Решение ФАС РФ от 10.10.2019 по делу N 11/01/10-15/2019

"Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении заинтересованного лица прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях"
Редакция от 10.10.2019 — Действует с 10.10.2019

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2019 г. по делу N 11/01/10-15/2019

Резолютивная часть решения оглашена 10 сентября 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 11/01/10-15/2019 в составе: Председателя Комиссии - <...> (далее - Комиссия),

рассмотрев дело N 11/01/10-15/2019 по признакам нарушения ООО "С" (ИНН <...>, ОГРН <...>, адрес регистрации: <...>) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствие на заседании уполномоченного представителя ООО "С" <...>,

установила:

Основанием для возбуждения дела N 11/01/10-15/2019 послужило заявление ООО "СТ" (вх. N 132388/19 от 14.08.2018, далее - Заявление) - правообладателя программного обеспечения по автоматизированному подбору персонала "Робот Вера" (далее - ПО "Робот Вера").

Согласно материалам Заявления, ООО "Х", ссылаясь на пункты 4.2.7, 4.2.8, 4.2.13 Условий использования сайта hh.ru (https://hh.ru/article/13982), начал блокировать пользователей (работодателей, получивших доступ к базе данных резюме на сайте hh.ru), использующих ПО "Робот Вера" при работе с сайтом hh.ru. В то же время, исходя из данных, предоставленных ООО "СТ" (вх. N 132388/18 от 14.08.2018), ООО "Х" предлагал пользователям (работодателям) использовать программное обеспечение собственного производства "Talantix" ("Виртуальный рекрутер"), имеющее такое же функциональное назначение, как и ПО "Робот Вера".

При этом в ходе рассмотрения материалов Заявления ФАС России установлено, что условия использования сайта superjob.ru (ООО "С") содержат положения, запрещающие пользователям указанного сайта (в том числе работодателям) использовать стороннее программное обеспечение (в том числе программное обеспечение по автоматизированному подбору персонала) при работе с данными сайтами.

В частности, согласно пункту 4.5.11 Правил работы с сервисом superjob.ru (https://www.superjob.ru/info/hr_service.html) (далее - Правила) запрещается использовать для запроса контактной информации из резюме автоматизированные программные средства любого происхождения (в редакции Правил от 10.07.2018).

Информация об ООО "С":

Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью "С" (ИНН <...>, ОГРН <...>, адрес регистрации: <...>; основной вид деятельности: деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (63.11.1 по ОКВЭД).

ООО "С" на основании свидетельства о государственной регистрации баз данных (от 19.04.2012 N 2012620365), свидетельства на товарный знак (от 05.04.2005 N 286043) является правообладателем Базы данных работодателей и соискателей ООО "С" (далее - База данных), а также товарного знака Superjob.ru.

Информация об ООО "СТ":

Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью "СТ" (ИНН <...>, ОГРН <...>, адрес регистрации: <...>; основной вид деятельности: деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (63.11.1 по ОКВЭД).

Программное обеспечение "Робот Вера" зарегистрировано Роспатентом в Реестре программ для электронно-вычислительных машин (свидетельство от 04.07.2017 N 2017617421), правообладателем является ООО "СТ".

В целях рассмотрения указанного заявления о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, ФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды и подготовлен Аналитический отчет о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Аналитический отчет).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

В настоящее время действует Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Приказ N 220).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В ходе проведения анализа состояния конкурентной среды товар был определен как услуга по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Функциональным назначением товара является:

- для соискателей:

- создавать, редактировать, удалять резюме;

- искать вакансии;

- откликаться на вакансии от работодателей;

- получать приглашения от работодателей.

- для работодателей:

- создавать, публиковать, редактировать, дублировать, удалять вакансии;

- приглашать соискателя на собеседования;

- искать резюме.

Функциональное назначение для кадровых агентств объединяет таковые для соискателей и работодателей.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

В целях определения взаимозаменяемых товаров, был проведен опрос 8 крупнейших специализированных интернет-сервисов, оказывающих услуги по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств (ООО "Х", ООО "С", ООО "Р" и т.д.).

Исходя из ответов хозяйствующих субъектов, в качестве потенциально взаимозаменяемых товаров были определены:

а) Специализированные интернет-сервисы;

б) Печатные СМИ;

в) Телевизионные СМИ.

Согласно опросу, проведенному в октябре 2017 года аналитическим центром НАФИ (https://nafi.ru/analytics/rossiyane-ishchut-rabotu-cherez-znakomykh/), 58% россиян ищут работу через знакомых, 29% через сервисы, предоставляющие услуги по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", 13% с помощью биржи труда, 13% ищут вакансии на предыдущих местах работы, 12% с помощью печатных СМИ. Публикации объявлений о работе на телевидении в качестве источника информации не определены.

