Решение ФАС РФ от 12.08.2019 N 223ФЗ-827/19

"О признании жалобы обоснованной: оператор не обеспечил заявителю возможность подать заявку на участие в конкурсе, и таким образом оператор нарушил ч. 12 ст. 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 12.08.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2019 г. N 223ФЗ-827/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "И" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

рассмотрев жалобу ООО "И" на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" при проведении АО "Т" конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по разработке и внедрению программы для ЭВМ - системы корпоративных информационных сервисов (пилот) (извещение N 31908098814), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "И" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" (далее - Оператор) при проведении АО "Т" (далее - Заказчик) конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по разработке и внедрению программы для ЭВМ - системы корпоративных информационных сервисов (пилот) (извещение N 31908098814) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд АО "Т" (далее - Положение о закупке).

Согласно Документации, заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.roseltorg.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://www.roseltorg.ru, регулируются Регламентом специализированной торговой секции для проведения закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства АО "Е", утвержденным Генеральным директором АО "Е" Е. (далее - Регламент).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 15.07.2019;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 33 490 429,82 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок - 31.07.2019;

4. Дата подведения итогов Конкурса - 04.09.2019;

5. На участие в Конкурсе подано - 2 заявки;

6. На участие в Конкурсе допущено - 2 заявки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Конкурса, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Конкурсе.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Оператор действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил графические изображения и пояснил, что 22.07.2019 Заявителем подано намерение на сайте Оператора для участие в Конкурсе.

Вместе с тем, представитель Заявителя пояснил, что подача заявки для участия в Конкурсе осуществляется только через портал Госуслуг, в связи с тем что Заявителем подано намерение на сайте Оператора, а подача заявки осуществляется только через портал Госуслуг и возможность работы по вышеуказанной заявке с различных способов входа отсутствует, в связи с этим Заявителем принята попытка отозвать ранее направленное намерение через сайт Оператора, чтобы подать намерение и заявку на участие в Конкурсе через портал Госуслуг.

При этом, представитель Заявителя пояснил, что функционал Оператора не позволял Заявителю отозвать ранее поданное им намерение и подать заявку на участие в Конкурсе, в связи с тем, что согласно уведомлению полученному Заявителем на сайте Оператора, Заявитель не может подавать заявки на участия в закупках за 1 месяц до истечения срока аккредитации.

Кроме того, согласно представленным сведениям, срок окончания аккредитации на сайте Оператора истекает 25.10.2019.

Согласно сведениям ЕИС, срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.07.2019, при этом Заявитель имел возможность подавать заявки на участия в закупках с учетом срока окончания аккредитации на сайте Оператора до 25.09.2019.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что для участия в Конкурсе, изначально участникам Конкурса необходимо направить намерения на участие в Конкурсе, а после направления намерения, участники Конкурса должны направить заявку для участия в Конкурсе, согласно Документации и Положению о закупке.

Вместе с тем, представитель Оператора на заседание Комиссии ФАС России не представил сведений, подтверждающих, что при проведении Конкурса Оператором обеспечена надежность функционирования программных и технических средств.

Комиссия ФАС России изучив Документацию и Положение о закупке не установила требования о необходимости направлений намерений для участия в Конкурсе, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Оператор не обеспечил Заявителю возможность подать заявку на участие в Конкурсе и таким образом Оператор нарушил часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "И" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении АО "Т" конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по разработке и внедрению программы для ЭВМ - системы корпоративных информационных сервисов (пилот) (извещение N 31908098814) обоснованной.

2. Признать в действиях АО "Е" нарушения части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 12.08.2019 N 223ФЗ-827/19.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.