Приказ Минобразования РФ от 22.09.98 N 2409

"О сертификации информационно - программных средств учебного назначения"
Редакция от 22.09.1998 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 сентября 1998 г. N 2409

О СЕРТИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В целях обеспечения дальнейшего развития работ в области сертификации информационно-программных средств учебного назначения, с учетом аккредитации отраслевого органа по сертификации средств информатизации в сфере образования - Московского государственного технологического университета "Станкин" (далее - МГТУ "Станкин"), и создания сети независимых испытательных лабораторий с правом проведения испытаний в целях сертификации в гг.Москве, Воронеже, Уфе, а также в развитие приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 28 мая 1997 г. N 1038 "О назначении головных организаций для разработки согласованной политики в области сертификации и закреплении функций Головного научно-методического центра по сертификации информационно-программных средств учебного назначения" приказываю:

1. Утвердить проект "Создание отраслевой системы сертификации средств информационных технологий в сфере образования" (приложение 1).

2. Утвердить Порядок проведения сертификации информационно-программных средств в сфере образования (приложение 2).

3. Утвердить Перечень разрабатываемых и выпускаемых в сфере образования информационно-программных средств, подлежащих отраслевой сертификации (приложение 3).

4. Отраслевому органу по сертификации средств информатизации в сфере образования (Позднееву Б.М.) до 30 октября 1998 г. регламентировать порядок сертификации программных продуктов, используемых в системах, критичных к вопросам безопасности.

5. Центру информатизации (Иванникову А.Д.) совместно с Головным научно-методическим центром по сертификации информационно-программных средств учебного назначения в сфере высшего образования "Московский специализированный ЦНИТ МГТУ "Станкин" продолжить работу по созданию региональной сети испытательных лабораторий и органов по сертификации с аккредитацией и лицензированием их деятельности в существующих системах сертификации с учетом расширения области аккредитации, а также по организации региональных учебно-научных центров, ориентированных на деятельность в области стандартизации, сертификации и консультационных услуг.

6. Управлению экономики (Боровскому Г.В.) рассмотреть вопрос о выделении с 1 октября 1998 г. МГТУ "Станкин" ежеквартального дополнительного фонда заработной платы в объеме 2,5 тыс. рублей для обеспечения деятельности отраслевого органа по сертификации средств информатизации в сфере образования с учетом последующей его индексации.

7. Рекомендовать ректорам высших учебных заведений использовать в учебном процессе вуза информационно-программные средства учебного назначения, прошедшие государственную или отраслевую сертификации.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела информатизации Управления научно-исследовательских работ Д.В.Куракина.

Заместитель Министра
А.СУВОРИНОВ

Приложение 1
к приказу Минобразования РФ
от 22 сентября 1998 г. N 2409

ПРОЕКТ
"СОЗДАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Введение

Настоящий проект "Создание отраслевой системы сертификации средств информационных технологий в сфере образования" (далее - Проект) представляет собой систему положений, определяющих основные цели, задачи, направления, принципы организации работ, а также основные термины и определения в области сертификации.

Проект должен являться основой для разработки подпрограммы в рамках межвузовской научно-технической программы "Информационные технологии в образовании и науке (1998 - 2000 годы). И.Т.630".

1. Основные термины и определения

1.1. Информационная технология (автоматизированная) - совокупность программно-технических средств вычислительной техники, а также приемы, способы и методы их применения при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в конкретной предметной области. Применительно к сфере образования информационные технологии должны

обеспечивать выполнение следующих основных функций:

информатизацию процесса обучения;

создание информационной инфраструктуры управления образованием;

информатизацию процессов управления образованием.

1.2. Сертификация - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс или услуга) соответствует конкретному стандарту (международному, национальному, отраслевому) или другому нормативному документу.

1.3. Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицируемой продукции конкретному стандарту или другому нормативному документу.

1.4. Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию определенного класса продукции по правилам, установленным в этой системе.

Участниками системы сертификации обычно являются:

центральный орган системы;

органы по сертификации;

испытательные лаборатории (центры).

