Решение ФАС РФ от 17.09.2019 N 223ФЗ-908/19

"О признании жалобы необоснованной: действия заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещении, размещенном на сайте ЭТП, величину начальной (максимальной) цены за единицу продукции, нарушают п. 5 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 17.09.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2019 г. N 223ФЗ-908/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Э" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО "Э" от 05.09.2019 N Жал/УФАС по МО/АО "ЦА"/19-09-013 на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО "Р" при проведении АО "ЦА" аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку расходных материалов для копировальной и офисной техники (извещение N 31908180155) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Э" (далее - Заявитель) от 05.09.2019 N Жал/УФАС по МО/АО "ЦА"/19-09-013 (вх. от 11.09.2019 N 160870-ЭП/19) на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО "Р" (далее - Оператор) при проведении АО "ЦА" аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку расходных материалов для копировальной и офисной техники (извещение N 31908180155) (далее - Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "ЦА", утвержденным Советом директоров АО "ЦА" (протокол от 28.12.2018 N 21/18) (далее - Положение о закупках).

В соответствии с документацией о проведении Аукциона, заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.rts-tender.ru. Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет" http://www.rts-tender.ru, регулируются Регламентом работы электронной площадки ООО "Р" для корпоративных закупок, утвержденным <...> ООО "Р" <...> (далее - Регламент).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.08.2019;

2. Начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦД) - 31 501 420,10 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок - 26.08.2019;

4. Дата рассмотрения первых частей заявок - 26.08.2019;

5. Дата проведения торгов - 27.08.2019;

6. Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Аукциона - 28.08.2019;

7. На участие в Аукционе подано - 7 заявок;

8. На участие в Аукционе по первым частям заявок допущено - 6 заявок.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором осуществлено проведение Аукциона с единичной начальной (максимальной) цены договора не предусмотренной в Документации.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Оператора, Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с таблицей 1 части 1 Документации установлено: "Сумма начальных (максимальных) цен за единицу товара без учета НДС составляет 1 287 079,68 рублей. Данная величина используется для аукционного торга участников".

При этом в соответствии с пунктом 3.8.1 Документации Аукцион в электронной форме проводится в личном кабинете участника электронных процедур на ЭТП путем снижения на "шаг аукциона" суммы начальных (максимальных) цен за единицу товара без учета НДС.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил материалы и сообщил, что Заказчиком при публикации извещения о проведении закупки на сайте ЭТП самостоятельно указано, что общая начальная (максимальная) цена за единицу продукции составляется 1 287 079,68 с учетом НДС, в связи с чем при проведении Аукциона Оператором в автоматическом режиме снижена начальная (максимальная) цена за единицу продукции на величину НДС.

Учитывая изложенное, довод Жалобы о неправомерных действиях Оператора не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещении, размещенном на сайте ЭТП, величину начальной (максимальной) цены за единицу продукции, нарушают пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Аукциона, поскольку по результатам Аукциона достигнуто снижение 35%.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Э" от 05.09.2019 N Жал/УФАС по МО/АО "ЦА"/19-09-013 (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО "Р" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении АО "ЦА" (ИНН <...>; ОГРН <...>) аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку расходных материалов для копировальной и офисной техники (извещение N 31908180155) необоснованной.

2. Признать АО "ЦБ" нарушившим пункт 5 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, поскольку такие нарушения не повлияли на результаты проведения Аукциона.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.09.2019 N 223ФЗ-908/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.