Решение ФАС РФ от 19.09.2019 по делу N 19/44/105/2502

"О признании жалобы обоснованной: в действиях заказчика выявлены нарушения п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившееся в установлении ненадлежащих требований к составу первой части заявки, а также в отсутствии надлежащей Инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе"
Редакция от 19.09.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2019 г. по делу N 19/44/105/2502

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Р" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту зданий и сооружений (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100000318000133) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 09.09.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 25 952 631,71 рублей;

4) источник финансирования - Федеральный бюджет; КБК - 10604082450190019244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.09.2019;

6) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;

7) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;

8) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник закупки.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактный системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в части III "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в части III "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в части III "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об электронном аукционе".

Техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава, в том числе, к товарам:

- "Светильник Тип 2 светодиодный": "Класс светораспределения прямого, преимущественно прямого света", "Световой поток светильника с учетом потерь на корпусе > 3800 Лм", "Коэффициент полезного действия источника питания >=88%", "Конструктив светильника предусматривает легкость замены светодиодных модулей и источника питания без демонтажа светильника";

- "Провод Тип 5": "Оболочка должна быть наложена так, чтобы она заполняла промежутки между жилами, придавая проводу круглую форму. должна легко отделяться от изоляции жил и изолированного грузонесущего элемента без повреждения изоляции", "Поверхность оболочки не должно быть проминов, вмятин, утолщений, наплывов и ребристости", "Цвет оболочки, изоляции Должен быть белый; черный", "Цвет изоляции основных жил черный или коричневый";

- "Кабель силовой с низким дымо- и газовыделением с числом жил 5 тип 1": "Стойкость кабели должны быть стойкими к воздействию повышенной температуры окружающей среды до +50", "Стойкость кабели должны быть стойкими к воздействию пониженной температуры окружающей среды до -50", "Стойкость кабели должны быть стойки к воздействию повышенной относительной влажности воздуха до 98% при температуре окружающей среды до плюс 35", "Стойкость должны быть стойки к воздействию плесневых грибов" и к другим.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, сведений в отношении маркировки товаров, сведений, противоречащих ГОСТ и других, не предусмотренных частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, маркировке товаров и других (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены показатели, в связи с чем не представляется возможным определить какие характеристики должны быть представлены участником закупки в заявке на участие в Аукционе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решением Комиссии от 19.09.2019 по делу N 19/44/105/2500 в действиях Заказчика выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащих требований к составу первой части заявки, а также в отсутствии надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.

В связи с чем, по вышеуказанным нарушениям Комиссией ФАС выдано предписание об устранении выявленных нарушений, путем внесения изменений в документацию об Аукционе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Р" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.09.2019 по делу N 19/44/105/2500, по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 19.09.2019 по делу N 19/44/105/2500 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.