Решение ФАС РФ от 19.08.2019 по делу N 19/44/105/2230

"О признании жалобы необоснованной: документация об аукционе не противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установление дополнительных требований в проекте государственного контракта обусловлено потребностью заказчика и не противоречит положениям Закона"
Редакция от 19.08.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2019 г. по делу N 19/44/105/2230

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Республики Бурятия "У" (далее - Заказчик), "Р" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Т" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение общестроительных работ на объекте "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера г. Улан-Удэ. II очередь строительства. 2 пусковой комплекс - Лечебно-лабораторный корпус со стационаром на 150 коек". Специальные работы. Инженерные сети (номер извещения 0102200001619003484) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) проектно-сметная документация размещена не в полном объеме;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно осуществлено разделение лота по выполнению строительных работ на одном объекте путем проведения двух закупок, в связи с чем, документация об Аукционе содержит неисполнимые условия реализации государственного контракта, а также ненадлежащие дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99);

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено положение о том, что результатом выполненной работы по контракту, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства;

4. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о закупке ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 13.08.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 773 709 139 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.08.2019;

5) источник финансирования - республиканский бюджет, КБК - 00000000000000000510.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в единой информационной системе в ЕИС проектно-сметная документация размещена не в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Частью 12 статьи 48 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень разделов, включаемых в состав проектной документации объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" установлены требования к составу разделов проектной документации и к содержанию этих разделов.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком разработана проектно-сметная документация, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы от 23.12.2010 N 03-1-4-0131-10 (далее - Положительное заключение).

При этом, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что проектно-сметная документация размещена в ЕИС в полном объеме.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно осуществлено разделение лота по выполнению строительных работ на одном объекте путем проведения двух закупок, в связи с чем, документация об Аукционе содержит неисполнимые условия реализации государственного контракта, а также ненадлежащие дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Положения государственного контракта содержат следующие положения: "11.2 Генподрядчик обязан принять Строительную площадку по акту приема-передачи Строительной площадки (приложение N 3 к контракту) для чего направить своего представителя на Строительную площадку для подписания акта.

11.5. Генподрядчик несет всю полноту ответственности за соблюдение требований по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды, безопасность строительных работ, а также выполнение различного рода требований административного характера, установленных нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации и иных обязательных требований на территории Строительной площадки. Предписания контролирующих органов об устранении нарушений требований безопасности, иных обязательных требований выполняются силами и за счет Генподрядчика.

11.9. При предоставлении доступа на Строительную площадку Генподрядчик обязан контролировать соблюдение лицами, которым предоставлен такой доступ, правил безопасности, обеспечить таких лиц средствами индивидуальной защиты, выделить сопровождающего.

11.10. Генподрядчик обязан обеспечить содержание Строительной площадки в соответствии с требованиями Технической документации, а также требованиями нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе оборудование Строительной площадки временными коммуникациями, сооружениями, сетями электроснабжения, освещения, водопровода, канализации; обеспечение регулярной уборки территории Строительной площадки и пятиметровой прилегающей зоны в соответствии с требованиями, установленными органами местного самоуправления, соблюдение гигиенических требований, включая организацию санитарно-бытовых помещений; размещение указателей, предупреждающих табличек, знаков и пр.

11.12. Расходы по снабжению Строительной площадки коммунальными ресурсами (включая расходы по снабжению Строительной площадки электроэнергией, теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением) до подписания сторонами акта приемки объекта капитального строительства несет Генподрядчик".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком в ЕИС размещены два извещения: о проведении Аукциона, а также о проведении электронного аукциона с номером извещения 0102200001619003483 на выполнение "общестроительных работ на объекте "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера г. Улан-Удэ. II очередь строительства. 2 пусковой комплекс - Лечебно-лабораторный корпус со стационаром на 150 коек". Специальные работы. Инженерные сети", что обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям законодательства о контрактной системе.

По итогам проведения аукционов будут заключены два самостоятельных контракта, согласно которым генеральному подрядчику, Заказчиком будет передана строительная площадка для выполнения работ по контракту.

При этом, согласно пункту 4.2.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Государственный заказчик обязан 4.2.1 предоставить Генподрядчику Строительную площадку для организации и выполнения Работ в порядке, оказывать Генподрядчику содействие при исполнении Контракта, в том числе представлять по обоснованному запросу Генподрядчика разъяснения относительно выполнения Работ, документы и иную информацию, имеющуюся в распоряжении Государственного заказчика и относящуюся к Работам в объеме и в порядке, предусмотренных Контрактом".

При этом, согласно пункту 4.4.17 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Генеральный подрядчик обязан 4.4.17 взаимодействовать с представителями Государственного заказчика и иными лицами, привлеченными Государственным заказчиком, и согласовывать с ними относящиеся к их компетенции вопросы, в том числе касающиеся хранения и использования материалов, изделий, конструкций и оборудования, порядка проведения Работ, осуществлять координацию выполнения указанных действий с выполнением Работ по Контракту".

Таким образом, согласно пояснениям представителей Заказчика, положения пунктов 11.2, 11.5, 11.9, 11.10, 11.12 проекта государственного контракта документации об Аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.

Кроме того, согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно осуществлено разделение лота по выполнению строительных работ на одном объекте путем проведения двух закупок, в связи с чем, документация об Аукционе содержит ненадлежащие дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;

не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.

Разделом 13 документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки - в соответствии с Постановлением Правительства N 99:

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции республиканского онкологического диспансера с начальной (максимальной) ценой контракта - 773 709 139 рублей.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено положение о том, что результатом выполненной работы по контракту, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства.

В соответствие с пунктом 1.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе: "Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструируемый объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструируемого объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установление вышеуказанного условия в проекте государственного контракта документации об Аукционе обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о закупке ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению.

Согласно пункту 12.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе: "12.7 Моментом исполнения обязательств Генподрядчика по выполнению работ согласно настоящему Контракту считается факт передачи результатов выполненных работ Государственному заказчику, подтвержденный актом приемки объекта капитального строительства. Акт приемки объекта капитального строительства подписывается в течение 3 рабочих дней с момента приемки объекта капитального строительства".

При этом, согласно пункту 5.7.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Окончательный расчет производится Государственным заказчиком в следующем порядке: - оставшаяся стоимость 5% объемов работ от цены контракта оплачивается Государственным заказчиком, за вычетом ранее выплаченного аванса (п. 5.7.1, 5.8 контракта) путем перечисления денежных средств на расчетный счет Генподрядчика в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента подписания сторонами акта приемки объекта капитального строительства по форме приложения N 8 к контракту и выставления Генподрядчиком итогового счета".

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установление в документации об Аукционе указанного порядка оплаты работ обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям статьи 34 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

Признать жалобу ООО "С" необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.