Решение ФАС РФ от 09.09.2019 N 223ФЗ-899/19

"По результатам рассмотрения жалобы ИП Гореликова А.Г. на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Редакция от 09.09.2019 — Действует с 09.09.2019

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2019 г. N 223ФЗ-899/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ИП ГОРЕЛИКОВА А.Г. НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

председателя Комиссии - <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ИП Г. от 29.08.2019 N 45 (вх. 155754-ЭП/19 от 04.09.2019), направленную письмом Ростовского УФАС России от 03.09.2019 N 16253/05, на действия (бездействие) заказчика ПАО "С" при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному ТО ИСЖ и эксплуатации имущества (извещение N 31908200307), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ИП Г. (далее - Заявитель) от 29.08.2019 N 45 на действия (бездействие) заказчика ПАО "С" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному ТО ИСЖ и эксплуатации имущества (извещение N 31908200307) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ПАО "С", утвержденным Решением Наблюдательного совета ПАО "С" (протокол от 13.08.2018 N 19) (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 14.08.2019;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 109 532 754,48 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок - 30.08.2019;

4. Дата рассмотрения первых частей заявок - 06.09.2019;

5. Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Конкурса - 31.10.2019;

6. На участие в Конкурсе подано 3 заявки, соответствуют по первым частям 3 заявки.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации установлены неправомерные требованиям к участникам Конкурса.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1.3 Положения о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктами 2, 5 и 6 раздела 2 "Требования к участникам закупки" Документации установлены следующие требования:

N п/п Требования Банка Документы, подтверждающие выполнение требований Банка
2 Наличие в штате участника/ или по договору ГПХ (гражданско-правовые отношения) с физ. или юр. Лицами, не мене одного сотрудника сертифицированного заводом-изготовителем оборудования (или его филиалом) "АРС by Schneider Electric" для ИБП и "F.G.Wilson" для ДГУ (возможно обучение двух и более сотрудников по разному оборудованию). Участник должен предоставить выписку из штатного расписания или справку о наличии сотрудников в штате организации или копию договоров ГПХ, копии удостоверений (сертификатов) об обучении с приложением согласия на обработку персональных данных.
Копия соглашения о сотрудничестве (договора субподряда, рамочного договора) с другим юридическим лицом (с предоставлением копий документов, подтверждающих обучение его специалистов) с приложением согласия на обработку персональных данных.
5 Наличие в выписке из ЕГРЮЛ участника не менее двух из следующих видов деятельности (ОКВЭД-2):
- 33.14 "Ремонт электрического оборудования";
-33.20 "Монтаж промышленных машин и оборудования";
- 35.30.3 "Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)";
- 43.22 "Производство электромонтажных, санитарно- технических и прочих строительно-монтажных работ".
- 81.10 "Деятельность по комплексному обслуживанию помещений".
Данные виды деятельности должны быть включены в ЕГРЮЛ не позже чем за 6 месяцев до даты объявления закупочной процедуры.
Проверяются по выписке из ЕГРЮЛ.
6 Опыт работы участника по оказанию услуг комплексного технического обслуживания инженерных систем не менее чем на 200 объектах в рамках одного договора заключенного на срок не менее года. Участник предоставляет скан. копии договоров (не менее одного договора) на оказание услуг комплексного технического обслуживания инженерных систем, которые должны содержать следующие условия:
- срок оказания услуг не менее одного года;
- договор предусматривает оказание услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию (так же допускаются формулировки "сервисное обслуживание; "комплексное обслуживание" и сходные по смыслу) инженерных систем или инженерного оборудования;
- по договору обслуживалось несколько различных видов систем или оборудования (не менее трех разных видов из следующего перечня): электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, канализации, ДГУ, ИБП;
- обслуживание производится не менее чем на 200 объектах - по 200 разным адресам.

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующего квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такой персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, и, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

Кроме того, осуществление участником Конкурса видов деятельности, отличных от видов указанных в пункте 5 раздела 2 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку соответствующие коды ОКВЭД могут быть получены после подведения итогов закупки.

Также отсутствие у участника закупки опыта по оказанию услуг комплексного технического обслуживания инженерных систем, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 6 раздела 2 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Кроме того, учитывая, что участником Конкурса могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), Заказчиком ограничена возможность участия в Конкурсе вновь созданных субъектов СМП и не обладающих вышеуказанным квалифицированным персоналом, записью в ЕГРЮЛ соответствующего кода ОКВЭД, а также опытом оказания услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем оборудования.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение Документации, ограничивает количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ИП Г. (ИНН: <...>; ОГРНИП: <...>) от 29.08.2019 N 45 на действия (бездействие) заказчика ПАО "С" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному ТО ИСЖ и эксплуатации имущества (извещение N 31908200307) обоснованной.

2. Признать ПАО "С" нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ПАО "С" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 09.09.2019 N 223ФЗ-899/19.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.09.2019 N 223ФЗ-899/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.