруженным Силам лесные площади вошли в состав лесов Минобороны России. При этом при лесоустройстве использовался акт от 21.09.1955.
Учитывая, что в границах земельного участка Владивостокского лесничества Минобороны России проведено лесоустройство, земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 является лесным участком и соответствует участку лесного фонда.
Следовательно, несмотря на то, что в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 категория земель не установлена, к указанному земельному участку Владивостокского лесничества Минобороны России в силу закона применим правовой режим земель лесного фонда.
То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок является лесным, подтверждается фрагментом лесоустроительного планшета 16 квартала выдела 28 лесоустройства 2001-2003 года, представленным в материалы дела Владивостокским лесничеством, которое находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, обращения по вопросам выделения земель Вооруженных сил Российской Федерации рассматриваются только при наличии положительного решения Министерства обороны Российской Федерации.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405.
Согласно пункту 2 Постановления N 405 "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера или совершения террористического акта. "Военные объекты" -существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Таким образом, Постановление N 405 содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона. Из взаимосвязи приведенных нормативных положений следует, что к военным объектам относятся земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты и пределах границ земель обороны.
Как следует из пункта 15 Положения N 405, нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 этого Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, по мнению суда, именно Минобороны России является тем органом государственной власти, который вправе решить вопрос о предоставлении спорного земельного участка.
Соответственно, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение указанным земельным участком, поскольку выделение такого участка возможно исключительно при наличии положительного заключения Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает отказ Департамента в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв.м., местоположение участка: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Выселковая, д.49, в целях строительства склада, соответствующим требованиям действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 31.07.2017 N 20/03/02-14/31164 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв.м., местоположение участка: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 49, в целях строительства склада.
Судебные расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Эталон" о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленного письмом за исх. N 20/03/02-06/31164 от 31.07.2017 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв. м, расположенного в районе ул. Выселковая, д. 49 в г. Владивостоке, отказать. Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья
САЛОМАЙ В.В.