ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2019 г. N СА-4-9/19303@
Федеральной налоговой службой получена жалоба общества с ограниченной ответственностью "Х" (далее - Общество, Заявитель, ООО "Х") на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России (далее - Инспекция), решение УФНС России (далее - Управление) от 23.05.2019 о продлении срока проведения выездной налоговой проверки (далее - решение от 23.05.2019) и решение Управления от 15.07.2019 (далее - решение от 15.07.2019).
Как следует из материалов жалобы Заявителя, решением Инспекции от 27.09.2018 о проведении выездной налоговой проверки назначена выездная налоговая проверка Общества.
Решением Управления от 23.05.2019 срок проведения выездной налоговой проверки Общества продлен до четырех месяцев в связи с непредставлением лицом, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) срок документов, необходимых для проведения такой проверки, а также неявкой либо уклонением от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля.
ООО "Х" обратилось в Управление с жалобой от 19.06.2019 на действия должностных лиц Инспекции и Управления, выразившиеся, по мнению Общества, в затягивании срока проведения выездной налоговой проверки Общества, по результатам рассмотрения которой Управлением принято решение от 15.07.2019.
Не согласившись с указанными действиями должностных лиц Инспекции и решениями Управления, Общество обратилось с жалобой в Федеральную налоговую службу.
В жалобе Заявитель указывает, что за период проведения выездной налоговой проверки Общества Инспекцией в адрес ООО "Х" выставлен ряд требований о представлении документов (информации), на которые Обществом представлены все документы и ответы.
ООО "Х" соблюдены все сроки для представления документов, предусмотренные Кодексом. Данные факты подтверждаются отсутствием актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), (далее - Акты), составленных в порядке статьи 101.4 Кодекса, и сведений о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 126 Кодекса.
Таким образом, по мнению Заявителя, выводы Управления, отраженные в решении от 15.07.2019, указывают на формальное рассмотрение жалобы Заявителя от 19.06.2019.
В отношении указанного в решении от 23.05.2019 основания: "неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля" Общество в жалобе, отмечает, что в случае неявки физического лица на допрос статьей 128 Кодекса предусмотрена ответственность. Однако работники Общества к ответственности, предусмотренной статьей 128 Кодекса, за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, не привлекались.
Заявитель в жалобе ссылается на журнал пропусков, согласно которому Инспекция за два месяца посещала территорию ООО "Х" с целью проведения выездной налоговой проверки всего восемь неполных рабочих дней. Указанный факт, по мнению Общества, подтверждает намеренное бездействие Инспекции в ходе проведения выездной налоговой проверки Общества с целью затягивания сроков ее проведения.
Кроме того, Общество отмечает, что в рамках уже продленной выездной налоговой проверки Заявителя в адрес Общества были выставлены требования о представлении документов (информации). При этом ранее в ходе выездной налоговой проверки Общества данные документы не запрашивались. Вместе с тем, препятствия для истребования указанных документов в рамках двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки у Инспекции отсутствовали.
Таким образом, Заявитель считает, что Инспекция, превышая свои полномочия, намеренно затягивает сроки проведения выездной налоговой проверки в отсутствие на то оснований, нарушает права Общества, искусственно увеличивая сумму пени, которая будет начислена в соответствии со статьей 75 Кодекса по результатам принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании изложенного Заявитель просит признать неправомерными действия должностных лиц Инспекции и Управления, отменить решения Управления от 23.05.2019, от 15.07.2019, а также привлечь должностных лиц Инспекции и Управления, допустивших неправомерные действия, к административной ответственности.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Общества, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Пунктом 6 статьи 89 Кодекса установлено, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (далее - приказ от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@) для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной налоговой проверки.
Согласно пункту 2 приложения N 6 к приказу от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ основаниями продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться, в том числе:
- непредставление лицом, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения такой проверки;
- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (статья 128 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 93 Кодекса установлено, что документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного данным пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Как следует из материалов жалобы, 23.05.2019 Управлением на основании мотивированного запроса Инспекции срок проведения выездной налоговой проверки Общества продлен решением от 23.05.2019 до четырех месяцев.
В качестве оснований для продления срока проведения выездной налоговой проверки в решении от 23.05.2019 Управлением в соответствии с приказом от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ указано:
- непредставление лицом, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения такой проверки;
- неявка либо уклонением от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля.
В жалобе Заявитель утверждает, что им были представлены все истребованные в ходе выездной налоговой проверки документы по требованиям Инспекции.
Вместе с тем, ФНС России установлено, что Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки Обществу выставлено требование о представлении документов (информации) от 09.04.2019, согласно которому у ООО "Х" истребовались документы по расчетам с ООО "ЮЛ 1" за 2016-2017 годы, в том числе договоры, счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), акты сверок с ООО "ЮЛ 1" по данным бухгалтерского учета ООО "Х".
Требование о представлении документов (информации) от 09.04.2019 получено Обществом 09.04.2019. С учетом положений пункта 3 статьи 93 Кодекса срок представления истребуемых документов по данному требованию - не позднее 23.04.2019.
23.04.2019 Обществом в Инспекцию направлен ответ, в котором, ссылаясь на пункт 5 статьи 93 Кодекса, Заявитель сообщил, что за период с 01.01.2016 по 30.03.2017 истребуемые документы представлялись ранее в ответ на требования о представлении документов (информации) от 29.11.2017, от 12.07.2017.
ФНС России отмечает, что по требованию о представлении документов (информации) от 12.07.2017 Инспекция истребовала у Общества документы по взаимоотношениям с ООО "ЮЛ 1" только за период с 01.01.2017 по 31.03.2017. При этом в требовании о представлении документов (информации) от 09.04.2019 у ООО "Х" истребовались документы по взаимоотношениям с ООО "ЮЛ 1" за 2016-2017 годы.
