Решение ФАС РФ от 14.08.2019 N 223ФЗ-837/19

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, рассмотревшего заявки участников запроса предложений в нарушение установленного документацией порядка рассмотрения заявок, нарушают требования ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 14.08.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2019 г. N 223ФЗ-837/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Ч" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ООО "Ч" от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Н" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории хозяйственной деятельности ПАО "Н" в ХМАО - Югра (извещение N 31807377991), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Ч" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Н" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории хозяйственной деятельности ПАО "Н" в ХМАО - Югра (извещение N 31807377991) (далее - Жалоба, Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения Запроса предложений регламентировалась Положением компании о закупках товаров, работ, услуг N П2-08 Р-0019, утвержденным Решением Совета директоров ОАО "Н" (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещениями об осуществлении закупок, документацией о закупках, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Запроса предложений, закупочная документация (далее - Извещения, Документации) размещена в единой информационной системе в сфере закупки (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) - 27.12.2018;

2. Дата окончания подачи заявок - 31.01.2019;

3. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов Запросе предложений - 14.06.2019;

Начальная (максимальная) цена договора - по Лоту N 1-1 972 913 037,62 рублей; по Лоту N 2-1 972 913 037,62 рублей; по Лоту N 3-1 972 913 037,62 рублей; по Лоту N 4-1 972 913 037,62 рублей; по Лоту N 5-1 972 913 037,62 рублей; по Лоту N 6-1 972 913 037,62 рублей.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы Заявителя следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком ненадлежащим образом рассмотрены заявки участников Запроса предложений;

2. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол подведения итогов Запроса предложений от 31.07.2019 N ЦЗК-49.2-19-15 (далее - Протокол).

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом рассмотрены заявки участников Запроса предложений.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке Заказчика.

Разделом 18 блока 2 информационной карты Документации установлено, что все части заявок рассматриваются одновременно.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил документы и пояснил, что Заказчиком заявки участников Запроса предложений рассмотрены по частям, а именно: квалификационные части (первые части) и технико-коммерческая часть (вторые части), что не соответствует установленному в Документации порядку рассмотрения заявок.

Таким образом, действия Заказчика, рассмотревшего заявки участников Запроса предложений в нарушение установленного Документацией порядка рассмотрения заявок, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, выявленное нарушение на результаты проведения Запроса предложений не повлияло, поскольку заявка Заявителя отклонена.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол.

В соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать, в том числе, результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил документы, Протокол и пояснил, что закупочной комиссией Заказчика в Протоколе указаны основания несоответствия заявки Заявителя, а именно: "пп. "а" "б" "е" п. 10.5.6.2 Положения Компании "О закупке товаров, работ, услуг" (несоответствие требованиям п. 2 (3.2.1), п. 3 (п. 3.2.2.), п. 6 (п. 3.3.1), п. 19 (3.8.2) Блока 2 Документации о закупке)".

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Ч" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Н" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории хозяйственной деятельности ПАО "Н" в ХМАО - Югра (извещение N 31807377991) обоснованной в части ненадлежащего порядка рассмотрения Заказчиком заявок участников Запроса предложений.

2. Признать в действиях ПАО "Н" нарушения части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", статьи 36 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 14.08.2019 N 223ФЗ-837/19 не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на проведение Запроса предложений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.08.2019 N 223ФЗ-837/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.