Приказ ФТС РФ от 17.07.2019 N 1171

"Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений"
Редакция от 17.07.2019 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

Зарегистрировано в Минюсте России 9 декабря 2019 г. N 56733


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 17 июля 2019 г. N 1171

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ВАЛЮТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, С ВВОЗОМ ТОВАРОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ИХ ВЫВОЗОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ПРОВОДИМЫХ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, С ВВОЗОМ ТОВАРОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ИХ ВЫВОЗОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УСЛОВИЯМ ЛИЦЕНЗИЙ И РАЗРЕШЕНИЙ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908, N 36, ст. 4903, N 50, ст. 7070, N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506; 2017, N 44, ст. 6523; 2018, N 6, ст. 880, N 25, ст. 3696, N 36, ст. 5623, N 46, ст. 7050), пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823, N 45, ст. 5822; 2014, N 37, ст. 4971; 2015, N 2, ст. 491, N 47, ст. 6586; 2016, N 17, ст. 2399, N 28, ст. 4741; 2017, N 25, ст. 3689; 2019, N 7, ст. 627, N 23, ст. 2955), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.

2. Признать утратившими силу:

приказ ФТС России от 24 декабря 2012 г. N 2621 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования" (зарегистрирован Минюстом России 27.06.2013, регистрационный N 28909);

приказ ФТС России от 28 января 2015 г. N 129 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования, утвержденный приказом ФТС России от 24 декабря 2012 г. N 2621" (зарегистрирован Минюстом России 02.03.2015, регистрационный N 36332).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
В.И. БУЛАВИН

Приложение
к приказу ФТС России
от 17 июля 2019 г. N 1171

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ВАЛЮТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, С ВВОЗОМ ТОВАРОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ИХ ВЫВОЗОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ПРОВОДИМЫХ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, С ВВОЗОМ ТОВАРОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ИХ ВЫВОЗОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УСЛОВИЯМ ЛИЦЕНЗИЙ И РАЗРЕШЕНИЙ

I. Общие положения

1. Административный регламент Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (далее - Административный регламент), устанавливает сроки и последовательность административных процедур (административных действий) таможенных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФТС России, ее территориальными органами, должностными лицами, порядок взаимодействия ФТС России и ее территориальных органов с резидентами и нерезидентами, органами и агентами валютного контроля, правоохранительными органами и иными государственными органами.

Наименование функции

2. Государственный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (далее - государственный контроль).

Наименование органа, осуществляющего государственный контроль

3. Государственный контроль осуществляется ФТС России, региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами за исключением центров электронного декларирования (далее - таможенные органы).

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля

4. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля, размещается на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.customs.ru), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).

Предмет государственного контроля

5. Предметом государственного контроля является:

обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2018, N 53, ст. 8440) (далее - субъект проверки), валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство) при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации (далее - валютные операции);

обеспечение соответствия проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

обеспечение полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля

6. Права должностных лиц таможенных органов при осуществлении государственного контроля перечислены в частях 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2007, N 29, ст. 3480, N 47, ст. 6028; 2011, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7348; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098, N 27, ст. 3972, N 48, ст. 6716; 2016, N 27, ст. 4218; 2017, N 47, ст. 6851; 2018, N 1, ст. 11, N 15, ст. 2035, N 31, ст. 4835, N 49, ст. 7524, N 53, ст. 8411) (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).

7. При осуществлении государственного контроля должностные лица таможенных органов обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы субъекта проверки;

2) соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий;

3) соблюдать сроки проведения проверки;

4) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля, органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647, N 42, ст. 5972; 2017, N 32, ст. 5152, N 35, ст. 5385; 2019, N 5, ст. 410) (далее - межведомственный перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;

5) знакомить субъект проверки, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

6) знакомить субъект проверки, его уполномоченного представителя с результатами проверки.

8. Таможенным органам запрещено требовать от субъекта проверки представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в межведомственный перечень.

9. Уполномоченные должностные лица таможенных органов вправе отменять и приостанавливать решения нижестоящих подчиненных таможенных органов в случае несоответствия указанных решений требованиям Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственного контроля.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю

10. Субъект проверки, в отношении которого осуществляется государственный контроль, имеет право:

1) знакомиться с актом проверки соблюдения валютного законодательства (далее - акт проверки);

2) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными таможенным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень;

3) представлять по собственной инициативе документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц таможенного органа, повлекшие за собой нарушение прав субъекта проверки при проведении проверки, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 173-ФЗ;

7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

11. Субъект проверки, в отношении которого осуществляется государственный контроль, обязан:

1) представлять таможенным органам документы и информацию в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 173-ФЗ;

2) вести в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (зарегистрирована Минюстом России 31.10.2017, регистрационный N 48749), учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока осуществления договора, являющегося основанием для проведения валютных операций;

3) выполнять предписания таможенных органов об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.

Описание результата осуществления государственного контроля

12. Результатом осуществления государственного контроля является:

акт проверки;

протокол об административном правонарушении в случае обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и установление факта его своевременного и полного исполнения (неисполнения).

Перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля и достижения целей и задач проведения проверки

13. В целях осуществления государственного контроля таможенный орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от субъекта проверки, а субъект проверки обязан представлять таможенному органу документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ и должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ.

Субъект проверки представляет органам валютного контроля документы и информацию при осуществлении валютных операций в соответствии с Правилами представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 98 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 9, ст. 1089; 2012, N 43, ст. 5874; 2014, N 34, ст. 874, ст. 4673; 2016, N 17, ст. 2399; 2017, N 40, ст. 5865; 2018, N 18, ст. 2656).

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля таможенный орган имеет право запрашивать и получать от субъекта проверки следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки;

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;

15) договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинга), указанные в части 4 статьи 9 Федерального закона N 173-ФЗ, и (или) договоры о последующей уступке денежного требования;

16) письменные уведомления об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору);

17) документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ;

18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями;

19) договоры страхования, указанные в части 4 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, и иные связанные с ними документы, в том числе подтверждающие совершение операций и расчетов.

14. Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с межведомственным перечнем, в том числе:

1) выписка из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

2) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости;

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости;

4) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;

5) сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

6) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

7) сведения из реестра дисквалифицированных лиц;

8) сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

9) сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательства;

10) сведения о сумме фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней;

11) сведения о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы;

12) сведения о действительности (недействительности) документа, удостоверяющего личность гражданина (кроме удостоверений личности, выданных иностранными государствами);

13) сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации;

14) сведения о регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации;

15) сведения из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

15. Таможенные органы требуют представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

II. Требования к порядку осуществления государственного контроля

Порядок информирования об осуществлении государственного контроля

16. Порядок получения заинтересованными лицами информации по вопросам осуществления государственного контроля, сведений о ходе осуществления государственного контроля и иные сведения размещены на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.customs.ru), в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru), а также в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)".

17. Информация о месте нахождения таможенных органов, графике работы, справочные телефоны, почтовые адреса, адреса электронной почты таможенных органов указаны на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.customs.ru).

Также указанная справочная информация размещается в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).

18. Основными требованиями к информированию о порядке осуществления государственного контроля являются достоверность предоставляемой информации, четкость в изложении информации, полнота информирования.

19. В случае письменного обращения информирование о порядке и ходе осуществления государственного контроля осуществляется в письменной форме.

20. При выдаче справок по входящей корреспонденции, связанной с исполнением государственного контроля, заинтересованным лицам представляется следующая информация:

о входящих номерах, под которыми зарегистрирована письменная корреспонденция и корреспонденция в форме электронного документа;

о направлении ответа;

о месте размещения на официальном сайте ФТС России (сайтах таможенных органов) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" справочных и статистических материалов.

Сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в осуществлении государственного контроля, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по государственному контролю

21. Государственный контроль осуществляется бесплатно. Взимание платы за осуществление государственного контроля на любом ее этапе не допускается.

Срок осуществления государственного контроля

22. Осуществление государственного контроля осуществляется непрерывно. Срок осуществления административных процедур не может превышать двести сорок семь рабочих дней.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме

23. При осуществлении государственного контроля осуществляются следующие административные процедуры:

предпроверочный анализ;

подготовка к проведению проверки;

проведение проверки;

оформление результатов проверки;

вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременностью и полнотой его исполнения.

Предпроверочный анализ

24. Основаниями для начала административной процедуры являются:

1) поступление от правоохранительных органов, органов валютного контроля (включая вышестоящие таможенные органы), агентов валютного контроля, иных государственных органов, общественных объединений и организаций, физических и юридических лиц документов и (или) информации, содержащих признаки предполагаемых нарушений валютного законодательства;

2) информация о признаках предполагаемых нарушений валютного законодательства, выявляемая по результатам анализа информационных ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) в соответствии с предоставленным доступом.

25. Должностное лицо таможенного органа в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и (или) информации, содержащей признаки предполагаемых нарушений валютного законодательства, или анализа информационных ресурсов составляет аналитическую справку.

26. Начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, в течение пяти рабочих дней с даты составления аналитической справки принимает решение о необходимости направления запроса в уполномоченный банк, определяет ответственных должностных лиц таможенного органа и проставляет соответствующую резолюцию с указанием даты ее проставления.

При принятии начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, решения о проведении проверки информации, содержащей признаки нарушения, учитывается информация о дате совершения предполагаемых нарушений исходя из сроков давности привлечения к административной ответственности, позволяющих уполномоченному органу (уполномоченному должностным лицу) своевременно рассмотреть дело об административном правонарушении.

27. Ответственное должностное лицо таможенного органа в течение пяти рабочих дней с даты резолюции начальника таможенного органа либо лица, его замещающего, проставленной на аналитической справке, направляет запрос в адрес уполномоченного банка почтой или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Уполномоченный банк представляет запрашиваемые документы и (или) информацию, либо сообщает об их отсутствии в срок, указанный в запросе, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня получения запроса.

