Решение ФАС РФ от 02.08.2019 по делу N 19/44/105/2110

"О признании жалобы обоснованной: действия оператора электронной площадки противоречат ч. 13 ст. 24.1, нарушают ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ"
Редакция от 02.08.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2019 г. по делу N 19/44/105/2110

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ЗА" (далее - Заявитель) на действия ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении МБОУ "Н" (далее - Заказчик), аукционной комиссией МБОУ "Н" (далее - Аукционная комиссия), МКУ "Ц" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Н" (демонтажные работы) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0848300045419000769) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 31.07.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 02.08.2019.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС 27.06.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 41 387 394,91 рубля;

4) источник финансирования - бюджет Московской области, бюджет Одинцовского муниципального района Московской области;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.07.2019;

6) на участие в Аукционе подана 6 заявок от участников закупки;

7) на участие в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки;

8) дата проведения Аукциона - 26.07.2019;

9) в период проведения Аукциона 2 участника закупки подавали предложения о цене контракта;

10) победителем Аукциона признано ООО "ЗБ" с минимальным предложением о цене контракта 40 973 520,95 рублей.

Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе в связи с отсутствием в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.

В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

Частью 5 статьи 24.2 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Согласно части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

В соответствии с частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику аукциона, в том числе, в случае отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупки, в отношении участников которой заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.07.2019 в 10:00.

Согласно пункту 16 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено дополнительное требование в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99.

Пунктом 24 информационной карты документации об Аукционе установлено, что документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99 должны содержаться в составе второй части заявки на участие в Аукционе.

Вместе с тем, Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменении в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в Закон о контрактной системе, согласно которым с 01.07.2019 в случае, если установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то подача заявок осуществляется только участниками, включенными оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников (проверку квалификации осуществляет оператор электронной площадки).

Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона N 0848300045419000769 размещено в ЕИС 27.06.2019.

На заседании Комиссии установлено, 08.07.2019 по решению Заказчика были внесены изменения в документацию об Аукционе. При этом, порядок предоставления документов в отношении соответствия дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства N 99 остался прежним, действующим на дату размещения извещения об Аукционе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что к указанным отношениям применяется порядок предоставления информации, подтверждающей соответствие участника дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства N 99, установленный Законом о контрактной системе в редакции до 01.07.2019, а именно что документы, предусмотренные Постановлением Правительства N 99 предоставляются участниками в составе второй части заявки на участие в Аукционе.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что комиссией по контролю в сфере закупок Московского областного УФАС России рассмотрена жалоба ООО "С" на действия Заказчика. По результатам рассмотрения вынесено решение от 29.07.2019 по делу N 50/06/24810эп/19 (далее - Решение) о признании жалобы частично обоснованной. В действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

На основании Решения выдано предписание от 29.07.2019 по делу N 50/06/24810эп/19 (далее - Предписание) об устранении нарушений Закона о контрактной системе, в котором предписано Заказчику в том числе привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения 29.07.2019 N 50/06/24810эп/19 и назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.

Таким образом, действия Оператора электронной площадки противоречат части 13 статьи 24.1 и нарушают часть 12 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "ЗА" обоснованной.

2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Московским областным УФАС России выдано предписание от 29.07.2019 по делу N 50/06/24810эп/19 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации, по данному делу предписание не выдавать.

4. Передать материалы от 02.07.2019 по делу N 19/44/105/2110 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.