Решение ФАС РФ от 12.08.2019 по делу N 19/44/105/2184

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 12.08.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2019 г. по делу N 19/44/105/2184

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ПАО "РА" (далее - Заявитель) на действия Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - Заказчик), Департамента закупок для муниципальных нужд города Курска (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, используемых при эксплуатации объектов уличного освещения города Курска (номер извещения - 0144300004019000407) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки на участие в закупке;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в плане-графике установлена недостоверная информация об объеме финансового обеспечения закупки;

3. Проект государственного контракта содержит положения, не соответствующие действующему законодательству о контрактной системе;

4. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;

5. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены требования к массогабаритным размерам светильников, свидетельствующие о соответствии совокупности требований к характеристикам товара продукции единственного производителя;

6. Конкурсная документации содержит излишние ненадлежащие требования к товарам, подлежащим поставке при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта.

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.07.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 985 208 462,97 рубля;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.08.2019;

5) Источник финансирования - средства бюджета города Курска; КБК - 907050307001С1434244 на 2020 - 2027;

6) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок - 07.08.2019;

7) дата подачи окончательных предложений - 09.08.2019;

8) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 12.08.2019.

1. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100 - балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.

Конкурсная документация содержит следующий порядок оценки заявок:

1) Предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту, а именно - предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 60%,

2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40%.

В рамках Критерия N 1 оценивается предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту, а именно - предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии.

При этом, согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации не установлено формы для предоставления участником закупки сведений, о предложении о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту.

На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что указанные сведения, а именно предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту, заполняются по форме N 4 Конкурсной документации.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в плане-графике установлена недостоверная информация об объеме финансового обеспечения закупки.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.

В связи с тем, что контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок осуществляется органами исполнительной власти, осуществляющими правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами, довод Заявителя в отношении объема финансового обеспечения закупки не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.

3. Согласно доводу Заявителя, проект государственного контракта Конкурсной документации содержит положения, не соответствующие действующему законодательству о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с часть 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Проект государственного контракта Конкурсной документации содержит в том числе следующие положения: "3.2. Размер экономии (доля размера экономии), достигнутый в результате исполнения Контракта, определяется как разница между объемом потребления Заказчиком электрической энергии за период, равный календарному периоду достижения предусмотренного в Контракте размера экономии (доли размера экономии), определенного до начала реализации ЭЭМ (базовый период), и объемом потребления Заказчиком электрической энергии, определенным после реализации Исполнителем ЭЭМ (отчетный период) с учетом изменения факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетических ресурсов.

Определение фактических объемов потребления электрической энергии на Объекте энергосервиса до и после реализации ЭЭМ за соответствующий календарный период в натуральном выражении, показателей достигнутой после реализации ЭЭМ экономии электрической энергии за соответствующий календарный период в натуральном выражении, осуществляется расчетно-измерительным способом в соответствии с Методикой на основании данных о времени работы системы наружного освещения в соответствии с утвержденным графиком работы системы наружного уличного освещения на соответствующий календарный год и ее мощности, без учета показаний приборов учета.

Определенные с применением Методики вышеперечисленные показатели фиксируются Сторонами в Дополнительном соглашении к Контракту (форма - Приложение N 8 к настоящему Контракту). Показатели достигнутой после реализации ЭЭМ экономии электрической энергии за соответствующий календарный период в натуральном выражении, зафиксированные в Приложении N 8, являются основанием для составления Актов о достигнутой экономии (форма - Приложение N 4) и расчетов по Контракту в течение всего срока действия Контракта.

При определении размера экономии, достигнутого в результате исполнения Контракта, учитываются факторы, влияющие на объем потребления энергетического ресурса.

Факторами влияющими на объем потребления энергетических ресурсов и учитываемых при определении размера экономии могут быть только изменение режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок, изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений, существенное изменение погодных условий - среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода".

На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что в пункте 6 Постановления Правительства N 636 указано, что определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов. И одним из способов, примененных для расчета является - расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении - относительно к до реализации исполнителем перечня мероприятий. Так же согласно пункту 7 указанного постановления Правительства такой же способ можно применить к порядку определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий. Базовый период - год (12 последовательных месяцев), по которому принят базовый уровень потребления, год, предшествующий году заключения Контракта. Фактическое потребление энергии - потребление электрической энергии объектом энергосервиса в отчетный период, определенное в соответствии с Методикой.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636.

