Постановление Госсвязьнадзора РФ от 01.01.92

"Структура и функции службы государственного надзора за связью в РФ"
Редакция от 01.01.1992 — Действует

ГОССВЯЗЬНАДЗОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 января 1992 г.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СВЯЗЬЮ В РФ

Государственный надзор за связью в Российской Федерации

В период перехода к рыночной экономике в Российской Федерации изменились формы собственности, произошло расширение услуг связи государственному сектору, населению, хозяйствующим субъектам и иным пользователям.

Одновременно возросло количество ввозимого и находящегося в свободной продаже оборудования телевизионного, радио- и проводного вещания, технических средств электрической и почтовой связи.

Ввод в эксплуатацию этих средств с выходом на сети общего пользования и появление большого числа новых операторов создало предпосылки для нарушений в работе сетей связи, искажений передаваемой информации, возникновения помех радиоэлектронным средствам (РЭС).

При этом имеют место факты подключения к телефонным сетям общего пользования телефонных аппаратов и других оконечных терминальных (абонентских) устройств оборудования передачи данных, не отвечающих установленным техническим нормам, стандартам и требованиям Взаимоувязанной Сети Связи (ВСС).

В этих условиях Совет Министров-Правительство Российской Федерации 15 ноября 1993 года принял постановление N 1156 об организации Службы государственного надзора за связью в Российской Федерации (Госсвязьнадзор) в составе Главного управления и 76 региональных управлений Госсвязьнадзора в каждой области, крае, республике Российской Федерации общей численностью порядка 3000 человек (рис. 1).

Служба государственного надзора за связью в Российской Федерации представляет собой единую систему органов, осуществляющих контроль за состоянием сетей и средств электрической и почтовой связи, за предоставлением услуг связи только по лицензиям, выданным в установленном порядке, а также проведение экспертизы электромагнитной совместимости, назначение частотных присвоений для радиоэлектронных средств и выдачу разрешений на их эксплуатацию.

Основные функции службы государственного надзора за связью в Российской Федерации можно сгруппировать по шести основным направлениям:

- контрольно-надзорные;

- разрешительные;

- запретительные;

- принудительные;

- регулирующие;

- международно-правовой защиты (рис. 2).

Объектами контроля и разрешительной деятельности службы в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица независимо от форм собственности или ведомственной принадлежности, а также физические лица, предоставляющие услуги электрической и почтовой связи, использующие РЭС и высокочастотные устройства.

Контрольно-надзорные функции:

- за основной деятельностью предприятий связи сети общего пользования;

- за предоставлением услуг связи в соответствии с нормами;

- за соблюдением правил устройства сетей и сооружений связи, требований по организации их технической эксплуатации и техники безопасности;

- за порядком испытаний сооружений связи на соответствие стандартам и нормам;

- за порядком изготовления, приобретения, ввоза из-за границы и использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского назначения;

- за соблюдением уровня предельно допустимых помех теле- и радиоприему;

- за выполнением условий выданных лицензий на осуществление деятельности по связи;

- за применением на сетях и сооружениях связи только сертифицированного оборудования;

- за соблюдением технологии обработки, обеспечения сохранности и контрольных сроков прохождения почтовых отправлений и телеграмм;

- за обеспечением прав потребителей на получение услуг связи с установленными нормами качества;

- за своевременной проверкой знания правил технической эксплуатации и техники безопасности при обслуживании средств связи;

- за соблюдением порядка аттестации средств измерительной техники, применяемой в области связи.

Разрешительные функции:

- экспертиза электромагнитной совместимости (ЭМС) и назначение номиналов частот для РЭС народно-хозяйственного комплекса;

- экспертиза и выдача разрешений на эксплуатацию сетей электрической и почтовой связи;

- экспертиза ЭМС и выдача разрешений на приобретение, эксплуатацию и ввоз РЭС в Россию;

- экспертиза на соответствие параметрам ЭМС и требованиям ГОСТ и согласование технических заданий на разработку и ТУ на серийное производство радиоэлектронных средств.

Запретительные функции:

- введение запретов на использование РЭС при проведении особо важных правительственных работ и мероприятий;

- отключение излучающих РЭС, работающих без разрешения или с отклонениями от присвоенных частотных назначений;

- внесение предложений о приостановке или прекращении деятельности по связи без лицензии или с нарушением условий лицензии;

- аннулирование или приостановка действий разрешений на приобретение, сооружение, эксплуатацию и ввоз РЭС (ВЧ устройств);

- выдача предписаний юридическим и физическим лицам о ликвидации нарушений правил использования РЭС, устройства сетей и сооружений связи, технической эксплуатации средств связи, техники безопасности.

Принудительные функции:

- применение штрафных санкций;

- внесение предложений о привлечении к административной (уголовной) ответственности юридических и физических лиц, виновных в нарушении требований при осуществлении деятельности по связи или использования РЭС;

- участие в расследовании причин аварий и несчастных случаев при эксплуатации средств и систем связи и принятие по ним соответствующих мер.

