Приказ Минтранса РФ от 04.03.2019 N 66

"Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов"
Редакция от 04.03.2019 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2019 г. N 54895


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 4 марта 2019 г. N 66

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2014, N 6, ст. 566, N 23, ст. 2930, N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 56, N 14, ст. 2021; 2016, N 27, ст. 4160; 2017, N 18, ст. 2662, N 30, ст. 4457; 2018, N 17, ст. 2422, N 31, ст. 4842, N 32, ст. 5105) приказываю:

1. Утвердить Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.

2. Установить, что настоящие Правила вступают в силу через 180 дней со дня официального опубликования.

3. Установить, что операторы изотермических транспортных средств, в том числе контейнеров, должны получить свидетельства, предусмотренные пунктом 5 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов до 1 января 2022 г.

4. Признать не подлежащим применению приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 37 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов" (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4762).

5. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 14 сентября 2011 г. N 244 "О внесении изменений в приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 37" (зарегистрирован Минюстом России 20 сентября 2011 г., регистрационный N 21837).

Министр
Е.И. ДИТРИХ

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 4 марта 2019 г. N 66

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ

1. Настоящие Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (далее - Правила) определяют порядок перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.

2. Настоящие Правила устанавливают процедуру перевозки пищевых и непищевых грузов, которые в соответствии с техническими регламентами, документами по стандартизации, техническими условиями по своим свойствам при перевозке требуют применения мер защиты (охлаждения, отопления, вентилирования) от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или обслуживания в пути следования <1>.

<1> Раздел IV глава 13 п. 13.1 Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), действует с 01.11.1951 (опубликован на официальном сайте Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://osjd.org) (далее - Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)).

Перечень основных скоропортящихся грузов определен разделом 4 приложения 5 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) <2>.

<2> Информационное руководство к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

3. Перевозка скоропортящихся грузов осуществляется в подвижном составе и контейнерах, которые соответствуют требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, определяющим процедуры перевозки (транспортирования) таких грузов железнодорожным транспортом.

4. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27, ст. 2700, 2004, N 35, ст. 3607, N 35, ст. 3607; 2005, N 50, ст. 5242, 2006, N 1, ст. 10, N 14, ст. 1458; 2007, N 1, ст. 29; 2008, N 30 ст. 3616, N 52, ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17, N 1, ст. 21; 2011, N 1, ст. 6, N 30, ст. 4590, N 30, ст. 4596; 2015, N 1, ст. 85, N 29, ст. 4339; N 1, ст. 46) для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства.

Перевозка скоропортящихся грузов осуществляется в транспортных средствах (изотермических вагонах (рефрижераторные вагоны, в том числе грузовые вагоны рефрижераторных секций и автономные рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, изотермические вагоны <3> и крытые вагоны с утепленным кузовом, переоборудованные из рефрижераторных вагонов, вагоны-термосы, переоборудованные из крытых вагонов), специализированных вагонах (цистерны-термосы, молочные цистерны и изотермические вагоны-цистерны), термических (рефрижераторные и термоизолированные) контейнерах.

<3> Приказ Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (ред. от 05.10.2018) "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), с изменениями внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 12.08.2011 N 210 (зарегистрирован Минюстом России 08.09.2011, регистрационный N 21758), от 04.06.2012 N 162 (зарегистрирован Минюстом России 28.06.2012, регистрационный N 24735), от 13.06.2012 N 164 (зарегистрирован Минюстом России 18.06.2012, регистрационный N 24613), от 30.03.2015 N 57 (зарегистрирован Минюстом России 23.04.2015, регистрационный N 37020), от 09.11.2015 N 330 (зарегистрирован Минюстом России 04.12.2015, регистрационный N 39978), от 25.12.2015 N 382 (зарегистрирован Минюстом России 31.12.2015, регистрационный N 40409), от 03.06.2016 N 145 (зарегистрирован Минюстом России 29.06.2016, регистрационный N 42676), от 01.09.2016 N 257 (зарегистрирован Минюстом России 03.11.2016, регистрационный N 44248), от 30.01.2018 N 36 (зарегистрирован Минюстом 11.04.2018, регистрационный N 50716), от 09.02.2018 N 54 (зарегистрирован Минюстом России 03.05.2018, регистрационный N 50958), от 05.10.2018 N 349 (зарегистрирован Минюстом России 06.12.2018, регистрационный N 52897)