1.5. Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции с выдачей сертификата, подлежащего регистрации в реестре центрального органа системы.

1.6. Отраслевой орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия информационно-программных средств (ИПС) с выдачей сертификата, подлежащего регистрации в реестре в головном научно-методическом центре по сертификации ИПС в сфере образования и реестрах государственных систем ("РОСИНФОСЕРТ", Госкомсвязи России и др.).

1.7. Испытательная лаборатория (испытательный центр) - лаборатория (центр), которая производит испытание (отдельные виды испытаний) определенной продукции.

Результаты испытаний представляются в орган по сертификации и могут служить основой для выдачи сертификата соответствия на конкретную продукцию (информационную технологию).

1.8. Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сертификации - процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области (область аккредитации).

Аккредитация подтверждается аттестатом аккредитации и лицензией на право проведения конкретных работ, выдаваемыми аккредитованной организации на определенный срок.

1.9. Отраслевая система сертификации средств информационных технологий в сфере образования (отраслевая система) предполагает создание в рамках Минобразования России (на базе вузов, научно-исследовательских учреждений, региональных центров информатизации и центров новых информационных технологий) региональной сети испытательных лабораторий и органов сертификации, аккредитованных в различных ведомственных и вневедомственных системах сертификации (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Гостехкомиссия при Президенте Российской Федерации, ФАПСИ, Госкомсвязи России, система "РОСИНФОСЕРТ" и др.) и обеспечивающих всестороннюю сертификацию используемых в сфере образования средств информационных технологий - телекоммуникаций, сетевого оборудования, серверов и персональных компьютеров, мультимедийного и периферийного оборудования, операционных систем, текстовых и графических редакторов, СУБД, инструментальных средств разработки, специализированных средств учебного назначения (обучающие системы, электронные учебники, базы данных, электронные журналы и др.), а также средств обеспечения информационной безопасности. Примечание. Приведенные термины и определения сформулированы на основе рекомендаций [1, 2 и 3] с учетом специфики настоящего Проекта.

1.10. Лицензия - официальный документ, предоставляющий право на проведение конкретных видов работ (испытания, сертификация продукции и др.) или применение знака соответствия продукции требованиям нормативных документов, указанных в сертификате на эту продукцию.

1.11. Лицензиар - официальный орган (например, орган по сертификации), обладающий правами для выдачи лицензии на определенные виды продукции и работ в соответствии с выделенной ему областью аккредитации.

1.12. Лицензиат - обладатель лицензии на право проведения конкретных видов работ или применения знака соответствия продукции требованиям нормативных документов, указанных в сертификате на продукцию. Примечание. Приведенные термины и определения сформулированы на основе рекомендаций [9 - 16] с учетом специфики настоящего Проекта.

2. Правовая и нормативная база сертификации

Правовой базой работ по сертификации средств информационных технологий являются: Законы Российской Федерации:

"О сертификации продуктов и услуг",

"О стандартизации",

"О защите прав потребителей",

"Об информации, информатизации и защите информации",

"О государственной тайне".

В качестве исходной нормативной базы для сертификации средств информационных технологий должны быть использованы следующие национальные и международные стандарты:

ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

ГОСТ Р 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения.

ГОСТ Р ИСО 9126-93. Информационные технологии. Оценка продукции программного обеспечения. Характеристики качества и руководящие положения по их применению.

ISO/IEC. 12119:1994. Информационные технологии. Требования к качеству и тестирование. ОСТ ВШ 01.002-95. Информационные технологии в высшей школе. Термины и определения. В рамках Минобразования России и создаваемой отраслевой системы сертификации необходима разработка и введение в действие отраслевых стандартов, системно отражающих основные требования в средствах информационных технологий учебного назначения на всех фазах их жизненного цикла (разработка, испытания, эксплуатация).

При проведении сертификации конкретных видов и элементов средств информационных технологий органы сертификации и испытательные лаборатории должны разрабатывать и утверждать (в соответствии с областью аккредитации и принадлежностью к системе сертификации) необходимые нормативные и методические документы.