Ответственное должностное лицо таможенного органа в течение десяти рабочих дней с даты получения ответа от уполномоченного банка рассматривает представленные документы и (или) информацию.

28. Анализ документов и (или) информации, представленных уполномоченным банком, подтверждает либо опровергает выявленные признаки предполагаемых нарушений валютного законодательства.

Решение вопроса о целесообразности или нецелесообразности проведения проверочных мероприятий принимается на основании проведенного анализа документов и (или) информации, предоставленных уполномоченным банком.

29. Результатом административной процедуры является составление ответственным должностным лицом таможенного органа докладной записки на имя начальника таможенного органа либо лица, его замещающего, о целесообразности или нецелесообразности проведения проверочных мероприятий.

Начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, в течение пяти рабочих дней с даты регистрации докладной записки принимает решение и проставляет соответствующую резолюцию с указанием даты ее проставления.

30. В случае принятия начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, решения о нецелесообразности проведения проверки ответственное должностное лицо таможенного органа подшивает документы и (или) информацию, полученные от уполномоченного банка, и докладную записку в дело в соответствии с номенклатурой дел таможенного органа.

31. Способом фиксации результата административной процедуры является регистрация докладной записки.

Подготовка к проведению проверки

32. Основанием для начала административной процедуры являются:

1) резолюция начальника таможенного органа либо лица, его замещающего, на докладной записке;

2) поручение на проведение проверки вышестоящего таможенного органа.

33. Датой начала административной процедуры является дата принятия решения начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, о целесообразности проведения проверки в отношении конкретного субъекта проверки, проставленная на докладной записке.

В случае поступления в таможенный орган поручения вышестоящего таможенного органа на проведение проверки докладная записка не составляется и датой начала подготовки к проверке является дата регистрации в таможенном органе соответствующего поручения.

34. Запрос о представлении документов и (или) информации по валютным операциям (далее - запрос) оформляется на бланке таможенного органа и подписывается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) либо заместителем начальника таможенного органа, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля, и направляется в адрес субъекта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по всем известным адресам или вручается лично уполномоченному представителю субъекта проверки.

Запросы, созданные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) либо заместителем начальника таможенного органа, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля, направляются субъекту проверки на адрес его электронной почты с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", официального сайта субъекта проверки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии технической возможности) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления запроса.

Срок представления подтверждающих документов и (или) информации по валютным операциям, указанным в запросе, не может составлять менее семи рабочих дней со дня получения запроса субъектом проверки.

Указанные в запросе документы представляются в таможенный орган в подлиннике, который подлежит возврату субъекту проверки, или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в таможенный орган, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

35. Ответственное должностное лицо таможенного органа при необходимости вправе направлять запрос о представлении документов и (или) информации, связанных с деятельностью субъекта проверки, его контрагенту или иным лицам, располагающим документами и (или) информацией, касающимися деятельности субъекта проверки.

36. Запрос направляется ответственным должностным лицом таможенного органа в течение пяти рабочих дней с даты начала подготовки к проведению проверки, а в случае необходимости направления дополнительного запроса - с даты получения таможенным органом последних запрошенных документов и (или) информации.

37. На основании письменного заявления лица, которому направлен запрос, о продлении срока представления документов и (или) информации, указанных в запросе, поданного до истечения срока, установленного в запросе, начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) либо заместитель начальника таможенного органа, ответственный за организацию и осуществление валютного контроля, вправе продлить срок представления документов и (или) информации.

В заявлении должны быть указаны причины невозможности представления в установленный срок запрошенных документов и (или) информации и приложены документы, подтверждающие указанные причины (при наличии).

Заявление подлежит рассмотрению начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) либо заместителем начальника таможенного органа, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля, не позднее пяти рабочих дней с даты его поступления в таможенный орган. По итогам рассмотрения заявления принимается мотивированное решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления.

Решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления направляется в адрес лица, которому направлялся запрос, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вручения) субъектом (субъекту) проверки, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Срок представления документов и (или) информации может быть продлен один раз не более чем на семь рабочих дней.

38. Датой получения таможенным органом документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля, является дата регистрации сопроводительного письма в структурном подразделении таможенного органа, ответственном за делопроизводство.

39. Ответственное должностное лицо таможенного органа в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения запрошенных документов и (или) информации, проверяет полноту и своевременность исполнения запроса.

40. Критерием принятия решения в рамках административной процедуры является получение (поступление) документов и (или) информации в соответствии с направленными запросами или сведений о невозможности представления запрошенных документов и (или) информации, или возвращение почтовым органом корреспонденции с отметкой, свидетельствующей о невозможности вручения получателю.

41. Результатом административной процедуры является наличие в таможенном органе, осуществляющем государственный контроль, документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля, которые позволяют сделать объективные выводы о соблюдении субъектом проверки требований валютного законодательства.

42. Административная процедура является оконченной по истечении срока, установленного в пункте 39 настоящего Административного регламента.