Документы по требованию о представлении документов (информации) от 29.11.2017 представлены Заявителем частично.
Так, письмом от 13.12.2017 Заявителем в ответ на указанное требование в Инспекцию представлены договоры, действующие в 2016 году с дополнительными соглашениями и приложениями. При этом истребованные Инспекцией, в том числе счета-фактуры, товарные накладные, акты сверок, акты о зачете взаимных требований (взаимозачет), оборотно-сальдовые ведомости Обществом не представлены.
Таким образом, довод Заявителя о представлении документов по требованиям Инспекции в полном объеме не соответствует фактическим обстоятельствам.
Кроме того, в ответ на требования о представлении документов (информации) от 27.09.2018, от 28.01.2019 ООО "Х" представлены заявления о продлении срока исполнения требований, содержащие просьбу о продлении срока представления документов в связи с техническими и кадровыми сложностями на 10 и 15 рабочих дней соответственно.
Решениями Инспекции о продлении сроков представления документов (информации) от 08.10.2018 и от 15.02.2019 сроки представления документов (информации) по требованиям о представлении документов (информации) от 27.09.2018, от 28.01.2019 продлены до 25.10.2018 и до 18.03.2019 соответственно.
Таким образом, удовлетворение Инспекцией ходатайств Заявителя о продлении сроков представления истребуемых документов также, в свою очередь, повлияло на увеличение продолжительности срока проведения выездной налоговой проверки Общества.
В отношении довода Общества об отсутствии Актов, составленных в порядке статьи 101.4 Кодекса, и сведений о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 126 Кодекса, что, по мнению Общества, свидетельствует о соблюдении сроков представления документов, ФНС России сообщает, что непривлечение Общества к ответственности, предусмотренной статьей 126 Кодекса, не опровергает факт непредставления Заявителем в установленный Кодексом срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки Общества.
В жалобе Общество также отмечает, что работники Общества к ответственности, предусмотренной статьей 128 Кодекса за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, не привлекались, что, по мнению Заявителя, свидетельствует об отсутствии указанного в решении от 23.05.2019 соответствующего основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки Общества.
В отношении указанного довода Заявителя ФНС России сообщает следующее.
Согласно информации, представленной Управлением, в ходе проведения выездной налоговой проверки Общества Инспекцией направлено 33 повестки о вызове физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Инспекцией проведены допросы 8 лиц, вызванных на допросы в качестве свидетеля, в отношении остальных физических лиц допросы не проведены в связи с их неявкой.
При этом составление Акта, предусмотренного статьей 101.4 Кодекса, и привлечение к ответственности, предусмотренной статьей 128 Кодекса за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, не являются необходимыми условиями для продления срока проведения выездной налоговой проверки по такому основанию, как: "неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля".
В отношении довода Заявителя о нахождении должностных лиц Инспекции на территории Общества в течение восьми дней, что свидетельствует, по мнению Общества, о бездействии должностных лиц Инспекции при проведении выездной налоговой проверки Общества, ФНС России сообщает следующее.
Исходя из положений Кодекса, проведение должностными лицами Инспекции выездной налоговой проверки включает в себя не только проведение мероприятий налогового контроля на территории налогоплательщика.
В жалобе Заявитель сообщает, что в рамках уже продленной выездной налоговой проверки Общества Заявителю направлены требования о представлении документов (информации), в соответствии с которыми у ООО "Х" истребованы документы не истребованные ранее. При этом препятствия для истребования этих документов в рамках двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки у Инспекции отсутствовали.
В отношении данного довода Заявителя ФНС России сообщает, что указанный довод Общества не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку требованием о представлении документов (информации) от 29.05.2019, выставленным Инспекцией в адрес Заявителя после продления срока проведения выездной налоговой проверки Общества, у ООО "Х" истребованы счета-фактуры (с указанием реквизитов), акты приемки выполненных работ и акты маркшейдерских замеров к данным счетам-фактурам по взаимоотношениям с ООО "ЮЛ 1", которые ранее не были представлены Обществом по требованию о представлении документов (информации) от 09.04.2019.
Кроме того, ФНС России отмечает, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют контрольные мероприятия, которые необходимо провести в рамках налоговой проверки, а также целесообразность получения дополнительных документов.
В отношении довода Заявителя о том, что Инспекция, продлевая проведение выездной налоговой проверки в отсутствие соответствующих оснований, нарушает права Общества, искусственно увеличивая сумму пени, которая будет начислена в соответствии со статьей 75 Кодекса по результатам принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ФНС России сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.04.2013 N 15638/12 по делу N А56-48850/2011, предусмотренные статьей 75 Кодекса пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и взыскиваются с лица, на которое возложена такая обязанность.
Таким образом, начисление пеней определяется неисполнением налогоплательщиком предусмотренной законодательством о налогах и сборах обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные данным законодательством сроки, а не решением, вынесенным по результатам налоговой проверки налогоплательщика.
ФНС России считает, что действия Управления по продлению срока проведения выездной налоговой проверки Общества до четырех месяцев направлены на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки ООО "Х" и служат целям определения правильности исчисления, полноты и своевременности внесения данным налогоплательщиком налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Кроме того, решение Управления от 23.05.2019 само по себе не возлагает на Заявителя обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств обратного Обществом не представлено.
Соответственно, сам по себе факт вынесения указанного решения не свидетельствует о его незаконности.
На основании изложенного ФНС России считает, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для признания действий должностных лиц Инспекции и Управления незаконными, а также отмены решений Управления от 23.05.2019, от 15.07.2019.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобу общества с ограниченной ответственностью "Х" без удовлетворения.