Решение ФАС РФ от 12.08.2019 по делу N 19/44/105/2169

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 12.08.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2019 г. по делу N 19/44/105/2169

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Н" (далее - Заявитель) на действия Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее -Заказчик), Департамента закупок для муниципальных нужд города Курска (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, используемых при эксплуатации объектов уличного освещения города Курска (номер извещения - 0144300004019000407) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В конкурсной документации ненадлежащим образом установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование о необходимости передачи данных по беспроводному каналу связи LowRawaN без возможности предоставления эквивалента;

3. Проект государственного контракта Конкурсной документации не содержит условий в соответствии с пунктами 13, 14, 16 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее Постановление Правительства N 636);

4. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к первой части заявок на участие в закупке;

5. В Конкурсной документации неправомерно не установлены условия и ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 968), а также условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.07.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 985 208 462,97 рубля;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.08.2019;

5) Источник финансирования - средства бюджета города Курска; КБК - 907050307001С1434244 на 2020 - 2027;

6) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок - 07.08.2019;

7) дата подачи окончательных предложений - 09.08.2019;

8) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 12.08.2019.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

В связи с тем, что контроль обоснованности проведения закупок осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.

2. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о необходимости передачи данных по беспроводному каналу связи LowRawaN, являющемуся товарным знаком, без возможности предоставления эквивалента.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Техническим заданием Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование: "Контроллер управления": "1.3 Передача данных по беспроводному каналу связи LoRaWAN".

На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что LoRaWAN является протоколом управления доступом, использующий для идентификации MAC адрес для передачи и управления сообщениями между Сетевым Сервером LoRaWAN и конечным устройством и не является товарным знаком или указанием на производителя, знак обслуживания, фирменное наименование, который используется в производстве приборов инфраструктуры, в том числе контроллеров.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, проект государственного контракта Конкурсной документации не содержит условий в соответствии с пунктами 13, 14, 16 Постановления Правительства РФ 636.

В соответствии с частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Пунктами 13, 14, 16 Постановления Правительства РФ 636 установлены в том числе следующие требования содержанию энергосервисных договоров (контрактов):

"13. Определение сроков оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту, которые должны составлять 5 - 30 дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который осуществляются расчеты. Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии.

14. Заключение контракта в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.

В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий.

16. Включение следующих обязанностей заказчика: предоставление актуальных сведений об объекте, в том числе о количестве объектов (зданий), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, в отношении которого планируется осуществлять мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий;

надлежащее содержание и обслуживание объекта, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий;

обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов;

осуществление допуска представителей исполнителя на объект, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий;

предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров купли-продажи и поставки энергетического ресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта".

На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с требованиями пункта 13 Постановления Правительства РФ 636 проект государственного контракта Конкурсной документации содержит следующие положения: "пункт 2.9 проекта контракта: Сроки периодов достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии (доли размера плановой экономии) - ежемесячно. Этапность достижения долей экономии (под которыми в целях настоящего Контракта понимаются показатели размера экономии последовательно за каждый календарный месяц до истечения срока действия настоящего Контракта) определяется в Календарном плане достижения экономии (Приложение N 3 к настоящему Контракту). Начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии - первый календарный месяц (первый отчетный период), следующий за календарным месяцем, в котором Сторонами подписан Акт приемки выполненных ЭЭМ. Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии - последний календарный месяц (последний отчетный период) достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии, по истечении 7 (семи) лет от начального срока достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии".

Таким образом, согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа, в проекте государственного контракта Конкурсной документации, а именно в пунктах 3.8 - 3.9 указаны сроки приемки выполненных услуг, а в пункте 3.10 срок оплаты выполненных и принятых услуг, который соответствует пункту 13 постановления Правительства РФ N 636.

Кроме того, согласно пояснениям Представителя Уполномоченного органа проект государственного контракта содержит следующие положения в соответствии с требованиями пунктов 14, 16 Постановления Правительства РФ 636: "2.2. Заказчик предоставляет Исполнителю актуальные сведения об Объекте энергосервиса, в том числе о количестве трансформаторных подстанций (ТП), комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных пунктов (РП), их адресах (местонахождении), дате постройки, наличии приборов учета электрической энергии, количестве и технических характеристиках осветительных приборов (тип, установленная мощность, и т.д.); иных технических характеристиках оборудования, потребляющего электрическую энергию, в отношении которого планируется осуществлять мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, времени работы осветительных приборов в базовом периоде (количество часов горения); количестве неработающих осветительных приборов; уровне освещенности территорий в месте нахождения Объекта энергосервиса; автоматизированных системах, установленных на Объекте энергосервиса; неучтенных энергопотребляющих объектах, запитанных от Объекта энергосервиса; иную информацию, необходимую Исполнителю для выполнения обязательств по Контракту, являющиеся основанием для разработки Технического задания к Контракту (Приложение N 1) и включаются в его состав.

Заказчик подтверждает, что на дату заключения настоящего Контракта он предоставил Исполнителю все имеющиеся у него достоверные сведения об Объекте энергосервиса.

6.2.4. Заказчик обязан соблюдать согласованные Сторонами режимы и условия использования энергетических ресурсов Заказчиком, в том числе, соблюдать график работы наружного освещения в соответствии с Приложением N 8 к настоящему Контракту в течение всего срока действия Контракта".

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к первой части заявки на участие в закупке.

Согласно части 4 статьи 54.3 Закона контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлены требования к составу первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме.

На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что пунктом 36 информационной карты Конкурсной документации установлены, в том числе требования к составу первой части заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

5. В Конкурсной документации неправомерно не установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968, а также условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации в соответствии с Приказом N 126н.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что объектом закупки является оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, используемых при эксплуатации объектов уличного освещения города Курска.

Код позиции по КТРУ (ОКПД2) - 35.13.10.000 - Услуги по распределению электроэнергии.

Вышеуказанный код в перечень отдельных видов товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства N 968, а также в перечень товаров, включенных в Приказ N 126н не входит.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

6. Решением Комиссии ФАС России от 08.08.2019 по делу N 19/44/105/2150 в действиях Заказчика. Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, вырезавшееся в установлении в Конкурсной документации неправомерного требования о необходимости передачи данных по беспроводному каналу связи LowRawaN, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к однозначному выводу о том, что использование исключительно канала связи "LoRaWAN" позволит обеспечить взаимодействия с раннее установленным оборудованием, и используемым Заказчиком.

Вместе с тем, ввиду отсутствия информации о нарушении прав третьих лиц, Комиссии не представлялось возможным сделать вывод о том, что вышеуказанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика), в связи с чем предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавалось.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "Н" необоснованной.

2. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод АО "Н" в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.

3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

4. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения 08.08.2019 по делу N 19/44/105/2150 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.