43. Фиксация результата административной процедуры осуществляется путем включения информации о дате окончания проверки полноты представленных документов и (или) информации в акт проверки.

Проведение проверки

44. Основанием для начала административной процедуры является наличие в таможенном органе документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля.

45. Датой начала административной процедуры является день, следующий за днем окончания административной процедуры подготовки к проведению проверки.

46. Срок проведения проверки не может превышать сорока пяти рабочих дней от даты ее начала. Максимальный срок проведения проверки, включающий продление срока проведения проверки до ста рабочих дней, не может превышать ста сорока пяти рабочих дней.

47. Проведение проверки заключается в изучении и анализе документов и (или) информации, полученных ответственным должностным лицом таможенного органа, проверке соответствия документов и (или) информации, представленных субъектом проверки, требованиям, установленным валютным законодательством, установлении всех обстоятельств совершения субъектом проверки нарушения валютного законодательства, так и обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности, а также исключающих производство по делу об административном правонарушении.

48. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

49. Проверка осуществляется по всем валютным операциям и документам учета и отчетности по валютным операциям в рамках внешнеторгового договора (контракта), содержащим признаки нарушения валютного законодательства (за исключением тех валютных операций и документов учета и отчетности по валютным операциям, по которым ранее проводились проверочные мероприятия).

50. В случае если ранее по проверяемому внешнеторговому договору (контракту) таможенным органом проводилась проверка, в акте проверки делается соответствующая отметка с указанием результатов предыдущей проверки и реквизитов предыдущего акта проверки.

51. Основанием продления срока проведения проверки является:

1) необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз;

2) получение в ходе проведения проверки документов и (или) информации, свидетельствующих о признаках нарушения субъектом проверки валютного законодательства, требующих дополнительной проверки;

3) отсутствие субъекта проверки по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, при отсутствии у таможенного органа сведений об ином месте нахождения (месте жительства) субъекта проверки.

52. В случае возникновения оснований продления срока проведения проверки начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, либо заместитель начальника таможенного органа, ответственный за организацию и осуществление валютного контроля, подготавливает и направляет в вышестоящий таможенный орган письмо с изложением мотивированных оснований продления срока проведения проверки и необходимого срока продления проверки.

53. Решение о продлении либо отказе в продлении срока проведения проверки принимается:

начальником структурного подразделения ФТС России, ответственного за организацию и осуществление валютного контроля, либо лица, его замещающего, - на обращения таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и региональных таможенных управлений (в случае, если проверка проводится непосредственно региональным таможенным управлением);

начальником регионального таможенного управления либо лицом, его замещающим, либо заместителем начальника регионального таможенного управления, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля, - на обращения подчиненных таможен и таможенных постов.

54. Мотивированное решение о продлении либо отказе в продлении срока проведения проверки доводится до таможенного органа и проверяемого лица в течение трех рабочих дней. Решение направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В решении о продлении срока проведения проверки указывается срок продления проведения проверки.

55. Критерием принятия решения о завершении административной процедуры является наличие или отсутствие нарушений требований валютного законодательства.

56. Результатом административной процедуры является установление наличия либо отсутствия нарушения требований валютного законодательства.

57. Фиксация результата административной процедуры осуществляется путем составления акта проверки, о котором субъект проверки информируется в порядке, установленном в пункте 63 настоящего Административного регламента.

Оформление результатов проверки

58. Основанием для начала административной процедуры является завершение проверки и анализа всех полученных материалов, документов, информации и объяснений.

Датой начала административной процедуры является день, следующий за датой окончания проведения проверки.

59. Акт проверки составляется в одном экземпляре на русском языке с изложением в нем результатов проведенной проверки, включая информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства, и подписывается ответственным должностным лицом таможенного органа, проводившим проверку, визируется начальником структурного подразделения таможенного органа, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля, либо лицом, его замещающим.

60. Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных данных о наличии признаков нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых.

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование таможенного органа;

3) дата и номер документа, являющегося основанием для проведения проверки (докладная записка или поручение на проверку вышестоящего таможенного органа);

4) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование или фамилия, имя и отчество (при наличии) проверяемого субъекта контроля, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта контроля;

6) сведения о внешнеторговом договоре (контракте) (дата подписания внешнеторгового договора (контракта) и его номер, срок действия внешнеторгового договора (контракта) и (или) исполнения обязательств, стороны по внешнеторговому договору (контракту), условия поставки, оплаты, возврата денежных средств), сведения об уникальном номере контракта, присвоенного уполномоченным банком;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях валютного законодательства;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного представителя субъекта проверки;

9) подпись должностного лица таможенного органа или должностных лиц таможенного органа, проводивших проверку.

В акте проверки должна быть отражена информация о дате окончания проверки полноты представленных документов и (или) информации в соответствии с пунктом 43 настоящего Административного регламента.

61. К акту проверки приобщаются материалы, подтверждающие отраженные в акте проверки выявленные нарушения валютного законодательства.