Имеется тенденция приведения требований национальных стандартов к требованиям международных стандартов (ISO), поэтому при создании отраслевых стандартов и нормативных документов для сертификации средств информационных технологий должны учитываться требования международных стандартов.

3. Предпосылки создания отраслевой системы сертификации

В качестве предпосылок создания отраслевой системы сертификации следует принять основные положения следующих концепций:

Концепции информатизации высшего образования Российской Федерации. - М.: Госкомвуз России, 1993.

Концепции информатизации сферы образования России (1-я редакция). - М.: Минобразование России, 1997. - 38 с.

Перспективный проект информатизации сферы образования в части сертификации предусматривает (с.31-32) следующие положения:

архитектурная, техническая и программно-информационная совместимость различных информационных технологий может быть обеспечена только путем стандартизации и сертификации программно-технических средств в соответствии с требованиями международных и государственных стандартов. Для этого необходима стандартизация, сертификация и каталогизация средств, процессов и услуг, а также проведение единой технической политики при создании (приобретении) совместимых аппаратных и программных средств, организации взаимодействия и комплектования информационных технологий различного уровня; создание и поэтапное введение в действие в рамках реализации концепции информатизации системы сертификации информационных технологий, обеспечивающей объективную оценку их потребительских свойств и гарантии качества;

детальные и эффективные методики тестирования и испытаний конкретных информационных технологий, массивы ранее или специально разработанных тестовых задач и генераторы для их формирования, а также квалификация и авторитет испытателей.

Реальным шагом для развития работ по сертификации информационно-программных средств учебного назначения (ИПС УН) является издание приказа Минобразования России от 28 мая 1997 г. N 1038 "О назначении головных организаций для разработки и согласованной политики в области сертификации и закрепления функций головного научно-методического центра по сертификации информационно-программных средств учебного назначения". В соответствии с этим приказом в системе Минобразования России назначены две головные организации для разработки согласованной политики в области сертификации ИПС УН для профессионального и общего образования:

Московский государственный технологический университет "Станкин" (ректор Соломенцев Ю.М.); Институт информатизации образования (директор Ваграменко Я.А.).

В целях координации работ в системе Минобразования России создан головной научно-методический центр по сертификации ИПС УН на базе Московского специализированного центра новых информационных технологий (МСЦ НИТ) МГТУ "Станкин".

В рамках подпрограммы "Развитие системы общего и профессионального образования России на основе современных информационных технологий и региональных ресурсов" в 1997 году МСЦ НИТ проведены работы по направлению "Сертификация информационно-программных средств учебного назначения", позволившие:

заложить основу отраслевой независимой системы сертификации ИПС УН, включая аккредитацию в рамках системы "РОСИНФОСЕРТ" органа сертификации (на базе МГТУ "Станкин") и испытательных лабораторий на базе МСЦ НИТ МГТУ "Станкин", Воронежского областного центра НИТ Воронежского государственного технического университета и Башкирского республиканского центра НИТ Уфимского государственного авиационного технического университета;

подготовить нормативно-правовую основу для проведения испытаний ИПС УН и провести полный цикл сертификации учебного программного средства "Цифровой конструктор";

разработать структуру отраслевой независимой системы (подсистемы) сертификации ИПС УН (рис.)*, ориентированной на аккредитованные орган сертификации и испытательные лаборатории; создать информационный Web-сервер по проблемам сертификации ИПС УН, доступный для широкого круга заинтересованных специалистов и студентов.

4. Цель и задачи проекта "Создание отраслевой системы сертификации средств информационных технологий в сфере образования"

Цель - создание в сфере образования эффективной отраслевой системы сертификации, способствующей проведению единой политики в области информатизации и обеспечивающей создание и эффективное применение средств информационных технологий в сфере образования, основываясь на системном учете требований стандартов (международных, государственных и отраслевых) и проведении объективной и независимой оценки потребительских свойств отдельных компонентов и информационных технологий как целостной системы на базе региональной сети официально аккредитованных испытательных лабораторий и органов сертификации.