Перевозка скоропортящихся грузов в крытых вагонах и универсальных контейнерах осуществляется в случае, если они специально предназначены или специально оборудованы для перевозок таких грузов и обеспечивают соблюдение условий, установленных изготовителем для перевозки скоропортящихся грузов, их сохранность и безопасность в течении срока годности.

Подтверждение соответствия подвижного состава, специально предназначенного или специально оборудованного для перевозок скоропортящихся грузов, относящихся к пищевой продукции, производится в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 "О безопасности железнодорожного подвижного состава" <4>. Подтверждение соответствия контейнеров производится в соответствии с Международной конвенцией по безопасным контейнерам, подписанной в г. Женеве 2 декабря 1972 г. <5>

<4> Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 "О принятии технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (опубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.tsouz.ru/, 02.08.2011).

<5> Международная конвенция по безопасным контейнерам (КБК/CSC) (Заключена в г. Женеве 2 декабря 1972 г.) (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XXXIII. М., 1979.).

5. Соответствие изотермических транспортных средств, в том числе контейнеров, нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанном в г. Женеве 1 сентября 1970 г. <6>, подтверждается свидетельством.

<6> Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) (Заключено в г. Женеве, 1 сентября 1970 г.) (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 24.06.2014).

6. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" <7> перевозка (транспортирование) пищевой продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными изготовителями такой продукции, а в случаях их отсутствия - в соответствии с условиями хранения пищевой продукции, установленными изготовителем такой продукции.

<7> Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (опубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011) (далее- ТР ТС 021/2011).

7. Грузоотправитель должен обеспечивать согласование с грузополучателем условий перевозки скоропортящегося груза, в том числе используемый вид подвижного состава (род вагона) или тип контейнера.

8. При выборе условий перевозки груза и подвижного состава (род вагона) или тип контейнера грузоотправитель должен учитывать расчетный срок доставки груза, определенный в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245 <8>, и срок годности груза, а при перевозке без поддержания температурного режима также температуру наружного воздуха в разных климатических районах, нахождения груза в пути следования с учетом обеспечения сохранности и качества груза.

<8> Приказ Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" (зарегистрирован Минюстом России 14.03.2016 регистрационный N 41393), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 28.12.2017 N 543 "О внесении изменений в Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245" (зарегистрирован Минюстом России 20.03.2018, регистрационный N 50411).

Грузоотправитель с учетом требований технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции, документов по стандартизации, устанавливающих требования к перевозке, хранению и сроку годности груза, самостоятельно выбирает режим перевозки груза, а также вагон (контейнер) для перевозки.

Грузоотправитель в процессе погрузки должен обеспечить предотвращение неблагоприятного воздействия окружающей среды на скоропортящиеся грузы, в том числе температур наружного воздуха, в соответствии с требованиями технических регламентов, документов по стандартизации, определяющих требования к процессам перевозки (транспортирования) таких грузов железнодорожным транспортом.

9. Перевозка железнодорожным транспортом мороженой пищевой рыбной продукции, мороженого мяса и мясной продукции осуществляется в рефрижераторном подвижном составе, рефрижераторных контейнерах с поддержанием температурного режима.

Допускается перевозка мороженой пищевой рыбной продукции, мороженого мяса и мясной продукции в изотермическом подвижном составе без поддержания температурного режима, при условии выполнения требований технических регламентов, документов по стандартизации на продукцию и обеспечения сохранности и качества груза.

В соответствии с пунктом 63 технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции" <9> транспортные средства и контейнеры, предназначенные для перевозки пищевой рыбной продукции, должны быть оборудованы средствами, позволяющими соблюдать и регистрировать установленный температурный режим в процессе перевозки.

