Решение ФАС РФ от 26.09.2019 N 223ФЗ-931/19

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика, принявшего неправомерное решение о допуске участников к участию в конкурсе, противоречат п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и нарушают ч. 6 ст. 3 этого Закона, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 26.09.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2019 г. N 223ФЗ-931/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "С" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ООО "С" от 19.09.2019 N 748/И на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку информационно-оповестительного оборудования и выполнения работ по его инсталляции для железнодорожных вокзалов (извещение N 31908157489), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) от 19.09.2019 N 748/И на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку информационно-оповестительного оборудования и выполнения работ по его инсталляции для железнодорожных вокзалов (извещение N 31908157489) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Р", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Р" (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 31.07.2019;

2. Дата окончания подачи заявок - 30.08.2019;

3. Дата проведения торгов - 11.09.2019;

4. Дата подведения итогов - 12.09.2019.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе;

2. Заказчиком принято неправомерное решение о допуске к участию в Конкурсе участников NN 1, 3.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и документы представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно приложению 1.1 к Документации (далее - Техническое задание) технические и функциональные характеристики оборудования приведены в Приложении N 1 к Техническому заданию.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Технического задания работы по гарантийному ремонту и обслуживанию оборудования производятся на месте его текущей эксплуатации оборудования.

При этом пунктом 3.15.1 Документации установлено, что техническое предложение участника, представляемое в составе заявки, должно соответствовать требованиям конкурсной документации, условия технического предложения должны соответствовать требованиям технического задания, являющегося приложением N 1.1 конкурсной документации, и должно предоставляться по Форме технического предложения участника, представленной в приложении N 1.3 Документации.

Пунктом 3.15.8 Документации установлено, что техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, предусмотренные конкурсной документацией и необходимые для рассмотрения и оценки конкурсной заявки участника. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении и оценке заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 11.09.2019 б/н в допуске к участию в Конкурсе Заявителю отказано, в том числе, "на основании пункта 3.6.6.4 конкурсной документации в связи с несоответствием заявки требованию технического задания, установленному в пункте 3.15.1, а именно: в представленном приложении N 1 к техническому предложению участник указал в условиях гарантийного обслуживания указал условие "Если проблему возможно решить без выезда на место размещения оборудования, инженер решает проблему удаленно", что не соответствует требованию технического задания, согласно которому условия, сроки реагирования, и выполнения работ, условия доставки запасных частей должны быть в соответствии с пунктом 2 технического задания, а именно работы по гарантийному ремонту и обслуживанию оборудования производятся на месте его текущей эксплуатации".

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что в техническом предложении заявки Заявителя содержится не предусмотренное Техническим заданием условие выполнения гарантийного обслуживания оборудования по предмету Конкурса, а именно: "Если проблему возможно решить без выезда на место размещения оборудования, инженер решает проблему удаленно". Вместе с тем, такое условие не соответствует требованиям Технического задания, согласно которому работы по гарантийному ремонту и обслуживанию оборудования производятся на месте его текущей эксплуатации. При этом представитель Заказчика сообщил, что указанное условие Технического задания является существенным и обусловлено необходимостью личного контроля Заказчика за выполнением работ по ремонту и обслуживанию оборудования по предмету Конкурса, а также невозможностью удаленного подключения к оборудованию ввиду блокировки на аппаратном и программном уровне такого подключения.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение о допуске к участию в Конкурсе участников NN 1, 3.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 3.15.2 Документации установлено, что при несоответствии технического предложения требованиям Документации, заявка такого участника отклоняется.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 11.09.2019 б/н заявки участников NN 1, 3 признаны соответствующими требованиям Документации и допущены к дальнейшему участию в Конкурсе.

Комиссия ФАС России, изучив представленные Заказчиком заявки участников Конкурса NN 1, 3 установила следующее.

Согласно требованиям Документации, а именно пункту 3.15.8 Документации характеристики предлагаемого к поставке оборудования должны быть указаны в абсолютных величинах, при этом не допускается указания характеристик оборудования, допускающие их неоднозначное толкование.

Кроме того, в соответствии с формой технического предложения "участник в обязательном порядке должен представить таблицу по форме приложения N 1 к техническому заданию "Таблица соответствия предлагаемого к поставке оборудования" (далее - Таблица) в части 2 которой должен указать конкретные значения характеристик предлагаемого к поставке оборудования, производителя оборудования и иные перечисленные в указанной Таблице сведения об оборудовании".

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что участником N 1 в приложении N 1 к техническому предложению по позиции N 39.2 указано "Колонка систем оповещения и трансляционного звука, интерьерного исполнения накладного типа: вес - не более 5 кг", что не соответствует требованиям Документации, поскольку по позиции N 39.2 указано не конкретное значение показателя "вес", в связи с чем допущена неоднозначность толкования указанной характеристики товара.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что участником N 3 в приложении N 1 к техническому предложению по позиции N 2.3 указано, что "Источник бесперебойного питания: входное напряжение в пределах 140 ~ 280 В", что не соответствует требованиям технического задания Документации, поскольку согласно требованиям технического задания Документации по позиции N 2.3 установлено, что "Источник бесперебойного питания: входное напряжение в пределах 140 ~ 275В". При этом по позиции N 7.3 приложения N 1 к техническому предложению участником N 3 также указано, что "Источник бесперебойного питания: входное напряжение в пределах 140 ~ 280В", что также не соответствует требованиям технического задания Документации.

Таким образом, изучив требования Документации, материалы, представленные Заказчиком, а также заявки участников NN 1, 3, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, принявшего неправомерное решение о допуске участников NN 1, 3 к участию в Конкурсе, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 19.09.2019 N 748/И на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку информационно-оповестительного оборудования и выполнения работ по его инсталляции для железнодорожных вокзалов (извещение N 31908157489) обоснованной в части неправомерного решения Заказчика о допуске к участию в Конкурсе участников NN 1, 3.

2. Признать ОАО "Р" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ОАО "Р" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 26.09.2019 N 223ФЗ-931/19.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 26.09.2019 N 223ФЗ-931/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.