Согласно опросу, проведенному в октябре 2018 года исследовательским холдингом ROMIR (https://romir.ru/studies/60-rossiyan-ne-menyali-rabotu-bolee-5-let), 65% россиян ищут работу через знакомых, 24% через социальные сети, 18% через государственные службы занятости. Публикации объявлений о работе в печатных СМИ или на телевидении в качестве источника информации не определены.

Исходя из данных, представленных в опросах, россияне предпочитают пользоваться услугами специализированных интернет-сервисов для поиска работы. Доля печатных СМИ гораздо ниже, а публикация объявлений на телевидении не была определена в качестве источника информации.

Из открытых источников (http://mediagid.net/tematicheskaya-reklama/katalog-pressu/trudoystroystvo-smi.html) было выявлено, что на территории Российской Федерации существует более 165 печатных СМИ, посвященных публикации объявлений о работе. Общий месячный тираж всех изданий составляет 3 388 700 экземпляров. Также необходимо учитывать, что все специализированные печатные СМИ являются региональными.

Среднемесячное за три года количество уникальных пользователей интернет-сервисов, оказывающих услуги по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств составляет более 40 400 000. Потенциальной аудиторией данных сервисов является все трудоспособное население Российской Федерации, имеющее доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Исходя из этого, охватываемая аудитория печатных СМИ существенно ниже аудитории специализированных интернет-сервисов.

Печатные СМИ и телевидение предоставляют возможность разместить объявление о поиске работы или предложение о работе. Данные услуги не дают потребителям необходимого функционала, так как между потребителями нет обратной связи, что ведет к отсутствию многостороннего рынка. интернет-сервисы, в свою очередь, позволяют всем группам потребителей взаимодействовать непосредственно внутри сервиса.

Таким образом, публикации объявлений о работе в печатных СМИ или на телевидении не являются взаимозаменяемыми товарами по отношению к интернет-сервисам, предоставляющим услуги по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств.

Определив товар и оценив взаимозаменяемость, продуктовые границы определены, как рынок услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, входят сервисы, оказывающие услуги по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающие функции создания, редактирования, поиска, удаления и отклика на вакансию и резюме, включающие интерфейс на русском языке и иным образом локализованные для распространения на территории России в соответствии с требованиями российского законодательства, в пределах установленного временного интервала исследования - 2016 - 2018 гг.

Исходя из п. 5.1 и 5.3 Порядка, а также цели исследования, определен состав продавцов на рынке:

1. ООО "Х" (сервисы hh.ru, career.ru)

2. ООО "С" (сервис superjob.ru)

3. ООО "Р" (сервис rabota.ru)

4. ООО "З" (сервис zarplata.ru)

5. Федеральная служба по труду и занятости (сервис trudvsem.ru)

6. ООО "ТН" (сервис naim.ru)

7. ООО "Г" (сервис gorodrabot.ru)

8. ООО "РО" (сервис rabota.1777.ru) (далее совместно - сервисы по поиску работы)

Состав покупателей:

1. Соискатели

2. Работодатели

3. Кадровые агентства

Составы продавцов и покупателей были выявлены путем анализа информации в открытых источниках, а также исходя из данных, представленных хозяйствующими субъектами.

Также участниками рынка услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" являются организации (ООО "Х", ООО "СТ", ООО "У" и др.), предоставляющие работодателям (кадровым агентствам, соискателям) сервисы для автоматизированного подбора персонала, такие как "Amazing Hiring", "Experium", "Робот Вера", Хантфлоу, Potok и т.д.

Указанные сервисы являются системами, автоматизирующими процессы по подбору персонала для компаний (работодателей, кадровых агентств) путем автоматического поиска кандидатов (резюме, вакансий) в базах данных вышеуказанных сервисов по поиску работы (rabota.ru, hh.ru, superjob.ru и др.). Сервисы для автоматизированного подбора персонала являются платными, отношения между продавцом и покупателем (тем или иным работодателем) регулируются отдельными договорами об оказании услуг.

Деятельность сервисов для автоматизированного подбора персонала напрямую зависит от возможности доступа к соответствующим базам данных сервисов по поиску работы в интересах потребителей, заключивших договоры с владельцами баз данных (Договор на оказание услуг/Договор-оферта о передаче неисключительных прав на пользование сайтом/Лицензионный договор).