<9> Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (опубликовано на официальном сайте Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.eaeunion.org/, 20.03.2017) (далее - ТР ЕАЭС 040/2016).

В соответствии с пунктом 56 ТР ЕАЭС 040/2016 в процессе хранения, перевозки не допускается размораживание мороженой пищевой рыбной продукции.

В соответствии с пунктом 99 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" <10> транспортные средства и контейнеры, предназначенные для перевозки продуктов убоя и мясной продукции, должны быть оборудованы средствами, позволяющими соблюдать и регистрировать установленный температурный режим в процессе перевозки.

<10> Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.12.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (опубликовано на официальном сайте Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.eaeunion.org/, 20.03.2017).

10. Транспортная и потребительская упаковки должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" <11>, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769.

<11> Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (опубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.tsouz.ru/, 02.09.2011).

В каждую единицу транспортной упаковки, обеспечивающей возможность погрузки, выгрузки и штабелирования, упаковываются скоропортящиеся грузы одной партии, одного наименования, одного термического состояния, одной даты выработки, одного срока годности. Для сохранения надлежащего качества скоропортящегося груза используемые грузоотправителем упаковка и упаковочные материалы должны быть исправными, чистыми, без следов течи.

11. При предъявлении скоропортящихся грузов к перевозке грузоотправитель должен предъявить перевозчику накладную, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом <12>.

<12> Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС России 18.06.2003 N 39 (зарегистрирован Минюстом России 19.06.2003, регистрационный N 4819), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 25.12.2007 N 196 (зарегистрирован Минюстом России 23.01.2008, регистрационный N 10971), от 03.10.2011 N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11.10.2011, регистрационный N 22019).

12. Скоропортящиеся грузы, подконтрольные государственному ветеринарному надзору, принимаются к перевозке железнодорожным транспортом только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, оформленных в бумажном или электронном виде в соответствии с правилами Евразийского экономического союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области ветеринарии <13>.

<13> Приказ МПС России от 18.06.2003 N 34 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору" (зарегистрирован Минюстом России 19.06.2003, регистрационный N 4766).

13. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при использовании транспортных средств и (или) контейнеров для перевозки (транспортирования) одновременно различной пищевой продукции либо пищевой продукции и иных грузов, необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств пищевой продукции.

14. Размещение и крепление скоропортящихся грузов в вагонах и контейнерах производятся в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах с учетом требований настоящих Правил.

15. Скорость перевозки грузов определяется и указывается в накладной грузоотправителем.

16. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" грузоотправители осуществляют подготовку грузов для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

В соответствии с пунктом 13.3 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) грузоотправитель определяет необходимые меры защиты и род вагона или контейнера для перевозки скоропортящегося груза с учетом термического состояния и физиологического состояния груза перед погрузкой, срока его годности, расчетного срока доставки, а также наиболее неблагоприятных климатических условий на всем пути следования. Перевозчик не несет ответственности за сохранность и качество перевозимого груза при несоблюдении грузоотправителями данных требований, в том числе при отправлении грузов в подвижном составе без поддержания температурного режима.

При перевозке скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах и рефрижераторных контейнерах с поддержанием температурного режима грузоотправитель должен установить температурный режим и (или) обеспечить его соблюдение на всем пути следования.

Грузоотправитель не несет ответственности за нарушение температурного режима в случае его нарушения по причинам, зависящим от перевозчика или вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Ответственность перевозчика за нарушение температурного режима по его вине, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. В соответствии с Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте <14> переадресовка скоропортящихся грузов допускается:

<14> Приказ МПС России от 18.06.2003 N 44 "Об утверждении Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте" (зарегистрирован Минюстом России 25.06.2003 регистрационный N 4826), с учетом изменений, внесенных приказом Минтранса России от 03.10.2011, N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11.10.2011, регистрационный N 22019).