Создаваемая отраслевая система сертификации должна быть ориентирована, главным образом, на добровольную сертификацию, однако в ряде случаев при финансировании крупных разработок и закупок из средств госбюджета, создании учебных программных средств массового применения, информационных систем и баз данных отраслевого уровня и т.д. целесообразно проведение обязательной сертификации. Основными задачами Проекта являются:

разработка и реализация отраслевой политики стандартизации и сертификации образовательных информационных технологий, способствующих эффективности процесса обучения; разработка и внедрение отраслевых стандартов и нормативной базы для системной сертификации средств информационных технологий в сфере образования;

создание региональной сети испытательных лабораторий и органов сертификации с аккредитацией и лицензированием их деятельности в существующих системах сертификации (российских и международных), а также организация региональных учебно-научных центров, ориентированных на деятельность в области стандартизации, сертификации и консультационных услуг;

целенаправленная подготовка кадров для обеспечения потребностей отраслевой системы сертификации; развитие межотраслевой базы, включая программно-аппаратные комплексы для проведения испытания и сертификации основных средств информационных технологий;

осуществление мониторинга при проведении тестовых испытаний и ведении отраслевого реестра сертифицированных средств информационных технологий, включая создание распределенных баз данных на Web-серверах и организацию работы в режиме виртуальной корпорации;

привлечение внимания научно-педагогической общественности к проблемам сертификации путем проведения выставок, конференций, круглых столов, научных публикаций и др.

Предложения по реализации Проекта:

Включение предлагаемого проекта в качестве подпрограммы в межвузовскую научно-техническую программу "Информационные технологии в образовании и науке (1998 - 2000 годы). И.Т.630" позволит реализовать ее выполнение в течение ближайших трех лет.

1-й этап программы (1998 год) должен быть ориентирован на реализацию следующих основных задач:

- аккредитацию новых испытательных лабораторий и органов по сертификации;

- организацию региональных учебно-научных центров для расширения области сертификации программных и аппаратных средств информационных технологий в сфере образования;

- разработку нормативных документов по испытаниям и проведение сертификации конкретных средств информационных технологий;

- создание материальной базы отраслевой системы сертификации, включая закупку программных и аппаратных средств для тестирования;

- проведение научных конференций и семинаров по проблемам сертификации;

- анализ международных и государственных стандартов в области средств информационных технологий для подготовки концепции создания системы отраслевых стандартов.

Головная организация - Центр информатизации Минобразования России.

Организации-исполнители: МГТУ "Станкин", Воронежский государственный технический университет; Уфимский государственный авиационный технический университет и др.

Список использованных источников

1. Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

2. Закон Российской Федерации "О стандартизации".

3. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

4. Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации".

В связи с утратой силы Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным Законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ

5. Концепция информатизации сферы образования России (1-я редакция). - М.: Минобразование России, 1997. - 38 с.

6. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

7. ГОСТ Р 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения.

8. ISO 9000:1987. Система качества. Общие руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.

9. ГОСТ Р ИСО 9126-93. Информационные технологии. Оценка продукции программного обеспечения. Характеристики качества и руководящие положения по их применению.

10. ISO 0025:1983. Общие требования к оценке технической компетентности испытательной лаборатории.

11. ISO 0049:1984. Руководящие положения по разработке. Руководства по качеству для испытательной лаборатории.

12. ISO 0054:1984. Общие требования к приемке органов по аккредитации.

13. ISO/IEC 0055:1984. Руководство. Системы аккредитации испытательных лабораторий. Общие требования к управлению деятельностью.

14. Угрюмова В.Н., Позднеев Б.М., Васильев В.В. Проблемы и перспективы сертификации программного обеспечения // Сертификация. - 1997. N 2. - С.26 - 28.

15. Костогрызов А.И., Липаев В.В. Сертификация качества функционирования автоматизированных информационных систем // Вооружение. Политика. Конверсия. - М., 1996. - 275 с., ил.