62. Акт проверки вместе с прилагаемыми к нему материалами не позднее трех рабочих дней после окончания проведения проверки представляется начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, либо заместителю начальника таможенного органа, ответственному за организацию и осуществление валютного контроля, для утверждения. Максимальный срок утверждения не может превышать 5 рабочих дней.

63. В течение пяти рабочих дней с даты утверждения акта проверки субъекту проверки направляется информационное письмо, в котором должна содержаться информация о праве субъекта проверки ознакомиться с актом проверки.

В случае поступления письменного обращения от субъекта проверки копия акта проверки направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается непосредственно лицу, уполномоченному выступать от имени субъекта проверки.

64. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

65. В случае передачи в иные органы валютного контроля (включая вышестоящие таможенные органы), агентам валютного контроля, в правоохранительные, контрольные (надзорные) и иные государственные органы документов и (или) информации о выявленных в результате проведения проверки фактах совершения субъектом проверки нарушений валютного законодательства в акте проверки делается соответствующая запись.

66. При выявлении в ходе проведения проверки факта совершения субъектом проверки действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения и (или) состава преступления, ответственное должностное лицо таможенного органа обязано не позднее даты подписания акта проверки принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и (или) передать информацию о совершении указанных действий (бездействия) и подтверждающие такой факт документы и (или) информацию в уполномоченные подразделения таможенного органа.

67. Результатом административной процедуры является акт проверки и направление информационного письма с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки.

Информация о дате и номере акта проверки, а также ее результатах размещается в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности (сервис "Валютный контроль").

68. Способом фиксации результата административной процедуры является датирование акта проверки.

Вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременностью и полнотой его исполнения

69. Основанием для начала административной процедуры является акт проверки, содержащий сведения о выявленных нарушениях валютного законодательства и невыполнении субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

70. Срок административной процедуры не может превышать ста тринадцати рабочих дней с даты утверждения акта проверки.

Срок для устранения нарушения и представления в таможенный орган документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения валютного законодательства, устанавливается в предписании в зависимости от количества и характера выявленных нарушений и не может составлять менее десяти рабочих дней и более тридцати рабочих дней со дня получения предписания субъектом проверки.

71. Административная процедура предусматривает следующие административные действия, продолжительность их выполнения:

оформление предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства (далее - предписание) - максимальный срок выполнения не может превышать двадцати рабочих дней с даты составления акта проверки;

направление субъекту проверки предписания - максимальный срок выполнения не может превышать трех рабочих дней с даты вынесения предписания;

осуществление контроля за своевременностью и полнотой осуществления субъектом проверки предписания - максимальный срок выполнения не может превышать шестидесяти рабочих дней с момента истечения срока, предоставленного для устранения субъектом проверки выявленных нарушений валютного законодательства.

72. Предписание не подлежит исполнению (вынесению) в случае отмены вышестоящим таможенным органом или судебным органом постановления по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также в случаях, влекущих за собой невозможность его исполнения.

73. Предписание выносится начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, либо заместителем начальника таможенного органа, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля.

74. Предписание таможенного органа должно содержать:

1) сведения о должностном лице таможенного органа, подписывающем предписание, наименование таможенного органа;

2) наименование и адрес местонахождения (адрес места жительства) лица, совершившего нарушение валютного законодательства;

3) описание нарушения с указанием нарушенных требований валютного законодательства;

4) срок для устранения нарушения и представления в таможенный орган документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения валютного законодательства, а также указание на право субъекта проверки на продление срока исполнения предписания;

5) сведения о проведенной проверке (дата и номер акта проверки, предмет проверки, проверяемый период, дата и номер внешнеторгового договора (контракта), информация об уникальном номере принятого на учет уполномоченным банком внешнеторгового договора (контракта).

75. Предписание составляется в двух экземплярах, один из которых остается в материалах проверки, второй вручается под расписку субъекту проверки, в отношении которого вынесено предписание, либо его представителю, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо высылается субъекту проверки (его представителю) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также размещается в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности (сервис "Валютный контроль").

76. Срок для устранения нарушения и представления в таможенный орган документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения валютного законодательства, начинает исчисляться с даты получения субъектом проверки предписания.

77. Днем представления в таможенный орган документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения валютного законодательства, считается дата направления субъектом проверки почтового отправления, содержащего документы и (или) информацию, подтверждающие устранение нарушения валютного законодательства, или дата, указанная должностным лицом структурного подразделения таможенного органа, ответственного за делопроизводство, в отметке о принятии нарочно таких документов и (или) информации.

78. На основании письменного ходатайства (заявления) субъекта проверки установленный в предписании срок может быть продлен начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, либо заместителем начальника таможенного органа, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля.

Ходатайство (заявление) о продлении срока для устранения нарушения и представления документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения валютного законодательства, с обоснованием причин продления указанного срока подается субъектом проверки до истечения срока, первоначально установленного в предписании, и подлежит рассмотрению начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, либо заместителем начальника таможенного органа, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля, в течение трех рабочих дней с даты получения.

