Решение ФАС РФ от 27.08.2019 N 223ФЗ-868/19

"О признании жалобы обоснованной: оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, что нарушает требования ч. 12 ст. 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 27.08.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2019 г. N 223ФЗ-868/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "ПА" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

рассмотрев жалобу ООО "ПА" от 22.08.2019 N 8/19-01, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России б/н б/д, на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку многофункциональных устройств (извещение N 31908145877), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "ПА" (далее - Заявитель) от 22.08.2019 N 8/19-01, направленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России б/н б/д, на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" (далее - Оператор) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку многофункциональных устройств (извещение N 31908145877) (далее - Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд СПб ГУП "ПБ" (далее - Положение о закупке).

Согласно Документации, заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.roseltorg.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://www.roseltorg.ru, регулируются Регламентом специализированной торговой секции для проведения закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства АО "Е", утвержденным Генеральным директором АО "Е" Е. (далее - Регламент).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.07.2019;

2. начальная (максимальная) цена договора - 15 000 000 рублей;

3. дата окончания подачи заявок - 15.08.2019;

4. на участие в Аукционе подано - 2 заявки;

5. к участию в Аукционе допущено - 2 заявки;

6. дата проведения Аукциона - 23.08.2019;

7. дата подведения итогов - 28.08.2019.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем заявка Заявителя неправомерно возвращена Оператором по причине возникновения ошибки при блокировании денежных средств, необходимых для обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям ЕИС датой и временем окончания подачи заявок на участие в Аукционе является 15.08.2019 в 12:00 (по московскому времени).

Вместе с тем, в составе жалобы Заявителем представлена выписка со специального счета Заявителя, согласно которой в период с 05.08.3019 по 19.08.2019 на счете Заявителя зафиксированы денежные средства в размере 441 328,25 рублей.

Согласно пункту 6.1 Документации обеспечение заявки составляет 285 000 рублей.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что 15.08.2019 при блокировании денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе произошла ошибка. Блокирование денежных средств для обеспечения заявки Оператором не осуществлено, в следствие чего, заявка Заявителя отклонена Оператором.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, что нарушает требования части 12 статьи 3.3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "ПА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 22.08.2019 N 8/19-01, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России б/н б/д, на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" (ИНН:7707704692; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку многофункциональных устройств (извещение N 31908145877) обоснованной.

2. Признать в действиях АО "Е" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 27.08.2019 N 223ФЗ-868/19.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.