Решение ФАС РФ от 16.09.2019 по делу N 19/44/105/2472

"О признании жалобы необоснованной: заявителем на заседании комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел"
Редакция от 16.09.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2019 г. по делу N 19/44/105/2472

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по аренде оборудования для фиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173200001419001155 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно неправомерно установлено, что подлежащий поставке и монтажу товар должен соответствовать ГОСТ Р 57144-2016;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в документации об Аукционе отсутствуют параметры интеграции программного обеспечения и центра автоматизированной фиксации административных правонарушений, указание на программное обеспечение, с которым надлежит осуществлять интеграцию, а также не установлен перечень административных правонарушений.

3. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров, которые не предусмотрены установленным в документации об Аукционе ГОСТ Р 57144-2016.

4. Заказчиком, Уполномоченным органом установлены излишние требования к ряду характеристик товаров, применяемых при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта;

5. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товарам без условия предоставления эквивалента.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 13.09.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 16.09.2019.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.08.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 658 195 650 рублей;

4) источник финансирования - бюджет города Москвы;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.09.2019;

6) дата проведения Аукциона - 17.09.2019.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно неправомерно установлено, что подлежащий поставке и монтажу товар должен соответствовать ГОСТ Р 57144-2016.

На заседании Комиссии установлено, что указанный довод не относится к предмету рассматриваемой закупки, что также подтверждено представителем Заявителя, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в документации об Аукционе отсутствуют параметры интеграции программного обеспечения и центра автоматизированной фиксации административных правонарушений, указание на программное обеспечение, с которым надлежит осуществлять интеграцию, а также не установлен перечень административных правонарушений.

На заседании Комиссии установлено, что указанный довод не относится к предмету рассматриваемой закупки, что также подтверждено представителем Заявителя, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товара, которые не предусмотрены установленным в документации об Аукционе ГОСТ Р 57144-2016.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ 14254-2015 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)" (п. 1, п. 1.8), ГОСТ 12.4.026-2015 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний (с Поправками)".

При этом, согласно пояснениям представителей Заказчика, Уполномоченного органа документацией об Аукционе не предусмотрено соответствие товара ГОСТ Р 57144-2016.

При этом техническое задание документации об Аукционе содержит требования к показателям, определяющим соответствие товара потребностям Заказчика, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Заказчиком, Уполномоченным органом установлены излишние требования к ряду характеристик товаров, применяемых при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, применяемых при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта: "Габариты модуля прожектора (длина) <= 100 мм", "Габариты модуля (ширина) <= 100 мм", "Количество каналов захвата модуля ГЛОНАС/GPS >= 2 шт.", "Суммарная базовая вычислительная мощность по тесту SPECint_rate2006, при тактовой частоте каждого 2.7 ГГц >= 638 единиц", "Пиковое значение на 1 поток данных >= 20 единиц", "Количество адаптера Fiber Channel >= 1 шт.", "Количество портов USB на передней панели сервере <= 4 шт.", "Количество портов DB-15 на передней панели сервере >= 1 шт." (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что установление вышеуказанных требований в техническом задании документации об Аукционе обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товарам без условия предоставления эквивалента.

В техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Количество >= 2 шт. блоков питания стандарта 80 PLUS Platinum с "горячей" заменой в подсистеме электропитания".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требования технического задания документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, Инструкцией установлено, в том числе следующее: "при указании в документации о закупке товарных знаков товаров считать описание объекта с применением слов "или эквивалент", за исключением указания в настоящей документации о закупке случаев несовместимости товаров, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование".

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

6. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) "установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению".

Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений).

В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236, обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

В соответствии с пунктом 3 Порядка размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, извещение о проведении закупки опубликовано 28.08.2019.

На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по аренде оборудования для фиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации.

В соответствии с Формой N 2 "Сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ по предмету открытого аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлены требования к наличию, в том числе специального программного обеспечения, обеспечивающего значение метрологических характеристик.

Таким образом, в соответствии с Постановлением N 1236, в случае невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, размещается обоснование невозможности соблюдения такого запрета.

Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии представили Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.08.2019 в отношении специального программного обеспечения, обеспечивающего значение метрологических характеристик в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе, соответствующее требованиям, установленным законодательством о контрактной системе.

При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236, что нарушает часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом на заседании Комиссии представлено Обоснование в отношении указанного программного обеспечения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 16.09.2019 по делу N 19/44/105/2472 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.