на станциях первоначального назначения - с оформлением новой накладной, за исключением перевозки скоропортящихся грузов, следующих по перевозочным документам прямого международного железнодорожного сообщения;

в пути следования, за исключением перевозки скоропортящихся грузов, следующих по перевозочным документам прямого международного железнодорожного сообщения, - по первоначальным перевозочным документам;

импортных скоропортящихся грузов, перевозимых по накладной прямого международного железнодорожного сообщения, - по первоначальным перевозочным документам.

Переадресовка скоропортящихся грузов не допускается в отношении:

отдельных вагонов со скоропортящимся грузом из состава рефрижераторной секции;

отдельных рефрижераторных контейнеров со скоропортящимся грузом, перевозимых на сцепе.

18. В случае составления коммерческого акта о повреждении (порче) грузов <15>, перевозимых в подвижном составе или контейнерах грузоотправитель, или оператор железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров обязан предоставить перевозчику сведения о соблюдении температурного режима в пути следования, подтвержденные средствами, позволяющими соблюдать и регистрировать установленный температурный режим в процессе перевозки.

<15> Приказ МПС России от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2003 регистрационный N 4856), с учетом изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 03.10.2011 N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11.11.2011, регистрационный N 22019), с изменениями, внесенным приказом Минтранса России от 03.10.2011 N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11.10.2011, регистрационный N 22019).

19. В соответствии с пунктом 3.18 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" перед погрузкой (после выгрузки) в зависимости от вида подконтрольного товара и эпизоотического состояния территории транспорт направляется на ветеринарно-санитарную обработку с выдачей документа (ветеринарного назначения) <16>.

<16> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (опубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.tsouz.ru/, 30.06.2010).

Вагоны и контейнеры, не прошедшие ветеринарно-санитарную обработку в соответствии с настоящим пунктом Правил, использовать под погрузку грузов запрещается <17>.

<17> Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04.2003 N 32 "О введении в действие "Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03" (зарегистрировано Минюстом России 11.04.2003, регистрационный N 4412) с изменениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 N 51 (зарегистрировано Минюстом России 25.05.2010, регистрационный N 17346), от 29.12.2010 N 184 (зарегистрировано Минюстом России 25.02.2011, регистрационный N 19936).

20. Промывка, очистка и ветеринарно-санитарная обработка вагонов и контейнеров производится в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.

21. Загруженные вагоны и контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами (далее - ЗПУ) перевозчиком и за его счет в случае, если погрузка обеспечена перевозчиком, или грузоотправителем и за его счет в случае, если погрузка обеспечена грузоотправителем.

Опломбирование ЗПУ и запирание закрутками порожних вагонов, контейнеров осуществляется:

перевозчиком, если выгрузка грузов обеспечивается перевозчиком;

грузополучателем, если выгрузка обеспечивается грузополучателем.

22. На вагоны и контейнеры грузополучателем должны быть наложены:

ЗПУ - во всех случаях после выгрузки специализированных изотермических вагонов и рефрижераторных и термоизолированных контейнеров;

ЗПУ - при отправлении крытых вагонов на ветеринарно-санитарную обработку по второй и третьей категориям <18> в соответствии с ветеринарным назначением, выданным уполномоченным органом;

<18> Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04.2003 N 32 "О введении в действие "Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03" (зарегистрировано Минюстом России 11.04.2003, регистрационный N 4412).

закрутка установленного типа <19> - при отправлении крытых вагонов на ветеринарно-санитарную обработку по первой категории, а также на крытые вагоны, не требующие промывки.

<19> Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

23. На вагоны и контейнеры перевозчиком (за счет грузополучателя) должны быть наложены:

закрутка установленного типа - при отправлении крытых вагонов после проведения промывки и всех видов ветеринарно-санитарную обработки;

ЗПУ - после проведения промывки и ветеринарно-санитарную обработки рефрижераторных вагонов и вагонов-термосов, а также при направлении рефрижераторных вагонов под погрузку и их возврат на иностранные железные дороги.