16. Оценка качества программных средств учебного назначения // Сборник докладов первого научно-практического семинара (15 - 17 ноября 1995 г., Пущино). - М.: Госкомвуз России, 1995.

* Рисунок не приводится.

Приложение 2
к приказу Минобразования РФ
от 22 сентября 1998 г. N 2409

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящий документ разработан Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Разработчик - Московский государственный технологический университет "Станкин" (МГТУ "Станкин"), аккредитованный в качестве органа по сертификации средств информатизации в сфере образования и назначенный головной организацией по сертификации информационно-программных средств для профессионального образования приказом Минобразования России от 28 мая 1997 г. N 1038. Внесен отделом информатизации Управления научно-исследовательских работ Минобразования России. Согласован с головным научно-методическим центром по сертификации информационно-программных средств учебного назначения.

Настоящий документ описывает порядок проведения работ по сертификации, отвечающий специфике информационно-программных средств (далее - ИПС) в сфере образования и общим требованиям системы сертификации средств и систем в сфере информатизации "РОСИНФОСЕРТ", а также определяет взаимодействие и организационно-правовые отношения между участниками процесса сертификации (головным научно-методическим центром и головными организациями, органом по сертификации, испытательной лабораторией, заказчиками и разработчиками информационно-программных средств в сфере образования).

Настоящий документ (далее - Порядок) распространяется на высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, центры и другие организации, входящие в систему Минобразования России.

1. Основные положения

1.1. Цель сертификации ИПС в сфере образования

Сертификация продукции, одним из видов которой являются ИПС, имеет своей целью проведение независимой и технически компетентной экспертизы показателей качества на соответствие заранее определенным техническим требованиям (международным, государственным и отраслевым стандартам, нормативно-техническим документам и др.). Установленное в процессе испытания ИПС соответствие показателей качества продукции техническим требованиям является основанием для выдачи сертификата соответствия.

Конечной целью сертификации ИПС в сфере образования является обеспечение качества и эффективности процесса обучения на основе применения ИПС, разработанных с учетом требований отраслевых стандартов и нормативно-технических документов и прошедших обязательную или добровольную сертификацию в отраслевом органе по сертификации.

1.2. Предпосылки сертификации ИПС в сфере образования

Правовой основой для проведения сертификации ИПС в сфере образования являются: Законы Российской Федерации:

"О сертификации продукции и услуг",

"О стандартизации",

"О защите прав потребителей",

"Об информации, информатизации и защите информации",

"О государственной тайне".

Национальные и международные стандарты:

ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения,

ГОСТ Р 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения,

ГОСТ Р ИСО 9126-93. Информационные технологии. Оценка продукции программного обеспечения. Характеристики качества и руководящие положения по их применению,

ISO/IEC. 12119:1994. Информационные технологии. Требования к качеству и тестирование.

1.3. Структура отраслевой системы сертификации ИПС в сфере образования

Структура отраслевой системы сертификации ИПС в сфере образования включает следующих участников:

головной научно-методический центр по сертификации информационно-программных средств учебного назначения в сфере высшего образования;

головные организации по разработке согласованной политики в области сертификации ИПС в сфере образования - МГТУ "Станкин", Институт информатизации образования (ИНИНФО);

орган (отраслевой) по сертификации;

испытательные лаборатории (ИЛ);

разработчиков и заказчиков ИПС (организации и частные лица).

В соответствии с приказом Минобразования России от 28 мая 1997 г. N 1038 "О назначении головных организаций для разработки согласованной политики в области сертификации и закреплении функций головного научно-методического центра по сертификации информационно-программных средств учебного назначения" в системе Министерства назначены две головные организации:

в сфере профессионального образования - МГТУ "Станкин" (ректор Соломенцев Ю.М., адрес: 101472, Москва, Вадковский пер., д.За, тел.: (095) 973-11-51, факс: (095) 973-39-52, E-mail: bmp@stancnit.msk.su HTTP:- //WWW.STANKIN.RU).

