Решение ФАС РФ от 08.08.2019 N 223ФЗ-820/19

"По результатам рассмотрения жалобы АО "А" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Редакция от 08.08.2019 — Действует с 08.08.2019

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2019 г. N 223ФЗ-820/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ АО "А" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии - <...>

членов Комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу АО "А" от 02.08.2019 N 6241668 (вх. 135887/19 от 02.08.2019) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение N 31907944773), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступили жалоба АО "А" от 02.08.2019 N 6241668 (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение N 31907944773) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "П", утвержденным приказом ФГУП "П" от 11.06.2019 N 283-п (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Конкурса, Конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 31.05.2019;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 461 469 397,26 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок - 08.07.2019;

4. Дата проведения торгов - 16.07.2019;

5. Дата подведения итогов Конкурса - 24.07.2019;

6. На участие в Конкурсе подано 2 заявки, 2 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.

В ходе заседания 07.08.2019 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 08.08.2019.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно определен победитель Конкурса.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав представителей Заказчика, Заявителя, ПАО "Р", Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно определен победитель Конкурса, поскольку участником Конкурса ПАО "Р" в составе заявки представлены недостоверные сведения по критериям оценки "Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г.", "Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г.".

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принципы закупочной деятельности установлены в статье 1.2 Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 5.2 Информационной карты Документации критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены в приложении N 1 к Информационной карте Документации (далее - Приложение N 1).

В соответствии с Приложением N 1 оценка заявок участников Конкурса осуществляется, в том числе по критериям "Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г.", "Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г." (далее - Показатель N 2 и N 3). При этом установлен следующий порядок оценки:

Показатель Документы, подтверждающие данные по показателю Расчет по показателю
Показатель 2
Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г.
Копия формы по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за период в 2016, 2017, 2018 г. (раздел 1, стр. 126, столбец 8) Отсутствие отказов - 25 баллов
Наличие отказов от 1 до 100-10 баллов
Наличие отказов от 101 и более - 0 баллов
Максимальное количество баллов - 25
Показатель 3
Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г.
Копия формы по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" в 2017 и 2018 г. (раздел 1, стр. 126, столбец 11) Отсутствие выплат - 25 баллов
Наличие выплат от 1 до 100-5 баллов
Наличие выплат 101 и более - 0 баллов
Максимальное количество баллов - 25

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили материалы и сообщили, что согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов открытого конкурса в электронном виде N 31907944773 от 24.07.2019 ПАО "Р" признано победителем Конкурса. При этом по Показателям N 2 и N 3 присвоено максимальное количество баллов, что свидетельствует о предоставлении в заявке ПАО "Р" сведений об отсутствии отказов в выплате по добровольному медицинскому страхованию (далее - ДМС) в 2016, 2017 и 2018 году, а также отсутствии страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 года.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и сообщил, что согласно сведениям размещенным на сайте Банка России, а именно форме по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" ПАО "Р" указывает следующие значения показателей:

Показатель Отчетный период, г. Значение
Отказ в страховой выплате по ДМС 2016 4908 случаев
2017 5537 случаев
Выплаты по договорам страхования на основании решения суда 2017 1,02 млн руб.
2018 1,61 млн руб.

При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что предоставление ПАО "Р" в составе заявке на участие в Конкурсе сведений об отсутствии случаев по Показателям N 2 и N 3 является фактом предоставлением недостоверных сведений.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) субъекты страхового дела обязаны представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве).

При этом согласно части 5 Приложения N 4 к Указания Банка России от 25.10.2017 N 4584-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков, а также формах, сроках и порядке представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков", принятого на основании статей 28 и 30 Закона об организации страхового дела, страховщик осуществляет проверку полноты и правильности составления отчетности, в том числе проверку контрольных соотношений ее показателей, до отправки отчетности в Банк России.

Также представитель ПАО "Р" на заседании Комиссии ФАС России подтвердил наличие вышеуказанных расхождений в сведениях по Показателям N 2 и N 3, а также сообщил о необходимости корректировки информации размещенной на сайте Банка России.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.22 Документации Заказчик, комиссия по закупкам обязаны отстранить участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, в том числе в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником конкурса в составе заявки.

При этом на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе заявки на участие в Конкурсе ПАО "Р" представлена информация о наличии расхождений между сведениями, размещенными на сайте Банка России и сведениями заявки по Показателям N 2 и N 3.

Учитывая изложенное, в отсутствие иных сведений, подтверждающих достоверность информации, представленной в заявке ПАО "Р" по Показателям N 2 и N 3, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном определении победителя Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупках и нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу АО "А" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 02.08.2019 N 6241668 на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение N 31907944773) обоснованной.

2. Признать ФГУП "П" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ФГУП "П" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 08.08.2019 N 223ФЗ-820/19.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.08.2019 N 223ФЗ-820/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.