Таким образом, рынок услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-коммуникационной сети "Интернет" является многосторонним.

Основным показателем, используемым при определении объема товарного рынка и долей участников данного рынка, является количество резюме, так как именно количество резюме привлекает работодателей, которые являются основными клиентами, приносящими доход (исходя из данных, представленных хозяйствующими субъектами).

Совокупная доля ООО "Х", ООО "С" и ООО "Р" составляет 98% на рынке услуг по предоставлению информации для поиска сотрудников, работы (вакансий) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при этом доли каждого не менее 15%). Доли остальных хозяйствующих субъектов менее 8%.

С 2016 по 2018 годы размеры долей ООО "Х", ООО "С" и ООО "Р", а также их групп лиц, были неизменны.

Исходя из изложенного, ООО "Х", ООО "С", ООО "Р" занимают доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно части 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции в случае принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган издает приказ о возбуждении дела и создании комиссии. Копия такого приказа направляется заявителю и ответчику по делу в течение трех дней со дня издания такого приказа.

По результатам анализа обстоятельств, изложенных в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства и на основании Аналитического отчета приказом ФАС России от 15.04.2019 N 454/19 возбуждено дело N 11/01/10-9/2019 по признакам нарушения ООО "Х", ООО "Р" и ООО "С" пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в осуществлении действий (бездействия), которые могут привести к ограничению доступа на товарный рынок услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для хозяйствующих субъектов, предоставляющих программное обеспечение по автоматизированному подбору персонала, что впоследствии может привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) на указанном товарном рынке.

Вместе с тем Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 11/01/10-9/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также для защиты прав и законных интересов участников дела, в том числе прав на ограничение доступа к информации, составляющую коммерческую тайну приняла решение о выделении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "С" по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отдельное производство.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 04.06.2019 N 716/19 О создании Комиссии по рассмотрению выделенного дела N 11/01/10-15/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "С" пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Сторон, Комиссия установила следующее.

I. Юридические взаимоотношения между ООО "С" и работодателями, соискателями регулируются, в том числе договором-офертой, Правилами.

Согласно указанному договору-оферте, договор-оферта является лицензионным договором между юридическими или физическими лицами (далее - Лицензиат) и ООО "С" (далее - Лицензиар).

Пунктом 1 договора-оферты предусмотрено, что Лицензиар предоставляет Лицензиату право пользования базы данных в виде доступа к закрытому сервису по поиску персонала в электронном виде по каналам связи (далее - "Сервис") на сервере Superjob.ru по адресу https://www.superjob.ru (далее - Superjob.ru) в соответствии с правилами, указанными в пункте 4 настоящего договора-оферты.

В соответствии с пунктом 4 договора оферты правила размещения вакансий в открытом доступе сайта Superjob.ru и правила использования базы данных сайта Superjob.ru устанавливаются Лицензиаром и публикуются на Superjob.ru по адресу https://www.superjob.ru/info/rules/add_vacancy/ и https://www.superjob.ru/info/hr_service.html соответственно. Лицензиат в полном объеме несет ответственность за соблюдение указанных требований.

Правила регулируют порядок работы с Базой данных, права и обязанности сторон (работодателей, соискателей, кадровых агентств) при работе с Базой данных, и их ответственность за соблюдение Правил в полном объеме и порядок разрешения споров сторон.

Согласно пункту 4.5.11 Правил (в редакции от 10.07.2018) запрещается использовать для запроса контактной информации из резюме автоматизированные программные средства любого происхождения.

Согласно пункту 5.1 Правил Лицензиат в полном объеме несет ответственность за соблюдение указанных требований в настоящем договоре-оферте. В случае нарушения Лицензиатом Правил Лицензиар оставляет за собой право отключить доступ к Сервису без предупреждения.

Таким образом, применение указанного пункта к пользователям (работодателям, кадровым агентствам), имеющим надлежащий доступ к сайту superjob.ru (Базе данных) и работающим с ним посредством программного обеспечения по автоматизированному подбору персонала (в том числе, ПО "Робот Вера"), а также их последующая блокировка (отключение доступа к сайту, Базе данных) за нарушение данного пункта в связи с использованием программного обеспечения по автоматизированному подбору персонала, могло привести к ограничению доступа на товарный рынок услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для хозяйствующих субъектов, предоставляющих программное обеспечение по автоматизированному подбору персонала, что впоследствии могло привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) на указанном товарном рынке.