Кроме того, за МГТУ "Станкин" закреплены функции головного научно-методического центра по сертификации ИПС в сфере высшего образования;

в сфере общего образования - Институт информатизации образования (директор Ваграменко Я.А., адрес: 103031, Москва, ул.Рождественка, д.6/20, тел.: (095) 928-87-14, факс: (095) 952-29-69, E-mail: master@infedu.msk.su).

Для реализации процедуры сертификации ИПС в сфере образования аккредитованы:

отраслевой орган по сертификации средств информатизации в сфере образования (аттестат аккредитации системы "РОСИНФОСЕРТ" N РОСИ.А115.643.1001: руководитель Позднеев Б.М., адрес: 101472, Москва, Вадковский пер., д. За, тел.: (095) 973-11-51, факс: (095) 973-39-52, E-mail: bmp@stancnit.msk.su HTTP:// WWW.STANKIN.RU);

независимая технически компетентная испытательная лаборатория на базе Московского специализированного центра новых информационных технологий МГТУ "Станкин" (аттестат аккредитации системы "РОСИНФОСЕРТ" N PINC.RU.210004; руководитель Поляков С.Д., адрес: 101472) Москва, Вадковский пер., д.За, тел.: (095) 973-10-56, факс: (095) 973-39-52, E-mail: vvv@stancnit. msk.su HTTP://WWW.STANKIN.RU);

независимая технически компетентная испытательная лаборатория на базе Воронежского областного центра новых информационных технологий Воронежского государственного технического университета (аттестат аккредитации системы "РОСИНФОСЕРТ" N PINC.RU.210007; руководитель Юрасов В.Г., адрес: 394000, г.Воронеж, ул.Плехановска, д.11, к.10, тел.: (073-2) 56-00-88, факс: (073-2) 77-92-12, E-mail: yurasov@vpicnit.msk.su);

независимая технически компетентная испытательная лаборатория на базе Башкирского республиканского центра новых информационных технологий Уфимского государственного авиационного технического университета (аттестат аккредитации системы "РОСИНФОСЕРТ" N РОСИ.А115.643.21002; руководитель Мартынов В.В., адрес: 450025, г.Уфа. ул.К.Маркса, д.12, тел.: (347-2) 23-08-22, факс: (347-2) 51- 20-48, E-mail: mvv@cnit.ugatu.ac.ru).

Примечание. В течение 1998 года сеть испытательных лабораторий будет расширена за счет аккредитации независимых технически компетентных лабораторий в гг.Петрозаводске, Тамбове и др.

2. Процедура сертификации ИПС в сфере образования

Процедура сертификации ИПС в сфере образования включает следующие основные этапы:

2.1. Оформление заявки на проведение работ по сертификации (от имени организации-разработчика ИПС) в отраслевой орган по сертификации и головной научно-методический центр по сертификации ИПС в сфере образования (приложение к Порядку).

2.2. Рассмотрение заявки в отраслевом органе по сертификации и головном научно-методическом центре по сертификации ИПС в сфере образования на предмет определения возможности и порядка сертификации продукции (срок - в течение одного месяца).

2.3. Экспертиза тестового образца ИПС в отраслевом органе по сертификации. Разработка временных технических условий (ВТУ) и порядка проведения испытаний в конкретной испытательной лаборатории (срок - в течение полутора месяцев).

2.4. Проведение испытаний тестового образца ИПС в испытательной лаборатории в соответствии с утвержденным порядком испытаний (утверждается в органе по сертификации) и ВТУ на заданный класс ИПС в сфере образования (срок - в течение одного месяца).

2.5. Оформление протокола испытаний тестового образца ИПС и передача его в отраслевой орган по сертификации (срок - в течение недели).

2.6. Экспертиза результатов испытаний тестового образца ИПС и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (срок - в течение месяца).

2.7. Оформление сертификата и лицензии на применение знака соответствия с регистрацией сертификата в реестрах отраслевого органа по сертификации и головного научно-методического центра по сертификации ИПС в сфере образования.

2.8. Инспекционный контроль качества сертифицированной продукции (один раз в год). Приведенная процедура распространяется на средства информационных технологий в рамках обязательной и добровольной сертификации.