79. Срок представления субъектом проверки документов и (или) информации, установленный в предписании, может быть продлен один раз не более чем на тридцать рабочих дней начальником таможенного органа или его заместителем, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля.

80. Решение о продлении срока представления субъектом проверки документов и (или) информации, установленного в предписании, оформляется письменно и направляется в адрес субъекта проверки письмом.

81. Должностное лицо таможенного органа, вынесшее предписание, организовывает мероприятия по контролю за исполнением предписания.

82. При выявлении факта невыполнения субъектом проверки в установленный срок предписания должностное лицо таможенного органа, реализующее мероприятия по контролю за исполнением предписаний, возбуждает дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2014, N 19, ст. 2330; 2017, N 31, ст. 4812) (далее - КоАП РФ) в порядке, установленном КоАП РФ.

83. Результатами административной процедуры являются:

составление предписания;

получение документов и (или) информации, подтверждающих факт своевременного и полного исполнения или несвоевременного полного исполнения или полного (частичного) неисполнения субъектом проверки, допустившим нарушение валютного законодательства, предписания.

84. Способом фиксации результата административной процедуры являются:

датирование предписания;

регистрация в структурном подразделении таможенного органа, ответственном за делопроизводство, документа, подтверждающего своевременное и полное исполнение предписания.

В случае несвоевременного представления или непредставления субъектом проверки в таможенный орган документов и (или) информации, подтверждающих своевременное и полное устранение нарушения валютного законодательства, способом фиксации результата выполнения административной процедуры по вынесению предписания и осуществлению контроля за своевременностью и полнотой его осуществления является составление протокола об административном правонарушении или вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении либо составление мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

IV. Порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами таможенного органа положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля, а также за принятием ими решений

85. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами таможенных органов положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля, осуществляется:

начальником таможенного органа;

заместителем начальника таможенного органа, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля;

начальником структурного подразделения таможенного органа, ответственного за организацию и осуществление валютного контроля;

заместителем начальника структурного подразделения таможенного органа, ответственного за организацию и осуществление валютного контроля.

86. Субъектами текущего контроля являются должностные лица таможенных органов, обладающие полномочиями на вынесение от имени таможенного органа решений в соответствии с Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к осуществлению государственного контроля.

87. Решения и действия (бездействие) должностного лица таможенного органа при осуществлении государственного контроля, оспоренные в судебном порядке и которым дана оценка в принятых судебных актах, не подлежат текущему контролю.

88. Решения и действия (бездействие) должностного лица таможенного органа при осуществлении государственного контроля, являющиеся на момент проведения текущего контроля предметом судебного разбирательства, могут быть отменены (изменены) таможенными органами в порядке текущего контроля или признаны неправомерными только по решению суда.

89. Основаниями для проведения текущего контроля являются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости проведения проверки решений, действий (бездействия) должностного лица таможенного органа при осуществлении государственного контроля на предмет их соответствия требованиям Административного регламента, к которым относятся:

1) наличие рисков, затрагивающих интересы Российской Федерации, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

2) заявления, исковые заявления граждан и организаций, определения судебных органов и иные документы, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля;

3) обращения граждан и организаций в таможенные органы;

4) жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано;

5) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов и органов прокуратуры;

6) осуществление надзорной деятельности;

7) проведение служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок.

90. Текущий контроль может осуществляться путем:

1) проведения целевых или комплексных проверок вышестоящими таможенными органами деятельности нижестоящих таможенных органов, а также служебных проверок по фактам нарушения должностными лицами нижестоящих таможенных органов законодательства Российской Федерации;

2) контроля решений, принятых нижестоящими таможенными органами;

3) проверки информации, содержащейся в письменных обращениях юридических или физических лиц, государственных органов;

4) анализа исковых заявлений юридических лиц и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой, относительно неправомерных, по мнению заявителя, решений нижестоящих таможенных органов или их должностных лиц.

91. Текущий контроль проводится:

1) постоянно в режиме мониторинга;

2) с определенной периодичностью, установленной структурным подразделением вышестоящего таможенного органа, ответственным за организацию и осуществление валютного контроля;

3) по результатам анализа информации, полученной из ресурсов ЕАИС ТО;

4) по мере поступления отчетности и иной информации из нижестоящих таможенных органов;

5) по мере поступления обращений от юридических лиц и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой, либо соответствующей информации из нижестоящих таможенных органов или из судов;

6) в рамках отдельно запланированных мероприятий.

92. Структурное подразделение вышестоящего таможенного органа, ответственное за организацию и осуществление валютного контроля, самостоятельно определяет способы и периодичность осуществления текущего контроля.

93. Решения, для отмены или изменения которых в рамках осуществления Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля, установлен определенный срок, не могут быть пересмотрены в рамках текущего контроля.

94. Таможенный орган на момент вынесения по результатам текущего контроля решения должен располагать документами и (или) сведениями, подтверждающими, что принятое нижестоящим таможенным органом решение, совершенные нижестоящим таможенным органом или нижестоящим должностным лицом таможенного органа действия (бездействие) не соответствуют требованиям Административного регламента.