Регулирующие функции:

- планирование использования частот для РЭС различного назначения;

- разработка нормативно-технических и информационных документов;

- рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан па качество услуг связи и принятие по ним соответствующих мер.

Функции международно-правовой защиты радиоэлектронных средств Российской Федерации:

- координация и регистрация в Международном союзе электросвязи частотных присвоений радиоэлектронным средствам в Российской Федерации;

- координация использования РЭС СПС, ТВ, РВ и РРЛ со странами бывшего СССР и приграничными иногосударствами.

Объекты реализации функций службы Госсвязьнадзора - предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, физические лица, предоставляющие услуги электрической и почтовой связи, а также использующие радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства (за исключением объектов правительственной связи, сетей связи органов государственного управления в области обороны, безопасности и охраны правопорядка).

Рис. 1

Структура Госсвязьнадзора Российской Федерации

Главное управление государственного надзора за связью
при Минсвязи России

Государственное учреждение с правом ведения хозяйственной деятельности
   
Управления Госсвязьнадзора
за связью Республик, краев, областей

Государственные учреждения с правом ведения хозяйственной деятельности
 
                         
  Белгородской
области
    С-Петербурга
и Ленинградской области
    Самарской
области
    Ростовской
области
   
                 
                         
  Брянской
области
    Архангельской
области
    Респ.
Башкортостан
    Респ. Адыгея    
                 
                         
  Владимирской
области
    Вологодской
области
    Респ. Марий-Эл     Астраханской
области
   
                 
                     
              Респ. Мордовия     Волгоградской
области
   
                     
                       
  Воронежской
области
    Респ. Карелия     Пензенской
области
         
              Респ. Дагестан    
                       
  Ивановской
области
    Мурманской
области
    Саратовской
области
         
              Респ.
Ингушетия
   
                       
  Калужской
области
    Новгородской
области
    Респ. Татарстан          
              Респ. Кабардино - Балкария    
                       
  Костромской
области
    Псковской
области
    Ульяновской
области
         
              Респ. Калмыкия    
                         
  Курской
области
    Калининград-
ской области
    Респ. Чувашия     Респ. Карачаево - Черкессия    
                 
                         
  Липецкой
области
          Оренбургской
области
    Краснодарский
край
   
                   
                         
  Нижегородской области           Кировской
области
    Респ. Северная
Осетия
   
                   
                         
  Орловской
области
          Пермской
области
    Ставропольский
край
   
                   
                         
  Рязанской
области
          Респ. Коми     Чеченская
респ.
   
                   
                         
  Смоленской
области
          Респ. Удмуртия          
                     
                         
  Тамбовской
области
                     
                       
                         
  Тверской
области
                     
                       
                         
  Тульской
области
                     
                       
                         
  Ярославской
области
                     
                       
                         
         
                           
  Свердловской
области
  Новосибирской области   Иркутской
области
  Хабаровского
края
 
                 
                           
  Курганской
области
  Алтайского
края
    Респ. Бурятия     Амурской
области
 
                 
                           
  Челябинской
области
    Кемеровской
области
    Читинской
области
    Еврейской
А.О.
 
                 
                           
  Тюменской
области
    Красноярского края     Респ. Саха     Камчатской
области
 
                 
                           
  Респ.
Марий-Эл
    Омской
области
          Магаданской
области
 
                   
                           
          Томской
области
        Чукотский А.О  
                       
                    Приморского края  
          Респ. Тува            
                         
                      Сахалинской
области
 
          Респ.
Хакассия
           
                         

Рис 2

Структура Главного управления Госсвязьнадзора Российской Федерации

 
Начальник  
  Заместители начальника  
                       
  Управление надзора
за электросвязью в
г. Москве и
Московской области
                 
      Управление
электрической связи
    Управление
экономики и
финансов
 
         
                     
Управление надзора
за радиоэлектронными средствами в
г. Москве и
Московской области
      Управление
радиоэлектронных
средств
       
            Управление
делами
 
                   
          Управление
почтовой связи
и строительства
сооружений связи
       
  Приемный центр
радиосвязи и
радиовещания
(Бутово)
          Отдел кадров  
             
                     
                    Бухгалтерия  
     
     
  Хозяйственно-
транспортный
отдел
 
   
     
  Группа
безопасности,
гражданской
обороны и
самообороны
 
   

Основные законодательные и нормативно-правовые акты
, регламентирующие деятельность Госсвязьнадзора России

Госсвязьнадзор России в своей работе руководствуется Федеральными законами "О связи", "О почтовой связи", "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", а также постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 15.11.1993 г., N 1156 - "Об утверждении Положения о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации";

от 5.06.1994 г., N 642 - "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации";

от 15.01.1993 г., N 30 - "Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации";

от 5.06.1994 г., N 643 -"О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)";

от 17.07.1996 г., N 832 - "Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств".