Примечание. Решение об отраслевой сертификации средств информационных технологий в сфере образования принимается головным научно-методическим центром с учетом требований Перечня разрабатываемых и выпускаемых в сфере образования информационно-программных средств, подлежащих отраслевой сертификации.

3. Порядок оплаты работ по сертификации

В случае принятия решения об обязательной сертификации ИПС в сфере образования затраты на проведение сертификации предусматриваются в смете расходов на создание продукта и согласовываются с головным научно-методическим центром и отраслевым органом по сертификации.

В случае добровольной сертификации оплата работ по испытаниям и сертификации ИПС устанавливаются на договорной основе. Затраты на проведение работ по сертификации ложатся на организацию-разработчика, которая их оплачивает в рамках прямых договоров с отраслевым органом по сертификации и испытательной лабораторией.

Приложение
к Порядку проведения
сертификации ИПС
в сфере образования
 

Образец заявки
Бланк организации
                                     Московский государственный
                                    технологический университет
                                    "Станкин" (МГТУ "Станкин"),
                                          Орган по сертификации
                                         средств информатизации
                                            в сфере образования
                                    Руководителю Позднееву Б.М.
                              _________________________________
                          101472, Москва, Вадковский пер., д.За
 
                           Заявка
  на проведение сертификации информационно-программного средства
                   учебного назначения
 
Организация-заявитель: ___________________________________________
                               (название организации-заявителя)
                       ___________________________________________
Руководитель:          ___________________________________________
                                (фамилия, имя, отчество)
Адрес:                 ___________________________________________
                    ___________________________________________
  Организация-заявитель просит     провести        сертификацию
информационно-программного средства учебного назначения:
     программное средство  для  построения  и анализа многозвенных
механизмов _______________________________________________________
                           (название ИПС)
  Вид сертификации:
  добровольная,   на   соответствие    требованиям    временных
технических условий ______________________________________________
                           (добровольная, обязательная)
  Заявитель  обязуется  оплатить  все  расходы  по   проведению
сертификации в рамках договора с органом по сертификации.
     Дополнительные  сведения:  Программное средство рекомендуется
для   обучения   студентов   машиностроительных    вузов   основам
конструирования и расчета механизмов.
 
                Ректор                    /                   /
М.П.               Главный бухгалтер         /                   /

Приложение 3
к приказу Минобразования РФ
от 22 сентября 1998 г. N 2409

ПЕРЕЧЕНЬ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ И ВЫПУСКАЕМЫХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТРАСЛЕВОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Сертификации в отраслевой системе сертификации подлежат информационно-программные средства (ИПС) в следующих случаях:

1. Целевой разработки или выпуска (производства) за счет средств федерального бюджета ИПС для последующего использования в вузах и других организациях Минобразования России, в том числе:

1.1. Программные средства управления базами данных (код ОКП 501200).

1.2. Программные средства интерфейса и управления сетями и коммуникациями (код ОКП 501400).

1.3. Программные средства организации и обслуживания вычислительного процесса (код ОКП 501500).

1.4. Программные средства для автоматизации разработки по CASE-технологии (код ОКП 501600).

1.5. Программные средства защиты информации (код ОКП 501800).

1.6. Прикладные программные средства для научных исследований (код ОКП 503000).

1.7. Прикладные программные средства для проектирования (код ОКП 504000).

1.8. Прикладные программные средства для автоматизированных систем управления (код ОКП 505000).

1.9. Прикладные программные средства для финансово-экономической деятельности (код ОКП 506000).

1.10. Прикладные программные средства для обучения (код ОКП 507000).

1.11. Программно-информационные продукты (код ОКП 508000).

2. Рекомендации для широкого применения в сфере образования ИПС учебного назначения 50 класса по классификации ОКП "Прикладные программные средства для обучения (507000)" и "Программноинформационные продукты (508000)," являющиеся коммерческой продукцией или созданные на инициативной основе в вузах и других организациях Минобразования России.