Таким образом положения пункта 3.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, пункт 4.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации содержит следующие положения: "Календарный план достижения плановой экономии электрической энергии на Объекте энергосервиса на весь срок действия Контракта приведен в Приложении N 3 к настоящему Контракту и подлежит корректировке в Приложении N 8 к настоящему Контракту при определении показателей в соответствии с п. 3.2. настоящего Контракта".

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что указанное положение установлено в Конкурсной документации в соответствии с требованиями статьи 108 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с пунктами 5, 8 Постановления Правительства РФ N 636.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно отсутствует график выполнения работ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что в разделе 6 Конкурсной документации "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" имеется график работы системы уличного освещения города Курск в 2018 году (таблица 3).

При этом, согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа, положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 636 наличие в составе Конкурсной документации утвержденного и остающегося неизменным па протяжении всего срока действия энергосервисного контракта графика работы системы уличного освещения не предусмотрено.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены требования к массогабаритным размерам светильников, свидетельствующие о соответствии совокупности требований к характеристикам товара продукции единственного производителя, а именно ООО "М" Техническое задание Конкурсной документации содержит, в том числе таблицу N 1 "Массогабаритные и светотехнические требования к приборам освещения. Значения светового потока, тип кривой силы света (далее - КСС), потребляемой мощности, габаритные размеры, масса, степень защиты оболочки и тип КСС", содержащую, в том числе требования к габаритным размерам и массе светильников.

На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанным приложением установлены массогабаритные и светотехнические требования к приборам освещения, значения светового потока, тип КСС, потребляемой мощности, габаритные размеры, масса, степень защиты оболочки и тип КСС, в том числе, требования к габаритным размерам светильников формате "не более В х Ш х Д, мм". Таким образом, требования к габаритным размерам светильников не содержат конкретных размеров, а установлены на соответствие предельным значениям по критерию "не более", то есть имеют максимальный показатель.

При этом, согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа, установление вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика с целью обеспечения надежности конструкций установок уличного освещения при неблагоприятных климатических условиях, в том числе при порывах ветра, а также в создании единого облика городской среды и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, представители Уполномоченного органа на заседании представили документы и сведения, подтверждающие, что установленной в Конкурсной документации совокупности требований к габаритным размерам и массе светильников, соответствует продукция как минимум трех различных производителей, так, например светильнику с требованиями по массе "не более 16" и габаритным размерам "не более 188 х 410 х 956" соответствует продукция "LEDEL Superstreet 250", "GALAD Волна LED", "Лед Эффект KEDR СКУ 270" и другие.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

6. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная документации содержит излишние ненадлежащие требования к товарам, подлежащим поставке в рамках исполнения государственного контракта.

Техническое задание Конкурсной документации содержит в том числе следующие требования: "Светильники должны быть работоспособны при динамическом воздействии пыли. Наружные части светильников, подвергающиеся динамическому воздействию пыли, должны быть устойчивы к абразивному воздействию кварцевого песка с размерами частиц не более 224 мкм, летящих со скоростью, не менее чем 15 м/с. Светильник должен быть укомплектован внешним питающим кабелем длиной 6 м ПРКС 3Х0,75 круглого сечения с 3-мя монолитными жилами сечением не менее 0,75 мм2".

Представители Уполномоченного органа на заседании комиссии пояснили, что установление вышеуказанных требований к товарам, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

7. Решением Комиссии ФАС России от 08.08.2019 по делу N 19/44/105/2150 в действиях Заказчика. Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Конкурсной документации неправомерного требования о необходимости передачи данных по беспроводному каналу связи LowRawaN, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к однозначному выводу о том, что использование исключительно канала связи "LoRaWAN" позволит обеспечить взаимодействия с раннее установленным оборудованием, и используемым Заказчиком.

Вместе с тем, ввиду отсутствия информации о нарушении прав третьих лиц, Комиссии не представлялось возможным сделать вывод о том, что вышеуказанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика), в связи с чем предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавалось.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ПАО "РА" необоснованной.

2. В соответствии с частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе довод ПАО "РА" в отношении объема финансового обеспечения закупки оставить без рассмотрения.

3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

4. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения 08.08.2019 по делу N 19/44/105/2150 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.