Работа органов Госсвязьнадзора проводится по следующим основным направлениям:

- контроль за соблюдением законов и предписаний в области связи;

- регистрация существующих объектов, средств и сооружений электросвязи;

- проверка лицензируемой деятельности операторов электрической и почтовой связи, радиовещания, телевидения, радиосвязи;

- контроль за применением на сетях и сооружениях сертифицированного оборудования;

- проведение экспертизы сетей электрической и почтовой связи и радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на соответствие требованиям нормативно-технических документов и выдача разрешений на их эксплуатацию;

- участие в приемке новых объектов электросвязи;

- государственный надзор за использованием радиоэлектронных средств (РЭС) и обеспечением их электромагнитной совместимости;

- выдача разрешений на ввоз радиоэлектронных средств на территорию России и их эксплуатацию;

- международно-правовая защита РЭС Российской Федерации;

- проверка деятельности предприятий почтовой связи;

- создание правовой и нормативной базы для выполнения своих функции.

Соискатель лицензии (лицензиат) взаимодействует с органами Госсвязьнадзора России.

I. При подготовке заявочных документов для получения лицензий на предоставление услуг в области связи с использованием радиоэлектронных средств (телевизионное вещание, радиовещание, услуги персонального вызова, радиотелефонной связи транкингового типа, подвижной радиосвязи), когда соискатель лицензии обращается через региональные управления Госсвязьнадзора в Главгоссвязьнадзора за заключением о возможности использования частотных присвоений.

Для сотовой подвижной радиотелефонной связи сначала соискатель получает лицензию, затем разрешение Главгоссвязьнадзора России на использование радиочастот.

II. После получения лицензии на этапе регистрации начала строительства объектов связи

При этом органы Госсвязьнадзора проверяют:

2.1. наличие утвержденной ПСД;

2.2. наличие у проектной организации лицензии на проведение проектных работ;

2.3. наличие экспертизы проекта и учет результатов экспертизы в утвержденном проекте;

2.4. наличие у подрядной организации лицензии на проведение строительно-монтажных работ (СМР);

2.5. наличие сертификатов соответствия на оборудование и материалы;

2.6. наличие лицензии на данный вид деятельности у планируемого оператора;

2.7. наличие документов, подтверждающих право на использование частот.

Заказчику объекта выдается свидетельство установленной формы о регистрации начала строительства объектов и сооружений связи.

Работы проводятся по тарифам.

III. При экспертизе объектов (сети, включая ТСС) на этапе приемки объектов и сооружений связи в эксплуатацию

В заключении ГСН на основе экспертизы должно быть отражено:

3.1. соответствие вводимого в эксплуатацию объекта утвержденному проекту;

3.2. соответствие вводимого объекта имеющейся у оператора лицензии;

3.3. соответствие выполненных СМР требованиям СНиП и НТД;

3.4. наличие сертификатов соответствия на оборудование и материалы (если они не предъявлялись на стадии регистрации начала строительства объекта);

3.5. наличие разрешений ГКРЧ и ГСН на выделение полос и номиналов частот;

3.6. наличие у подрядной организации лицензии на проведение СМР (если не было подтверждено на стадии регистрации начала строительства объекта);

3.7. наличие эксплуатационной документации;

3.8. обучение персонала знанию правил и инструкций технической эксплуатации и техники безопасности;

3.9. наличие измерительной и испытательной техники, сертификатов соответствия, реестра сведений о проверке.

Аккредитация органов Госстандарта организации, проверяющей приборы

3.10. результаты испытаний вводимого в эксплуатацию оборудования и комплексного оборудования объекта в целом;

3.11. обеспечение организации охраны труда и техники безопасности;

3.12. организация защиты природной среды;

3.13. организация СОРМ в коммутационных цифровых системах;

3.14. готовность объекта к эксплуатации и оказанию услуг связи.

При положительной экспертизе дается Заключение с рекомендацией заказчику предъявить объект комиссии для приемки в эксплуатацию. При неготовности объекта к сдаче в эксплуатацию экспертная комиссия предъявляет заказчику мотивированное Заключение с предписанием.

Работы проводятся на договорной основе.

IV. При участии госинспекторов Госсвязьнадзора России в приемке объектов в эксплуатацию

V. При регистрации объекта и ТСС, выдаче разрешения на постоянную коммерческую эксплуатацию

Работы проводятся по тарифам.

VI. В процессе постоянной эксплуатации объектов или сооружений связи.

Служба Госсвязьнадзора России осуществляет контроль лицензируемой деятельности в течение всего периода действия лицензии, а для объектов с использованием радиоэлектронных средств - также технический радиоконтроль и инспекторский надзор за параметрами радиоизлучений РЭС и за правилами использования радиочастот. Работы проводятся по тарифам.