1. В ответ на определение о назначении дела N 11/01/10-9/2019 к рассмотрению от 22.04.2019 N АГ/33056/19 ООО "С" сообщило (вх. N 84877/19 от 17.05.2019), что, несмотря на ограничения, предусмотренные пунктом 4.5.11 Правил, ООО "С" не препятствовало использованию стороннего программного обеспечения по автоматизированному подбору персонала. Пункт 4.5.11 Правил направлен, в первую очередь, на недопущение использования программного обеспечения, которое может нарушить каким-либо образом работу сайта, либо осуществлять действия по несанкционированному извлечению базы данных, что не относится к программному обеспечению по автоматизированному подбору персонала.

Также в указанном ответе ООО "С" сообщило, что общество признает неправомерность ограничений, предусмотренных пунктом 4.5.11 Правил. В связи с этим ООО "С" изменило формулировку указанного пункта Правил. Согласно пункту 4.5.11 в текущей редакции Правил запрещается использовать для запроса контактной информации из резюме автоматизированные программные средства любого происхождения, превышающие действия для функционирования программы базы данных, в том числе осуществлять действия по несанкционированному извлечению базы данных используя внешнее применяемое программное обеспечение.

II. ФАС России в адрес ООО "С" был направлен запрос информации от 08.07.2019 N АГ/61749/19, в котором запрашивались данные о пользователях (работодателях, кадровых агентствах), заблокированных за нарушение пункта 4.5.11 Правил.

Согласно представленной информации (вх. N 127754/19 от 22.07.2019) за период с 2017 года по настоящее время ООО "С" не было заблокировано ни одного пользователя (работодателя, кадрового агентства) за нарушение указанного пункта Правил, а также в связи с работой с Базой данных посредством программного обеспечения по автоматизированному подбору персонала.

II. Согласно информации, представленной заявителем (вх. N 127301 от 22.07.2019), взаимодействие ООО "СТ" и ООО "С" происходит путем предоставления доступа программному обеспечению "Робот Вера" к Базе данных через программный интерфейс API (application programming interface - программный интерфейс приложения) на основании договора об использовании сервиса API Superjob. Имеющийся доступ не ограничивает функционал программного обеспечения "Робот Вера" и случаев блокировки пользователей (работодателей) за использование ими программного обеспечения "Робот Вера" за период сотрудничества не было.

Касательно содержащегося в пункте 4.5.11 Правил (в измененной редакции) запрета на использование для запроса контактной информации из резюме автоматизированных программных средств любого происхождения, превышающие действия для функционирования программы базы данных, в том числе осуществлять действия по несанкционированному извлечению базы данных используя внешнее применяемое программное обеспечение, ООО "СТ" полагает, что он может относиться к случаям злоупотребления сервисами и автоматизированными программными средствами, а именно несанкционированному извлечению из Базы данных и/или превышению лимитов извлечения таких материалов. Учитывая, что программное обеспечение "Робот Вера" взаимодействует с Базой данных через программный интерфейс API, а клиенты, использующие программное обеспечение "Робот Вера", используют Базу данных на легальных условиях, оплатив соответствующий доступ к Базе данных, не превышая лимиты извлечения материалов, то от такого взаимодействия никакого ущемления прав ООО "С" на Базу данных не происходит.

В этой связи, у ООО "СТ" претензии по отношению к ООО "С" отсутствуют.

Оценив документы, письменные и устные пояснения Сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Пункт 4.5.11 Правил (в редакции от 10.07.2018) не запрещал пользователям (работодателям, кадровым агентствам), имеющим надлежащий доступ к сайту superjob.ru (Базе данных) использовать стороннее программное обеспечения по подбору персонала и не приводил к блокировкам пользователей (работодателей, кадровых агентств), в том числе пользователей (работодателей, кадровых агентств), использующих стороннее программное обеспечение по автоматизированному подбору персонала (в том числе, ПО "Робот Вера"). Кроме того, данный пункт Правил был изменен 17.06.2019, и в текущей редакции Правил не приводит к ограничению доступа на товарный рынок услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для хозяйствующих субъектов, предоставляющих программное обеспечение по автоматизированному подбору персонала.

2. ООО "С" не проводило блокировки пользователей (работодателей, кадровых агентств) использующих стороннее программное обеспечение по автоматизированному подбору персонала при работе с Базой данных. За нарушение пункта 4.5.11 Правил блокировок пользователей (работодателей, кадровых агентств) также не проводилось.

Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также документы и сведения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией по настоящему делу действиях (бездействии) ООО "С".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

Рассмотрение дела N 11/01/10-15/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "С" (ИНН <...>, ОГРН <...>, адрес регистрации: <...>) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.