Решение ФАС РФ от 13.08.2019 по делу N 19/44/99/398

"О признании жалобы необоснованной: в документации об аукционе не установлено требование об обладании исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности"
Редакция от 13.08.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2019 г. по делу N 19/44/99/398

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 20.06.2019 N 808/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Н" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку досмотровой рентгенотелевизионной техники (ДРТ) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100001519000034) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 20.06.2019 N 808/19

установила:

Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу второй части заявки на участие в закупке;

2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков;

3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении документов в составе второй части заявки в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;

4. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о необходимости предоставления в составе второй части заявки на участие в закупки сертификата в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление N 982);

5. Заказчиком ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция).

В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

13.08.2019 до момента рассмотрения жалобы Заявителя по существу в Комиссию поступил отзыв жалобы Заявителя в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, который принят Комиссией.

В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 31.07.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 112 504 912 рублей;

4) источник финансирования - средства федерального бюджета;

КБК - 15301062750190049244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.08.2019;

6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;

7) к участию в Аукционе допущено 5 заявок от участников закупки;

8) дата проведения Аукциона 13.08.2019;

9) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавал 4 участник Аукциона.

1. Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в закупке требования к составу второй части заявки на участие в документации об Аукционе.

В соответствии с пунктом 8 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в подпункте 1.6.1 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, при этом требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма не установлено.

При этом согласно пояснениям представителя Заказчика, требования к составу второй части установлены в подпункте 1.6.2 информационной карты документации об Аукционе, в том числе о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе декларации о соответствии участника Аукциона требованиям, установленным подпунктами 2 - 6, 8 подпункта 1.6.1 Информационной карты Аукциона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств ЭП)".

При этом, с учетом, что в подпункте 1.6.1 информационной карты документации об Аукционе не установлено требование об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, то соответствие указанным требованиям в составе заявки декларировать не требуется.

Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии не представили доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.

2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков.

Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

Согласно подпункту 1.19.2 информационной карты документации об Аукционе установлено требование к победителю Аукциона о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены Контракта.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно подпункту 4.1.19 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено аналогичное требование, при этом есть сноска, согласно которой, в случае, если победитель Аукциона является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, данное требование к нему не предъявляется.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

3. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупки документов в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 4 2. Инструкции установлено требование о предоставлении документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов (при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в пункте 1.18 информационной карты установлен запрет на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 N 239 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление).

Согласно Постановлению подтверждением производства станкоинструментальной продукции на территории Российской Федерации является наличие в реестре станкоинструментальной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, сведений о такой продукции, а также подтверждением производства станкоинструментальной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие в реестре станкоинструментальной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, сведений о такой продукции.

При этом, вышеуказанным Постановлением не предусмотрено документов, подтверждающих факт производства продукции на территории Российской Федерации.

Таким образом, согласно пояснениям представителя Заказчика предоставление документы, подтверждающие страну происхождения, в составе заявки не требуются.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

4. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика неправомерно не установившего требования о необходимости предоставления в составе второй части заявки сертификата в соответствии с Постановлением N 982.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является поставка досмотровой рентгенотелевизионной техники (ДРТ) и установлен код ОКПД2 26.51.66.129 "Приборы неразрушающего контроля прочие".

Согласно пункту 1 Постановления N 982 установлен единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (далее - Перечень).

При этом, положения Постановления N 982 не применяется к данной закупке, поскольку товары, подлежащие поставке в рамках исполнения государственного контракта не включены в Перечень.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

5. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую Инструкцию, не позволяющую надлежащим образом определить порядок указанные в составе заявки характеристик товаров, сопровождающихся знаком "-".

В соответствии с пунктом 3.4.1 части 5 Описание объекта закупки (технические требования) документации об Аукционе установлено требование к высоте плоскости транспортера ДРТ от уровня пола согласно таблице, мм: "ДРТ для контроля содержимого ручной клади и багажа 300 - 400".

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при заполнении заявки на участие в закупке необходимо руководствоваться следующими положениями Инструкции: "Показатели которые, при описании объекта закупки указаны с символом "-"; (например, ширина шва 0,2 - 0,3 см), должны трактоваться как установленные Заказчиком пределы допуска по показателю и изменению не подлежат.

Таким образом требования к высоте плоскости транспортера ДРТ от уровня пола 300 - 400 в составе заявки необходимо указать без изменения.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 20.06.2019 N 808/19, Комиссия

решила:

Признать доводы ООО "Н" не нашедшими своего подтверждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.