95. Предметами текущего контроля могут выступать решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов при исполнении государственного контроля.

96. При осуществлении текущего контроля устанавливаются:

соблюдение совокупности установленных прав и обязанностей (полномочий) на принятие решений и совершение действий (бездействия) при осуществлении таможенным органом или должностным лицом таможенного органа государственного контроля;

законность и обоснованность принятого решения, совершенных действий (бездействия);

соблюдение процедур, определенных Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к осуществлению государственного контроля, порядка и последовательности действий таможенных органов и их должностных лиц при принятии решений и совершении действий (бездействия) при осуществлении государственного контроля.

97. В целях текущего контроля вышестоящий таможенный орган вправе:

1) истребовать справки, документы и иные материалы по нарушениям валютного законодательства;

2) заслушивать должностных лиц таможенного органа о ходе проведения проверок;

3) требовать составления плана мероприятий с указанием сроков их осуществления, участвовать в его составлении и принимать отчет о его выполнении;

4) направлять предложения по организации проведения проверок;

5) осуществлять выезды в таможенные органы в целях осуществления контроля за проведением проверок, а также для оказания организационно-методической помощи, координации взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами;

6) участвовать в рассмотрении жалоб, обращений и актов прокурорского реагирования, вносимых по результатам осуществления государственного контроля, и в судебных заседаниях.

98. Факт проведения текущего контроля в зависимости от способа его осуществления может быть зафиксирован в следующих документах:

в акте проверки;

в докладной записке по результатам проведенных в рамках текущего контроля мероприятий;

в справке по окончании месяца (квартала), составляемой должностным лицом, курирующим соответствующее направление деятельности нижестоящих таможенных органов;

в отчете по итогам проведенной функциональной, целевой или комплексной проверки.

99. По результатам текущего контроля могут быть вынесены следующие решения:

1) о соответствии требованиям валютного законодательства решения таможенного органа при осуществлении государственного контроля;

2) об отмене (изменении) не соответствующего требованиям валютного законодательства решения таможенного органа при осуществлении государственного контроля;

3) о соответствии требованиям валютного законодательства решения таможенного органа, вынесенного в порядке текущего контроля;

4) об отмене (изменении) не соответствующего требованиям валютного законодательства решения таможенного органа, вынесенного в порядке текущего контроля;

5) о признании правомерными действий (бездействия) таможенного органа или должностного лица таможенного органа при осуществлении государственного контроля;

6) о признании неправомерным действия (бездействия) таможенного органа или должностного лица таможенного органа при осуществлении государственного контроля при выявлении неправомерного или не соответствующего требованиям Административного регламента решения таможенного органа.

100. Решения о признании неправомерным или не соответствующим требованиям валютного законодательства решения таможенного органа или должностного лица таможенного органа выносятся в письменном виде и должны содержать:

наименование таможенного органа;

ссылку на документ, которым был зафиксирован факт принятия отменяемого (изменяемого) решения;

существо пересматриваемого решения;

правовые обоснования принимаемого решения;

дату принятия;

фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица таможенного органа, принявшего такое решение;

требование с указанием способа устранения вредных последствий, явившихся следствием неправомерного решения, принятого таможенным органом или должностным лицом таможенного органа.

101. Решения оформляются в двух экземплярах, один из которых направляется в таможенный орган или должностному лицу таможенного органа, решение которого отменяется (изменяется), а второй остается у субъекта текущего контроля, принявшего решение об отмене (изменении) необоснованного или не соответствующего требованиям Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля, решения нижестоящих таможенных органов или должностных лиц.

102. После принятия решения об отмене (изменении) неправомерного или не соответствующего требованиям Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля, решения субъекта текущего контроля уведомляется лицо, интересы которого затрагиваются вследствие такой отмены (изменения).

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества осуществления государственного контроля, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством осуществления государственного контроля

103. Контроль за полнотой и качеством осуществления должностными лицами таможенного органа государственного контроля осуществляется в форме функциональных проверок, при проведении которых рассматриваются отдельные вопросы, связанные с осуществлением государственного контроля.

104. Функциональные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

105. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с осуществлением государственного контроля, или отдельный вопрос, связанный с осуществлением государственного контроля.

106. Внеплановые функциональные проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений должностными лицами таможенных органов требований Административного регламента в случае получения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов, по результатам текущего контроля, а также по решению вышестоящего таможенного органа.

107. Периодичность осуществления плановых проверок полноты и качества осуществления государственного контроля, порядок назначения, проведения и принятия решения по результатам плановых проверок устанавливается распорядительным документом ФТС России.

Ответственность должностных лиц таможенных органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного контроля

108. В случае выявления нарушений соблюдения требований Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля, виновные должностные лица таможенного органа несут персональную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного контроля.

109. Персональная ответственность должностных лиц таможенного органа закрепляется в законодательстве Российской Федерации.

Требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

110. Граждане, их объединения и организации имеют право направлять в таможенные органы обращения по вопросам осуществления государственного контроля, в том числе с предложениями, рекомендациями, а также заявления и жалобы с сообщениями о нарушении должностными лицами таможенных органов требований Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля.

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль, а также его должностных лиц

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе осуществления государственного контроля (надзора)

111. Субъект проверки вправе обжаловать решение, действия (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если таким решением, действиями (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

112. Досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) таможен, исполняющих от имени ФТС России государственный контроль, а также их должностных лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается

113. Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично при наличии любого из следующих оснований:

1) имеется решение, принятое этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;

2) не соблюдены сроки обжалования и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом и (или) его должностным лицом такое ходатайство отклонено;

3) решение, действия (бездействие) таможенного органа и его должностного лица и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом и его должностным лицом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;

4) жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действиями (бездействием) не были затронуты;

5) отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом и (или) его должностным лицом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);

6) несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы, установленных частями 1 и 3 статьи 290, частью 2 статьи 300 Федерального закона N 289-ФЗ;

7) заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.

114. Решение об отказе в рассмотрении жалобы должно быть принято не позднее пяти рабочих дней после дня поступления жалобы или документов, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных пунктом 113 Административного регламента.

115. Решение об отказе в рассмотрении жалобы должно содержать обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а в случае подачи заявителем ходатайства о восстановлении срока, установленного для подачи жалобы, также причины его отклонения.

116. Решение об отказе в рассмотрении жалобы направляется заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия по почте заказным письмом.

117. Принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 5 и 6 пункта 113 Административного регламента.

118. Срок рассмотрения жалобы приостанавливается в случае направления заявителю запроса документов и (или) сведений, имеющих существенное значение для рассмотрения жалобы, до представления запрошенных таможенным органом документов и (или) сведений, но не более чем на три месяца после дня направления данного запроса. Если лицом не представлены документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом, решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы и (или) сведения.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

119. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является подача жалобы.

120. Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда субъекту проверки стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации.

121. В случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной.

122. Ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

123. Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии таможенным органом к рассмотрению по существу жалобы заявителя.

124. Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действия (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного поста подается в таможню.

125. Таможенный орган, решение, действия (бездействие) которого обжалуются, направляет жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган не позднее пяти рабочих дней после дня ее поступления в таможенный орган, решение, действия (бездействие) которого обжалуются.

126. Жалоба подается в таможенный орган в письменной форме и должна быть подписана заявителем или его представителем.

127. Жалоба должна содержать:

1) наименование таможенного органа, решение, действия (бездействие) которого обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;

3) существо обжалуемого решения, действия (бездействия);

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

128. В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

129. Заявитель может приложить к жалобе документы, подтверждающие обстоятельства и доводы, изложенные в жалобе.

130. Заявитель, обратившийся с жалобой на принятые в ходе осуществления государственного контроля решения таможенных органов и совершенные действия (бездействие) их должностных лиц, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

131. Субъект проверки вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке

132. Жалоба рассматривается вышестоящим таможенным органом. Решение по жалобе от имени вышестоящего таможенного органа принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо таможенного органа, им уполномоченное.

Сроки рассмотрения жалобы

133. Жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Жалоба, поданная без соблюдения требований части 1 статьи 288 Федерального закона N 289-ФЗ, должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

134. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен начальником таможенного органа или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, но не более чем на один месяц. Уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия по почте заказным письмом.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

135. По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений:

1) признает правомерными обжалуемые решение, действия (бездействие) таможенного органа и его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;

2) признает неправомерными обжалуемые решение, действия (бездействие) таможенного органа и его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

136. Решение таможенного органа по жалобе должно содержать:

1) наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

2) номер решения;

3) дату и место составления решения;

4) должность, фамилию и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе, реквизиты документа, подтверждающего его полномочия по рассмотрению жалобы (за исключением начальника таможенного органа);

5) фамилию, имя, отчество (при наличии) или наименование лица, обратившегося с жалобой;

6) существо жалобы, включая сведения о таможенном органе и его должностном лице, решение, действия (бездействие) которого обжалуются;

7) фактические обстоятельства принятия либо совершения обжалуемых решений, действий (бездействия), установленные в ходе рассмотрения жалобы;

8) основания и выводы для принятия решения по жалобе;

9) принятое по жалобе решение;

10) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

137. В случае удовлетворения жалобы полностью или частично таможенный орган:

1) отменяет полностью или частично принятое таможенным органом решение;

2) признает действия (бездействие) таможенного органа и его должностного лица неправомерным и обязывает принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

138. Решение по жалобе должно быть подписано должностным лицом таможенного органа, принявшим указанное решение.

139. Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы должны быть совершены таможенным органом и его должностным лицом, решение, действия (бездействие) которого признаны неправомерными, не позднее пятнадцати рабочих дней после дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, или если указанным решением не установлен иной срок для их совершения.

140. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия указанного решения.