Решение ФАС РФ от 27.09.2019 по делу N 19/44/99/485

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ"
Редакция от 27.09.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2019 г. по делу N 19/44/99/485

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 20.06.2019 N 808/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ПАО "М" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком закупки у единственного поставщика на право заключения контракта на оказание услуг телефонной связи (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100007119000024) (далее - Закупка у единственного поставщика), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 20.06.2019 N 808/19,

установила:

В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Закупки у единственного поставщика.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2. Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении Закупки у единственного поставщика с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки у единственного поставщика Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 08.07.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Закупка у единственного поставщика;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 300 000 рублей;

4) 15.07.2019 Заказчиком заключен государственный контракт N 48Ю-00675/19-860Д/54ГК (номер реестровой записи 1770852516719000014) с ПАО "Р" по цене - 1 300 000 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), а также услуг центрального депозитария.

Согласно извещению о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя) объектом закупки является оказание услуг телефонной связи.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Перечень услуг общедоступной электросвязи утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" (далее - Перечень) (далее - Постановление Правительства N 637), является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Так, к услугам общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относится, в том числе: "5. Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи".

Таким образом, услуги, подлежащие оказанию в ходе исполнения государственного контракта, согласно пункту 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства N 637 относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Вместе с тем, согласно доводу жалобы Заявителя, в соответствии с пунктом 2 "Описание услуги" Технического задания (Приложение N 1 к Государственному контракту) в состав услуг входит предоставление в возмездное пользование оборудования - позиции 2 и 3, а именно - предоставление в пользование SIP-аппаратов, что, по мнению Заявителя исключается возможность осуществления закупки неконкурентным способом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку услуги по предоставлению оборудования в аренду в Перечне отсутствуют, и соответственно, не относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является оказание услуг телефонной связи, вместе с тем, услуги по предоставлению вышеуказанного оборудования неразрывно связаны предоставлением услуг связи, и аппараты, предоставляемые в рамках исполнения государственного контракта предназначены для осуществления защищенного соединения, в связи с чем, установление вышеуказанных требований не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе обращения не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу, что действия Заказчиком неправомерно выбран определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении Закупки у единственного поставщика с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент публикации извещения, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением осуществления закупки заказчиками, включенными в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 2 статьи 84 Закона о контрактной системе).

На заседании Комиссии установлено, что извещение размещено в ЕИС 08.07.2019 г., Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Государственный контракт N 48Ю-00675/19-860Д/54ГК на оказание услуг телефонной связи заключен 15.07.2019 г.

При этом дата начала исполнения контракта указана 01.01.2019 г. Согласно п. 1.4. Государственного контракта N 48Ю-00675/19-860Д/54ГК от 15.07.2019 г. - срок оказания услуг с 1 января 2019 г.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении Закупки у единственного поставщика с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе, что нарушает часть 2 статьи 93 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку сведений, подтверждающих нарушение прав заинтересованных лиц на дату проведения проверки не представлено.

3. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

На заседании Комиссии Представитель Заказчика представил акты выполненных работ N 841901/50/0481281, 841901/50/0542204, 841901/50/0542202, 841901/50/0542200, 841901/50/0542198, 841901/50/0542196, 841901/50/0542192 от 15.07.2019, вместе с тем установлено что указанные акты не размещены Заказчиком ЕИС.

Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку сведений, подтверждающих нарушение прав заинтересованных лиц на дату проведения проверки не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 20.06.2019 N 808/19, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 93, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.09.2019 N 19/44/99/485 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.